Конспект урока по литературе Казахский героический эпос Ер-Торгын (4 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литература 4-1-5-6

Дата «___»________ 20__г Класс 4-«__»

Тема урока: Казахский героический эпос. Ер-Таргын.

Цель урока: Познакомить с Казахским героическим эпосом Ер-Таргын.

Задачи урока:

1. Формировать навык выразительного чтения текста.

2. Воспитывать чувство прекрасного и другие морально - этические качества личности учащихся.

3. Развивать память, внимание, мышление.

Тип урока: урок усвоения навыков и умений;


Методы преподавания: информационно-сообщающий; объяснительный; инструктивный; стимулирующий; побуждающий; ___________________________

Методы учения: исполнительский; репродуктивный; практический; частично-поисковый; поисковый; ___________________________________________________

Оборудование, наглядность, ТСО: учебник по литературе, тетрадь, портрет

Этапы и структура урока.

1.

Организационный момент. Эмоциональный настрой.

2.

Развитие творческого воображения.

Произведения народного эпоса повествуют о борьбе с несправедливостью, насилием, о возвышенной любви, дают картину сложных взаимоотношений внутри племен. Многие события эпоса связаны с сопротивлением казахского народа чужеземным захватчикам. Произведения, повествующие о борьбе за свободу родной земли, относятся к героическому эпосу. Это «Алпамыс», «Кобланды-батыр», «Ер-Таргын» и др. Возникновение героического эпоса исследователи возводят к эпохе Золотой Орды (конец XIV - нач. XV вв.).

Главной темой произведений героического эпоса является отражение батырами внешних вторжений, а основной идеей - прославление воинских подвигов батыров, совершаемых ради освобождения Родины от иноземных захватчиков.

3.

Чтение учителем

4.

Чтение учащимися.

5.

Работа с текстом

Отличительным признаком поэм героического эпоса является тот факт, что основная идейная направленность определяет сюжетную канву и эмоциональный настрой всего произведения. В центре повествования находится герой - богатырь, вокруг него разворачиваются события. Богатырь постоянно преодолевает неимоверные трудности, часто оказывается на краю гибели, но всегда выходит победителем. Он - идеал героизма и патриотизма, олицетворение «духа народной эпопеи», о которой говорит В.Г. Белинский в «Статье о народной поэзии».

Еще один отличительный признак поэм героического эпоса заключается в том, что все они названы именами батыров, о которых повествуют.

События, описанные в эпической поэме «Ер-Таргын», относятся к XV веку.

Ер-Таргын представлен как богатырь, заступник народа, защитник родины. Он сын престарелых родителей. Сам факт рождения ребенка у стариков, долгое время остававшихся бездетными, указывает на заинтересованность в судьбе героя сил высшего порядка, на его «чудесное» происхождение. Юноша необычайно силен: он мог скрутить, как ягненка, огромного волка. Огромной физической силе Таргына соответствует его выдержка: спокойствием он «мог усмирить свирепого дракона». У доброго и справедливого Таргына было отзывчивое сердце, он был защитником слабых и обиженных. Но самое яркое в изображении батыра - любовь к Родине: он охранял самые трудные и опасные участки на границе, впоследствии добровольно отправился на войну с захватчиками и своей храбростью, мощью обеспечил победу. В описании внешности, характера, силы, патриотических чувств Таргына воплотилась мечта народа о богатыре - защитнике, поэтому с целью усиления идеализации героя в его изображении, особенно в эпизоде боя с франками, щедро используются сказочные элементы, гиперболы («мог скрутить, как ягненка, огромного волка, а спокойствием усмирить свирепого дракона», «копье длиною в шесть кулашей», «меч длиною в семь карысов», палицей разбил «вдребезги каменные засовы ворот»). Такие гиперболические выражения, употребляемые с целью усиления художественного впечатления, характерны и для описания русских былинных богатырей - Ильи Муромца, Добрыни Никитича и др.

объяснить значение слов «ногай», «ногайские земли», «ногайское войско»: ногаями назывались в те древние времена предки казахов - Таргын защищал свою родную землю от иноземных захватчиков, которые «столько лет восседали на шее народа, не давая ему распрямиться».

(Образ богатыря заинтересовал композитора Е.Г. Брусиловского, написавшего по мотивам эпоса оперу «Ер-Тар-гын»).

6.

Работа над интонацией и выразительным чтением.

Урок 2. Характеристика Таргына

сильный, отважный, добрый, справедливый, горячий патриот, скромный, умный). Далее предлагается беседа, помогающая раскрыть образ народного богатыря:

- Какая самая яркая черта выделяется в описании Тар
гына?

Ученикам нетрудно будет ответить на этот вопрос - любовь к Родине, патриотизм.

- Почему Таргын «пристал» к воинам Акша-хана, ког
да они отправились на войну?

Прежде всего он думал о том, чтобы помочь своим соплеменникам изгнать с родной земли иноземцев. Пока богатырь был обычным гостем, не было нужды проявлять свою мощь и необычайную силу, но, когда речь идет о защите своей территории, скромность не нужна, следует показать все, на что ты способен.

- С каким врагом должно было сражаться войско ногаев? Найдите в тексте и прочитайте, как описывается сила
франков.

Враги хорошо подготовлены к бою, сильны, умны и осторожны, они прекрасные воины, храбрые, умелые, организованные, не уступают ногайскому войску и количественно.

Количество: «тысячи пеших и конных солдат...», «... и стало вытекать из ворот, словно струи дыма, бесчисленное войско...»,

Организованность: «враг был наготове...», «под барабанную дробь развернулись в боевом порядке»

Храбрость: «враг начал пятиться, но не дрогнул, не побежал...», «враг нападал бесстрашно и стремительно, словно сокол на добычу».

- Почему Таргын не сразу вступил в бой, а все при
сматривался к врагу?

Таргын не только необычайно силен, но и умен. Он оценил противника по достоинству и понял, что одной силой его не возьмешь: нужен хитрый маневр, нужно найти слабое место в обороне врага - и он его нашел. Таргын решил стремительным натиском пробиться во вражескую крепость, разгромить ее и тем самым ослабить тыл франков.

  • Найдите в тексте и прочитайте описание боевой одежды батыра. Сравните с описанием снаряжения русских былинных богатырей. Что общего в их облачении?

  • Как вы думаете, почему так красочно описываются боевая одежда богатыря, его конь?

Герой - богатырь, он самый сильный, самый смелый, один одерживает победы над многочисленным врагом, принимает на себя основной удар, поэтому одежда должна надежно защищать его. Кроме того, одежда подчеркивает исключительность, необыкновенную силу богатыря, выделяет его среди остальных воинов. Конь тоже должен быть под стать своему хозяину - ведь от коня очень часто зависит исход битвы.

- Как смелый прорыв Таргына подействовал на ногайских воинов? Найдите в тексте эти строчки и прочитайте.
С чем сравнивается войско ногайев во время атаки крепости? Почему?

Пример Таргына воодушевил соплеменников. Они поняли, что победа близка, сопротивление врага можно сломить, только нужно быть твердым до конца, упорно и смело идти к намеченной цели. За Таргыном поскакал сначала один воин, затем второй, потом примкнули все остальные. Натиск ногайских воинов сравнивается с бурной стру- ей, которая, вырвавшись на волю, стремительно несется вперед, сметая на своем пути все преграды. Как невозможно остановить, повернуть вспять бурное течение, так невозможно заставить отступить, дрогнуть Таргына и его воинов.

  • Как Ер-Таргын управлял своим улусом, когда стал военачальником? Каких помощников себе подобрал? Опишите силу, благородство этих батыров.

  • Как вы понимаете выражение «обиженные стали стекаться в улус потоком»? Почему обездоленные стремились попасть в улус Таргына? '

  • Найдите в тексте словосочетания «тяжелое войско», «кровавая битва», «закованная в серое железо» рать. Как вы понимаете эти выражения?

Метафора

Метафора - это употребление слова или выражения в переносном значении, основанном на уподоблении одного предмета или явления другому, на переносе значений слов по принципу сходства.

Метафора может быть образована по принципу олицетворения (уподобление живому существу) и овеществления (уподобление предмету). Метафору нельзя воспринимать прямо, буквально, надо увидеть содержащееся в ней скрытое сравнение - только в таком случае можно понять образное богатство литературы..

Метафора «тяжелое войско» создает образное представление об огромной армии, вооруженной до зубов, отягощенной обозами, скотом, а потому неповоротливой; о воинах, одетых в кольчуги, с саблями, дубинками, копьями; о конях, закованных в латы, из-под которых виднеются лишь копыта.

Метафора «кровавая битва» придает картине жестокого боя исключительную выразительность: это бойня, в которой почти невозможно уцелеть, стоны раненых, боевой клич воинов, ржанье лошадей - все смешалось; живые, искалеченные, убитые, сабли, колья, кони - все залито кровью, все одного цвета - красного.

Использование метафоры «закованная в серое железо» (рать) подчеркивает сходство вражеских воинов, с головы до ног замурованных в тяжелую броню, с однообразной

серой массой, железной стеной, которую, кажется, невозможно пробить. Это дисциплинированная, отлично экипированная, прекрасно организованная армия, не привыкшая отступать.

Задания творческого характера.

По отдельным словам и словосочетаниям восстановить эпизод из эпоса «Ер-Таргын», добавить к описанию картины новые детали:

  1. дозор, захватчики, горы;

  2. башни, бойницы, осадные лестницы, горящая смола;

  3. открытая схватка, пояса на шеях, пощада;

  4. сорок батыров, благо народа, порядок в улусе.

II. Назвать два-три предмета, по которым сразу можно узнать Ер-Таргына, например: круглый, как полная луна, шлем с перьями филина, копье длиною в шесть кулашей, меч длиною в семь карысов.

7.

Итог урока.

8.

Домашнее задание.

Определить правильную последовательность пунктов плана, составить подробный пересказ текста по одному из разделов плана.

План.

  1. Вынужденный побег. (2)

  2. Кровавая битва. (6)

  3. Сын мергена Таргын. (1)

  4. Поход. (3)

  5. Осада крепости. (4)

  6. Поражение франков. (7)

  7. Первый бой Таргына. (5)

  8. Ер-Таргын - военачальник улуса. (8)

9.

Рефлексия

Урок:

  • привлек меня тем…

  • показался интересным…

  • взволновал…

  • заставил задуматься…

  • навел меня на размышления…

Конспект урока по литературе Казахский героический эпос Ер-Торгын(4 класс)

© 2010-2022