Конспект урока по русскому языку на тему: Правописание безударных окончаний существительных в предложном падеже

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




















Конспект урока по русскому языку в 4 классе










Подготовила и провела учитель начальных классов Макагонова Наталья Викторовна









Тема урока: «Правописание безударных окончаний существительных в предложном падеже».

Цель урока: уточнить знания об особенностях предложного падежа.

Задачи урока:

Образовательные:

познакомить с падежными окончаниями имён существительных в предложном падеже, формировать навык правописания безударных окончаний имён существительных в предложном падеже, отрабатывать умение правильно определять безударные окончания; совершенствовать умение обосновывать написание безударных падежных окончаний имён существительных.

Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, навыки самоконтроля. Воспитательные: расширять кругозор учащихся; воспитывать интерес к русскому языку, бережное отношение к природе.



Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
I. Организационный момент.

Вот звонок дал нам сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Работа предстоит большая и интересная. На нашем пути предстоит встретиться с разного рода трудностями. Поэтому будьте предельно внимательны, чтобы не попасть в капкан русского языка.

- У нас на уроке много гостей, повернитесь к ним, улыбнитесь.







II. Массаж рук и пальцев. - Подготовим наши пальчики к работе. - Как светит солнышко летом? /растопырить пальцы, хорошо растягивая все мышцы/ - Как светит солнышко осенью? /мышцы ладони напряжены, пальцы согнуты/ - Как светит солнышко зимой? /пальцы щепотку собраны/

- Какое время года сейчас хозяйничает на земле? (осень)

- Какое время года изображено на картине?

- Кто из вас любит зиму?

- Что вам нравится зимой?

- А о чём мы не должны забывать зимой?

- Да, ребята, мы не должны забывать покормить птиц.

III. Минутка чистописания.

Вспомним, как правильно надо сидеть


- Сегодня на «Минутке чистописания» прописываем слоги: из ам - Составить слово, меняя буквы местами. Слово отвечает на вопрос что? - Подберите однокоренные слова к этому слову. З.ма - зимушка, зимний, зимовать, зимует. - Охарактеризуйте первый звук, третий звук («з» «м»). (Согласный, парный, глухой, мягкий; согласный, звонкий, твёрдый)

IV. Словарно-орфографическая работа.

Прочитайте слова

- Д.кабрь, .нварь, ..прель, ф.враль.

Какое слово лишнее? Почему? - Запишите эти слова в тетради, поставьте ударения, подчеркните орфограммы. Составим предложение со словом декабрь.

- Откуда к нам пришло слово декабрь? - Слово декабрь пришло из Византии. Это первый месяц зимы, «студень» или «снежень». Декабрь и «замостит» и «загвоздит». В этом месяце у лося отваливаются рога. Лесной зверь оставляет на снегу следы - снежные записи для охотников.

- Какие пословицы вы знаете о зиме? По декабрю судили об урожае: коли в декабре снег привалит вплотную к заборам, плохое будет лето, коли же остается промежуток - урожайное. Если в декабре большой иней, бугры снега, глубоко промерзшая земля, то это к урожаю.

Физминутка для глаз (тренажёр)

V. Повторение изученного.

Определите падеж существительных

VI. Работа над новым материалом.

Найдите ошибку?

а) П.п. - кем? чем?

б) Д.п. - кому? чему?

в) В.п. - кого? что?

г) Р.п. - кого? чего?


На доске даны словосочетания, в которых есть пропущенные окончания: В деревн…, на ветк…, на запад…, в парк…, о тетрад…, о ноч…

- Почему я не написала окончание в словах? (Потому что мы не знаем, какие окончания пишутся у сущ. в П.п.)

- Сформулируйте тему нашего урока. (Правописание безударных окончаний имён сущ. в П.п.) - Какую задачу поставите перед собой? (Научиться правильно писать безударные окончания имён существительных в предложном падеже) -Сегодня мы научимся различать и проверять безударные окончания имён существительных в предложном падеже и поговорим о бережном отношении к природе.

VII. Работа по учебнику. Прочитать правило стр. 110

- Расскажите о П.п. по плану

1. Вопросы.

2. Предлоги.

3. Роль в предложении.

4. Окончания существительных 1-3 склонения.

Предложный падеж назвали потому, что без предлога существительные в этом падеже не употребляются. Это название дал падежу русский учёный М.В. Ломоносов именно за эту особенность. Первоначально этот падеж назывался сказательным.

VIII. Закрепление нового материала. - Поупражняемся в правописании безударных окончаний имен существительных в предложном падеже.

  1. Теперь, зная окончания существительных в П.п, запишите эти слова себе в тетрадь.
В деревне, на ветке, на западе, в парке, о тетради, о ночи.
  1. Самостоятельная работа учащихся.

Напиши ответы на вопросы. Обозначь падеж, склонение существительных, выдели окончание.

В чём заваривают чай? Где спит ребёнок?

В чём пишут дети?

Проверка с образца

Чай заваривают в чайнике. ( П.п. 2 скл.)

Ребёнок спит в кровати. (П.п. 3 скл.)

Дети пишут в тетради. (П.п. 3 скл.)

  1. Физминутка

Мы осанку исправляем

Спинки дружно прогибаем

Вправо, влево мы нагнулись,

До носочков дотянулись.

Плечи вверх, назад и вниз. Улыбайся и садись.





Письмо по памяти (Развитие оперативной памяти )

В природ… все взаимосвязано.
Человек - часть природ…
Бережно относитесь к природ… - Прекрасен мир природы, а люди - часть ее. Нам надо сообща беречь, умножать, познавать этот великий мир! Без него не было бы ни поэзии, ни искусства, а значит и человека в самом высоком смысле этого слова.

Берегите эту Землю, эту воду,
Даже малую былиночку любя!
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.

- Как вы понимаете последнее предложение?

О каких зверях внутри себя говорит автор? (Это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень..)

VIII. Подведение итогов урока:

- Назовите вопросы П. п.

- Назовите предлоги П. п.

- Какое окончание имеют в предложном падеже существительные 1-го и 2-го склонения?

- Какое окончание у существительных 3-го склонения?

Оцените свою работу, а я оценю вашу.

Конспект урока по русскому языку на тему: Правописание безударных окончаний существительных в предложном падеже

Я всё понял(-а) и усвоил(-а).

Конспект урока по русскому языку на тему: Правописание безударных окончаний существительных в предложном падеже

Знания нуждаются в повторении и закреплении.

Конспект урока по русскому языку на тему: Правописание безударных окончаний существительных в предложном падеже

Мне многое непонятно.

IX. Задание на дом: стр. 112 упр. 218, правило стр.110 учить


© 2010-2022