Праздник русской берёзки Нет дерева сердцу милей

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Праздник русской берёзки


«Нет дерева сердцу милей…»



Цель:
развитие чувства прекрасного, понятия Родины, бережного отношения к природе,
развитие творческих способностей учащихся;
показать детям на примере березы красоту и ценность природы для человека, необходимость заботливого к ней отношения.

Действующие лица:

Хозяин и Хозяйка дома; Чтецы.

Оформление:

Репродукции картин русских художников; композиции из природного материала; изделия из бересты; книжная выставка "Невеста русского леса".

ЧТЕЦ:

Чуть солнце пригрело откосы

И стало, в лесу потеплей,

Березка зеленые косы

Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,

В сережках, в листве

кружевной

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

Наряд ее легкий чудесен.

Нет дерева сердцу милей.

И столько задумчивых песен

Поется в народе о ней!

Он делит с ней радость и слезы,

И так уж она хороша,

Что кажется - в шуме березы

Есть русская наша душа.

В. А. Рождественский. Березка.

ХОЗЯИН:

Березы, березы!.. Вы давно бескорыстно и надежно

дружите с людьми. В глубокой древности вы пришли в их жи­лища, в далекие времена были для них источником света и теп­ла. Во многих сказках герой от­правляется за тридевять земель, в тридесятое царство искать чудо чудное, диво дивное. А ведь чу­дес и здесь полным-полно! Вот одно из них. Рядом с домом, или у дороги, или в поле - где толь­ко не растет красавица береза! Она и в самом деле дерево уди­вительное! Можно весь свет обойти - нигде такого растения не встретишь. У нее - единст­венной в мире - белая кора. Разве не чудо?..

ХОЗЯЙКА: Древние славяне почитали березу священным де­ревом, олицетворяющим свет, чистоту, женственность. В хрис­тианские времена береза была связана с весенними церковны­ми праздниками. С приходом теплых дней, в четверг на седь­мой неделе после Пасхи, отме­чался девичий праздник - Се­мик, а в воскресенье празднова­лась Троица. В эти радостные

дни береза была окружена всеоб­щим вниманием. Девушки укра­шали березу лентами, водили во­круг нее хороводы, пели песни, плели венки и гадали.

(Девочки исполняют несколько от­рывков из троицких песен.)

Радуйся, белая березка.

Идут к тебе девки красные.

Девки красные, косы русые.

Несут тебе песню звонкую.

Песню звонкую, ленты пестрые!

Береза, березонька.

Завивайся, кудрявая!

К тебе девушки пришли,

Тебе ленты принесли!

УЖ мы, девушки, дело сделали,

уж мы белую березоньку завили,

уж мы первый веночек -

за батюшку,

А второй веночек - за матушку,

УЖ мы третий веночек-

за саму себя.

ХОЗЯИН: Береза не только участвовала в праздниках. С ней крестьяне-земледельцы связывали немало примет. Лопаются сереж­ки у березки - время сеять хлеб. Овес сей, когда береза распускает­ся. Весной березовый сок невку­сен - хлеб уродится на славу.

Хотите узнать, какое будет лето? Присмотритесь к березам. Если весною береза перед оль­хою лист распустит, то лето бу­дет сухое, если ольха наперед - мокрое. Из березы течет много сока - к дождливому лету.

О том, какой будет весна, бере­зы рассказывают осенью. Листья начинают желтеть с верхушки - ждите ранней весны, снизу - по­здней, а если равномерно - сред­ней.

И зиму березы могут предска­зать. В начале октября с них лист не опал - снег ляжет поздно.

ХОЗЯЙКА: Много загадок сложил о березе русский народ.

Летели синицы,

Сели на косицы.

На полянке девчонки

В белых рубашонках,

В зеленых полушалках.

Разбежались по опушке

В белых платьицах подружки

Стоят столбики беленые, На них шапочки зеленые.

В белом сарафане

Встала на поляне.

ХОЗЯИН: А вот старинная крестьянская загадка - целая "энциклопедия березовой жизни". Попробуйте-ка угадать о чем в ней говорится: "Стоит

древо древлянское. На этом древнем древе семь угодьев. Первое угодье - в избе обиходье. Другое угодье - в кругу вертится. Третье угодье - старому и мало­му потеха. Четвертое угодье - по церкви крыша. Пятое угодье -по дорожке след. Шестое угодье - во всю ночь свет. Седьмое угодье - всему миру масло".

Ребята пытаются отгадать за­гадку "по частям "; Хозяйка дает пояснения.

ХОЗЯЙКА: "В избе обихо­де" - это некий предмет для наведения порядка, не так ли? С помощью чего поддерживают чистоту в избе? (Веник, метелка.) Другое угодье" невозможно отдать, не представив себе главных женских занятий - пряде­ния и тканья. И самопрялку с крутящимся колесом, и легкое веретенце делали из березовой древесины. (Показывает иллюс­трацию.) А что такое "старому и «алому потеха"? (Игрушки.) По­нятно, что игрушками потешают детей, - а при чем тут "старый"? (Это дедушка с удовольствием мастерит игрушки для внуков.) А какие игрушки можно сделать из березы? Посмотрите на нашу выставку. (Плетеные погремушки из бересты; "жар-птицы", или "птицы счастья " из щепы; резные фигурки из древесины или капа.)

Хорошо! Что значит "по церкви крыша", вы, наверное, догадыва­етесь. (Для кровли годится березо­вая дранка.) "По дорожке след" оставляет обувь. Что можно со­творить из березы? (Берестяные лапти.) О том, как береза давала "во всю ночь свет", вы, конечно, знаете из сказок и песен. (Лучи­на.) А вот о "седьмом угодье" вы, наверное, не догадаетесь. Что значит "всему миру масло"? Не­ужели береза - масличное расте­ние, как заморская олива или наш родной подсолнечник? Ко­нечно, нет. Речь идет не о масле, которое употребляют в пищу, а о смазочном материале. Чем сма­зывают тележные оси, чтобы ко­леса не скрипели? (Дегшем.) Вот мы и разгадали загадку о "семи угодьях". Но этим не исчерпыва­ется та польза, которую прино­сит нам белоствольная красави­ца. Само дерево используют как строительный материал. Древе­сина березы очень прочная, идет на изготовление мебели, лучших сортов фанеры. Кора березы - береста заменяла писчую бумагу. Применяли бересту и как ранозаживляющий пластырь при ранах и ожогах. Делали из бересты и музыкальные инструменты, и даже легкие лодки! Почти вся до­машняя утварь в крестьянских избах делалась из бересты: кор­зины, плетеные короба, посуда для солений, парений, воды. В такой посуде, словно в термосе, вода не сразу замерзает даже в трескучий мороз, а в жару не на­гревается: солнце бересту не про­пекает. Даже дань в старину со­бирали в берестяные корзины. А сколько удовольствия ребятам приносит сбор "лесной дани" - грибов и ягод! Ну-ка, отгадайте, какие ягодки лежат в нашей кор­зинке. (Из берестяной корзинки или туеска достает карточки с загадками.

Засверкали под ногами

Бусины ядреные:

Хочешь - рви с кустов

горстями,

Хочешь - ешь моченые.

(Брусника.)

Колючки с крапивой - соседи,

А я переполнена радостью:

И люди спешат, и медведи

Моей насладиться сладостью.

(Малина.)

На усах расту я тонких

На болотах самых топких,

И за кислым витамином

Толпы лезут по трясинам.

(Клюква.)

  1. Созревая, я желтею,

Но не так, как брюква.

Я похожа на малинку,

А расту, как клюква.

(Морошка.)

5. Я черная, красная, белая,

Я всем хороша, когда спелая.

И листьев узором нарядным

Равняюсь с листом

виноградным. (Смородина.)

Я порой чернее ночи,

Неба синего синей.

Кто побольше съесть

захочет -

Разукрасится сильней.

(Черника.)

7. Пламенею без огня,

Снегирей спасаю,

И нередко про меня

В песнях вспоминают.

(Рябина.)

8. Я к родной земле приникла

И краснею возле пня,

Потому и называют

Люди ласково меня.

(Земляника.)

ХОЗЯИН: А еще и люди, и мед­веди, а также дятлы и синицы, ба­бочки и даже муравьи охотно лако­мятся по весне березовым соком.

(Исполняется песня В. Баснера на стихи М. Матусовского "Березо­вый сок ".)

Лишь только подснежник

Распустится в срок,

Лишь только приблизятся

Первые грозы.

На белых стволах

Появляется сок-

То плачут березы...

В теплую пору сокодвижения вся Русь заготовляла березовый сок. Он придавал людям бодрость и силу. Березовый сок - не толь­ко вкусный напиток, но еще и ле­чебное средство, применяемое в народной медицине.

Есть и еще одно народно-ме­дицинское средство "от всех болезней" - русская баня! А бе­резовый веник - не просто ат­рибут, а хорошее массажное средство. Недаром, выходя из бани, человек чувствует себя помолодевшим!

ХОЗЯЙКА: Белая береза - гос­теприимное дерево. На нем охотно гнездятся птицы. Лесная "горни­ца" радушно принимает к себе разные кустарники, травы, цветы. В березовых лесах живет много ле­карственных растений. Отгадайте, что за целебные травы выросли под нашими березками. (Берет с выставки листочки с загадками.)

1. Растет она вокруг, она -

и враг, и друг.

Как иглы - волоски покрыли все листки.

Сломи хоть волосок -

и капнет едкий сок

На кожу - хоть ори!

Ой-ой, волдыри...

Но если дружишь с ней -

ты многих здоровей:

В ней витаминов - клад.

Весной ее едят. (Крапива.)

2. А вот трава -

всем травушкам трава!

"Медовым цветом"

с давних пор зовется.

Уж то ли дело: как пчела

напьется

Нектара из цветов -

жди лучший мед!

Да на самих цветках чай

завари.

И созывай друзей

на чаепитье.

Еще траву "пуховиком"

зовут.

Как семена с пушинками

созреют,

Так молодицы и бегут скорее

Подушки для детей

пушком набить.

(Иван-чай, или кипрей.)

3. Скромна собой, кустиста,

низкоросла,

Вдоль тропок да меж

грядочек живет

Трава-ушастик, круглые

листочки.

Поранил руку - приложил

листок,

И тут же кровь утешится,

уймется.

А если боль в желудке -

пьешь настой.

(Подорожник.)

ХОЗЯИН: К образу березы ча­сто обращаются художники. Трудно сказать, когда она осо­бенно мила. Хороша береза во все времена года и в любую погоду.

Русский художник Н. Жуков [ 1 ] писал о нашей красавице: "Какое русское, какое очаровательное де­рево - береза! Наблюдая в лесу, я понял, что береза - это воистину крестьянское дерево. В нем и рус­ская печь, и половик, и хомутовая рубашка, и курочка ряба. А моло­дые березки, тоненькие, прямень­кие, напоминают девичью красу, стройную и статную: с гибкой та­лией, с русыми косами. И вспо­минается много-много русских имен, таких же милых и светлых. Смотришь на березу и слышишь деревенские хороводные песни, переливчатые звуки гармошки, обязательно вспомнишь Есенина, и в душе любовно обнимаешь это дерево как самое тебе близкое и дорогое".

ХОЗЯЙКА: Сергей Есенин, замечательный русский поэт, на­звал Россию "страной березового ситца". В его стихах березка упо­добляется нежной, юной, чистой девушке.

ЧТЕЦ:

Зеленая прическа,

Девическая грудь,

О, тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

Что шепчет тебе ветер?

О чем звенит песок?

Иль хочешь в косы-ветви

Ты лунный гребешок?

Открой, открой мне тайну

Твоих древесных дум,

Я полюбил печальный

Твой предосенний шум.

С. А. Есенин. 'Зеленая прическа...".

ХОЗЯИН: Дань восхищения отдавали березке многие поэты. Они писали стихи для детей и для взрослых.

ЧТИЦА:

Если б дали березе расческу,

Изменила б береза прическу:

В речку, как в зеркало, глядя,

Расчесала б кудрявые пряди,

И вошло б у нее в привычку

По утрам заплетать косичку.

И. П. Токмакова. Береза.

ЧТИЦА:

Зеленым облаком береза

В ржаное поле забрела.

Ей носят новости стрекозы

Из леса, где она жила.

Она стоит на перепутье,

Чуть отражается в ручье,

Наполненная светлой грустью,

С гнездом грачиным на плече.

Г. П. Новицкая. Береза.

ХОЗЯЙКА: Не обошли вни­манием белоствольную березку и русские композиторы. Тема зна­менитой русской народной песни "Во поле береза стояла" звучит в финале 4-й симфонии Петра Ильича Чайковского. (Звучит фрагмент произведения.)

Широко известен вальс "Бе­резка", написанный военным ка­пельмейстером русской армии

Евгением Михайловичем Дрейзиным. (Звучит вальс; исполняется хореографическая композиция.)

ХОЗЯИН: В городе и в ле­су, в работе и в праздновании, в беде и в радости - всюду и всегда береза радует нас и по­могает нам. Персонаж одной чеховской пьесы (2] говорит: "Когда я сажаю березы и по­том вижу, как они зеленеют и качаются от ветра, душа моя наполняется гордостью". Да­вайте же и мы будем сажать деревья, растить их и беречь!

Дополнительные сообщения.

Сообщение 1.

Береза - одно из самых почитаемых в славянской традиции деревьев и, как правило, выступает в качестве "доб­рого" дерева, оберегающего от злых сил; однако есть сведения и о том, что береза могла представляться и деревом 'за­претным", опасным.

"Поверья о полезных и вредоносных свойствах березы сосуществуют у восточ­ных и западных славян в одних и тех же ре­гионах", - отмечает исследователь Л. Н. Виноградова. В некоторых западно­славянских землях березу считали обита­лищем злых духов и верили, что именно по­тому в нее часто ударяет молния. Согласно поверьям, под одиноко растущей березой покоится душа умершего насильственной смертью, вместо сока под корой струится кровь. Во многих балладах и сказках не­винно загубленная девушка превращается в березку; а дудочка, сделанная из нее, об­личает "душегубцев". В белорусском Поле­сье никогда не сажали березу рядом с до­мом: считали, что в этом случае на хозяев нападут смертельные болезни. Во многих деревнях русского Севера "несчастливым" считалось место, на котором когда-то росли березы: на этом участке не строили жилья. Кое-где даже не пользовались березовыми дровами, не жгли березовую кору, думая, что от этого в избе заводятся клопы. В бы-личках - народных ."страшных истори­ях" - береза часто упоминается в связи с нечистой силой. Например, ведьма летает не только на традиционном помеле, но и на березовой палке; березовым чурбаком становится резвый конь, на котором возвращается с шабаша случайно проник­ший туда герой; женщины, 'отнимающие молоко" у чужих коров, пользуются для этого березовыми ветвями; еда, поданная человеку ведьмой или чертом, превращает­ся в березовую кору.

Сообщение 2.

И все же поверья о положительных свойствах березы получили в народе бо­лее широкое распространение. Березу специально сажали рядом с домом, что­бы семья жила благополучно, чтобы рос здоровым младенец, чтобы молния не ударила в дом, чтобы вредоносные силы не подобрались к людям. При постройке нового дома березовую ветку ставили в переднем углу: она обеспечивала здоро­вье хозяина и благополучие семьи. Бе­резовые ветки уносили в поле и втыкали

в землю, чтобы получить хороший уро­жай льна или пшеницы.

Широко распространен был у славян своеобразный прием лечебной магии - хождение к березе: специальным загово­ром мать или лекарка "передавала" дереву болезнь ребенка. Под березу выливали воду, в которой купали больного: счита­лось, что вместе с водой "выливается" и хворь. К березе обращались с просьбой об исцелении от недугов: трясли ствол, чтобы от человека отступила лихорадка; скручи­вали ветки и держали до тех пор, пока у больного не пройдут судороги.

Накануне Троицы все дома и хозяй­ственные постройки украшались зеле­нью - молодыми ветками деревьев, тра­вами и цветами, причем главную роль у восточных славян играла береза - рас­тущая или срубленная.

Широко известны лирические и обря­довые "девические" песни, в которых упо­минается береза. Они связаны с традицией, дошедшей до наших дней. В Семик девушки ходили "завивать" или "заламы­вать" березку: гибкие ветви растущего де­ревца закручивали в кольцо, наподобие венка, перевивая лентами, или пригибали ветви к земле, переплетая с высокой тра­вой; иногда надламывали верхушку моло­дой березки и украшали ее лентами. Кое-где верили, что девушка, первой севшая под "завитой" березкой, раньше всех вый­дет замуж. В Троицын или Духов день вновь шли к березке и с песнями "развива­ли" ее, чтобы деревце "не обиделось". "За­вивая" и "развивая" березку, девушки гадали по венкам и цветам, водили хорово­ды; в эти же дни "кумились" - совершали своеобразный обряд закрепления дружбы, устраивали под березой обрядовую трапе­зу. Часто вслед за этим деревце срубали, наряжали в девичью рубаху,украшали цве­тами и лентами, ходили с березкой по де­ревне, а затем бросали в воду, в овраг или в костер. Иногда девушки "кумились" с бе­резкой, просили у нее "счастья-долюшки", умывались березовым соком, чтобы стать красивыми и здоровыми.

Сообщение 3.

Вместе с тем береза, особенно "зави­тая", кое-где считалась опасным дере­вом, соотносившимся не только с "деви­чьей" обрядностью, но и с культом умер­ших. В троицком цикле христианская традиция "поминовения усопших" объе-

динилась с комплексом языческих пред­ставлений о вредоносности "заложных покойников". Таковыми считались умер­шие неестественной, в том числе преж­девременной смертью, и особенно - де­ти и девушки, не дожившие до вступле­ния в брак. Именно они в устойчивой народной традиции называются русал­ками. Согласно поверьям, на Троицкой неделе, называемой также "русальной", они наиболее опасны - могут задушить, "защекотать" или "затанцевать" на­смерть случайных прохожих, заманить в "погибельное" место, наслать "сухоту" и прочие болезни. Рассматривая троицкие поверья, мы вновь сталкиваемся с двой­ственным представлением о березе. С одной стороны, в троицких песнях русалки "на березе качаются" или-"с бе­резы спускаются", сидят "на кривой бе­резе"; часто "белыми березками" ино­сказательно называют в похоронных причитаниях умерших сестер... С дру­гой стороны, именно березовые ветки представлялись надежным оберегом от вредоносной деятельности нечистой си­лы и покойников. Зелень, приносимая в избу, служила временным пристанищем для душ умерших родных, поминаемых на Троицу. Березовыми веничками в "ро­дительскую" субботу обметали могилки родственников. Считалось, что в троиц­кую "родительскую" субботу можно по­минать даже "заложных покойников", хотя вообще христианская традиция от­носится к этому весьма сурово.

Березовые ветки широко использова­лись в народной магии. Заткнутые под кры­шу, они спасали строение от пожара или от града, воткнутые в землю - стерегли посе­вы, отгоняли грызунов и других вредите­лей. Березовые венки, надетые на рога, оберегали корову от ведьм. Метла из бере­зы, прислоненная к постели или колыбель­ке, охраняла новорожденного и его мать.

В русских лирических и обрядовых песнях, особенно свадебных, береза - самый распространенный символ, отра­жающий понятия девичества, чистоты, скромности. Более поздняя, современ­ная нам традиция устойчиво связала описание березы с принципами изобра­жения России, родины, поэтому образ березы широко распространен не только в пейзажной и любовной, но и в граж­данской лирике.

М. Е. ПОГОДИНА




© 2010-2022