- Преподавателю
- Начальные классы
- Проект Ребус - друг школьника
Проект Ребус - друг школьника
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Соболевская Т.С. |
Дата | 04.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
7
«Ребус - друг школьника»
Руководитель проекта: Соболевская Татьяна Семеновна,
учитель начальных классов
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Лангепас
Лангепасское городское Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
2 класс
Аннотация
«Ужасно интересно все то, что неизвестно» Среди занимательных задач и головоломок ребусы издавна занимают почетное место. Само слово «ребус» стало нарицательным для обозначения всего непонятного, загадочного, замысловатого. Ребусы - это игра, в которой зашифрованы слова, фразы или целые высказывания при помощи рисунков в сочетании с буквами, фигурами и знаками. Ребусы применяются при изучении букв и слогов, тренировки слитного чтения, запоминания новых слов, орфограмм. Ребус является средством развития внимания, памяти. При умении самостоятельно составлять ребусы развивается логическое мышление и творчество. Гипотеза Нашей рабочей гипотезой стало предположение, что умение решать ребусы, поможет нам и нашим одноклассникам расширить круг знаний, учебных умений, навыков, подготовиться к различным видам конкурсов, олимпиад и викторин. Цель проекта Узнать историю возникновения ребусов, научиться самим и научить других решать ребусы.
Задачи проекта
- Провести исследование среди обучающихся 2-4 классов по теме «Что вы знаете о ребусах?»
- Узнать историю происхождения ребусов.
- Изучить правила решения ребусов.
- Овладеть способами решения ребусов.
- Научить решать ребусы сверстников.
- Создать информационный буклет «Ребусы».
- Оформить результаты в виде презентации и рассказать о них одноклассникам.
Методы исследования:
- Изучение литературы.
- Работа с Интернет-ресурсами.
- Социологический опрос.
- Практическая работа.
План исследований Ребусы - это игра, в которой зашифрованы слова, фразы или целые высказывания при помощи рисунков в сочетании с буквами, фигурами и знаками. Ребусы применяются при изучении букв и слогов, тренировки слитного чтения, запоминания новых слов, орфограмм. Ребус является средством развития внимания, памяти. При умении самостоятельно составлять ребусы развивается логическое мышление и творчество. Гипотеза Нашей рабочей гипотезой стало предположение, что умение решать ребусы, поможет нам и нашим одноклассникам расширить круг знаний, учебных умений, навыков, подготовиться к различным видам конкурсов, олимпиад, викторин. Цель проекта Узнать историю возникновения ребусов, научиться самим и научить других решать ребусы. Задачи проекта 1. Провести исследование среди обучающихся 2 классов по теме «Что вы знаете о ребусах?» 2. Узнать историю происхождения ребусов. 3. Изучить правила решения ребусов. 4. Овладеть способами решения ребусов. 5. Научить решать ребусы сверстников. 6. Создать информационный буклет «Ребусы». 7. Оформить результаты в виде презентации и рассказать о них одноклассникам. В ходе работы над проектом мы познакомились с литературой и другими информационными источниками по выбранной теме. В них мы нашли информацию об истории происхождения ребусов, узнали правила решения ребусов, а также нашли ответы на многие возникшие вопросы. Среди обучающихся 2 классов мы провели опрос «Что вы знаете о ребусах?». Для этого была составлена анкета. Анкета
- Знаете ли вы где и как появились первые ребусы?
- Знаете ли вы, почему люди составляют ребусы?
- Умеете ли вы решать ребусы?
- Хотите ли вы научиться решать ребусы?
- Знаете ли вы где можно применить эти знания?
- Знаете ли вы, какие бывают ребусы?
На основе выявленных результатов мы получили опыт работы с научной литературой, Интернет-ресурсами, опыт работы с программами : Microsoft Office Word; Microsoft Office Power Point. Мы собрали информацию об истории ребусов. Представили собранный материал в виде презентации и буклета.
Научная статья
История появления ребусов. Первые ребусы появились во Франции в XV веке. Тогда это было балаганное представление на злобу дня. В иносказательной форме комедианты высмеивали пороки и слабости сильных мира сего, рассказывали «о делах, которые творятся». Со временем характер ребуса изменился. Ребусом стали называть каламбур, построенный на игре слов. Приблизительно тогда же появились и первые рисованные ребусы. Первоначально они буквально иллюстрировали известные фразеологические обороты, позднее появились более сложные варианты. В XVI веке рисованные ребусы становятся известны в Англии, Германии, Италии. В их оформлении принимали участие профессиональные художники. Первый печатный сборник ребусов появился во Франции в 1582 году. В России появились позднее - в середине XIX века. Стал выходить специальный журнал « Ребус».
Виды ребусов.
-
Ребусы-загадки.
- Ребусы «сложи и вычти».
- Ребусы-шутки.
- Ребусы-пословицы.
- Звуковой ребус.
- Ребус- рассказ.
- Ребус-задача.
- Числовые ребусы.
Материалы и методы.
Нами было опрошено 47 человек. В исследовании приняли участие обучающиеся 2-х классов. Исследование проходило в течение второй четверти 2013-2014 учебного года (ноябрь, декабрь). Обучающимся предлагалась анкета, которая содержала следующие вопросы:
Таблица 1.
Вопрос
Ответы обучающихся
Да
Нет
1. Знаете ли вы где и как появились первые ребусы?
5 - 11%
42 - 89%
2. Знаете ли вы, почему люди составляют ребусы?
9 - 19%
38 - 81%
3. Умеете ли вы решать ребусы?
20 - 43%
27 - 57%
4. Хотите ли вы научиться решать ребусы?
44 - 94%
3 - 6%
5. Знаете ли вы где можно применить эти знания?
15 - 32%
32 - 68%
6. Знаете ли вы, какие бывают ребусы?
4 - 9%
43 - 91%
Рисунок №1. Распределение ответов обучающихся вторых классов.
Вывод: изучив результаты анкеты, мы убедились в практической значимости проекта, так как обучающиеся выявили желание научиться решать ребусы. С нашей стороны таким ребятам сначала было предложено ознакомиться с правилами решения ребусов.
Правила решения ребусов. 1. Название предметов, изображенных в ребусе, читаются в именительном падеже единственного числа или множественного, если изображено несколько ребусов. 2. Для того чтобы убрать в начале или в конце слова одну или несколько букв, используется запятая. Если она стоит слева вверху от рисунка, то убирают первую букву, а если стоит справа вверху, то последнюю. Если стоят две запятые, то убирают две буквы и т. д. 3. Если за какой-нибудь буквой или предметом «прячется» другая буква или предмет, то читать нужно с прибавлением «за» или « перед». 4. Если два предмета или две буквы стоят одна в другой, то читать надо с прибавлением «в». 5. Если одна фигура или буква стоит на другой, то читаем с прибавлением «на», «над» или «под». 6. Если какая-либо буква состоит из другой буквы, то читают с прибавлением «из». 7. Если по какой-либо букве написана другая буква, то читают с прибавлением «по». 8. Если одна буква лежит около другой, то читают с «у». 9. Если рядом с рисунком стоят цифры, то читают в порядке, указанном цифрами. 10. Если в ребусе изображен предмет в перевернутом виде, то его название читаем с конца. 11. Если нарисован предмет, а около предмета нарисована, потом зачеркнута буква, значит, эту букву нужно отбросить из полученного слова, а если около буквы стоят знак равенства и другая буква, то букву, стоящую слева от знака равенства, надо заменить. 12. Если в ребусе какая-либо буква нарисована бегущей, сидящей, лежащей и т. п., то к названию этой буквы нужно прибавить такой же глагол. 13. Если ребус состоит из изображения предмета и знаков «+» и «-», то решать его следует так: значение изображения, следующего за знаком минус, не прибавляется к уже полученному сочетанию слов, а отнимаются от него. Там же где стоит знак плюс, значение изображение прибавляется. 14. Если в ребусе стоят цифры и между ними знак «плюс» (1+2; 2+3 и т.д.), а после них идут слова, то нужно соединить первый слог из первого слова и второй слог второго слова. Получится отгадка.
Овладение способами решения ребусов. Ознакомившись с правилами решения ребусов, мы не только научились решать ребусы самостоятельно, но и научились их составлять. Все ребята, которые принимали участие в конкурсе «Русский медвежонок» легко справились с заданиями, где нужно было разгадать ребусы. Свои знания мы будем передавать обучающимся 2 - а класса, учить ребят решать ребусы разных видов.
Вывод
При выполнении данной работы мы:
-
Узнали историю происхождения ребусов.
-
Изучили правила решения ребусов.
-
Овладели способами решения ребусов.
-
Учились сами и учили одноклассников решать ребусы.
-
Создали информационный буклет «Ребусы».
-
Оформили результаты работы в виде презентации
Список используемой литературы
-
Асанин С., «Смекалка для малышей». (Занимательные задачи, головоломки, ребусы.)., Москва., «Омега»., стр. 127 - 211.
-
Городкова Т.В., Елкина Н.В.,«Детские кроссворды»., 353
-
Ливинский В., журнал «Не скучай», стр. 193 - 197.
-
Толковый словарь. С.И. Ожегов, Н.Ю. Швецова.
-
//nazva.net/rubrik/16/
-
Trizway.com/art/primary/38.html