Рабочая программа внеурочной деятельности Этика. Азбука добра 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №2»


Рассмотрено на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол № 1 от « 28 » августа 2015г.


« СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора поУВР _____________/Вайс О.И./ « 28 » августа 2015г.


«УТВЕРЖДАЮ» Директор МОУ СШ № 2 _____________/Бутов Ю.В./

Приказ №

от « 31 » августа 2015г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




«ЭТИКА: АЗБУКА ДОБРА»

( ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ)

3 КЛАСС


ЗОЛОТАРЕВОЙ ЛЮДМИЛЫ НИКОЛАЕВНЫ








Принято на заседании педагогического совета

протокол № 1

от « 31 »августа 2015 г.


г.Богородицк

2015 - 2016 учебный год

Пояснительная записка Программа разработана на основе - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения ; - Авторской программы «Этика: азбука добра», И.С.Хомякова, В.И.Петрова; - Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, -Планируемых результатов начального общего образования, Связана с программами «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа духовно- нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности:

  • патриотические чувства гражданина России;
  • гражданская идентификация;
  • общечеловеческие ценности;
  • поликультурный мир;
  • личное нравственное самосовершенствование.
Основная цель - формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.

Задачи -

  • развитие способности увидеть нравственную ситуацию;
  • осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация - поведение - правило;
  • оценка нравственных поступков.

Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:
  • личностно направленные методы, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;
  • стимулирующие, когда с помощью диалога поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
  • развивающие нравственное сознание методы;
  • активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, её эмоциональную сферу..
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания. Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника. Общая характеристика курса. Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир»), так и во внеурочной деятельности школьников в форме клуба «Этика: азбука добра». Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор. Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: личностно направленные, стимулирующие, развивающие, активизирующие. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения. Программа составлена на основе следующих принципов духовно -нравственного развития и воспитания: Принцип ориентации на идеал. Идеал - это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру - ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. Принцип идентификации (персонификации). Идентификация - устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым. Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности). Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка - мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам. Формы и виды деятельности
  • игровая;
  • познавательная;
  • краеведческая;
  • сюжетно - ролевые игры;
  • просмотр мультфильмов;
  • посещение выставочных залов и музеев;
  • конкурсы;
  • посещение библиотек;
  • праздники.
  • общественно - полезные дела

Планируемые результаты освоения программы. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД

  1. Обучающийся получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника.
  2. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, ученик начнёт осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
  3. С помощью обсуждения сказок, произведений художественной литературы ученик освоит первоначальные этические представления добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации.
  4. Система вопросов и заданий, носящие диагностический и тренинговый характер позволит решить задачи самооценки и самопроверки ученика. Ученик получит начальные нравственные представления, знакомясь с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?»,»Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»)
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД 1. Обучающийся научится или получит возможность иметь и выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим мнениям. 2. Обучающийся научится работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения. 3. Обучающийся научится или получит возможность анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. 4. Обучающийся научится создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Предметные результаты Общие предметные результаты освоения программы

Обучающийся выучит:

- правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой, улице, в общественных местах, правильную организацию работы на уроке, уметь оценивать своё поведение,

- основные требования к внешнему виду человека и уметь выполнять основные правила опрятности;

- правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках.

- слова вежливости,

- основные правила общения, правила работы в группе.

Обучающийся получит возможность научиться:

- применять правила вежливого общения, использовать в речи слова вежливости,

- применять правила поведения и общения в школе, на уроке, на перемене, на улице, в общественных местах;

- высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников,

- проявлять прилежание и старательность в учении и труде, бережно относиться к вещам, созданным трудом других людей,

-работать в паре и в группе,

- проявлять доброе, терпимое отношение к людям; уважение к родителям, близким,

- культурно выражать свои эмоции в совместной работе

-ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование раздела

Кол-во часов

1 Школьный этикет

5

2 Правила общения

11

3 О трудолюбии

8

4 Культура внешнего вида

4

5 Внешкольный этикет

6
Итого 34 часа


СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе). Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. - Школьные перемены как время активного отдыха, игры. - Поведение в столовой, правила поведения за столом. Универсальные учебные действия:

  • Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.
  • Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми). Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. - Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины). - Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание. Универсальные учебные действия:
  • Использовать в речи слова вежливости.
  • Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
  • Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений).
  • Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
  • Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
О трудолюбии. Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. - Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности). - Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства. Универсальные учебные действия:
  • Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его.
  • Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.
Культура внешнего вида. Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке. - Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. - Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации. Универсальные учебные действия:
  • Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях.
  • Оценивать внешний вид человека.
Внешкольный этикет. Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться. Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д. - Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу. Универсальные учебные действия:
  • Использовать доброжелательный тон в общении.
  • Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
Место предмета в учебном плане. «Этика: азбука добра» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 34 часа - 1час в неделю.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Литература

Для учителя

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации

от «6» октября 2009 г. № 373)

  • Воспитание школьников. № 6 - М., 2004 г .(42)

  • Воспитание школьников. № 2 - М., 2006 г. (46)

  • Воспитание школьников. № 6 - М., 2007 г. (30)


  • Матвеева Л. И «Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения», Л, 1989 г. (89)


  • Хомякова И.С., Петрова В.И. Программа факультатива «Этика: азбука добра» для внеурочной деятельности младших школьников (1 - 4 классы)

Дидактические материалы

  1. Демонстрационные картинки с изображением профессий
  2. Демонстрационные картинки и плакаты по правилам дорожного движения
  3. Наборы сюжетных картинок

Интернет - ресурсы:

  1. wwwHYPERLINK "school2100.ru/".HYPERLINK "school2100.ru/"schoolHYPERLINK "school2100.ru/"2100.HYPERLINK "school2100.ru/"ru

  1. httpHYPERLINK "school-collection.edu.ru/"://HYPERLINK "school-collection.edu.ru/"schoolHYPERLINK "school-collection.edu.ru/"-HYPERLINK "school-collection.edu.ru/"collectionHYPERLINK "school-collection.edu.ru/".HYPERLINK "school-collection.edu.ru/"eduHYPERLINK "school-collection.edu.ru/".HYPERLINK "school-collection.edu.ru/"ru

  1. window.edu.ru

  1. edu.ru


  1. portal-slovo.ru/


  1. bestreferat.ru/referat-98091.html


© 2010-2022