Презентация по познанию мира на тему: Органы чувств

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

« Органы чувств человека » 2 класс

Цель: Воспитывать бережное отношение к окружающему миру и к своему здоровью. Познакомить детей со строением глаза. Раскрыть значение органов зрения для восприятия окружающего мира, учить детей видеть природу, чувствовать её красоту, уметь осознавать себя частицей природы. Расширить знания детей о правилах гигиены зрения; разучить гимнастику для глаз.

Ход урока

1.Орг. момент

Прозвенел звонок.

Начинается урок.

Каждый день- всегда, везде

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим,

И тихонечко сидим.

2. Эмоциональный настрой "Сотвори солнце в себе".

В природе есть солнце. Оно всем светит , всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем - всем и поможет нам работать на уроке.

3. Проверка ЗУН учащихся

-Над какой темой мы работали на прошлом уроке?

- К какому огнану относятся уши? (ОРГАН СЛУХА)

В мире много самых разнообразных зуков : речь людей, голоса животных ,музыка, шум листвы ,стук ,крик, рёв машин. Все они попадают к нам в ухо, потом по слуховому нерву передаются в мозг. Мозг расшифровывает эти звуки, и мы их слышим.

- Что вы знаете об ухе?

Ухо которое мы видим, это лишь «вход» в настояшее ухо. Эту наружную часть называют ушной раковиной. Человеку ушная раковина нужна скорее для красоты, чем для слуха. А вот некоторым животные, двигая своими большими ушами, лучше улавливают звук и определяют, откуда он доносится.

-Как мы слышим?

Попав в ушную раковину звук проходит по слуховому проходу и ударяется в барабанную перепонку- тонкую перегородку . От этого барабанная перепонка начинает колебаться, или вибрировать. Это движение передаётся в среднее ухо. Потом по слуховому нерву сигнал поступает в мозг.

-Как заботиться об ушах?

Для того чтобы уши всегда были здоровыми и хорошо слышали, запомните и выполняйте эти правила.

*Регулярно мыть уши. Грязь, которая накапливается в ушах, ухудшает слух.

* Защищать уши от ветра.

*Не сморкаться сильно.

*Не допускать попадания воды в уши.

*Каждое утро разминать ушную раковину.

*Старайтесь не кричать, не включать на полную громкость телевизор и магнитофон - это вредно для слуха.

*Ничего не засовывай в уши, не ковыряй в ушах спичками, или другими предметами. Так можно потерять слух.

*Если у тебя заболели уши, сразу скажи об этом взрослым и обратитесь к врачу.

Загадка: « Всегда во рту ,а не проглотишь?» (ЯЗЫК)

Что нам помогает различать и выбирать что-либо по вкусу ? ( нам помогает- язык)

-Как называется этот орган ? ( орган вкуса)

-Сколько основных вкусов ? (4)

-Какие, назовите их?

В природе 4 основных вкуса: сладкий, горький, кислый, солёный. Кончик языка

ощущает сладкое, края -кислое и солёное, основание- горькое.

-А для чего ещё нужен язык? ( Язык -это орган общения, с помощью языка мы можем говорить, общаться друг с другом).

Как заботиться о языке?

*Не ешь слишком горячую и очень холодную пищу - это нарушает работу языка.

*Не ешь не мытые овощи и фрукты.

*Не ешь грязными руками.

* Знай , что иногда во время простуды мы хуже ощущаем вкус даже привычной пищи. Не волнуйся, это пройдёт, как только ты поправишься.

Загадка: «Между двух светил я в середине один» (НОС)

-К какому органу относится нос? ( К ОРГАНУ ОБОНЯНИЯ)

-Почему? При помощи носа мы узнаём предметы по запаху. Человек с хорошим обонянием чувствует запах пищи, духов ,цветов, запах дыма или газа и вовремя замечает опасность.

-Ещё зачем нам нос? ( чтобы дышать)

Нос относится и к органам дыхания. Чтобы не заболеть, нужно дышать через нос.
-Почему?

В носу находится много сосудов, и даже самый холодный воздух в носу согревается.

И не только согревается ,но и очищается. Внутри нос покрыт слизью с ресничками. Реснички задерживают пыль и грязь, а слизь обезвреживает вредных микробов.

Как заботиться о носе

*Следить за чистотой носа.

* Не ковырять в носу- это вредно и просто некрасиво.

* Не простывать.

*Помни, что во время насморка мы перестаём чувствовать запахи. Это пройдёт, как только ты выздоровеешь.

С каким органом чувств мы ещё знакомы? ( С кожей- органом ОСЯЗАНИЕМ)

-Для чего нам кожа? ( Она защищает наше тело от холода, жары, от пыли и грязи, от микробов, от повреждений.)

-Благодаря коже мы чувствуем тепло, холод,жару, мороз, боль и ласку маминых рук. Кожа в какой-то мере заменяет глаза. Она источник информации об окружающем мире.

-Как заботиться об коже?

Кожа всегда должна быть чистой. На грязной коже задерживаются вредные бактерии, а это нарушает работу кожи и может вызвать заболевание кожи.

-Как заботиться о коже?

Правила ухода за кожей

*Каждую неделю мыть тело тёплой водой с мылом .

*Мыть лицо, уши , шею, ноги и руки- ежедневно.

*Охранять кожу от ожогов, порезов, ушибов.

*Закаляться ( обтирание, душ).

4.Сообщение темы урока

Человека окружает интересный и многообразный мир. Как ,с помощью чего человек познаёт окружающий мир? Кто ему в этом помогает? (глаза, уши, нос, руки, с помощью языка человек разговаривает)

С помощью 5 органов чувств человек познаёт окружающий мир. Это орган зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания.

5. Работа над темой урока.

Для того чтобы быть здоровым, вы должны знать свое тело и любить его. Потому что никто не позаботится о вас лучше, чем вы сами.

- А о чем мы сегодня будем говорить, вы узнаете, если отгадаете загадку: «Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят» (Глаза).

- Как вы думаете, кто из животных самый зоркий?

- Хорошо известно, что самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из- за облаков высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте.

Человек не такой зоркий, как орел. И в темноте он не видит, как сова. Но глаза являются главными помощниками человека.

- Почему?

-Они помогают видеть все, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину. Глаза помогают нам установить, движется предмет или он неподвижен. Глаза позволяют нам читать. С помощью глаз человек воспринимает большую часть окружающего мира. Ни один из органов чувств не может дать человеку столько впечатлений, сколько дают глаза.

- Повернитесь и посмотрите в глаза друг друга. Какие красивые у нас глаза!

- Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту? (Прекрасные, ясные, чистые, веселые и т. д.)

-По глазам можно определить настроение человека, его самочувствие.

- Каким бывает цвет глаз?

- Что можно увидеть в глазу, рассматривая его?

Цветное колечко. Это радужная оболочка или радужка. От нее зависит цвет наших глаз. Радужную оболочку покрывает прозрачная тонкая оболочка - роговица. В центре глаза мы видим черную точку. Она то расширяется, то сжимается. Это-зрачок. Он регулирует количество света. Лучи света проходят через зрачок и хрусталик и собираются на сетчатке глаза. Дальше по нервам сигналы передаются в мозг, и человек видит то, на что смотрит.

. - Какие по размеру бывают глаза?

6. Опыт (дети наблюдают).

Яркий свет-зрачок сужается, слабый - расширяется.

Ткани глаз очень нежные, поэтому глаза хорошо защищены.

- Как защищены наши глаза? (Веки, ресницы защищают их.)

- Что еще оберегает глаза?

Отгадайте загадку: "Под мостом - мостищем, под соболем - соболищем два соболька разыгрались" (Брови и глаза)

- Брови, ресницы и веки у нас не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра и пота. Но чтобы сохранить глаза и зрение, этой защиты недостаточно. При неосторожном обращении с острыми предметами глаз можно поранить, и он вытечет, как яичко. Потерянный глаз ничем не заменишь.

Заучивание слов.

Если хочешь быть здоров-

Позабудь про докторов.

Я здоровье сберегу.

Сам себе я помогу.

7.Правила бережного отношения к зрению

Умываться по утрам

  • Смотреть телевизор не более 1 - 2 часов в день.

  • Сидеть не ближе 3 м от телевизора.

  • Не читать лежа.

  • Не читать в транспорте.

  • Оберегать глаза от попаданий в них инородных предметов.

  • При чтении и письме свет должен освещать страницу слева.

  • Расстояние от глаз до текста рекомендуется 30 - 35 см. (если поставить локоть на парту и пальцами дотронуться до виска, получится это расстояние)

  • Употреблять в пищу достаточное количество растительных продуктов (морковь, лук, петрушку, помидоры, сладкий красный перец).

  • Делать гимнастику для глаз.

8. Оздоровительная минутка "Гимнастика для глаз".

Если глаза устали, выполните такие упражнения:

  • Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторить 5 раз.

  • Делайте круговые движения глазами: налево - вверх - направо - вниз - направо - вверх - налево - вниз. Повторить 10 раз.

  • Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторить 5 раз.

  • Посмотрите в окно вдаль 1 минуту.

Если вы носите очки.

Не горюйте, со временем с помощью очков зрение может улучшиться.

  • Берегите свои " вторые" глаза.

  • Храните их в футляре.

  • Не кладите стеклами в низ.

  • Регулярно мойте теплой водой с мылом.

  • Снимайте во время занятий спортом

-Чтобы увидеть мелкие предметы , лучше их рассмотреть. Или увидеть предметы на далёких расстояниях у глаза есть ещё такие помошники, как микроскоп и лупа.

9. Закрепление. Работа с учебником стр.102-103

- Чтение хорошо читающими детьми вслух. Обсуждение.

Сколько органов чувств у человека? (5)

-Назовите их.

1.Орган зрения- глаза,

2. орган слуха-уши,

3.орган осязания-кожа,

4.орган обоняния- нос,

5.орган вкуса-язык

Все эти органы помогают нам познавать окружающий мир.

Если ребенок слышит то запоминает- 10%
Если ребенок слышит и видит - 50%
Если ребенок слышит, видит и может потрогать то он запоминает - 80%

Игра "Полезно - вредно".

Если то ,что я прочитаю для глаз полезно - хлопаем в ладоши, если это для глаз вредно - топаем ногами.

  • Читать лежа.

  • Смотреть на яркий свет.

  • Смотреть близко телевизор.

  • Оберегать глаз от ударов.

  • Промывать по утрам глаза

  • Читать при хорошем свете .

  • Тереть глаза грязными руками.

Игра « Какой орган узнает об этом?)

Яркий, красный- глаза

Ароматный запах- нос

Сладкий, кислый- язык

Смех, музыку- уши, слух

Больно, горячо- кожа

10. Итог урока. Домашнее задание. Стр.102-103

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Оля ягодки берет
По две, по три штучки.
А для этого нужны
Нашей Оле ...
Ответ: ручкир

ручкиучки
***
Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны
Нашей Оле ...

Ответ: ушки

ушки ***
Оля ядрышки грызет,
Падают скорлупки.
А для этого нужны
Нашей Оле ...
Ответ: зубки

зубки ***
Оля смотрит на кота,
На картинки-сказки.
А для этого нужны
Нашей Оле ...
Ответ: глазкиглазки

лазки ***
Один говорит,
Двое глядят,
Двое слушают.
Ответ: язык,глаза,ушиязык, глаза, уши



© 2010-2022