Литературное чтение А. С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя. .. »

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кунакбаева Алтынай Абеновна

Учитель начальных классов

школы - гимназии № 17 г. Актобе РК


Литературное чтение 2 класс


Тема: А.С. Пушкин «Вот север , тучи нагоняя...»

Цели:

  1. познакомить детей с произведен6ием Александра Сергеевича Пушкина, дать новые представления детям о поэте; работать над формированием умения работать с книгой (с произведением), работать над формированием умения активно воспринимать учебную информацию.

  2. Развивать навык чтения, речь, творческое воображение.

  3. Воспитывать уважение, любовь к произведениям А.С. Пушкина, к родной природе, к музыке, живописи.

  1. ОРГМОМЕНТ

Сегодня на уроке мы будем говорить о великом русском поэте А.С. Пушкине, о его замечательных произведениях.

- Какие сказки Пушкина вы знаете?

- А для кого писатели и поэты пишут сказки?

Но пушкинские сказки удивительные: их любят не только дети, но и все взрослые.

А еще Александр Сергеевич Пушкин писал замечательные стихи о природе.

  • А почему он много стихов писал о природе? (любил)

  • Кто помнит, где много времени проводил Пушкин? ( в деревне, Михайловском, Болдино)

Именно в деревне, в селе, чувствуется особая красота природы.

Пушкин жил этой красотой, вдыхал ее вместе с чистым воздухом Болдино. И именно там, в Болдино, у А.С. Пушкина родилось много замечательных стихотворений. Его стихи обращены ко всем временам года.

Сегодня на уроке мы будем говорить о прекрасном времени года - зиме. Мы познакомимся с одним из стихотворений Александра Сергеевича о зиме. Будем учиться читать это стихотворение красиво. Будем учиться видеть ту красоту, которую Пушкин увидел в зимней природе и передал нам через свои стихи.


  1. ВВОДНАЯ БЕСЕДА

Давайте, ребята, совершим медленное путешествие в далекое, далекое прошлое, в то время, когда жил Пушкин... Приготовились слушать? Очень хорошо. Будьте внимательны. Старайтесь представить себе, о чем я буду рассказывать.

Итак, начинаем...

Пушкин жил в то время в деревне, в имении Болдино. Никогда зима еще не приходила так рано... Александр Сергеевич гуляя по парку, вышел к берегу реки, поднялся на вершину холма. Перед ним открылась широкая картина: голубая лента реки, а за нею одетые в золото леса. Леса как будто застыли в тишине. При малейшем движении ветра на землю слетали листья. Пушкин с волнением смотрел на эту красоту. Он и радовался и грустил. Он предчувствовал ее скорую гибель...

Вечером он долго не мог заснуть. В трубе гудел ветер. Где-то хлопнуло ставней. Пушкин вышел на крыльцо. Звезд не было видно. Дул холодный ветер. Это ветер с севера. Он всегда приносит с собой зиму. Заснул поэт поздно... Открыл глаза... В комнату вливался яркий свет. Пушкин подошел к окошку. Представьте себе, ребята, какую он увидел картину...

Все белым-бело, нарядно, празднично. Что же сделал Александр Сергеевич?

Он выбежал на улицу. На улице еще ярче белый свет. Ветки деревьев наклонились под снегом. Снег лежал на них шапками... Как чудо явилась зима. И по-новому нарядила, украсила природу.

III. А сейчас я прочитаю вам те, строки, которые родились у Александра Сергеевича после этой ночи.

Внимательно слушайте, представляйте себе то, о чем я буду читать.

Настала осень золотая

Природа трепетно , бледна,

Кака жертва, пышно убрана...

...Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл, - и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою.

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки-зимы.

IV .РАБОТА НАД ТЕКСТОМ

1. - О каких двух временах года говорилось в стихотворении?

- А вам понравилась зима?

- Вы хорошо представили себе картины зимы, когда я читала?

- Попробуйте рассказать, что вы видели когда я читала слова:

«Вот север, тучи нагоняя,

дохнул, завыл..»?

  • Как ветер завыл?

2. Вам встретятся слова, значение которых вам не совсем понятно

клоками - клочьями

на суках дубов - на ветках

брега с недвижною рекою - берега.

3. Самостоятельное чтение

- Прочтите теперь стихи сами. Подумайте, как поэт называет зиму и почему?

- Почему поэт называет зиму волшебницей? Кто такие волшебники, феи, чародеи? (они творят чудеса)

- Какие же чудеса творит волшебница - зима? (рассыпалась, повисла, сровняла)

- Каким словом называет поэт чудеса зимы? (проказы)

4.Чтение 1 части (3 строчки)

- Поэт говорит в стихотворении о зиме, как о живой: пришла рассыпалась

- А кто еще, кроме зимы, действует как живой? (север)

- Почему так думаете? (он дохнул...)

Вслушайтесь еще раз в строки:

«Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл...»

- Какие слова и даже звуки передают шум северного ветра? (дохнул, завыл, нагоняя)

5.Помните, вечером, ночью в Болдино дул холодный ветер. Он вел с собой зиму А наутро Александр Сергеевич проснулся, посмотрел в окно, а там.... белым-бело... Читаем дальше: «Пришла, рассыпалась клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою»

  • Как нарисуешь словесные картины к этим строкам?

  • Что вы представляете?

  1. Работа по иллюстрации

- Похожи ли эти картины на те, что увидел Пушкин утром?

Выберите!

- Какие строчки из стихотворения подходят к этим картинам?

  1. Дочитываем стихотворение:

«Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки-зимы»

  • Разве может мороз блестеть? (снег)

  • А какой снег блестит: первый или нет? (Нет, первый не блестит, он мягкий)

  • А когда снег блестит? (когда он уже долго лежит, становится твердым. На солнце)

  • Найдите в стихотворении стрки о первом снеге. (пухлой пеленою)

  • С чем сравнивает? (пух, мягкий, белый как пух лежит)

  1. Прочитаем все стихотворение

- Пушкин в этом стихотворении показал один день зимы или нет? Почему?

- Сначала - идет

- потом - пришла

- затем - блеснул

- Подумайте, радует или печалит поэта приход зимы

  1. Докажите! (и рады мы)

V. 1. Мы с вами увидели зиму глазами Пушкина. Он нам рассказал свою зиму, а мы представили ее.

А теперь посмотрим, какую зиму увидел великий русский художник Иван Шишкин, и как нам ее показал в своей картине «Зима

(рассматривание репродукции И.Шишикина «Зима»).

2. А теперь послушаем, как представил себе зиму, какой ее увидели показал нам в музыке великий русский композитор П.И. Чайковский.

(прослушивание «Времена года. Декабрь»).

Все это, ребята, произведения искусства. Стихи, картины, музыка - через все это художники пера, красок, музыки показывают нам красоту зимы. А мы с вами должны ценить, умень видеть эту красоту и беречь ее.

VI. Упражнения детей в выразительности чтения стихотворения.


  1. ИТОГ.

- С чем познакомились сегодня на уроке?

- Чему учились?

А можно ли сказать, что мы учились видеть красоту зимы в стихах, в музыке, в картинах?

И я надеюсь, что когда к нам придет настоящая зима, вы сможете своими глазами увидеть эту красоту вокруг себя.

VIII. Д/З наизусть.


© 2010-2022