- Преподавателю
- Начальные классы
- Тематическое планирование по окружающему миру
Тематическое планирование по окружающему миру
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сенина Н.В. |
Дата | 06.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
7. Тематическое планирование
№
п/п
Тема урока
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Дата
Примечание
по плану
по факту
1 четверть (18ч.)
Где мы живем(4ч)
1
(1) Где мы живём Родная страна. Государствен ные символы Российской Федерации Изучают понятия: Родина, отечество, родная страна - место, где человек родился, где он живет, учится, работает, создает семью, дружит и т.д. Читают и обсуждают текст учебника Рассматривают репродукцию картины И. Левитана «Вечерний звон». Читают стихотворение И. Шаферана «Красно солнышко». - различают государственные символы России; - анализируют информацию учебника; -различают национальные языки и государственный язык России; - извлекают из различных источников сведения о символах России.
03.09
2
(2) Город и село. Региональный компонент: Проект «Родной город (село)»
Изучают особенности жизни городского и сельского жителя, сравнивают жизнь в городе и жизнь в селе, формулируют выводы; Выполняют проект о родном городе: -распределяют обязанности по выполнению проекта; -собирают информацию о выдающихся земляках; -проводят презентацию с демонстрацией фотографий, слайдов; -оценивают свои достижения.
05.09
3
(3) Природа и рукотворный мир Изучают объекты окружающего мира, учатся различать объекты природы и предметы рукотворного мира; -работают в паре и группе, выполняют задание в рабочей тетради -формулируют выводы -отвечают на итоговые вопросы урока и оценивают свои достижения.
10.09
4
(4) Проверочная работа по разделу «Где мы живем?» Региональный компонент:
В гостях у осени. Краски осени. Беседуют по теме: «Россия - многонациональная страна», объединяющая более ста народностей. Каждый человек имеет свою национальность, принадлежит к какому-то народу. Все граждане России - россияне. Узнают народности, обычаи и традиции своего народа. Рассказывают о своей национальности. Рассматривают и обсуждают рисунки и тексты учебника. Выполняют заданий в рабочей тетради. -выполняют тестовые задания учебника; - оценивают свои достижения и достижения учащихся. -рассказывают о природных явлениях родного края
12.09
Природа (21ч)
5
(1) Неживая и живая природа. Явления природы
Беседуют по теме «Окружающий мир - это природа и общество. Природа неживая и живая. Человек - часть природы. Общество человека». Приводят примеры предметов живой и неживой природы, различают предметы природы и предметы, сделанные человеком. Работают с различными источниками информации о живой и неживой природе. Читают и обсуждают текст учебника, формулируют вывод. Работают в тетради: распределяют объекты природы в таблице по существенным признакам. Работают в паре: -классифицируют объекты природы по существенным признакам; -различают объекты неживой и живой природы; -устанавливают связи между живой и неживой природой;
19.09
6
(2) Практическая работа «Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека» Беседуют по теме «Термометр - прибор для измерения температуры». Знакомятся с разными видами термометров, Изучают части термометра. Повторяют изученный материал: различают объекты и явления природы; -приводят примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений; -рассказывают (по наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева. Выполняют практическую работу, используя разные виды термометров: - измеряют температуру воздуха в классе (и делают соответствующие записи) - измеряют температуру воды (используя водный термометр) -измеряют температуру тела человека
24.09
7
(3)
Что такое погода
Региональный компонент:
В царстве растений. Записывают новые понятие «погода». Беседуют по теме «Что такое погода» - наблюдают и описывают состояние погоды за окном класса; - характеризуют погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра; -приводят примеры погодных явлений; -сопоставляют научные и народные предсказания погоды; -работают со взрослыми: составляют сборник народных примет своего народа. Читают о растительном мире родного края.
26.09
8
(4)
В гости к осени.
Урок-
экскурсия. Региональный компонент:
Осенние прогулки по брянскому лесу. Совершают экскурсию по осеннему лесу: - наблюдают за изменениями в неживой и живой природе, устанавливают взаимозависимость между ними; -определяют природные объекты с помощью атласа-определителя; - оценивают результаты своих достижений на экскурсии. Описывают наблюдения, составляя красочные доклады о брянских лесах.
01.10
9
(5) В гости к осени
Региональный компонент: Загадки. Пословицы, поговорки об осени. Читают об осенних изменениях в неживой и живой природе; Работают в группе: - рассказывают об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края (на основе наблюдений); -сопоставляют картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии; -прослеживают взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе. Проводят конкурс загадок о природе родного края.
03.10
10
(6) Звездное небо.
Беседуют по теме: «Звездное небо». Звезды имеют разный цвет. Обсуждают проблемную ситуацию: Почему люди смотрят на звезды? Читают и обсуждают текст учебника: Солнечная "семья". Составляют рассказ по теме: Что расскажут о Солнце люди разных профессий? Слушают рассказ учителя: как древние люди представляли солнечную систему. Работают в парах: - отвечают на вопрос: чем Земля отличается от других планет Солнечной системы? -условия жизни на Земле. Луна - спутник Земли; находят на рисунке знакомые созвездия; -сопоставляют иллюстрацию с описанием созвездия; -моделируют созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея; -находят информацию о созвездиях в дополнительной литературе, Интернете; -осуществляют самопроверку.
08.10
11-12
(7-8) Заглянем в кладовые земли. Практическая работа Знакомство с горными породами. Записывают новое понятие «полезные ископаемые». Изучают виды полезных ископаемых, свойства, применение и использование. Читают о добыче полезных ископаемых, отвечают на вопросы. Читают о полезных ископаемых, которые добывают в родном краю. Выполняют практическую работу, в ходе которой: - исследуют с помощью лупы состав гранита, рассматривают образцы полевого шпата, кварца и слюды; -различают горные породы и минералы; -работают в паре: - готовят краткое сообщение о горных породах и минералах; -формулируют выводы
10.10
Объеденены в 1ч
в связи с праздно-
ванием Дня города
13
(9) Про воздух Региональный компонент: Для самых любознательныхСоображалки. Беседуют по теме: «Воздух». Читают текст учебника о значении воздуха для всех живых организмов, о загрязнении воздуха. Отвечают на вопросы. Работают в паре: - рассказывают о значении воздуха и воды для растений, животных и человека; -анализируют схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды; -описывают эстетическое воздействие созерцания неба и водных просторов на человека; - наблюдают небо за окном и рассказывают о нём, пользуясь освоенными средствами выразительности; -находят информацию об охране воздуха и воды родного края.
15.10
14
(10) Про воду Региональный компонент:
В царстве рыб Беседуют по теме: Вода - условие жизни на Земле. Явления природы, связанные с водой. Свойства воды. Различные состояния воды. Проводят опыты по определению свойств воды и ее состояние. Анализируют схемы - рисунок в учебнике. Строят рисунок-схему «Вода и ее состояния». Составляют рассказ - рассуждение (на основе схемы) «Что такое вода?» - рассказывают о значении воздуха и воды для растений, животных и человека; -работают в паре: анализируют схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды; - наблюдают небо за окном и рассказывают о нём, пользуясь освоенными средствами выразительности; -находят информацию об охране воздуха и воды родного края.
17.10
15
(11) Какие бывают растения Региональный компонент: Народные приметы осени Беседуют по теме: «Многообразие растений». Растения бывают разные по внешнему виду, частям, месту обитания. Функции разных частей растения. Называют отдельные виды. Практическая работа: составляют описание (паспортов) гербарий. Узнают разновидности растительного мира. Выступают в роли экскурсовода, рассказывают о том, какие бывают растения (с использованием иллюстраций). -устанавливают по схеме различия между группами растений; Работают в паре: - называют и классифицируют растения, осуществляют самопроверку; -приводят примеры деревьев, кустарников, трав своего края; -определяют растения с помощью атласа-определителя; - оценивают эстетическое воздействие растений на человека. Рассказывают о народных приметах осени.
22.10
16
(12) Какие бывают животные. Региональный компонент: В царстве животных. Как готовиться к зиме
Беседуют по теме: Разнообразие животных». Животные объединяются в группы (классы) по существенным признакам. Называют отдельных представителей. Узнают царства живой природы. Делают выводы, сравнивают, анализируют. Читают про разнообразные виды животного мира. Работают в паре: - соотносят группы животных и их существенные признаки; -работают в группе: знакомятся с разнообразием животных, находят в рассказах новую информацию о них, выступают с сообщением; -сравнивают животных (лягушек и жаб) на основании материала книги «Зелёные страницы», выявляют зависимость строения тела животного от его образа жизни
24.10
17
(13) Невидимые нити Региональный компонент:
Происхождения названий месяцев Читают рассказ о невидимых нитях. Отвечают на вопросы. Устанавливают взаимосвязи в природе. -моделируют изучаемые взаимосвязи; -выявляют роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей; -оценивают свои достижения.
29.10
18
(14) Дикорастущие и культурные растения
Записывают новое понятие «культурные растения». Читают текст в учебнике. Рассматривают иллюстрации, растения гербария, делают выводы. -сравнивают и различают дикорастущие и культурные растения; -классифицируют культурные растения по определённым признакам; -находят информацию о растениях; -обсуждают материалы книги «Великан на поляне».
31.10
№
п/п
Тема урока
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Дата
Примечание
по плану
по факту
2 четверть (14ч.)
Природа (21ч)
1
(15)
Дикие и домашние животные. Региональный компонент:
В гости к зиме.
Зимние месяцы
Беседуют по теме «Дикие животные»: названия, внешний вид, повадки, особенности условия жизни. Экологические связи в природе: зависимость особенностей животного от условий его жизни. Называют обитателей леса. Изучают цепи питания животных. Беседуют по теме «Домашние животные» названия, внешний вид, повадки, особенности условия жизни. Правила ухода. - сравнивают и различают диких и домашних животных; -приводят примеры диких и домашних животных, моделируют значение домашних животных для человека; Составляют рассказ по наблюдениям за природой зимой.
12.11
2
(16) Комнатные растения
Наблюдают за комнатными растениями. - узнают комнатные растения на рисунках, осуществляют самопроверку; -определяют с помощью атласа-определителя комнатные растения своего класса; -оценивают роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека. Выполняют практическую работу: - выполняют элементы ухода за комнатными растениями (рыхление, полив, протирание листьев)
14.11
3
(17)
Животные живого уголка Региональный компонент:
Народный зимний календарь Наблюдают за животными живого уголка. Готовят о них сообщения. - рассказывают о животных живого уголка и уходе за ними; -рассказывают о своём отношении к животным живого уголка, объясняют их роль в создании благоприятной психологической атмосферы; -осваивают приёмы содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями. Изучают народные приметы в зимний период.
19.11
4
(18)
Про кошек и собак.
Читают текст учебника про кошек и собак. Рассматривают иллюстрации. Слушают рассказ учителя в сопровождении с презентацией. Работают в паре: - определяют породы кошек и собак; -обсуждают роль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благоприятной психологической атмосферы в доме; -объясняют необходимость ответственного отношения к домашнему питомцу.
21.11
5
(19)
Красная книга Региональный компонент: Редкие растения и животные Брянской области.
Записывают понятие «Красная книга» и её особенности. Читают рассказы об исчезающих видах животных и растений, выявляют причины исчезновения изучаемых растений и животных; предлагают и обсуждают меры по их охране Работают в группах: -используют тексты учебника для подготовки собственного рассказа о Красной книге; -готовят с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги России (по своему выбору). -изучают редкие растения и животные родного края.
26.11
6
(20) Будь природе другом. Проект «Красная книга, или возьмем под защиту» Региональный компонент:
Жизнь животных зимой. Белая книга. Выполняют проект «Будь природе другом»: -распределяют обязанности по выполнению проекта; -собирают информацию о редких животных и растения родного края; - анализируют факторы, угрожающие живой природе, рассказывают о них; -читают Правила друзей природы и рисуют экологические знаки; -предлагают аналогичные правила; -извлекают информацию из различных источников; -составляют собственную Красную книгу - изготавливают кормушки для птиц и развешивают в школьном саду -проводят презентацию с демонстрацией фотографий, слайдов; -оценивают свои достижения.
28.11
7
(21) Проверочная работа
- выполняют тестовые задания учебника; -оценивают правильность / неправильность предложенных ответов; -оценивают бережное отношение к природе;
03.12
Жизнь города и села(9 ч.)
8
(1) Что такое экономика
Записывают новое понятие «экономика». Читают текст учебника. Отвечают на вопросы. Слушают рассказ учителя. Смотрят презентацию. Работают по группам: - рассказывают об отраслях экономики по предложенному плану; -анализируют взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов; -моделируют взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом; -извлекают из различных источников сведения об экономике и важнейших предприятиях региона и своего села и готовят сообщение.
05.12
9
(2) Из чего что сделано Региональный компонент: Для самых любознательных Новый год. Читают текст учебника. Отвечают на вопросы. Слушают рассказ учителя. Смотрят презентацию. Работают по группам - классифицируют предметы по характеру материала; -прослеживают производственные цепочки, моделируют их; -приводят примеры использования природных материалов для производства изделий Рассказывают о традициях новогоднего праздника в своей семье.
10.12
10
(3)
Как построить дом
Читают текст учебника. Отвечают на вопросы. Работают по группам - рассказывают о строительстве городского и сельского домов (по своим наблюдениям); -сравнивают технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского; -рассказывают о строительных объектах в своём селе; -предлагают вопросы к тексту.
12.12
11
(4) Какой бывает транспорт
Наблюдают разные виды транспорта. Выполняют задания в рабочей тетради. - классифицируют средства транспорта; -узнают транспорт служб экстренного вызова; -запоминают номера телефонов экстренного вызова 01, 02, 03. -узнают правила поведения в экстренных случаях
17.12
12
(5)
Культура и образование Региональный компонент:
Музеи, театры родного города. Беседуют по теме «Культура и образования». Читают об учреждениях культуры и образования. Рассказывают об учреждениях культуры и образования родного города. - различают учреждения культуры и образования; -приводят примеры учреждений культуры и образования, в том числе в своём регионе; Выполняют практическую работу - посещают школьный музей воинской славы; - рассказывают о школьном музеи.
19.12
13
(6) Все профессии важны.
Беседуют по теме «Все профессии важны - все профессии нужны». Узнают и читают про старые профессии и с новые (современные) профессии. - рассказывают о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи; -определяют названия профессий по характеру деятельности; -обсуждают роль людей различных профессий в нашей жизни; -формулируют выводы; Готовят проект о профессиях своих родителей.
24.12
14
(7) В гости к зиме Экскурсия Региональный компонент:
Зимние мотивы. Стихи. Песни Совершают экскурсию по зимнему школьному саду. - обобщают наблюдения над зимними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий; -формулируют правила безопасного поведения на улице зимой; - наблюдают в природе и фиксируют их в «Научном дневнике». Учат и демонстрируют стихи и песни о зиме.
26.12
№
п/п
Тема урока
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Дата
Примечание
по плану
по факту
3 четверть (20 ч.)
Жизнь города и села(9 ч.)
1
(8) Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или возьмем под защиту», Профессии». Выступают с подготовленными сообщениями, иллюстрируют их наглядными материалами: -анализируют факторы, угрожающие живой природе, рассказывают о них; -знакомятся с Правилами друзей природы и экологическими знаками; -предлагают аналогичные правила; -извлекают информацию из различных источников; -составляют собственную Красную книгу - изготавливают кормушки для птиц и развешивают в школьном саду -проводят презентацию с демонстрацией фотографий, слайдов; -оценивают свои достижения. - обсуждают выступления учащихся; - оценивают свои достижения и достижения других учащихся.
14.01
2
(9) Проверочная работа по разделу «Жизнь города и села» Региональный компонент: Берёза- символ России. Выполняют тестовые задания учебника; -оценивают правильность / неправильность предложенных ответов; -оценивают бережное или потребительское отношение к природе; -формируют адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами.
16.01
Здоровье и безопасность (9ч)
3
(1) Строение тела человека
Беседуют по теме:: «Человек - живое существо, организм». Отвечают на вопрос: Чем люди похожи, чем они отличаются. Приводят примеры того, что внешние отличия одного человека от других; составлять словесный портрет человека. Обсуждают проблемную ситуацию: «Если бы все люди были одинаковые». Читают и обсуждают текст учебника, формулируют вывод. Сравнивают свои выводы с текстом. Составляют план текста. Выполняют задания в тетради. - называют и показывают внешние части тела человека; -определяют на муляже положение внутренних органов человека; -моделируют внутреннее строение тела человека.
21.01
4
(2) Если хочешь быть здоров Региональный компонент: Жизнь животных. Здравствуйте пернатые. Беседуют с учителем: «Что такое здоровье» Обсуждают правила здорового образа жизни. Изучают причины некоторых детских болезней. Читают и обсуждать текст учебника, формулируют вывод. Сравнивают свои выводы с текстом: Как вести себя, если почувствовал себя плохо, произошел несчастный случай или в доме находится больной. Приводят примеры как человек должен заботиться о своем здоровье. - рассказывают о своём режиме дня; -составляют рациональный режим дня школьника; -обсуждают сбалансированное питание школьника; -различают продукты растительного и животного происхождения; -формулируют правила личной гигиены и соблюдают их. Выполняют практическую работу. Моделируют в ходе практической работы ситуации по применению сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях. Читают и обсуждать текст учебника
23.01
5
(3) Берегись автомобиля
Беседуют по теме «Правила дорожного движения». Читают и обсуждают текст учебника, формулируют вывод. Сравнивают свои выводы с текстом. - моделируют сигналы светофоров; -характеризуют свои действия как пешехода при различных сигналах; -различают дорожные знаки ; -формулируют правила движения по загородной дороге.
28.01
6
(4)
Школа пешехода.
Практическая работа Выполняют практическую работу : -формулируют правила безопасности на основе прочитанных рассказов; -демонстрируют соблюдение изученных правил безопасности на практике под руководством учителя или инструктора ДПС.
30.01
7
(5) Домашние опасности Региональный компонент Верные друзья. Повторяют правила поведения на улицах и игровых площадках, правила дорожного движения и дорожные знаки, правила предусмотрительного поведения. Учатся применять изученные правила безопасного поведения в быту. Предлагают и обсуждают варианты поведения в подобных ситуациях, Моделируют звонок по телефону в полицию и МЧС, моделируют правила поведения в ходе ролевых игр. Выполняют тестовые задания учебника. Выполняют проверочную работу. - объясняют потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций; -формулируют правила безопасного поведения в быту; -узнают правила по предложенным в учебнике знакам; -сравнивают свои знаки с представленными в учебнике.
04.02
8
(6) Пожар Экскурсия на противопожар ную выставку.
Беседуют по теме «Пожар». Читают и обсуждают текст учебника, формулируют вывод. Сравнивают свои выводы с текстом. - характеризуют пожароопасные предметы -запоминают правила предупреждения пожара; -моделируют вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону; -рассказывают о назначении предметов противопожарной безопасности; -находят в Интернете информацию о работе пожарных, готовят сообщение. Совершают экскурсию на противопожарную выставку
06.02
9
(7) На воде и в лесу Региональный компонент: Как относятся к деревьям разные народы. Беседуют по теме «На воде и в лесу». Читают и обсуждают текст учебника, формулируют вывод. Сравнивают свои выводы с текстом. - характеризуют потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу; -запоминают правила поведения во время купания; -различают съедобные и ядовитые грибы; -находят нужную информацию в книге «Зелёные страницы»; -определяют с помощью атласа-определителя жалящих насекомых.
11.02
10
(8) Опасные незнакомцы. Региональный компонент: Звери весной Беседуют по теме «Незнакомцы». Читают и обсуждают текст учебника, формулируют вывод. Сравнивают свои выводы с текстом. - характеризуют потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми; -предлагают и обсуждают варианты поведения в подобных ситуациях; -моделируют звонок по телефону в полицию и МЧС; - моделируют правила поведения в ходе ролевых игр.
13.02
11
(9) Проверочная работа по разделу «Здоровье и безопасность» Выполняют тестовые задания учебника; -оценивают правильность / неправильность предложенных ответов; -оценивают бережное или потребительское отношение к природе;
18.02
Общение (7ч)
12
(1)
Наша дружная семья. Региональный компонент: Звери весной.
Беседуют с учителем: « Семья - часть общества». Составляют характеристику семьи как коллектива: совместное пребывание, ведение общего хозяйства, проведение досуга, добрые взаимоотношения. Анализируют факты родственных связей в семье. Читают термины. Делают выводы. Изучают правила составления генеалогического древа. Читают и обсуждают текст учебника. Составляют план пересказа. Выполняют практическую работу: Составление семейного древа. - рассказывают по рисункам и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях; -формулируют понятие «культура общения»; -обсуждают роль семейных традиций для укрепления семьи; -моделируют ситуации семейного чтения, семейных обедов.
20.02
13
(2) Проект «Родос ловная».
Составляют рассказы о семье. Отвечают на вопросы учебника. Выполняют работу в тетради на печатной основе. Рассказывают, как проводят досуг в семье. Составляют рассказ: «Как моя семья проводит свободное время?» - интервьюируют родителей о представителях старшего поколения, их именах, отчествах, фамилиях; -отбирают фотографии из семейного архива; -составляют родословное древо семьи; -презентуют свой проект.
25.02
14
(3) В школе
Ведут учебный диалог: Какие бывают правила и зачем их создают? Используя справочную литературу ищу ответ на вопрос: Когда появились правила поведения? Объясняют слова нравственного содержания. Обсуждают проблему: Зачем придумали правила поведения. Характеризуют места проведения досуга. Читают информацию, представленную в схеме. Работают со схемой: Какие бывают правила. Читают и обсуждают текст учебника -рассказывают о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе; -обсуждают вопрос о культуре общения в школе; -формулируют правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её; -оценивают с нравственных позиций формы поведения; -моделируют различные ситуации общения на уроке и переменах.
27.02
15
(4)
Правила вежливости
Повторяют: Какие бывают правила и зачем их создают? Когда появились правила поведения? Кого называют друзьями? Правила дружбы. Составляют правила культурного поведения, которые позволяют людям общаться, не причиняя друг другу огорчения -обсуждают, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения; -формулируют привила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной; -моделируют ситуации общения в различных ситуациях.
04.03
16
(5) Ты и твои друзья Региональный компонент: Растения весной. Составляют правила культурного поведения, которые позволяют людям общаться, не причиняя друг другу огорчения. Обсуждают проблемную ситуацию «Какие бывают правила». Обсуждают ситуации «Три истории о Васятке». Участвуют в ролевой игре «Какие жесты и мимика могут обидеть» -обсуждают морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России; -обсуждают проблему подарка в день рождения друга; -обсуждают правила поведения за столом; -формулируют правила этикета в гостях.
06.03
17
(6) Мы - зрители и пассажиры Ведут учебный диалог: «Правила поведения в театре»(на основе иллюстративного материала учебника) - обсуждают правила поведения в театре (кинотеатре) и формулируют их; - обсуждают правила поведения в общественном транспорте
11.03
18
(7) Проверочная работа по разделу «Общение» Региональный компонент:
Проснулись ящерицы, змеи лягушки. Выполняют тестовые задания учебника; -оценивают правильность / неправильность предложенных ответов; -оценивают бережное или потребительское отношение к природе; -формируют адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами Ведут учебный диалог о ящерицах, змеях, лягушках.
13.03
Путешествия (18ч)
19
(1) Посмотри вокруг Региональный компонент: В гости к весне. К истокам слова. Беседуют по теме «Посмотри вокруг». Читают и обсуждают текст учебника, формулируют вывод. Сравнивают свои выводы с текстом. -сравнивают фотографии в учебнике, находят линию горизонта; -различают стороны горизонта, обозначают их на схеме; -анализируют текст учебника;
18.03
20
(2)
Ориентирование на местности
Практическая работа. Региональный компонент:
Первоцветы Брянского края. Беседуют по теме «Ориентирование». Читают и обсуждают текст учебника, формулируют вывод. Сравнивают свои выводы с текстом. находят ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём селе Выполняют практическую работу: - знакомятся с устройством компаса и правилами работы с ним; -осваивают приёмы ориентирования по компасу;
20.03
№
п/п
Тема урока
Основные виды учебной деятельности обучающихся
Дата
Примечание
по плану
по факту
4 четверть (16ч.)
Путешествия (18ч)
1
(3) Ориентирование на местности. Региональный компонент: Первые насекомые
Беседуют по теме «Ориентирование». Читают и обсуждают текст учебника, формулируют вывод. Сравнивают свои выводы с текстом. находят ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём селе -осваивают приёмы ориентирования по компасу; -знакомятся со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам. Беседуют по теме: «Насекомые»
01.04
2
(4) Формы земной поверхности.
Ведут учебный диалог по теме: Формы земной поверхности. Читают и обсуждают текст учебника: Чем Земля отличается от других планет. Рассматривают глобус - модель Земли. Изучают карту. Выполняют практическую работу по карте и глобусу. Узнают, о чем рассказывают цвета глобуса? Отвечают на вопросы: Чего больше на Земле - суши или воды? Упражняются в ориентировании по глобусу. - сопоставляют фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности; -анализируют цветовое обозначение равнин и гор на глобусе; -сравнивают по схеме холм и гору; -характеризуют поверхность своего края.
03.04
3
(5)
Водные богатства Региональный компонент:
Признаки хорошей погоды. Ведут учебный диалог по теме: Какие бывают водоемы. Болото - водоем со стоячей водой. Река - водный поток, движущийся в одном направлении по руслу, исток и устье реки. Классифицируют водоёмы. Читают про отличительные признаки пресных водоёмов - реки и болота. Выделяют отличительные особенности пресных водоёмов - болота и реки. Составляют текст - описание об обитателях болот (по рисункам учебника).- различают водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнают их по описанию; -анализируют схему частей реки; - на основе наблюдений рассказывают о водных богатствах своего края; -обсуждают эстетическое воздействие моря на человека; -составляют фото-рассказ на тему «Красота моря».
08.04
4
(6)
В гости к весне (экскурсия) Региональный компонент:
Как образуется дождь? Совершают экскурсию по школьному саду - наблюдают за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц и т. д., используя при этом атлас-определитель «От земли до неба»; - формулируют выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека.
10.04
5
(7) В гости к весне
Беседуют по теме: «Весна». Читают и обсуждают текст учебника, формулируют вывод. Сравнивают свои выводы с текстом. - рассказывают о своих весенних наблюдениях в природе родного края; -знакомятся с изменениями в неживой и живой природе весной; -моделируют взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе; -наблюдают весенние явления в природе и фиксируют свои наблюдения в рабочей тетради.
15.04
6
(8)
Россия на карте.
Практическая работа Региональный компонент:
Почему бывают грозы?
Составляют рассказ - описание (с опорой на иллюстрации). Читают и обсуждают текст учебника
Выполняют практическую работу по карте. -сравнивают изображение России на глобусе и карте; -соотносят пейзажи России на фотографиях с местоположением их на физической карте России; -осваивают приёмы чтения карты; -учатся правильно показывать объекты на настенной карте.
17.04
7
(9) Проект «Города России».
Распределяют обязанности по выполнению проекта; Выступают с подготовленными сообщениями, иллюстрируют их наглядными материалами: -в дополнительных источниках находят сведения об истории и достопримечательностях избранного для исследования города; составляют презентацию своего исследования;
22.04
8
(10) Путешествие по Москве Практическая работа. Региональный компонент:
Охраняемые природные территории и объекты Ведут учебный диалог по теме: Москва - столица России. Составляют рассказ - описание (с опорой на иллюстрации). Рассматривают основные достопримечательности Москвы. Обсуждают вопрос «Как можно узнать о прошлом города?». Работают с рубрикой «Картинная галерея»: рассматривают репродукции картин А. Васнецова. Основание Москвы. Выполняют практическую работу по карте: - находят Москву на карте России; -знакомятся с планом Москвы; -описывают достопримечательности по фотографиям; -отличают герб Москвы от гербов других городов; - совершают виртуальную экскурсию по Москве с помощью Интернета.
24.04
9
(11) Московский Кремль
Изучают план Москвы. Описывают достопримечательности по фотографиям. Отличают герб Москвы от гербов других городов. Совершают виртуальную экскурсию по Москве с помощью Интернета. Постройка первых стен Кремля. Московский Кремль при Иване Калите. Московский Кремль при Дмитрии Донском. - обсуждают значение Московского Кремля для каждого жителя России; -находят на фотографии достопримечательности Кремля; - находят сведения об истории Кремля, готовят сообщение.
29.04
10
(12) Город на Неве. Региональный компонент:
Отчего бывает радуга Ведут учебный диалог по теме: Город на Неве. Составляют рассказ - описание (с опорой на иллюстрации). Рассматривают основные достопримечательности Санкт-Петербурга(Петергоф, Петропавловская крепость, Зимний дворец, Эрмитаж) - находят Санкт-Петербург на карте России; -знакомятся с планом Санкт-Петербурга; -описывают достопримечательности по фотографиям; -отличают герб Санкт-Петербурга от гербов других городов; - совершают виртуальную экскурсию по Санкт-Петербургу с помощью Интернета.
06.05
11
(13)
Путешествие по планете. Региональный компонент:
В гостях у лета Рассматривают и обсуждают рисунки и тексты учебника. Выполняют заданий в рабочей тетради. Работают с картой России - сравнивают глобус и карту мира; -находят, называют и показывают на глобусе и карте мира океаны и материки; -соотносят фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира.
08.05
12
(14) Путешествие по материкам
Рассматривают и обсуждают рисунки и тексты учебника. Выполняют заданий в рабочей тетради. Работают с картой. - находят материки на карте мира; -знакомятся с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации; - готовят сообщения и выступают с ними перед классом.
13.05
13
(15) Страны мира. Проект «Страны мира»
Распределяют обязанности по выполнению проекта; Выступают с подготовленными сообщениями, иллюстрируют их наглядными материалами: - сравнивают физическую и политическую карты мира; -находят и показывают на политической карте мира территорию Россию и других стран; - определяют, каким странам принадлежат представленные флаги; -подбирают фотографии достопримечательностей.
15.05
14-15
(16-17) Впереди лето Проверочная работа по разделу «Путешествия»
Выполняют тестовые задания учебника; - определяют цветущие летом травы, насекомых и других животных с помощью атласа-определителя; -приводят примеры летних явлений в неживой и живой природе; -рассказывают о красоте животных по своим наблюдениям; - выполняют тестовые задания учебника; -оценивают правильность / неправильность предложенных ответов; -оценивают бережное или потребительское отношение к природе
20.05
Объеденены в
1 ч. т.к. 01.05-праздничный день
16
(18)
Презентация проектов «Родословная», «Города России», Страны мира» Повторяют изученный материал по вопросам: Человек - часть природы. Правила взаимодействия с природой. Почему человек должен беречь природу. Изучают страницы Красной книгой России. Работают в парах «Что такое Красная книга?» Рассматривают иллюстраций. Создают плакат «Будем беречь природу». выступают с подготовленными сообщениями, -иллюстрируют их наглядными материалами; - обсуждают выступления учащихся; - оценивают свои достижения и достижения других учащихся.
22.05