Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса Занимательная математика

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Занимательная математика»

1 класс


Костяшина М.А.

учитель второй квалификационной категории

«МБОУ СОШ№15 с углубленным изучением

отдельных предметов ЗМР РТ»

2014г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Актуальность программы «Занимательная математика» определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета - математика. Занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности занятий, желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность. Для успешного освоения программы обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, при соответствующих условиях может стать привычной для детей. Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решения арифметических задач, действий над числами, формирование временных представлений и т. д. формы организации учеников разнообразны: игры проводятся со всеми, с подгруппами и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий проведения занятий, поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы. В данные занятия включены игры, смекалки, головоломки, которые вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывании палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. Здесь формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился. Любая математическая задача на смекалку, для какого возраста она не предназначалась, несет в себе умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д. Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка.

Цель и задачи программы:

Цель: развивать математический образ мышления
Задачи:
-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.


Возраст детей, участвующих в реализации данной программы


Программа ориентирована на воспитанников 7 летнего возраста. Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика» рассчитана на один год обучения.

Принципы программы:
1.Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
2.Научность
Математика - учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
3.Системность
Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
4.Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
5.Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
6.Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы - возможно усвоение за 96 занятия.
7.Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.

Формы и режим занятий Занятия учебных групп проводятся: 2 занятия в неделю по 35 минут. Основными формами образовательного процесса являются:

  • практико-ориентированные учебные занятия;
  • творческие мастерские;
  • тематические праздники, конкурсы, выставки;
  • семейные гостиные.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: - индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей); - фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы); - групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы); - коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам). Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий: - эвристическая беседа; - интеллектуальная игра; -викторина; -интегрированные занятия; - практикум по решению задач повышенной сложности; - творческая работа ( участие детей в выпуске математической стенгазеты); - самостоятельная работа; - турниры, олимпиада. Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего занятия рекомендуется применение дидактической игры, как современного и признанного метода обучения и воспитания.

Основные виды деятельности учащихся: -решение занимательных задач; -оформление математических газет; -участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»; -знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой; -проектная деятельность -самостоятельная работа;-работа в парах, в группах;-творческие работы.


Пособия и материалы, необходимые для работы кружка:

(индивидуальные для каждого ребёнка)

  1. Тетрадь в клетку;

  2. Простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, шариковая ручка.

  3. Числовые веера.

  4. Счётные палочки.

  5. Линейка.

  6. Наборы геометрических фигур.


Ожидаемые результаты


Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений: - Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). - В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется

  • простое наблюдение,
  • проведение математических игр,
  • опросники,
  • анкетирование
  • психолого-диагностические методики.

Метапредметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование универсальных учебных действий (УУД). В сфере познавательных универсальных учебных действий ребята научатся:
  • решать задачи с геометрическим и арифметическим содержанием;
  • устанавливать причинно-следственные связи при решении логических задач;
  • строить логическую цепь рассуждений;
  • выдвигать гипотезы;
  • составлять задачи-шутки, магические квадраты;
  • читать графическую информацию;
  • находить взаимосвязь плоских и пространственных фигур;
  • анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы;
  • различать существенные и несущественные признаки.
  • отличать кривые и плоские поверхности;
  • доказывать способ верного решения.
В сфере коммуникативных УУД у ребят сформируется:
  • уважение к товарищам и их мнению;
  • понимание значимости коллектива и своей ответственности перед ним;
  • умение слушать друг друга.
В сфере регулятивных УУД ребята научатся:
  • постановке учебных задач занятия;
  • оценке своих достижений;
  • действовать по плану.

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений. - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; - выделять существенные признаки предметов; - сравнивать между собой предметы, явления; - обобщать, делать несложные выводы; - классифицировать явления, предметы; - определять последовательность событий; - судить о противоположных явлениях; - давать определения тем или иным понятиям; - определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; - выявлять функциональные отношения между понятиями; - выявлять закономерности и проводить аналогии. - создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития. - осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
Проверка результатов проходит в форме:
  • игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
  • собеседования (индивидуальное и групповое),
  • опросников,
  • тестирования,
  • проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

Формы подведения итогов реализации программы Итоговый контроль осуществляется в формах: - тестирование; - практические работы; - творческие работы учащихся; - контрольные задания;

- соревнования;

- классные и школьные олимпиады;

- рефлексия. Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ МОДЕЛЬ ЗАНЯТИЯ


«Мозговая гимнастика» (1-2 минуты).
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РТС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
Разминка (3 минуты).
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, которые включены в разминку, достаточно легкие, способны вызвать интерес и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей - памяти, внимания, воображения, мышления. (15 минут). Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.

Веселая переменка (3-5 минут).
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
Построение предметных картинок, штриховка (15 минут).
В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее. Поэтому очень важно «поставить руку», подготовить ее к работе. На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными на них геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов - это и способ развития речи, так как попутно ребята составляют небольшие рассказы по теме, продолжают начатый рассказ, работают над словом, словосочетанием, овладевают выразительными свойствами языка.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование тем Всего часов

Виды деятельности

Виды контроля

Дата 1 Вводное занятие «Математика - царица наук». 1 определение интересов, склонностей учащихся.

2. Из истории математики «Как люди научились считать». («Праздник чисел» Волина В.) 1 работа с информацией презентации «Как люди научились считать»

3. Интересные приемы устного счёта. 1

Описывать явления и события с использованием чисел,

описывать свойства геометрических фигур.

4. Решение занимательных задач в стихах. 1 инсценирование загадок, моделирование решения задач взаимоконтроль

5.

Немного истории «О». Магия чисел. Наука нумерологии. («Праздник чисел» Волина В.) 1 работа с информацией, дидактические упражнения тестирование

6.

Занимательные задачи. Магия чисел -1, 2,3, 4. («Праздник чисел») 1

Описывать явления и события с использованием чисел,

описывать свойства геометрических фигур. самопроверка
7-8 Учимся отгадывать ребусы. 2 составление математических ребусов рефлексия
9. Магия чисел 5, 6, 7. Семь чудес света. («Праздник чисел» Волина В.) 1 работа с информацией, тренировочные упражнения

10 Счет. Сравнение. Число7. (ИКТ, «Уроки математики.) 1 тренироваться в сравнении чисел, выяснять особенности и состав числа 7, решать наглядные задачи, совершенствовать умение читать. самостоятельная работа
11 Загадки- смекалки. 1 составление загадок, требующих математического решения самоконтроль
12. «Осень в гости к нам пришла».


1 учить детей составлять математические задачи, упражнять в решении примеров, пользоваться знаками -символами

13. Математическое путешествие по сказке «Гуси - лебеди». 1 на основе сказки видеть равенство и неравенство количества предметов разного цвета, продолжать закреплять навыки счета

14.

Магия чисел - 8, 9 («Праздник чисел» Волина В.). 1 работа с информацией, дидактические упражнения

15. Путешествие в страну Математику. 1 учить детей считать в пределах 9, закрепить знания о геометрических фигурах

16. Путешествие в «Город сказок». 1 учить ориентироваться по плану; закрепить счёт до 10, счёт парами упражнять в операциях сложения и вычитания

17. Практикум «Подумай и реши». 1 самостоятельное решение задач тестирование
18. Дидактическая игра «Поймай золотую рыбку». Сложение и вычитание в пределах 10. (ИКТ, «Уроки математики».) 1 формирование вычислительных навыков, знакомство с речными рыбами самопроверка

19.

Как зарождалась геометрия. (Справочник). 1 формировать интерес к математике взаимоконтроль
20-21 Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. Ломаная линия. Многоугольник 2 формировать интерес к математике рефлексия
23. Геометрические фигуры. (ИКТ, тренажер - «Уроки математики.) 1 развивать геометрическое, логическое и образное мышление, воображение рефлексия

24.

Математические фокусы. 1 работа с информацией, дидактические упражнения

25.

Путешествие в сказку «Дюймовочка». 1 учить детей на основе сказочных героев упражняться в решении примеров и логических задач, развивать внимание, мышление

26. Задачи в стихах. 1 формировать интерес к математике, дидактические упражнения тестирование
27. Треугольник. (ИКТ. «Уроки математики.) 1 познакомить с треугольником и его составляющими самоконтроль

28.

Ученые математики. 1 формировать интерес к математике, дидактические упражнения самостоятельная работа
29-30 Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках. 2 формировать интерес к математике, дидактические упражнения викторина
31 Игра «Работа над ошибками». 1 работа над ошибками в примерах, задачах

32 Задачи с изменением вопроса. 1 инсценирование задач тестирование
33-34 Решение логических задач. 2 схематическое изображение задач самопроверка
35 Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты. 1 формировать интерес к математике, дидактические упражнения самостоятельная работа
36 Путешествие в сказку «Колобок». 1 упражнять детей в счете, сравнивать предметы разной величины, развивать логическое мышление

37 Старинные меры измерения - длина, масса. (Справочник.) 1 формировать интерес к математике, дидактические упражнения самостоятельная работа
38 «Кто где живет?». Математическая беседа, работа с таблицей.
1 упражнять детей в количественном счете, формировать умение устанавливать соответствие между совокупностью предметов и цифрой, взаимоконтроль
39 Знакомьтесь: Пифагор! 1 формировать интерес к математике самостоятельная работа

40

Как зарождался календарь? 1 формировать интерес к математике самостоятельная работа

41-42

Единицы измерения времени. (Справочник.) История часов (ИКТ, «Уроки математики»урок 9, диск). 2 формировать интерес к математике, дидактические упражнения самопроверка
43-44 Решение ребусов. 2 формировать интерес к математике, развивать логическое мышление, дидактические упражнения взаимоконтроль
45 Урок- соревнование. 1 упражнять детей в порядковом счете, учить составлять примеры и задачи на установление равенства и неравенства

46-47

Нестандартные задачи. 2 развивать логическое мышление, самостоятельная работа самопроверка

48

Дидактические игры по математике. Игра -сказка «Винни-Пух и его друзья». (ИКТ, «Уроки математики.) 1 Повторить основные темы программного материала1 класса по математике

49-50 Решение ребусов и логических задач. 2 самостоятельная работа самостоятельная работа
51-52 Загадки- смекалки. 2 составление загадок, требующих математического решения

53

Ученые математики. 1 формировать интерес к математике, дидактические упражнения самостоятельная работа

54-55

Решение логических задач. 2 схематическое изображение задач самостоятельная работа

56-57

Урок- соревнование. 2 упражнять детей в порядковом счете, учить составлять примеры и задачи на установление равенства и неравенства

58-59

. Практикум «Подумай и реши». 2 самостоятельное решение задач самоконтроль

60

«Полет с Карлсоном» (ИКТ). 1 формировать интерес к математике, учить различать и называть геометрические фигуры тестирование

61-62

Из истории математики. 2 формировать интерес к математике самостоятельная работа

63

Подготовка к интеллектуальному марафону. 1 самостоятельная работа самостоятельная работа

64

Интеллектуальный марафон. 1 самостоятельная работа

65 Математический КВН. 1 работа в группах

66 Круглый стол «Подведем итоги». 1 коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе

Список литературы

Литература для учителя. 1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 - 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007 2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 - 11 лет. С. - Пб,1996 3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995 4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 - 4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008. 5.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002 6.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002 7.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004 8.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004 9.Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995 10.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 - 4 классы. М., 2004 11.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006 12.«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал


Литература для учащихся

  1. Волина В. М. Математические загадки, ребусы, игры для тех, кто умеет считать. [Текст] 2002

  2. Волков С. И., Столярова Н. Н. Математические задания. [Текст] М., Просвещение1994

  3. Истомина Н. Б. Наглядная геометрия. Тетрадь по математике для 1кл., [Текст] М., 2004.

  4. Истомина Н. Б. Дидактические карточки - задания по математике. 1кл., [Текст] М., 2004.

  5. Остер Г. Веселые задачки. [Текст] М., 2000.







© 2010-2022