Исследовательская работа История кубанского казачества в моём хуторе 4 класс

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение средняя общеобразовательная школа № 15

имени Героя Советского Союза Виктора Иосифовича Костина

хутора Средний Челбас






Краевой фестиваль по возрождению казачьих традиций среди учащихся казачьих классов

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Тема:

«История Кубанского казачества в моём хуторе»




Работу выполнили:

учащиеся 4 «А» класса

МБОУ СОШ №15

х. Средний Челбас


Руководитель:

Бойко Татьяна Сергеевна

учитель начальных классов


х. Средний Челбас


2014г.




Оглавление


1.Введение............................................................................. 3-4 2.План работы....................................................................... 4 3.Основная часть………………………………………… 4-6 4.Заключение …………………………………………… 6-7

5.Список используемой литературы……………………… 8

6. Презентация (прилагается на диске)



1. Введение. Проект: «История Кубанского казачества в моем хуторе» Участники проекта: учащиеся 4 «А» класса. Партнеры: Атаман Среднечелбасского казачьего общества Головко П.Г.; Председатель Совета стариков, краевед, автор книги «Моя малая Родина» Житнюк Н.И. Начальник штаба Среднечелбасского казачьего общества Савченко М.П. Родители. Актуальность проекта: Между прошлым, настоящим и будущим существует закономерная преемственность - прошлое готовит настоящее, а настоящее, в свою очередь, готовит будущее. Мы должны знать историю своей малой родины, которая подобна полноводной реке Кубань, что вобрала в себя воды ручейков и маленьких речушек. Она складывается из воспоминаний старожилов, рассказов бабушек, впитавших в себя мудрость, думы, мечты и поверья наших предков, а также и из исторических фактов. Казачеству в нашем крае пришлось пережить много потрясений, но, несмотря ни на что, казачество здравствует и сегодня. Молодое поколение Кубани мало знает о казаках, о возрождении казачества и не задумывается, какими же людьми были казаки. Мы, казачата нашей школы, хотим больше узнать о том, как возрождалось казачество на нашем хуторе и кто стоял у истоков его возрождения. Тип проекта - творческий. Вид проекта - краткосрочный Направление - краеведческое. Цель проекта: Исследование возрождения Кубанского казачества на нашем хуторе. Задачи проекта: - Провести исследование возрождения Кубанского казачества на хуторе и выявить наиболее значимые его вехи. - В рамках собеседования с представителями казачества, старожилами хутора выявить особо значимые этапы возрождения казачества и их влияние на жизнь хутора. - Определить сопричастность казачьего общества с судьбой хутора и его влияние на жизнь молодого поколения. Ожидаемые результаты:

* приобретение навыков поисково-исследовательской работы;

* расширение знаний о Кубанском казачестве и о возрождении казачества на нашем хуторе;

* формирование чувства гордости за свою малую родину и людей, живущих на ней;

* приобщение к родным истокам и расширение круга общения с интересными людьми.
На Всекубанском классном часе 01.09.2014 года «Год культуры - история Кубани в лицах» мы говорили о выдающихся людях Кубани. На наш классный час был приглашен потомственный казак, краевед, автор книги «Моя малая Родина» Житнюк Н.И., который рассказал нам о том, кто такие казаки, когда они появились на хуторе, какова была судьба казачества и как изменилась жизнь казаков в 90-е годы 20-го столетия. Нас очень заинтересовал рассказ Николая Ивановича, и мы решили узнать об истории казачества на нашем хуторе. В школьной библиотеке стали искать книги о казаках и казачестве, читать их и делиться своими впечатлениями о прочитанной информации. Мы провели классный час, на котором познакомились с собранной информацией, организовали выставку книг, иллюстраций и фотографий о казаках и решили оформить результаты нашей работы в форме исследования. (Приложение 1) Так родилась идея проекта.

План работы

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Исполнители

1.

Чтение книг о кубанских казаках.

Сентябрь 2014 г.

Учащиеся, родители, казаки

2.

Сбор информации о жизни казаков:

-интервью с казаками Среднечелбасского казачьего общества

Сентябрь 2014 г.

Учащиеся и учитель

3.

Выставка книг, иллюстраций, документов и фотографий о возрождении казачества

Сентябрь 2014 г.

Учащиеся и учитель

4.

Обзор презентации о возрождении казачества.

Сентябрь 2014 г.

Учащиеся и учитель

5.

Оформление исследовательской работы и презентации для школьного музея.

Октябрь 2014 г.

Учащиеся и учитель


2. Основной этап. Ребята разделились на три группы, составили возможные вопросы для интервью по сбору информации о возрождении казачества. Первая группа отправилась в гости к Житнюку Н.И. для того, чтобы получить ответы на интересующие их вопросы. (Приложение 2)

  1. Когда и при каких обстоятельствах возникла мысль о возрождении казачества на хуторе?
  2. Каким был путь возрождения казачества?
  3. Что удалось поднять или всколыхнуть в период его деятельности как атамана Средчелбасского казачьего общества?
  4. На каком уровне возрождалось казачество района, когда Вы взялись возрождение казачества на хуторе?

  5. Эстафета казачьего движения

Николай Иванович ответил нам на интересующие нас вопросы по возрождению казачества и поведал следующее: Казаки - это не какая-нибудь особая национальность, это те же русские люди, правда, со своими историческими корнями и традициями. Слово «казак» тюркского происхождения и в переносном смысле означает «вольный человек». На Руси казаками называли вольных людей, живущих на окраинах государства. Как правило, в прошлом это были беглые крепостные крестьяне, холопы и городская беднота. Покидать насиженные места людей заставляли их бесправное положение, бедность, крепостная неволя. В советское время на казаков было гонение, и на долгие годы казачество утратило свои позиции. С 90 - годов началось его возрождение. Стали создаваться казачьи дружины. В них вступают верующие православные россияне. Эти дружины следят за порядком на улицах, в парках и скверах. Они показывают пример дисциплинированности, воспитанности, уважения к старшим, женщинам. Сейчас открываются кадетские корпуса, где воспитывают ребят в духе казачества. В школах создаются казачьи классы, в которых детей обучают казачьим заповедям, знакомят с казачьими песнями, играми, традициями и законами. Вот и вы, ребята, учитесь в таком казачьем классе и являетесь наследниками истории и традиций кубанского казачества. А я Вам, расскажу, о том, как возрождалось казачество у нас на хуторе. В 1990 году по всей стране в местах исконного проживания казаков активно началось возрождение казачества. Так как по роду я потомственный казак, то я принял решение о возрождении казачества в нашем хуторе. Поехал я в Краснодар, к атаману Громову Владимиру Прокофьевичу, всё обговорил с ним, и войсковой юрист помог составить юридические документы по возрождению казачества. (Приложение 3) В нашем хуторе у меня уже были единомышленники по этому вопросу, поэтому 27.04.1991 года в ст. Челбасской Каневского района в церкви первые казаки хуторского казачьего общества приняли присягу. (Приложение 4). После принятия присяги оформили протокол казачьей организации и Устав Среднечелбасского казачьего общества. (Приложение 5,6) Был выбран атаман и другие должностные лица. Трудностей было очень много, так как любое начинание требует много работы, тем более, что никто из местного официального начальства нас не поддержал (директор совхоза, председатель сельского совета). Период возрождения казачества был трудным не только в хуторских первичных организациях, но и в крае, и во всей стране. В нашем Павловском районе первой официальной казачьей организацией стало Среднечелбасское казачье общество, а уже потом через 2-3 месяца были созданы казачьи организации в ст. Павловской, ст. Атамановской, ст. Старолеушковской и других хуторах и станицах. Наше казачье общество принимало активное участие в краевых съездах и сборах. (Приложение 7) В 1993 году в Москве состоялся съезд атаманов России и ближнего зарубежья. От Кубанского казачьего войска было делегировано на съезд 10 казаков, среди них был и я, Житнюк Николай Иванович. Даже на съезде единых решений по возрождению казачества принято не было. (Приложение 8) Будучи атаманом на протяжении 13 лет, считаю главным достижением - сохранение казачьего общества, так как в других населённых пунктах аналогичные организации распадались, снова соединялись и снова распадались. После 13 лет моего беспрерывного атаманства, был избран атаманом Среднечелбасского казачьего общества Деревянко Павел Николаевич, который вскоре уехал из хутора. Дел у общества было много, ведь необходимо было доказать всем односельчанам, что традиции живы, что казаки - опора общества, оплот государства.
Вторая группа пригласила начальника штаба Среднечелбасского казачьего общества Савченко М.П. для беседы на внеурочное занятие и мы задали бывшему атаману такие вопросы:
  1. Каким был путь возрождения казачества?

  2. Что удалось поднять или всколыхнуть в период его деятельности как атамана Средчелбасского казачьего общества?

  3. Эстафета казачьего движения.
  4. Награды за достижения.
(Приложение 9) В период моего атаманства, в течение 7 лет, увеличился численный состав членов Среднечелбасского казачьего общества с 27 человек до 54. Принимали активное участие в мероприятиях, посвящённых возрождению казачества, съездах и сборах казаков, в жизни поселения. Сначала у казачьего общества не было земельного пая, я добился выделения земельного пая казакам, что позволило получать небольшие материальные средства и использовать их на нужды общества. Регулярно выполняли работу по исполнению Закона 1539. В 2010 году я был награждён орденом «Казачий крест» за безупречную службу. Орден вручал Войсковой старшина атаман Ейского отдела Бережной В.Б. В 2011 году на перевыборном собрании решил сам не выдвигать свою кандидатуру. После меня атаманом стал Головко П.Г., который является им до сегодняшнего дня. Третья группа детей пригласила наставника нашего класса Атамана Среднечелбасского казачьего общества Головко П.Г на классный час и мы задали ему интересующие вопросы:
  1. Каким был путь возрождения казачества в период его атаманства?

  2. Что удалось поднять или всколыхнуть в период его деятельности как атамана Средчелбасского казачьего общества?

  3. Награды.
  4. Планы на будущее.
(Приложение 10) С 2011 года и по настоящее время я являюсь атаманом Среднечелбасского казачьего общества. Численный состав казачьего общества сейчас - 72 человека. Главной своей заслугой считаю открытие 4 классов казачьей направленности в нашей школе, так как мы живём в казачьем хуторе и не имеем права забывать замечательные традиции казаков, их быт и нравы, их звонкие песни. Именно поэтому педагогический коллектив школы во главе с чутким и грамотным директором Сосновой И. Н. решил открыть в 2011 году класс казачьей направленности. В этом нас поддержали и родители, и жители хутора, понимая, что в классах казачьей направленности формируются такие качества, как патриотизм, историческая память и любовь к Отечеству. Вторым своим важным делом считаю установку на въезде в хутор Поклонного креста. (Приложение 11) Активно участвуем в мероприятиях, посвящённых возрождению казачества, съездах и сборах казаков. (Приложение 12) Участвуем в жизни поселения. Регулярно выполняем работу по исполнению Закона 1539. Дежурим в школах на праздниках. Где бы ни случилась беда, казаки Среднечелбасского общества стараются помочь (Наводнение г. Крымск 2012 год, стихийное бедствие ст. Должанская 2014 год). Имею награды: юбилейная медаль «20 лет возрождения казачества», полученная в 2011 году и медаль «За заслуги перед казачеством России», полученная в 2012 году, а также имею много почётных грамот от главы Павловского района Мельникова А.В. и от атамана казачьего войска Далуды Н.А. На будущий год готовится большой проект по установке 3 баннеров со всех трёх въездов в наше поселение с надписями: « Вы въехали в казачье поселение. Просьба уважать традиции казаков и жителей хуторов».

2.Заключительный этап.
Мы горды тем, что имеем возможность общаться с людьми, которые творят историю казачества на хуторе. В результате исследования о возрождении Кубанского казачества на нашем хуторе мы поближе познакомились со славными страницами казачьей летописи хутора, делами и трудовыми свершениями казаков хуторского общества. Это дало возможность не только провести исследование о возрождении казачества, но и проявить сопричастность славным начинаниям наших земляков, уверенных в том, что родники духовности, наши казачьи корни мы должны сберечь для будущих поколений. На занятиях внеурочной деятельности «История и культура Кубанского казачества» мы продолжим знакомимся с историей казачества, культурными традициями, жизнью и бытом казаков.
3. Практическое применение, результативность проведённой работы. В результате работы над проектом мы достигли следующих результатов: - возник интерес к более глубокому изучению истории казачества на Кубани и на хуторе Средний Челбас; - знакомство с интересными людьми хутора, старожилами, потомственными казаками послужило толчком к сбору новой информации; - приобретены навыки поисково-исследовательской работы; -возникло чувство уважения к истории казачества; - испытали удовлетворение от общения со всеми участниками проекта; - сформировали навыки по созданию презентации об истории казачества в нашем хуторе.







Список используемой литературы.


1.Газета "Кубанские новости".
2.Ф.И.Щербина "История Кубанского казачьего войска"./ Т.1 - 2 Екатеринодар 1910 - 1913гг.
3.Энциклопедический словарь по Кубани. 1997г.
4.Г.Т.Чукмай "Тайна географических названий". 2000г.
5.Н.И.Житнюк «Моя малая Родина». Периодика Кубани 2005 г.
6.Стихи Виталия Бакалдина, Ляпиной Н.Н., К.А.Обойщикова, В.Неподобы.
7.Н.Я.Паскевич "Любимый уголок земли".
















































© 2010-2022