- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока кубановедения по теме: Особенности труда и быта земляков
Конспект урока кубановедения по теме: Особенности труда и быта земляков
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Вошева И.Н. |
Дата | 30.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок 1.
Тема: «Особенности труда и быта жителей родного края»
Цель: познакомить детей с особенностями труда жителей родного края, подготовить детей к правильному выбору профессии, воспитывать уважение к людям труда.
Оборудование: плакаты с изображением людей различных специальностей, периодическая печать, фотографии передовиков труда.
Ход занятия:
-
Организационный момент (Чтение стихотворения В.Маяковского «Кем быть?» учащимися наизусть).
Учитель: Ребята, вот этими словами из стихотворения Маяковского мы начнем нашу беседу. Придет день, когда закончится ваша учеба в школе и перед вами станет вопрос «Кем же мне стать?» И от того, как правильно вы выберете будущую профессию, насколько она будет вам по душе, во многом зависит ваш дальнейший жизненный путь. Сегодня мы познакомимся с профессиями, которые больше востребованы на территории Краснодарского края.
-
Работа по карте:
а) географическое расположение Краснодарского края
б) Три основные природные зоны
в) особенности труда людей в этих зонах.
-
Разгадывание кроссворда.
1.Толстый тонкого побьет -
тонкий что-нибудь пробьет (молоток)
¹ ² 2. замечательный дружище
Деревянная ручища
Да железный обушок,
Закаленный гребешок.
³ Он у плотника в почете -
т р у 4 д Каждый день с ним на работе
(топор)
-
У конька, у горбунка
Деревянные бока
У него из под копыт
Стружка белая бежит (рубанок)
-
Везде сует свой нос витой
Дыру проткнет в стене
Чтобы узнать, а что на той,
Обратной стороне? (дрель)
Учитель: Сегодня мы будем говорить о труде жителей Краснодарского края. С первой профессией вы уже познакомились. Что это за профессия?
-
Работа по таблицам «Кем быть?» с использованием загадок.
(рассказ учащихся о профессии своих родителей)
Повар. Как легко приготовить обед!
Ничего в этом трудного нет.
Это проще простого,
Это раз - и готово!
Портной. Сошьют они наряды
Всех красок и цветов.
Оденешься и сразу
Взгляда не отведет никто.
Врач. Кто в дни болезней
Всех полезней?
Он лечит нас
От всех болезней.
Почтальон. Почту - письма и журналы -
По домам разносит он.
Ходит он во все кварталы
И заходит в каждый дом.
Учитель. Учитель щедро учит нас тому,
Что очень нужно будет в жизни:
Терпенью, чтению, счету, письму,
И верности родной Отчизне.
Тракторист. Снег растаял в поле чистом,
Схлынет талая вода.
Побежит за трактористом
Ранним утром борозда.
Комбайнер. Слышен летом до заката
Гул комбайнов у реки,
И везут на элеватор
Урожай грузовики.
Шофер. Как же трудно спозаранку
Целый день крутить баранку.
Работа его важна и сложна,
Но как она людям повсюду нужна.
Учитель: А сейчас мы более подробно познакомимся с профессиями сельского хозяйства.
-
Чтение и обсуждение рассказа «Кто сделал хлеб?»
Ехал однажды поезд. Народу в вагоне много. В дороге всегда разыгрывается аппетит. Вот бабушка, сидевшая у окна, достает из корзины румяную булочку и протягивает своей внучке…
-
Вкусно? - улыбаясь, спросила девочку соседка.
-
Очень! Мягкая, а корочка так и хрустит.
-
Приятно, - вступил в разговор еще один пассажир. - Когда хвалят булочки, вроде бы и меня хвалят. Я по профессии пекарь и делаю на хлебозаводе как раз такие булочки.
-
Почему эта работа только ваша? - отложил в сторону газету пожилой седоусый человек. - Поглядел бы я, какие у вас получились булочки без хорошей муки. А я как раз работаю мукомолом на мельнице - из зерна мелю муку для хлеба всех сортов. Вот и для булочек муку смолол.
-
Тогда уж, извините, если начинать, то с меня, - возразил молодой плечистый паренек. - Интересно, из чего бы вы намололи муку, если бы вам не привезли зерно? Оно откуда? С поля. А кто убирает с полей урожай: Мы, комбайнеры. Очень может быть, что на эту булочку пошло зерно, собранное моим комбайном.
-
Ай-я-яй, молодой человек, - вступил в разговор здоровяк в кожаной куртке, - так девочка может подумать, что хлеб и вправду начинается с комбайна. Нет уж, дорогие мои попутчики, хлеб начинается с нас, трактористов. Мы поле плугом пашем, землю боронами рыхлим, сеялками сеем отборное зерно да потом еще разные сорные травы удаляем с поля. Только тогда земля дает хороший урожай.
Тут в разговор вмешалось сразу несколько человек:
-
Как же вы про шофера забыли? Мы и зерно с поля возим, и горючее тракторам, комбайнам доставляем. Работаем днем и ночью, в любую погоду!
-
А мы, железнодорожники, чем хуже? В города вагоны с хлебом привозим мы. Да и трактора, комбайны с завода на поля тоже.
-
Постойте, а агрономы, по-вашему, мало потрудились? Кто подскажет трактористам, что сеять, когда сеять, где сеять, пора ли землю поливать, какими удобрениями подкармливать?
Тут поднялась бабушка и так сказала:
-
Всем вам, мои милые, поклон за хлеб.
-
Рассказ «Путь хлеба к столу».
Чтобы хлеб появился у нас на столе, на его производство и выпечку уходят сутки. Мастер ставит жидкую опару в котлах, которая подходит четыре часа. Затем автоматическим тестомесом замешивают тесто, добавляя муку, воду, соль. Тесто подходит еще два часа. Далее следует формовка теста. В нашей пекарне она происходит вручную. Эту тяжелую работу выполняют женщины-формовщицы, которые за смену расформовуют 3-4 котла. Эти формы с тестом люльками поднимаются в духовой шкаф, где находятся 1-1,5 часа. Затем пекарь формы ставит в печь. После выпечки хлеб выбивается из форм на ленту, по которой он подается в склад. Затем этот хлеб отправляют в магазины.
-
Чтение стихотворения «Корочка хлеба» учащимся:
Даже не верится, что когда-то
На поле, соженном огнем батарей,
Перед атакой герои-солдаты
Делили остатки ржаных сухарей.
Даже не верится, что на свете
В какой-нибудь очень далекой стране
С черствой лепешкой голодные дети
Порою встречаются только во сне.
Даже не верится нам с тобою,
Что кто-то сорит этим чудом земли.
Сердце за хлеб обливается болью,
Когда он лежит в придорожной пыли.
Учитель Мне хотелось бы вам рассказать как труженики тыла нашей станицы помогали фронту самым дорогим - хлебом.
С началом войны в колхозе поубавилось техники, рабочих рук. Весь труд в полях лег на женские и детские плечи, и они работали от зари до зари не покладая рук. Пшеницу и ячмень сеяли вручную. Выращенный урожай косили косами и серпами. Тонны зерна переносили женщины и дети на своих руках. Тяжело им было, а народ без хлеба не оставили. Работа на элеваторе была ни чуть ни легче, чем на поле. Эта работа была тяжелая и изнурительная. Приходилось грузить и разгружать вагоны. Когда требовалось, работали целыми сутками, отправляя на фронт, с огромным трудом выращенный, почти вручную убранный хлеб. Домой приходили лишь раз в неделю, чтобы выкупаться и сменить одежду. И так продолжалось 4 года.
-
Работа с периодической печатью
-
Приглашение учащихся на экскурсию на хлебозавод .
-
Итог занятия.
-
Домашнее задание.
-
Дать определение слову «каравай» из толкового словаря.
-
Историческая справка об изготовлении хлеба на Руси.
-
Узнать у родителей, при каких обрядах необходим каравай.
-
Подготовить стихи о хлебе.