Научно - исследовательская работа Полосатые сластены 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Направление «Биология»


«Полосатые сластёны»



Выполнила: ученица 3 «Г» класса

ГБОУ СОШ №2

п.г.т. Усть - Кинельский

г.о. Кинель

Писарева Софья

Научный руководитель:

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №2 п.г.т. Усть - Кинельский г.о. Кинель

Самойленко Татьяна Николаевна







п.г.т. Усть - Кинельский

2015



Содержание:


  1. Введение. Стр.3

  2. Постановка проблемы. Стр.3

  3. Цель исследования. Задачи. Стр.3

  4. Основная часть:

    1. Глава 1. Жизнь пчел. Стр.4-6

    2. Глава 2.Польза от пчёл и продукты их жизнедеятельности. Стр.6-8

    3. Глава 3. Вывод. Стр.9

  5. Практическая часть. Стр.10

  6. Приложение. Стр.11-13

  7. Список использованных источников и литературы. Стр.14
















Введение
Постановка проблемы. Часто в речи людей слышим фразы: «Трудится как пчела», «Ленив как трутень», «Шумно как в пчелином улье» и я задумалась, почему жизнь людей сравнивают с жизнью пчёл? Ведь внешне человек и насекомое не очень похожи? Может быть, дело в их поведении? Поэтому я решила изучить жизнь пчёл, их поведение и деятельность. Изучив необходимую литературу, побеседовав со взрослыми (мой дядя - пчеловод) и учителем, я узнала какими бывают пчёлы, чем занимаются и какую пользу приносят людям.
Предмет исследования: пчёлы, их поведение, деятельность, польза для человека.
Цель: изучить жизнь пчёл, их поведение, взаимоотношения и деятельность
Задачи:

  1. Изучить литературу о жизни пчёл.
  2. Узнать какие пчёлы бывают, и чем они занимаются.
  3. Какую пользу приносят людям.
Методы:
  • Изучение научно-популярной литературы
  • Поиск информации в интернете
  • Создание презентации
Продукт исследовательской работы: презентация «Полосатые сластёны» для уроков по окружающему миру и внеурочной деятельности в начальной школе.

Основная часть

Глава 1. Жизнь пчел


Оказывается, пчёлы - древнейшие обитатели нашей планеты. Они существовали на Земле уже 60 миллионов лет назад до появления первобытного человека. В Испании найден древний памятник, изображающий добычу человеком мёда. (см. приложение ) Я узнала, что пчёлы живут семьями. Семья пчел состоит из матери и ее детей. В большой пчелиной семье бывает 70-80 тысяч насекомых. Жизнь всех членов семьи зависит друг от друга. Глава и сердце семьи пчел - это матка. Без нее пчелиная семья существовать не может. Если матка в семье есть, то пчелы четко выполняют свои обязанности, их работа слаженна и организованна. Но стоит погибнуть матке, пчелы становятся растерянными и беспомощными. Они не летают за нектаром, не строят соты, не защищают гнездо от врагов. В улье нет порядка и чистоты, а пчелы бегают по нему бесцельно. Главная цель их работы - вырастить потомство, а без матки это невозможно. В семье существует равноправие. Даже для матки - главы семейства - нет исключения. Если она станет класть меньше яиц, пчелы сразу же заменят ее молодой, более плодовитой. Я решила выяснить, как много работает пчела. Оказалось, что на протяжении всей своей жизни пчела никогда не находится без дела и может поменять несколько «профессий».

Семья пчел разделена на две группы: одни хлопочут в улье (обычно молодые пчелы), другие собирают корм (пчелы среднего и старшего возраста, более сильные). Чем старше становится пчела, тем ответственнее ей доверяют работу.

Какие же «профессии» существуют у пчел? (см. приложение )

  1. Уборщицы. Самые молодые пчелы (3-4 дневные) чистят ячейки для личинок и нектара. Пчелы от природы чистюли. Они содержат себя и свой дом в чистоте, ограждая себя от болезней.
  2. Воспитательницы. Пчелы немного старше «уборщиц» заботятся о потомстве (личинках). Дают им молочко и обогревают их.
  3. Строительницы. Этим пчелам 2 недели от рождения. Они ремонтируют старые ячейки, строят новые, запечатывают воском ячейки с личинками и зрелым медом. У пчел-строительниц есть дополнительные обязанности: они принимают нектар у пчел-сборщиц, складывают его в свободные соты и перерабатывают мед. Кроме того, они утрамбовывают в ячейках цветочную пыльцу, смачивая ее медом.
  4. Охранницы (сторожа). Эти пчелы сторожат вход в улей, не пропускают чужих пчел (отличают их по запаху) и пчел, вернувшихся без нектара.
  5. Разведчицы и сборщицы меда (3-недельные пчелы). Их задача: отыскивать и собирать нектар и пыльцу. Пчела-разведчица ищет источник меда на расстоянии 2-3 км от улья. Возвращаясь обратно, пчела «танцует», это указывает всем остальным, где находится медоносный участок. Пчела - сборщица за день может совершить до 26 вылетов за нектаром. Каждый полет может длиться 2 часа. Чтобы собрать 1 кг мёда пчела должна взять нектар с 10 миллионов цветков и налетать 300 тысяч километров. Пчелиная семья может собрать за день 10-12 кг нектара, из которого получится 3-4 кг меда.
  6. Водоносы. Это дело поручают самым старым пчелам. Далеко от дома они не отлетают.
  7. Но в каждой семье есть трутни - мужская часть пчелиной семьи. Это неуклюжие, толстые существа, у которых нет жала, поэтому они не жалят. Они не трудятся как другие пчёлы, поэтому ленивых людей часто сравнивают с трутнями.
Для пчелиной семьи характерно не только четкое распределение труда между пчелами, но и коллективное выполнение работ. Группы состоят из пчел-ровесниц. Продолжительность жизни пчел зависит от их работы. Весной и летом, когда насекомые много работают, они живут 35 дней, а осенью, когда работы становится не так много, как летом, пчелы живут 40-45 дней. Родившиеся осенью пчелы живут 8-9 месяцев. Пчела умирает в полете. До последних мгновений она работает, трудится на благо семьи. Пчелы не только хорошо работают, но и помогают друг другу. С голодной пчелой любая делится кормом, даже последними крохами; сборщицу с ношей разгружают; что начала делать одна, продолжит другая, закончит третья пчела. Если 2-3 пчелы задержались на цветущей корзинке цветка и не успеют вернуться на ночь домой, они постараются объединиться и, прижавшись друг к другу и делясь нектаром, пробудут до утра. В этот момент для них не имеет значения даже то, что они из разных семей. Из всего вышесказанного можно сделать небольшой вывод: пчелиная семья - это мир большого труда, дисциплины и взаимопомощи.
Глава 2. Польза от пчёл и продукты их жизнедеятельности
Все знают, сколько пользы нам приносят пчёлы, их продукты жизнедеятельности - маточное молочко, мёд, воск, яд, прополис, цветочная пыльца - обладают массой целебных свойств. (см. приложение ) Мед - основной продукт пчеловодства. Мёд бывает разный. Мы выделили несколько разных сортов. Названия вы видите на слайде. Существует множество разновидностей меда:
  • Белоакациевый мед
  • Гречишный мед
  • Мед подсолнечный
  • Липовый мед
  • Полевой мед
  • Цветочный мед
  • Майский мед
  • Кипрейный мед
  • Мед из расторопши
  • Хлопчатниковый мед
  • Клеверный мед
  • Малиновый мед
  • Мед с донника
  • Шалфейный мед и другие.
В Древней Греции и Риме мед считали даром неба, пищей богов. По поверью греков, человеку он приносит мудрость, а поэтов и художников одаривает вдохновением. Мёд обладает большим количеством полезных свойств. Его применяют в медицине, косметологии, кулинарии и т.д. Воск - редкий по своим физическим и химическим свойствам материал. Он является прекрасным пластическим, изоляционным и водонепроницаемым материалом. Воск используют для изготовления различных красок, средств по ходу за изделиями из дерева и кожи, применяется в авиации, в электротехнике и радиотехнике, литейном производстве, металлургии, пищевой промышленности, медицине, парфюмерии, косметологии и т.д. Не случайно в далеком прошлом он выполнял роль денег, был мерой в торговле. Прополис - это пчелиный клей. Пчелы используют его для непроницаемости воды и воздуха в гнездо. Люди же используют прополис в медицине, ветеринарии, для изготовления лаков, которыми покрывают поверхность струнных музыкальных инструментов и деревянной посуды, изготовление пластмасс, в частности граммофонных пластинок. Прополис обладает свойством убивать некоторые вредные микроорганизмы. Его используют для лечения ран, ожогов, при обморожениях, применяют при туберкулезе легких, ангинах, заболеваниях кожи и др. Применяют его и при лечении животных. Маточное молочко - используется пчелами для кормления молодых личинок пчел, трутней и особенно маток. Имеет высокую биологическую активность и обладает уникальными целебными действиями. Применяется маточное молочко в медицине, косметологии. Цветочная пыльца (перга) - используется пчелами для питания взрослых насекомых и, особенно, для воспитания личинок (если в улье нет перги, пчелы не могут размножаться). Полученную пыльцу можно использовать в чистом виде как новый и вкусный пищевой продукт, богатый белками, содержащий витамины, и, возможно, другие, пока не изученные вещества, ценные для человеческого организма. Добавление же пыльцы в мед повышает его питательные и вкусовые качества.

Пчелиный яд - это продукт секреторной деятельности в теле пчелы. Пчелиный яд все больше и больше применяется как лечебное средство. Ужаления пчел в народной медицине издавна считаются хорошим средством от ревматизма. Является хорошим средство для лечения различных заболеваний. Существует целая наука апитерапия, суть которой состоит в лечении пчелиным ядом. Апитерапию назначают при невралгиях, миозитах, плекситах, радикулитах, шейном остеохондрозе.

Даже после смерти пчела приносит людям пользу: из пчелиного подмора (погибших пчёл) делают лекарство. Все продукты пчел помогают ему сохранить и укрепить здоровье, восстановить силы и продлить жизнь. Значит, пчелу можно называть не только «крылатой труженицей», но и «крылатым врачом». А еще пчел считают помощниками земледельцев. Опыляя растения, они повышают урожай. Если бы пчелы этого не делали, то на Земле мало было бы растений, а, может быть, некоторых не было бы совсем.
Памятник пчеле уже стоит во многих странах мира. (см. приложение)

Глава 3. Вывод
Итак, я пришла к следующим выводам:

  • Пчела является не только единственным насекомым, но и единственным живым существом, которое полезно абсолютно.
  • Пчела в старину и сейчас очень почитается народом: люди очеловечивают пчел, приписывая им лучшие, присущие человеку качества - трудолюбие, самоотверженность, бережливость, чистоплотность, справедливость, чувство дружбы.
  • Пчёлы научили и нас работать дружно, сплочённо.
  • Человеку есть чему у нее поучиться. Например, жить в согласии и взаимопомощи, быть трудолюбивым, дисциплинированным и заботиться о своем будущем поколении.


А. Тесленко

Настоящая тельняшка,
Полосатая рубашка.
Только это не матрос,
И не птица альбатрос,
Это пчелка нарядилась,
На работу снарядилась,
На лужок да на цветок
Сладкий собирать медок.


Практическая часть.


Изучив жизнь пчёл, я научилась отличать натуральный мёд от подделки, ведь некоторые пчеловоды подмешивают в мёд муку, крахмал, мел и даже древесные опилки. Сейчас я хочу показать Вам несколько опытов в домашней лаборатории.

1 опыт. Опустите в мёд кусочек чёрствого хлеба. Через 8-10 мин он должен остаться таким же твёрдым, а не размякнуть.

2 опыт. Разведите мёд водой. Натуральный не образует осадка. Если в раствор добавить 2-3 капли йода, он не синеет.

3 опыт. Нанесите мёд на бумагу. Если вокруг него образуются влажные пятна, то он разбавлен.

4 опыт. Если хороший мёд нагреть, то он расплавится и зашипит не сразу.
5 опыт. Нагреваем проволоку из нержавейки и опускаем в мёд. Хороший мёд останется на металле, а поддельный стечёт в банку.











Приложение


Научно - исследовательская работа Полосатые сластены 3 класс




Научно - исследовательская работа Полосатые сластены 3 класс

Научно - исследовательская работа Полосатые сластены 3 класс










Научно - исследовательская работа Полосатые сластены 3 класс



Научно - исследовательская работа Полосатые сластены 3 класс Научно - исследовательская работа Полосатые сластены 3 класс

Научно - исследовательская работа Полосатые сластены 3 класс Научно - исследовательская работа Полосатые сластены 3 класс

Литература


  1. Большая энциклопедия природы для детей. - М.: Гриф-фонд, Межкнига, 1994.

  2. Еськов Е.К. Жилища насекомых. - М.: Знание, 1983.

  3. Злотин А.З. Насекомые служат человеку. - Киев: Наукова думка, 1986.

  4. Ляхов П.Р. Я познаю мир. Животные. - М: АСТ, 2000.

  5. Чайнери М. Бабочки / М.Чайнери; пер. с англ. Д.С. Щигель. - М.:ООО Астрель: ООО АСТ, 2001.

  6. Шабаршов И.А. Юному пчеловоду. - М.: Просвещение, 1983

  7. Интернет-ресурсы:

ecosystema.ru

nsportal.ru

24medok.ru



© 2010-2022