- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса Занимательная математика
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса Занимательная математика
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Костяшина М.А. |
Дата | 10.07.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
1 класс
Костяшина М.А.
учитель второй квалификационной категории
«МБОУ СОШ№15 с углубленным изучением
отдельных предметов ЗМР РТ»
2014г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы «Занимательная математика» определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета - математика. Занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности занятий, желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов. Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность. Для успешного освоения программы обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, при соответствующих условиях может стать привычной для детей. Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решения арифметических задач, действий над числами, формирование временных представлений и т. д. формы организации учеников разнообразны: игры проводятся со всеми, с подгруппами и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий проведения занятий, поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы. В данные занятия включены игры, смекалки, головоломки, которые вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывании палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. Здесь формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился. Любая математическая задача на смекалку, для какого возраста она не предназначалась, несет в себе умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д. Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка.
Цель и задачи программы:
Цель: развивать математический образ мышления
Задачи:
-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
Программа ориентирована на воспитанников 7 летнего возраста. Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика» рассчитана на один год обучения.
Принципы программы:
1.Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
2.Научность
Математика - учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
3.Системность
Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
4.Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
5.Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
6.Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы - возможно усвоение за 96 занятия.
7.Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Формы и режим занятий Занятия учебных групп проводятся: 2 занятия в неделю по 35 минут. Основными формами образовательного процесса являются:
- практико-ориентированные учебные занятия;
- творческие мастерские;
- тематические праздники, конкурсы, выставки;
- семейные гостиные.
Основные виды деятельности учащихся: -решение занимательных задач; -оформление математических газет; -участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»; -знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой; -проектная деятельность -самостоятельная работа;-работа в парах, в группах;-творческие работы.
Пособия и материалы, необходимые для работы кружка:
(индивидуальные для каждого ребёнка)
-
Тетрадь в клетку;
-
Простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, шариковая ручка.
-
Числовые веера.
-
Счётные палочки.
-
Линейка.
-
Наборы геометрических фигур.
Ожидаемые результаты
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений: - Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). - В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется
- простое наблюдение,
- проведение математических игр,
- опросники,
- анкетирование
- психолого-диагностические методики.
Метапредметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование универсальных учебных действий (УУД). В сфере познавательных универсальных учебных действий ребята научатся:
- решать задачи с геометрическим и арифметическим содержанием;
- устанавливать причинно-следственные связи при решении логических задач;
- строить логическую цепь рассуждений;
- выдвигать гипотезы;
- составлять задачи-шутки, магические квадраты;
- читать графическую информацию;
- находить взаимосвязь плоских и пространственных фигур;
- анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы;
- различать существенные и несущественные признаки.
- отличать кривые и плоские поверхности;
- доказывать способ верного решения.
- уважение к товарищам и их мнению;
- понимание значимости коллектива и своей ответственности перед ним;
- умение слушать друг друга.
- постановке учебных задач занятия;
- оценке своих достижений;
- действовать по плану.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений. - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; - выделять существенные признаки предметов; - сравнивать между собой предметы, явления; - обобщать, делать несложные выводы; - классифицировать явления, предметы; - определять последовательность событий; - судить о противоположных явлениях; - давать определения тем или иным понятиям; - определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; - выявлять функциональные отношения между понятиями; - выявлять закономерности и проводить аналогии. - создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития. - осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
Проверка результатов проходит в форме:
- игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
- собеседования (индивидуальное и групповое),
- опросников,
- тестирования,
- проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Формы подведения итогов реализации программы Итоговый контроль осуществляется в формах: - тестирование; - практические работы; - творческие работы учащихся; - контрольные задания;
- соревнования;
- классные и школьные олимпиады;
- рефлексия. Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ МОДЕЛЬ ЗАНЯТИЯ
«Мозговая гимнастика» (1-2 минуты).
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РТС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.Разминка (3 минуты).
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, которые включены в разминку, достаточно легкие, способны вызвать интерес и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей - памяти, внимания, воображения, мышления. (15 минут). Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
Веселая переменка (3-5 минут).
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.Построение предметных картинок, штриховка (15 минут).
В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее. Поэтому очень важно «поставить руку», подготовить ее к работе. На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными на них геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов - это и способ развития речи, так как попутно ребята составляют небольшие рассказы по теме, продолжают начатый рассказ, работают над словом, словосочетанием, овладевают выразительными свойствами языка.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Наименование тем Всего часов
Виды деятельности
Виды контроля
Дата 1 Вводное занятие «Математика - царица наук». 1 определение интересов, склонностей учащихся.
2. Из истории математики «Как люди научились считать». («Праздник чисел» Волина В.) 1 работа с информацией презентации «Как люди научились считать»
3. Интересные приемы устного счёта. 1
Описывать явления и события с использованием чисел,
описывать свойства геометрических фигур.
4. Решение занимательных задач в стихах. 1 инсценирование загадок, моделирование решения задач взаимоконтроль
5.
Немного истории «О». Магия чисел. Наука нумерологии. («Праздник чисел» Волина В.) 1 работа с информацией, дидактические упражнения тестирование
6.
Занимательные задачи. Магия чисел -1, 2,3, 4. («Праздник чисел») 1
Описывать явления и события с использованием чисел,
описывать свойства геометрических фигур. самопроверка
7-8 Учимся отгадывать ребусы. 2 составление математических ребусов рефлексия
9. Магия чисел 5, 6, 7. Семь чудес света. («Праздник чисел» Волина В.) 1 работа с информацией, тренировочные упражнения
10 Счет. Сравнение. Число7. (ИКТ, «Уроки математики.) 1 тренироваться в сравнении чисел, выяснять особенности и состав числа 7, решать наглядные задачи, совершенствовать умение читать. самостоятельная работа
11 Загадки- смекалки. 1 составление загадок, требующих математического решения самоконтроль
12. «Осень в гости к нам пришла».
1 учить детей составлять математические задачи, упражнять в решении примеров, пользоваться знаками -символами
13. Математическое путешествие по сказке «Гуси - лебеди». 1 на основе сказки видеть равенство и неравенство количества предметов разного цвета, продолжать закреплять навыки счета
14.
Магия чисел - 8, 9 («Праздник чисел» Волина В.). 1 работа с информацией, дидактические упражнения
15. Путешествие в страну Математику. 1 учить детей считать в пределах 9, закрепить знания о геометрических фигурах
16. Путешествие в «Город сказок». 1 учить ориентироваться по плану; закрепить счёт до 10, счёт парами упражнять в операциях сложения и вычитания
17. Практикум «Подумай и реши». 1 самостоятельное решение задач тестирование
18. Дидактическая игра «Поймай золотую рыбку». Сложение и вычитание в пределах 10. (ИКТ, «Уроки математики».) 1 формирование вычислительных навыков, знакомство с речными рыбами самопроверка
19.
Как зарождалась геометрия. (Справочник). 1 формировать интерес к математике взаимоконтроль
20-21 Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. Ломаная линия. Многоугольник 2 формировать интерес к математике рефлексия
23. Геометрические фигуры. (ИКТ, тренажер - «Уроки математики.) 1 развивать геометрическое, логическое и образное мышление, воображение рефлексия
24.
Математические фокусы. 1 работа с информацией, дидактические упражнения
25.
Путешествие в сказку «Дюймовочка». 1 учить детей на основе сказочных героев упражняться в решении примеров и логических задач, развивать внимание, мышление
26. Задачи в стихах. 1 формировать интерес к математике, дидактические упражнения тестирование
27. Треугольник. (ИКТ. «Уроки математики.) 1 познакомить с треугольником и его составляющими самоконтроль
28.
Ученые математики. 1 формировать интерес к математике, дидактические упражнения самостоятельная работа
29-30 Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках. 2 формировать интерес к математике, дидактические упражнения викторина
31 Игра «Работа над ошибками». 1 работа над ошибками в примерах, задачах
32 Задачи с изменением вопроса. 1 инсценирование задач тестирование
33-34 Решение логических задач. 2 схематическое изображение задач самопроверка
35 Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты. 1 формировать интерес к математике, дидактические упражнения самостоятельная работа
36 Путешествие в сказку «Колобок». 1 упражнять детей в счете, сравнивать предметы разной величины, развивать логическое мышление
37 Старинные меры измерения - длина, масса. (Справочник.) 1 формировать интерес к математике, дидактические упражнения самостоятельная работа
38 «Кто где живет?». Математическая беседа, работа с таблицей.
1 упражнять детей в количественном счете, формировать умение устанавливать соответствие между совокупностью предметов и цифрой, взаимоконтроль
39 Знакомьтесь: Пифагор! 1 формировать интерес к математике самостоятельная работа
40
Как зарождался календарь? 1 формировать интерес к математике самостоятельная работа
41-42
Единицы измерения времени. (Справочник.) История часов (ИКТ, «Уроки математики»урок 9, диск). 2 формировать интерес к математике, дидактические упражнения самопроверка
43-44 Решение ребусов. 2 формировать интерес к математике, развивать логическое мышление, дидактические упражнения взаимоконтроль
45 Урок- соревнование. 1 упражнять детей в порядковом счете, учить составлять примеры и задачи на установление равенства и неравенства
46-47
Нестандартные задачи. 2 развивать логическое мышление, самостоятельная работа самопроверка
48
Дидактические игры по математике. Игра -сказка «Винни-Пух и его друзья». (ИКТ, «Уроки математики.) 1 Повторить основные темы программного материала1 класса по математике
49-50 Решение ребусов и логических задач. 2 самостоятельная работа самостоятельная работа
51-52 Загадки- смекалки. 2 составление загадок, требующих математического решения
53
Ученые математики. 1 формировать интерес к математике, дидактические упражнения самостоятельная работа
54-55
Решение логических задач. 2 схематическое изображение задач самостоятельная работа
56-57
Урок- соревнование. 2 упражнять детей в порядковом счете, учить составлять примеры и задачи на установление равенства и неравенства
58-59
. Практикум «Подумай и реши». 2 самостоятельное решение задач самоконтроль
60
«Полет с Карлсоном» (ИКТ). 1 формировать интерес к математике, учить различать и называть геометрические фигуры тестирование
61-62
Из истории математики. 2 формировать интерес к математике самостоятельная работа
63
Подготовка к интеллектуальному марафону. 1 самостоятельная работа самостоятельная работа
64
Интеллектуальный марафон. 1 самостоятельная работа
65 Математический КВН. 1 работа в группах
66 Круглый стол «Подведем итоги». 1 коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе
Список литературы
Литература для учителя. 1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 - 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007 2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 - 11 лет. С. - Пб,1996 3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995 4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 - 4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008. 5.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002 6.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002 7.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004 8.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004 9.Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995 10.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 - 4 классы. М., 2004 11.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006 12.«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал
Литература для учащихся
-
Волина В. М. Математические загадки, ребусы, игры для тех, кто умеет считать. [Текст] 2002
-
Волков С. И., Столярова Н. Н. Математические задания. [Текст] М., Просвещение1994
-
Истомина Н. Б. Наглядная геометрия. Тетрадь по математике для 1кл., [Текст] М., 2004.
-
Истомина Н. Б. Дидактические карточки - задания по математике. 1кл., [Текст] М., 2004.
-
Остер Г. Веселые задачки. [Текст] М., 2000.