Рабочие программы для 1 класса

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка:


Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе

Нормативная база для составления рабочей программы по окружающему миру: 1. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 (1-4 кл) Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010г. №1879 3. Региональный базисный учебный план 4. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации образовательных программ 5. Основная образовательная программа школы 6. Учебный план школы на текущий учебный год 7. Положение о рабочей программе МБОУ «Русскоигнашкинская СОШ» 8. Авторская программа по окружающему миру по УМК «Гармония» В процессе изучения данного предмета школьники получают знания об окружающем мире из различных источников, используя разные способы познания; начинают осмысливать окружающий мир, ориентироваться в нём, понимать место и роль человека в нём; осознают, что мир красив, многообразен, един, изменчив. При этом ученики приобретают разнообразные навыки и умения наблюдать и сопоставлять, спрашивать и доказывать, выявлять взаимозависимости, причины и следствия, отражать полученную информацию в виде рисунка, схемы, таблицы, проводить несложные опыты, пользоваться приборами, ориентироваться на местности, приобщаться к творческому труду. Приобретают желание осваивать новые виды учебной деятельности, познавать глубже окружающий мир, активно действовать в нём. В качестве комплекса средств, реализующих задачи курса, выступают: содержание обучения, методы и методические приемы, средства обучения и формы организации учебно-познавательной деятельности школьников. Линиями интеграции содержания служат следующие концептуальные идеи: «многообразие и красота объектов окружающего мира» (1-2 классы). В содержании курса «Окружающий мир» интегрируются естественнонаучные, гуманитарные и практические знания о природе, человеке и обществе. Каждая из этих областей объединяет знания нескольких наук, что предоставляет широкие возможности межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Так, человек предстает перед учениками как биологический вид (рассматривается организм человека, функции его органов, гигиена и здоровый образ жизни), и как социальное явление (личность, член семьи, член общества, гражданин, творец, историческая личность), что позволяет заложить основу для освоения в основной школе таких наук, как анатомия, физиология, гигиена, обществоведение, история, и создать условия для начала формирования у учащихся необходимых обществу нравственных и мировоззренческих убеждений. В блок знаний о природе на доступном данному возраст уровне интегрированы физические, химические, биологические, географические, астрономические и экологические знания об окружающем мире, что позволяет осуществить очень важную пропедевтическую роль курса для дальнейшего изучения предметов естественного цикла в основной школе. С целью успешной подготовки к обучению в основной школе учащиеся постепенно начинают осваивать эмпирические и теоретические способы познания окружающего мира, в том числе общенаучные (классификация, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, аналогия, моделирование и др.) и специфические методы познания (наблюдение, экспериментирование и др.). Осваивают и разные виды учебной деятельности: дидактическую игру, работу с учебным и научно-популярным текстом, с рисунками и иллюстрациями, с условными обозначениями, таблицами и схемами, с лабораторным оборудованием, с различными моделями. В курсе предусмотрены разнообразные задания по наблюдению природных и социальных объектов и явлений, в том числе по проведению фенологических наблюдений, по выполнению практических работ и опытно-экспериментальных исследований, по моделированию объектов и процессов. Большое внимание уделяется выявлению изменений в природе, связанных с жизнедеятельностью человека, в процессе непосредственных наблюдений объектов и явлений природы учащимися во время экскурсий и прогулок. С целью формирования экологического мышления учебно-познавательная деятельность младшего школьника, обусловленная общими закономерностями познания и осуществляемая в процессе восприятия, осмысления, запоминания, овладения знаниями и способами деятельности, направляется на многостороннее рассмотрение и изучение свойств явлений и объектов окружающего мира, выявление их взаимосвязей и взаимозависимостей. При этом учитываются возрастные особенности младших школьников, благодаря чему соблюдается разумный баланс эмпирического и теоретического способов познания окружающего мира. Интеграция естественнонаучного и гуманитарного знания и способов познания не только преследует цель формирования целостной картины мира, но и выступает средством для того, чтобы учащиеся познавали окружающий мир и эмоционально-образно, и рационально-логически. Развитие эмоций и раскрытие творческого потенциала учащихся осуществляется через активизацию сенсорного восприятия окружающего мира во время экскурсий и прогулок, использование литературных и художественных образов объектов и явлений природы. Особую значимость для развития личности ребенка имеет в этом случае не только возможность поработать с таким источником информации, но и возможность проживания школьником душевного состояния автора художественного произведения, что делает обучение более человечным, одухотворённым. При решении задач обучения, воспитания и развития учащихся акцент делается на задаче развития. Знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сфер учащихся, их творческих способностей. Наблюдая, сравнивая, классифицируя объекты и явления окружающего мира, выясняя их закономерности, выполняя различные опыты, делая самостоятельные выводы, воображая и фантазируя, учащиеся осваивают основы естественнонаучных, гуманитарных и утилитарных знаний в процессе активной познавательной деятельности, у них развиваются регулятивные, коммуникативные и творческие способности. С этой целью готовые научные знания преобразованы в такую форму передачи, при которой ребенок, самостоятельно (или с минимальной помощью учителя), в паре с одноклассником или в группе, работая с учебным материалом, овладевает различными способами и методами познания окружающего мира, разными видами предметных умений и универсальных учебных действий. Система заданий сформирована с учётом возрастных возможностей, психофизиологических и индивидуальных особенностей восприятия окружающего мира младшими школьниками, с учётом разных уровней усвоения знаний: репродуктивного, продуктивного, творческого, - что дает возможность учителю варьировать индивидуальную нагрузку, обеспечивая развитие и слабых, и сильных учеников. Разнообразие заданий позволяет учителю использовать разные методы обучения (объяснительно - иллюстративный, частично - поисковый, исследовательский), активизируя разные виды познавательной деятельности и мышления учащихся, включать их на разных этапах урока (актуализации знаний, изучения нового материала или усвоения нового метода познания, первичного закрепления полученных знаний, тематического или итогового контроля). Система заданий для первичного закрепления и контроля способствует индивидуализации и дифференциации обучения, предоставляет учащимся возможность самооценки, самоконтроля, саморазвития. Формы организации учебного процесса при реализации интегрированного курса «Окружающий мир» могут быть разнообразными: дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города или поселка и др.; уроки исследования и экспериментальной проверки Каких-то гипотез; уроки-путешествия, уроки-заседания экологического совета, уроки-конференции. Обязательны при этом кратковременные прогулки (1 и 2 классы) и предметные или комплексные экскурсии (3 и 4 классы) для изучения объектов природы или творений человека в их естественных условиях. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, в парах, в проектной группе и фронтальной. В целом содержание, методы, средства и формы организации познавательной деятельности ориентированы на обеспечение мотивационного и волевого, ориентировочного и содержательно-операционного, оценочного компонентов учения и создание условий для самопознания и самоанализа личности ученика.


Цель начального курса окружающего мира - формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности. Основными задачами образовательного процесса при изучении курса «Окружающий мир» являются: социализация ребёнка; развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять); воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.

Общая характеристика учебного предмета

Основной особенностью содержания курса «Окружающий мир» является его интегративный характер. В едином курсе объединяются знания о природе, человеке, обществе, важнейших событиях в истории российского государства. Человек предстаёт перед учениками как биосоциальное существо, часть живой природы и член общества: член семьи, коллектива учеников, сообщества жителей родного края, гражданин государства. Это позволяет объединить в едином курсе знания о природе и социальной действительности, что создаёт условия для формирования у учащихся необходимых обществу нравственных и мировоззренческих убеждений. В содержание интегрируются на доступном данному возрасту уровне обществоведческие, исторические, физические, химические, биологические, географические, астрономические, экологические знания, что позволяет осуществить очень важную пропедевтическую роль курса для дальнейшего изучения предметов естественного и гуманитарного циклов в основной школе. Интегративный подход даёт возможность ученику воспринять окружающий мир как единое целое, в котором все компоненты связаны, осознать богатство и сложность этого мира, узнать разные способы взаимодействия с ним. Между тем, при отборе содержания соблюдается и разумная дезинтеграция, выделение крупных самостоятельных содержательных блоков, материал которых предоставляет ученику возможность глубже и конкретнее изучить закономерности и качественное своеобразие различных его структур (природы, человека, общества, истории государства), что способствует подготовке учащихся к изучению в основной школе дифференцированных курсов. Таким блоком, например, является раздел «Путешествие в прошлое России», где учащиеся погружаются в изучение истории своего Отечества, знакомятся с важнейшими событиями в его истории. Интегрированный курс «Окружающий мир» предоставляет широкие возможности для реализации межпредметных связей всех предметных линий начальной школы. В процессе его изучения учащиеся могут объединять информацию, используемую в разных дисциплинах, разные способы и средства её отображения: в слове, в естественнонаучном, историческом, математическом понятии, в рисунке, в мелодии, в рукотворном изделии, расширяя и углубляя представления об объектах и явлениях окружающего мира. Например, на уроке математики ученики узнают способ отображения целого и составляющих его частей с помощью диаграммы, на уроке окружающего мира они используют диаграмму, с помощью которой показывают соотношение суши и воды на земной поверхности. Понятие «симметричное тело» изучается на уроках математики и окружающего мира, закрепляется на уроке технологии при создании изделий симметричной формы. На уроках окружающего мира изучаются сезонные изменения в природе, на уроке литературного чтения ученики знакомятся, как отражают их писатели и поэты, на уроках музыки - композиторы, на уроке рисования - художники. Тема «Во что веровали наши предки» изучается на уроке «Окружающего мира», на уроке технологии ученики делают обереги, которые наши предки помещали на свою одежду, жилища. При отборе содержания курса и компонентов учебной деятельности положен личностно-ориентированный подход в обучении. Объектом внимания и деятельности ученика служит не только внешний мир в его многообразии, взаимосвязях и способы его изучения, но и познание самого себя, своих способностей и возможностей, оценка некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу, саморазвитию и регуляции своих отношений с миром природы и людьми. Процесс образования организуется как процесс становления личности (обретения себя, своего образа), готовой к выполнению разных видов деятельности, способной рассуждать, критически мыслить, применять знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. При этом учитываются психофизиологические возможности младшего школьника, особенности восприятия окружающего мира, способы мышления (эмоционально-образное, и рационально-логическое), его интересы. Представление целостной картины мира, раскрытие общих взаимосвязей её компонентов, обучение разным способам познания мира развивает познавательный интерес ученика, его интеллектуальные и творческие способности, эмоционально-эстетическое восприятие мира природы и культуры. Принцип вариативности реализуется через включение в содержание курса не только основного материала, соответствующего образовательному минимуму, но и дополнительного, расширяющего кругозор ученика, предоставляющего ему выбрать собственную траекторию учения. Система заданий дифференцирована по степени сложности, объёму, что предоставляет возможность активно включаться в процесс учения на разных уровнях (репродуктивном, продуктивном, креативном), применять знания в нестандартной ситуации. В соответствии с общими дидактическими принципами системности, доступности, наглядности, преемственности, с учётом краеведческого, экологического, сезонного принципам обучения, перед учениками разворачивается картина окружающей их живой и неживой природы в её многогранности и многообразии. Они узнают о разнообразии растений, грибов, животных, форм суши, видов водоёмов, о Земле как планете Солнечной системы, о природных сообществах и природных зонах, о сезонных изменениях в природе и в жизни человека. Изучают свойства воздуха, воды, почвы, веществ, необходимых для всего живого на Земле, обсуждают проблемы, связанные с их загрязнением и осознают необходимость бережного отношения к окружающей среде. Получают начальные представления о развитии растительного организма, о стадиях развития некоторых групп животных, о том, как функционирует и развивается организм человека, от чего зависит его здоровье. Изучение естественнонаучных, обществоведческих и исторических понятий конкретизируется на примерах природных, социальных, исторических объектов родного края. Это помогает осуществлять связь обучения с жизнью, способствует развитию наблюдательности, познавательного интереса учащихся, формированию эмоционально-эстетических, нравственно-этических оценок наблюдаемой действительности, выработке (соответствующих содержанию обучения) практических умений и навыков. При этом воспитываются патриотические чувства, любовь к родному краю, бережное отношение к его природе, культурному и историческому наследию, толерантное и уважительное отношение к образу жизни, обычаям, традициям, религиям народов, населяющих родной край. Во многих разделах программы включены вопросы краеведения, предложены экскурсии в природу, на социальные объекты, в музеи, которые дают богатый материал для уроков окружающего мира. В учебниках внимание учащихся на этот вид деятельности обращено специальным значком «изучай родной край». Предусмотрено выполнение краеведческих проектов во внеурочное время, что способствует и разумному отдыху детей. С целью формирования экологического мышления учебно-познавательная деятельность младшего школьника, осуществляемая в процессе восприятия, осмысления, запоминания, овладения знаниями и способами деятельности, направляется на многостороннее рассмотрение и изучение свойств явлений и объектов окружающего мира, выявление их взаимосвязей и взаимозависимостей. При этом внимание учащихся акцентируется на том, что человек может неразумно загрязнять окружающую его среду, уничтожать историческую память о прошлом Родины и родного края, но может сохранять красоту и многообразие природы, беречь наследие предков и мировой культуры. В результате формируется желание следовать безопасному, экологически грамотному и здоровому образу жизни, соблюдать чистоту и красоту среды обитания. Курс создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе изучения окружающего мира учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников и её обработку (запись, обобщение, структурирование, презентацию в разных формах, вербальной и наглядной); планируют и выполняют небольшие исследования по выявлению свойств, причинно-следственных связей, последовательности протекания природных и социальных процессов и др. При этом выполняются все компоненты учебной деятельности: постановка задачи, планирование действий по её решению, оценивание результатов действий, формулировка выводов. Одновременно школьники учатся сотрудничать с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивают различные способы взаимной помощи партнёрам по общению. В процессе изучения курса, учащиеся ведут наблюдения за природными объектами и явлениями, экспериментируют с использованием лабораторного оборудования, выполняют практические работы, учатся работать с готовыми моделями (глобус, карта, плоскостные, объёмные и рельефные модели форм суши, муляжи грибов и др.), создают собственные простые модели. При этом, учитывая возрастные особенности младших школьников, соблюдается разумный баланс эмпирического и теоретического способов познания окружающего мира. Анализируя информацию о природных объектах, выявляя их существенные признаки, объединяя в группы, учащиеся овладевают приёмами умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), осваивают метод классификации - один из основных способов упорядочивания информации об окружающем мире. Большое внимание уделяется выявлению изменений в окружающем мире, связанных с жизнедеятельностью человека, в процессе непосредственных наблюдений объектов и явлений природы учащимися во время экскурсий и прогулок к памятникам зодчества и современной архитектуры, в парки, в музеи. Обязательны при этом кратковременные прогулки . Система заданий для пошагового первичного закрепления и итогового контроля, представленная в рабочих тетрадях и в тетрадях для тестовых заданий, способствует индивидуализации и дифференциации обучения, предоставляет учащимся возможность самооценки, самоконтроля, саморазвития. Формы организации учебного процесса при реализации интегрированного курса «Окружающий мир» могут быть разнообразными: дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города или поселка и др.; уроки исследования и экспериментальной проверки каких-то гипотез; уроки-путешествия, уроки-заседания экологического совета, уроки-конференции. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, в парах, в проектной группе и фронтальной. В целом содержание, методы, средства и формы организации познавательной деятельности ориентированы на обеспечение мотивационного и волевого, ориентировочного и содержательно-операционного, оценочного компонентов учения и создание условий для самопознания и самоанализа личности ученика. Формированию универсальных учебных умений способствует и проектная деятельность учащихся, осуществляемая в урочное и во внеурочное время. Учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников, учатся объединять знания из разных образовательных областей, обобщать их представлять в разных формах (вербальной и наглядной). Участие в проектной работе способствует самореализации и самовыражению учащихся, развивает их личностные качества. Таким образом в основе отбора и структурирования учебного содержания, формы его предъявления лежит системно-деятельностный подход, ориентированный на гармоничное развитие и духовно-нравственное воспитание младшего школьника. Учащиеся усваивают и используют предметные знания и умения, универсальные учебные действия в ходе решения учебно-познавательных, учебно-практических задач, обсуждая проблемы гармоничного взаимодействия человека и природы, человека и общества. Формируется личность, действующая согласно нравственным ценностям, принятым в обществе; любящая свою Родину, уважающая образ жизни, нравы и традиции народов, её населяющих; ценящая опыт предшествующих поколений, желающая беречь культурное и историческое наследие предков; интеллектуально развития личность, проявляющая интерес к знаниям, способная добывать их и применять в учебных ситуациях и повседневной жизни, владеющая универсальными коммуникативными, регулятивными, познавательными учебными действиями для успешного продолжения обучения в основной школе.

Место учебного предмета в учебном плане В Федеральном базисном образовательном плане на изучение окружающего мира 1 классе начальной школы отводится 2 часа в неделю,66 часов (33 недели).

Ценностные ориентиры содержания курса «Окружающий мир». Мир многогранен, интересен и всё время изменяется - необходимо наблюдать и познавать его. Наука, искусство, религия, как способы познания человеком самого себя, природы и общества. Природа жизненно необходима и ранима - нужно знать об этом и беречь её красоту и гармонию. Природа планеты - общее достояние человечества, её сохранение - важнейшая задача всех народов Земли. В мире и в России живут разные народы - надо уважать их обычаи и традиции, жить с ними в дружбе и согласии. Опыт человечества и предков богат и пригодится в жизни - следует изучать и уважать его. Личность, уважающая ценности семьи и общества, любящая своё Отечество, хранящая традиции своих предков, готовая к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, адекватно ориентирующаяся в современном конфликтном, динамично меняющемся мире, свободно выбирающая собственную жизненную позицию и уважающая мнения других, - основа жизнеспособности, духовно-нравственной консолидации, развития и благополучия российского общества.

Результаты изучения учебного предмета учениками начальной школы В процессе изучения окружающего мира, учащиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественнонаучные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у младших школьников сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные. Личностные результаты изучения курса «Окружающий мир» У учащегося будут сформированы: -положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения; -готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей; -осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам; -понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения между её членами; -осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям; -умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами; -навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе; -осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей; -понимание важности здорового образа жизни. У учащегося могут быть сформированы: -стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать; -зарождение элементов гражданского самосознания (российской идентичности), гордости за свою Родину, российский народ, интерес к образу жизни народов, населяющих родной край, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела; -стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с нарушениями здоровья; -эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении; -осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.

Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия Первоклассник научится: -организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.) -принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; -планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами; -действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради; -контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя); -оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения. получит возможность научиться: -оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме; -ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий (перед выполнением наблюдения и опыта, практической работы с гербарием, коллекцией, географической и исторической картой и др.); -проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения; -адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях. Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится: -осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи; -осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми; -понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию; -применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов; -подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных и социальных объектов; -наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы; -использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений; -осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме. Коммуникативные универсальные учебные действия Ученик научится: -осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; -аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог); -вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению; -допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам; Ученик получит возможность научиться: -оперировать в речи предметным языком - правильно (адекватно) использовать естественнонаучные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог; -планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия; -проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам; -уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтную ситуацию при сотрудничестве, стараясь найти вари-нты её разрешения ради общего дела. -участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).

Предметные результаты Ученик начальной школы в результате изучения курса «Окружающий мир» научится: -правилам культурного поведения в школе, в общественных местах, в транспорте; правила безопасного перехода улиц, поведения у водоема, при встрече с опасными животными; правила экологически грамотного поведения в природе; - растения, грибы, животные - живые существа, свойства живых существ, условия, необходимые им для жизни, приспособляемость к среде обитания; -приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, пластинчатых, трубчатых), животных (зверей, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся); -описывать, характеризовать изученные природные объекты и явления, называя их существенные признаки, характеризуя особенности внешнего вида (на примере своей местности); - различать объекты природы и изделия человека; объекты живой и неживой природы; дикорастущие, культурные, комнатные растения; деревья, кустарники и травянистые растения; хвойные и лиственные деревья; домашних и диких животных, млекопитающих, птиц, рыб, насекомых, земноводных, пресмыкающихся наиболее распространенные растения и животных своей местности, ядовитые растения, грибы; -сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира, выявлять их сходства и различия, выделять существенные и несущественные признаки, распределять растения, животных, формы суши, водоёмы на группы по выделенным основаниям; -различать части тела зверей, птиц, насекомых, рыб, цветкового растения, части холма, реки; -различать части тела человека, называть внутренние органы и органы чувств, основные системы органов, объяснять их значение и меры по сохранению их здоровья; -характеризовать признаки времён года, сезонные изменения в живой и неживой природе; условия, необходимые для жизни растений и животных, способы их питания и размножения; -участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности); -вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, сезонными изменениями в природе, погодой, за последовательностью развития из семени цветкового растения; -выполнять простые опыты по изучению свойств воздуха, воды, снега и льда, полезных ископаемых, соблюдая технику безопасности, пользуясь простейшим оборудованием, делать выводы по результатам исследования и фиксировать их в предложенной форме; -исследовать связи растений и животных с неживой природой (на основе наблюдений); -измерять температуру (воздуха, воды, своего тела), пульс, рост человека; -выращивать растения одним из способов (из семян, стеблевого черенка, листа). В результате изучения правил безопасной жизни выпускник научится: -осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни; -оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми; -соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах; -соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города; -объяснять безопасные правила обращения с электричеством, газом, водой; -составлять и выполнять режим дня. Ученик получит возможность научиться: -сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств; -следовать правилам здорового образа жизни;

Содержание программы
Младший школьник (7 ч) Изменения, произошедшие в жизни детей с приходом в школу. Знакомство с классом, рабочим местом, школьными принадлежностями, со школой и пришкольным участком. Правила поведения в классе, в школе, на пришкольном участке. Учебный труд, обязанности ученика. Режим дня и правила личной гигиены школьника. Разнообразие уроков и их расписание. Особенности урока «Окружающий мир». Правила безопасного поведения на улице, в транспорте; культурного поведения в общественных местах; экологически грамотного поведения в природе. Условные знаки как источник информации о правилах поведения (сигналы светофора, дорожные знаки, знаки «места для пожилых», «не курить» и др). Дидактическая игра: освоение правил поведения. Экскурсия по школе и на пришкольный участок. Окружающий мир и его изучение (6 ч) Наблюдения - источник знаний об окружающем мире. Свойства предметов, определяемые с помощью зрительных, слуховых, вкусовых, осязательных ощущений. Простейшие школьные приборы и приспособления для проведения наблюдений и опытов. Качества, необходимые для успешного познания окружающего мира: любознательность, воображение, фантазия. Объекты окружающего мира: живая, неживая природа, изделия, созданные человеком. Разнообразие и красота растений (20 ч) Многообразие растений. Значение растений в жизни человека. Дикорастущие и культурные растения; их отличительные признаки. Разнообразие растений поля, сада, огорода. Хлебные растения. Труд хлебороба. Уважительное отношение к хлебу. Деревья, кустарники, травянистые растения; их отличительные признаки. Хвойные, лиственные деревья и кустарники. Растения родного края: растения пришкольного участка, парка, леса. Разнообразие и красота цветковых растений. Декоративные и комнатные растения. Ягодные кустарники и кустарнички; ядовитые ягоды. Правила сбора ягод. Лекарственные растения. Необходимость сохранения видового многообразия растений. Красная книга растений. Растения родного края, занесенные в Красную книгу. Практические и творческие работы: дидактическая игра «Узнай растение»; зарисовка растений и их раскрашивание; уход за комнатными растениями. Экскурсия на пришкольный участок (в парк, в сквер). Разнообразие грибов (3 ч) Значение грибов. Многообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Опасность отравления ядовитыми грибами. Строение шляпочного гриба: грибница, плодовое тело (шляпка, ножка). Пластинчатые и трубчатые грибы. Правила сбора шляпочных грибов. Другие виды грибов (дрожжевые, кефирные, пенициллиновые), их использование человеком. Практические и творческие работы: рассматривание муляжей грибов; лепка, рисование или моделирование грибов. Разнообразие и красота животных (30 ч) Многообразие животных: внешний вид, среда обитания. Значение животных в жизни человека. Домашние и дикие животные. Наиболее распространенные дикие и домашние животные родного края. Группы животных: млекопитающие, птицы, насекомые, рыбы, пресмыкающиеся, земноводные. Существенные признаки групп животных: строение тела, кожный покров, размножение. Видовое разнообразие: особенности строения тела, размеры, окраска, образ жизни, среда обитания. Наиболее распространенные животные разных групп, обитающие в родном крае. Правила безопасного поведения при встрече с разными животными. Причины исчезновения некоторых видов животных. Бережное отношение к животным и забота человека о сохранении многообразия животных. Заповедники, заказники, зоопарки. Красная книга животных. Животные родного края, занесенные в Красную книгу. Отличительные признаки живого. Растения, грибы, животные - живые существа. Наблюдения, практические и творческие работы: наблюдения за повадками и образом жизни диких и домашних животных; уход за животными живого уголка. Экскурсии: в зоологический музей (в зоопарк, в цирк зверей, в зоомагазин).

Формы аттестации обучающихся

комплексная контрольная работа

Материально - техническое обеспечение программы по окружающему миру
Для реализации программного содержания используется авторский учебно-методический комплект «Гармония» (завершённая предметная линия учебников):
Для учащихся

  • Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. 1 класс. Учебник, Часть 1 и 2. Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2011 г.
  • Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. 1 класс. Рабочие тетради № 1 и № 2.Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2011 г.
  • Электронная версия тестовых заданий. Программа Cool - Test. На сайте издательства «Ассоциация ХХ1 век»
Для учителя
  • Поглазова О. Т., Миронова М. В. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» для 1 класса, 2012 г.
  • Поглазова О. Т. Программы для 1-4 классов,


Календарно-тематическое планирование по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ в 1 классе


1.Твои первые уроки. (14 ч.)









Формируемые умения/ личностные качества (планируемые результаты обучения)




предметные умения Знать функции условных обозначений учебника; - дорожные знаки; - правила перехода улиц и дорог; - какого человека называют культурным; - понятия «распорядок занятий», «расписание». Уметь: - объяснять значение понятий «объекты и явления природы»; -анализировать рисунки. -наблюдать, что и где расположено в здании школы и для чего (что делают ученики и учителя в кабинетах, спортзале, библиотеке и др.) - руководствоваться правилами в реальных ситуациях на дороге; -размещать на макете улиц и дорог нужные знаки; - доказывать, почему необходимо соблюдать личную безопасность; - составлять расписание уроков; готовить необходимые принадлежности к урокам.




универсальные учебные действия Л: - устойчивый учебно-познавательный интерес к урокам окружающего мира; - чувство гордости за свою Родину, народ, историю; -положительное отношение к школе и принятие образа «хорошего ученика», установка на здоровый образ жизни; -формирование основ российской гражданской идентичности; - проявление интереса к обучению; - осознание важности социальной роли обучающегося; Р: -способность ориентироваться в пространстве и во времени. - умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; П: 1.Общеучебные: -использование модели для сравнения предметов (цвет, форма, величина); - выявление и формулирование познавательной цели с помощью учителя; - постановка и формулирование проблемы с помощью учителя. 2. Логические: - уметь анализировать рисунок, описывать, что на нем изображено; К: - умение работать в парах и индивидуально. № урока Содержание учебного материала Коррекционно-развивающая работа

Дата Примечание План Факт 1 День знаний.



2 Путешествие по школе. Экскурсия по школе.


3 Мы теперь не просто дети….



4 Правила поведения в школе.



5 Условные знаки. Дидактическая игра «Я - юный пешеход»;


6 Безопасный путь. Составление маршрутного листа «Дом-школа-дом»;


7 Экскурсия на пришкольный участок. Экскурсия по пришкольному участку.


8 Уроки общения.



9 Твои одноклассники.



10 Азбука культурного поведения. Игра «Скажи вежливое слово».


11 Уроки здоровья.



12 Здоровое питание. Игра «Собери корзину»


13 Как надо одеваться.



14 Режим дня школьника. Дидактическая игра «Время знаю - всюду успеваю»



2. Как человек познаёт мир. (8 ч.) Формируемые умения/ личностные качества (планируемые результаты обучения предметные умения Знать, что значит «сравнить предметы». Как правильно выбрать признак для сравнения. Как объединяют предметы в группы. - чем могут отличаться предметы. Что значит «рассказать о предмете». -как человек собирает информацию об окружающих его предметах. Какие признаки и свойства предметов помогают узнавать разные органы чувств. - какие действия могут навредить здоровью органов чувств; правила ухода за глазами, ушами, носом. Уметь сравнивать и группировать предметы по разным признакам; - соблюдать правила личной гигиены; - объяснять значение понятий «объекты и явления природы»; универсальные учебные действия Л: - устойчивый учебно-познавательный интерес; - проявлять любознательность, интерес к окружающему миру, через наблюдения за живой и неживой природой. Р: - проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с учителем. П: 1.Общеучебные: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; 2. Логические: - составлять описание предметов, называя как можно больше его отличительных признаков и свойств. К: - формирование собственного мнения и позиции человека к познанию мира. 15 Признаки предметов. Дидактическая игра «Угадай предмет», «Узнай предмет».


16 Сходства и различия предметов. Объединение предметов в группы. Дидактическое лото «Распредели предметы по группам».



17 Органы чувств - верные помощники в познании мира.



18 Что нас окружает. Природные и рукотворные объекты.



19 Способы изучения окружающего мира. Развитие познавательных способностей.


20 Живая и неживая природа. Свойства живых существ.



21 Как изучают окружающий мир.



22 Экскурсия на пришкольный участок.
Экскурсия по пришкольному участку.


3. Зелёная страна. (15 ч.)







Формируемые умения/ личностные качества (планируемые результаты обучения



предметные умения Знать, какие существуют источники знаний об окружающем мире. -какие деревья называют хвойными. Где созревают их семена. Чем различаются хвойные деревья. Каков их вид в разные времена года. - группы растений; культурные растения поля, сада и огорода; Уметь определять и сравнивать, на что похожи схемы; - соотносить приборы с органами чувств. -анализировать и сравнивать предметы, определять отличительные признаки и находить общие существенные признаки для объединения растений в группы; - распределять представителей растений по группам; - определять, какие деревья растут в родном дворе, чем они различаются; - находить «лишний» рисунок и объяснять свое решение; - соотносить разные растения с изображениями тех мест, где они растут. -различать объекты живой природы и рукотворной; - различать дикорастущие и культурные растения, деревья, кустарники, травянистые растения, хвойные и лиственные. -- определять плоды овощей (огородные) и фруктов (садовые).


универсальные учебные действия Л: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Р: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; - формирование навыков самоконтроля; -выполнять творческие работы по составлению рассказов по картинкам; оценивать своё и окружающих людей поведение в природе (экологически грамотное и безопасное). П: - установление причинно-следственных связей; - выбор оснований для сравнения объектов; -овладеть умением наблюдать и сопоставлять. -самостоятельно извлекать информацию из разных видов источников, анализировать и обобщать её, делать простые выводы; К: - готовность слушать собеседника и вести диалог; - умение излагать свою точку зрения. -постановка вопросов, работать в парах. 23 Многообразие растений. Условия их жизни. викторина «Узнай растение»;



24 Строение растений.



25 Какими бывают растения. Дерево, его строение. составление памятки «Правила поведения в лесу»;


26 Кустарники и травы, их отличие от деревьев. рисунки на тему: «Осенние листья»;


27 Лиственные деревья, разнообразие их листьев.



28 Хвойные деревья, их разнообразие. составление устного рассказа «Золотая осень».


29 Разнообразие ягодных растений. Ядовитые ягоды.



30 Разнообразие растений. Знакомство с познавательной литературой.


31 Удивительные растения мира.



32 Что мы узнали об окружающем мире в 1 полугодии.



33 Культурные растения.



34 Растения сада и огорода. Рисунки на тему: «Растения сада и огорода»


35 Растения поля. Зерновые культуры.



36 Декоративные растения. Комнатные растения.



37 Что мы узнали о растениях. Коррекция знаний в различении видов растений.



4.Разнообразие грибов (3 ч.)



Формируемые умения/ личностные качества (планируемые результаты обучения)

предметные умения
Знать: - строение шляпочных грибов и их различие; - группы съедобных и несъедобных грибов; - отличие грибов от растений; -правила сбора грибов Уметь выполнять лепку грибов из пластилина; сортировать и различать грибы.


универсальные учебные действия Л: - осознание роли класса грибов в природе; - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу при изучении свойства грибов. Р: Моделировать предметы окружающего мира. П: 1.Общеучебные: - определять вид грибов по их признакам; - извлекать информацию из рисунка-схемы; 2.Логические: - высказывать предположения и аргументировать их; - сравнивать, классифицировать предметы; - находить отличительные признаки; Работа с иллюстрациями как источником информации. К: - работать, распределять работу в паре; - учитывать разные мнения и интересы. Распределять работу в парах при выполнении практических работ. 38 Грибы, их многообразие. работа со схемой «Строение гриба»; составление памятки «Правила сбора грибов»;


39 Съедобные и ядовитые грибы. лепка из пластилина «Шляпочные грибы»; игра «Узнай гриб по описанию»;


40 Удивительные грибы (другие виды грибов).
Коррекция знаний в различении видов грибов.


5.Разнообразие и красота животных. (18 ч.)









Формируемые умения/ личностные качества (планируемые результаты обучения)


предметные умения
Знать группы животных: дикие и домашние, по 2-4 представителя млекопитающих, птиц, рыб, земноводных, пресмыкающихся. -проводить простейшие наблюдения за животными (за домашними питомцами) Характеризовать условия, необходимые для жизни животных. Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей. Группировать животных по заданным основаниям (дикие и домашние; млекопитаюшие, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся); объяснять необходимость создания Красной книги. - о приспособленности разных птиц к среде обитания, птиц родного края, о пользе птиц растениям, человеку. - существенные признаки рыб; проблемы экологии водоемов Уметь: - различать группы животных, называя некоторые внешние отличительные признаки; - сравнивать, анализировать, обобщать;



универсальные учебные действия Л: -осознавать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием; - планировать учебную деятельность; -осуществлять контроль и оценку её результатов; Р: - овладение начальными формами познавательной и личностной рефлексии; - умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; -сравнивать, анализировать, обобщать, моделировать предметы окружающего мира. П: - овладение логическими действиями установления аналогий и причинно-следственных связей; - овладение базовыми предметными понятиями; -понимать главную мысль текста, умение представлять полученную информацию в рисунке или модели. К: - практическое овладение навыками устного монологического и диалогического высказывания; - умение вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению. -работать в паре, готовить небольшие сообщения. 41 Животные, их разнообразие.



42 Млекопитающие, их многообразие.



43 Птицы, их многообразие. Дидактическое лото «Чьи это птенцы?»;


44 Размножение птиц.



45 Удивительные птицы.



46

Насекомые, их многообразие.



47 Общественные насекомые.



48 Жуки и бабочки. Рисунки по теме.


49 Жуки и бабочки.



50 Рыбы, их многообразие.



51 Аквариумные рыбы. Составление памятки «правила безопасного поведения при встрече с животными»;


52

Земноводные и пресмыкающиеся, их разнообразие.



53 Древние пресмыкающиеся. дидактическая игра «Кто где живет?»;


54 Домашние животные, их значение в жизни человека.



55 Домашние питомцы.



56 Что мы узнали о животных. коррекция знаний в различении видов животных.


57 Экскурсия в зоопарк..



58 Красная книга растений и животных.
составление «Красной книги» нашего края.


6.Творения людей вокруг тебя (8 ч.)



Формируемые умения/ личностные качества (планируемые результаты обучения)


предметные умения
Знать: -понятие «творения людей»; - национальные традиции; - историю родного края; - памятники культуры; Уметь: -наблюдать предметы, созданные людьми и рассказывать, из каких материалов они сделаны. -обсуждать, почему надо экономно расходовать бумагу, и рассказывать по рисункам, как можно вторично её использовать. -рассматривать изделия народных мастеров и различать их узоры; рассказывать о своих увлечениях, о своей коллекции







универсальные учебные действия Л: - формирование основ экологической культуры; - личная ответственность каждого за сохранность своего дома, двора, национальных традиций.
Р: - самостоятельно адекватно оценивать правильность поведения во время экскурсии. -действовать согласно плану, составленному учителем; оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения. П: 1.Общеучебные: - осуществлять поиск информации из иллюстрированного материала; - работать с разными источниками информации; - наблюдать, описывать свои наблюдения; - составлять небольшой рассказ по своим наблюдениям в устной форме. 2.Логические: - анализировать рисунки; - находить отличительные признаки. -осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради, собственных наблюдений; пользоваться простыми условными обозначениями. К: - составлять вопросы по теме; - формирование собственного мнения. -строить речевое высказывание в устной форме; кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы. 59 Дерево в жизни человека. Подготовка к контрольной работе, коррекция пробелов в знаниях уч-ся. Решение проблемной ситуации «Откуда пришла тетрадь?».


60 Народное творчество. (Экскурсия в музей). Экскурсия в музей.


61 Национальные традиции в изделиях разных народов. (Экскурсия в краеведческий музей). Экскурсия в краеведческий музей


62 Мир увлечений людей. Коллекционирование. Выставка коллекций.


63 Итоговый контрольный урок по теме: «Что мы узнали об окружающем мире, чему научились в 1 классе?»



64 Среда обитания - наш общий дом. Твой дом и двор. Рисунки на тему: «Наш двор».



65 Родной город (село, край), его памятные места. (Экскурсия по родному городу).



66 Памятники культуры. Бережное отношение к ним.





23



© 2010-2022