Рабочая программа по изобразительному искусству

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №90 « Крепыш» города Тюмени

Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено:

Директор МАОУ СОШ № 90 « Крепыш» Зам. директора по УВР на заседании МО

_____________ __________ протокол №1

от «___» ___________2014 г. от «___» ___________2014г. от «___»__________2014г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству , 1класс Рабочая программа по изобразительному искусству составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ №90 « Крепыш» с учетом авторской программы по изобразительному искусству Л.Т. Савенковой, Е. А. Ермолинской , м:«Вентана- Граф», 2013г. (УМК « Начальная школа ХХI века»)

Срок реализации: 2014- 2015 учебный год

Автор программы:

Шилина Елена Александровна , учитель начальных классов, первая квалификационная категория_____/Шилина Е. А./






Оглавление


Раздел I. Пояснительная записка

Определяющие характеристики данной программы - интеграция искусств и полихудожественное развитие школьника. Структура, содержание, основные положения творческого развития ребёнка, учебные задачи, виды и формы работы с детьми, а также педагогические и методологические подходы программы опираются на концепцию образовательной области «Искусство», разработанную Б.П. Юсовым в Учреждении РАО «Институт художественного образования». В процессе обучения детей в начальной школе решаются важнейшие задачи образования (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции). Безусловно, каждый предмет имеет свою специфику. Очень важную роль в процессе развития и воспитания личности играет предмет «Изобразительное искусство», так как он нацелен на формирование образного мышления и творческого потенциала детей, на развитие у них эмоционально-ценностного отношения к миру. Одной из важнейших задач образования в начальной школе является формирование функционально грамотной личности, обладающей не только предметными, но и универсальными знаниями и умениями. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, в том числе и через приобщение детей к художественной культуре, обучение их умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства и грамотно формулировать своё мнение о них, а так- же - умению пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности (как индивидуальной, так и коллективной). Эти навыки и умения, безусловно, обогащают внутренний мир учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают им возможность более осознанно и цельно постигать окружающий мир.

Основные цели учебного предмета: . 1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.

2. Воспитание в детях эстетического чувства. 3. Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте. 4. Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства.

5. Развитие воображения и зрительной памяти. 6. Освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности. 7. Воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах. 8. Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.

Основные задачи: В соответствии с поставленными целями решаются следующие задачи:

  1. Расширение художественно-эстетического кругозора (начальные темы каждого учебника, посвящённые знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией);
2. Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу мастера»); 3. Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства); 4. Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике (рубрика «Твоя мастерская»); 5. Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики (рубрика «Наши проекты»); 6. Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства (выполнение некоторых заданий из рубрики «Наши проекты»); 7. Знакомство с законами сценографии и оформительства, разработка сценического образа (рубрика «Наши проекты», подготовка театральных постановок). В учебниках реализуется деятельностно-практический подход к обучению, направленный на формирование как общеучебных, так и специальных предметных умений и навыков. В курсе осуществляются межпредметные связи изобразительного искусства с технологией, литературой, театром, музыкой, окружающим миром, информатикой, развитием речи.

Раздел II. Общая характеристика учебного предмета

В программе представлены три направления художественного развития учащихся. В зависимости от возраста младших школьников на уроках больше внимания уделяется тому или иному направлению.
  1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир. Освоение законов создания произведения искусства (композиция, форма, пространство) и средств художественной выразительности изобразительного искусства (цвет, свет, колорит, ритм, линия, пятно, объём, симметрия, асимметрия, динамика, статика, силуэт и др.). Формирование представлений о роли и значении изобразительного искусства в жизни людей (общечеловеческие, национальные, региональный, родовые, семейные художественные традиции). Знакомство с историей возникновения и развития изобразительного искусства. Виды и жанры изобразительного искусства, их развитие, появление новых видов и форм художественно- творческой деятельности человека. Профессия художника- творца. Отображение окружающего мира природы и действительности, условий жизни человека в художественном творчестве (живописи, графике, декоративно- прикладном искусстве, скульптуре, архитектуре). Изобразительное искусство как выразитель истории человечества в художественных образах.
  2. Развитие фантазии и воображения. Воспитание творческой инициативы учащихся, развитие них способности самостоятельно решать поставленную задачу, выражать себя в каком- либо виде художественной деятельности. Развитие желания творить, формирование индивидуального чувства цвета, формы, умения организовать пространство и выстроить композицию.
Начальная школа - время активного развития учащихся, формирования их творческого познания и целостного восприятия окружающего. Важное условие развития художественно-образного мышления - вовлечение детей в творческую деятельность, знакомство с произведениями разных видов искусства. Это обосновано в первую очередь тем, что каждый ребенок в силу своих индивидуальных психофизических возможностей по- своему воспринимает и усваивает информацию (один через зрение, другой на слух, третий через действия и т.д.); во- вторых, у разных видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, литературы, театра, танца) - общие эстетические принципы и художественный подход и интегрированный характер организации занятий позволяет разнообразить и обогатить восприятие, развивает ассоциативное мышление, способность анализировать, сопоставлять одно произведение с другим, способствует развитию у детей умения обобщать художественные образы и создавать свои.
  1. Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика). Систематическое развитие у детей сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности. Этот раздел характеризуется относительно самостоятельной системой учебных задач. Цель, которая стоит перед учителе, - развитие у школьников способности воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения искусства. Осваивая программный материал, школьники получают представление об искусстве и его истории, о видах пластических искусств, об их специфике, учатся выявлять содержательные моменты художественной формы, особенности выразительного языка произведений искусства.
А) Работа на плоскости направлена на овладение детьми разными материалами: гуашевыми и акварельными красками, цветными мелками, пастелью, карандашами, тушью. Б) Декоративно-прикладные виды деятельности связаны с созданием орнаментов, элементов украшения, декоративных композиций на основе стилизации и обобщения природных форм (цветов, деревьев, зверей, рыб, птиц, насекомых и т.д.) с помощью разнообразных художественных материалов (красок, фломастеров, карандашей) и в различных техниках (аппликации, коллаже). В) Работа в объёме (скульптура) предполагает лепку из глины или пластилина; художественное конструирование и дизайн - создание несложных геометрических форм из бумаги, использование в работе готовых объемных форм (коробок разной величины, пузырьков, пластмассовых контейнеров, упаковок), природного материала (веток, листьев, почем, камней, ракушек и др.). Г) Художественно-творческое восприятие произведений искусства (музейная педагогика) предусматривает беседы, обсуждения, экскурсии, проектные и исследовательские работы. Д) Развивающие и художественные задачи решаются в каждом классе путем рассмотрения ряда учебных проблем: развитие пространственного мышления и представления о пространстве в искусстве и жизни, развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действительности, развитие представлений о цвете в искусстве и окружающем предметном мире, композиционные задачи в искусстве.

Раздел III. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом учебный предмет Изобразительное искусство в 1классе изучается по одному часу в неделю. Объём учебного времени за год составляет 33часа.



Раздел IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценностные ориентиры начального общего образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования: формирование основ гражданской идентичности личности на основе:
  • чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
  • восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
  • доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
  • уважения к окружающим - умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
развитие ценностно­смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
  • принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
  • ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
  • формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
  • развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
  • формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
  • формирование самоуважения и эмоционально­положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
  • развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
  • формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей, жизненного оптимизма;
  • формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

Раздел V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты:

  • целостное, гармоничное восприятие мира;
  • интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;
  • умение формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе
в окружающей действительности;
  • способность выражать свои чувства, вызванные состоянием природы;
  • способность различать звуки окружающего мира (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, жужжание насекомых, уличный гул, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу);
  • представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство;
  • самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов;
  • умение доводить работу до конца;
  • способность предвидеть результат своей деятельности;
  • адекватная оценка результатов своей деятельности;
  • способность работать в коллективе;
  • умение работать индивидуально и в малых группах;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументированно отстаивать собственное мнение.
Метапредметные результаты:
  • постановка учебной задачи и контроль её выполнения (умение доводить дело до конца);
  • принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения;
  • самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;
  • самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов;
  • умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
  • умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;
  • умение применять приобретённые знания по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин;
  • умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;
  • умение проводить самостоятельные исследования;
  • умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
  • умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;
  • умение находить нужную информацию в Интернете;
  • участие в тематических обсуждениях и выражение своих предложений;
  • умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым (логическим) содержанием;
  • обогащение словарного запаса, развитие умения описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе;
  • умение пересказывать небольшие тексты (сказки, рассказы), вычленять сюжет, сочинять собственный сюжет, создавать мини-рассказы по своему сюжету;
  • понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного (в музыке, литературе, народной речи, разных видах и жанрах искусства);
  • умение сопоставить события, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различного между ними;
  • умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.
Предметные результаты:
  • сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснить это на доступном возрасту уровне;
  • умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания;
  • умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;
  • способность обосновывать своё суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;
  • умение высказывать предположения о сюжете по иллюстрации (самостоятельное развитие сюжета), рассказывать
  • о своём любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;
  • умение фиксировать своё эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;
  • сформированность представлений о природном пространстве и архитектуре разных народов;
  • сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знаний архитектурных памятников своего региона, их истории;
  • активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;
  • понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества;
  • понимание зависимости народного искусства от природных и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрением народа;
  • умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;
  • умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства - словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;
  • умение развивать предложенную сюжетную линию (сочинение общей сказки, пьесы и т. п.);
  • сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности;
  • умение выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального; хореографии, литературы), понимать специфику выразительного языка каждого из них;
  • умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;
  • умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства;
  • умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;
  • умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.

Требования к уровню подготовки учащихся Планируемые результаты изучения учебного предмета Получит возможность научиться:

  • овладеть основами языка живописи и графики, передавать разнообразие и красоту природы, ритмическое своеобразие природного ландшафта с помощью средств изобразительного искусства, передавать графическими средствами воздушную перспективу;
  • изображать с натуры предметы конструктивной формы,
  • передавать движение человека и объём графическими средствами
Научится:
  • овладевать приёмами коллективного сотворчества;
  • экспериментировать с цветом,
  • создавать плавные переходы цвета;
  • работа в одной цветовой гамме

Система оценки достижения планируемых результатов освоения изобразительного искусства.

Критерии оценивания. Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

  1. Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся.
  2. Текущий:
  • прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
  • пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
  • рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
  • контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
  1. Итоговый контроль в формах
  • тестирование;
  • практические работы;
  • творческие работы учащихся;
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:
  • качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом;
  • степень самостоятельности;
уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные решения.
Предпочтение отдаётся качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации, носит сквозной (накопительный) характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок в течение всех четырех лет обучения в начальной школе. В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником , с оценками типа: « удовлетворительно»/ неудовлетворительно, т.е. оценкой , свидетельствующей об освоении опорной системы знаний и правильном выполнении учебных действий , задач. построенных на опорном учебном материале.; «хорошо» , « отлично» - оценкой , свидетельствующей об освоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями . Контролю подвергаются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений, Учитель может дополнительно наблюдать и фиксировать динамику личностных изменений каждого ребенка (учебная и социальная мотивация, самооценка, ценностные и морально-этические ориентации). Критерии оценки качественных результатов выполнения заданий: полнота и правильность ответа, характеристикам, аккуратность, общая эстетика рисунка - его композиционное и цветовое решение, внесение творческих элементов . Итоговая оценка проводится в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Для итоговой аттестации каждый ученик в течение четырех лет обучения создает свой «Портфель достижений», куда собирает зачтенные результаты текущего контроля. В конце 3 класса рекомендуется проводить итоговую выставку лучших работ учащихся, выполненных как на уроках так и во время внеурочной декоративно-художественной, технической, проектной деятельности. Этапы оценивания детского рисунка: 1. как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание; 2. характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное; 3. качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой; 4. владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка; 5. общее впечатление от работы. Возможности ученика, его успехи, его вкус. Критерии оценивания знаний и умений Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна. Оценка «4»- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок. Оценка «3»- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки. Оценка «2»- поставленные задачи не выполнены

Раздел VI. Содержание учебного предмета

п/н

Название раздела

Кол-во часов

Содержание изучаемого материала раздела

1.

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в окружающем мире в художественную форму.

16

Наблюдение окружающего предметного мира и мира природы, явлений природы и создание на основе этого наблюдения художественного образа. Создание цветовых композиций на передачу характера светоносных стихий в природе. Приемы работы красками и кистью. Использование в работе тонированной бумаги и разнообразных материалов. Выбор материалов и инструментов для изображения. Передача в цвете своего настроения, впечатления от увиденного в природе, окружающей действительности. Изображение по памяти и представлению. Гармоничное заполнение всей изобразительной плоскости. Обсуждение картин, выполненных детьми: особенности работы на листе бумаги. Передача в рисунке направления: вертикально, горизонтально, наклонно. Проведение различных линий графическими материалами. Наблюдение за разнообразием цвета, форм и настроений в окружающей действительности и природе и передача их в рисунке. Использование элементарных правил композиции. Представление о набросках и зарисовках. Получение сложных цветов путем смешивания красок. Выполнение этюдов в пластилине по памяти и наблюдению. Создание коллективных композиций. Изображение предметов в рельефном пространстве. Овладение графическими материалами. Создание несложного орнамента. Работа с палитрой и гуашевыми красками.

2.

Развитие фантазии и воображения

10

Импровизация в цвете, линии, объеме в процессе восприятия музыки, поэтического слова. Создание цветовых композиций по ассоциации с музыкой. Отображение контраста и нюанса в рисунке. Передача движения и настроения. Наблюдение за объектами окружающего мира. Создание творческих работ. Звуки природы и окружающего мира. Работа с крупными форматами. Создание композиций по мотивам литературных произведений.

3.

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика)

7

Представление об изобразительном искусстве, связи искусства с действительностью. Материалы и инструменты разных художников. Различие жанров изобразительного искусства. Эмоциональная оценка и образная характеристика произведений художника. Выражение своего эстетического отношения к работе. Наблюдение, восприятие и эмоциональная оценка картины, рисунка и т.д. проведение коллективных исследований по творчеству художников. Понятия «форма», «силуэт», «пропорции», «динамика». Роль и значение музея. Комментирование видеофильмов, книг по искусству.

Всего часов:

33



Раздел VII. Тематическое планирование

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащегося

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму

(изобразительное искусство и окружающий мир) (16 часов)

1. Изучение окружающего предметного мира и мира природы (связь изобразительного искусства с природой)

Художник-живописец. Освоение техники работы кистью и красками. Выполнение работ по материалам наблюдений за природой. Примерные темы: «Шум ветра», «Ночью была гроза», «Дождевые тучи», «Грибной дождь: кто под листиком спрятался»,

«Закатилось красно солнышко», «За лесами, за горами», «Вот они какие - сосульки», «Капелька стучит в окно», «Осенние листочки», «Летнее солнышко»

Работа на плоскости

Изучать окружающий предметный мир и мир природы, наблюдать за природными явлениями.

Различать характер и эмоциональные состояния в природе и искусстве, возникающие в результате восприятия художественного образа (связь изобразительного искусства с природой).

Создавать цветовые композиции на передачу характера светоносных стихий в природе (грозы, огня, дождя, северного сияния, радуги, цветущего луга). Овладевать приёмами работы красками

и кистью

2. Формирование представлений о происхождении искусства.

Наскальная живопись, рисунки древних людей. Чем и как рисовали люди.

Инструменты и художественные материалы современного художника

Наскальная живопись древних людей. Примерные темы: «Кто рисует на скалах», «Кто нарисовал узоры на окне», «Кто художнику помогает», «Мёд и пчёлы», «Почему камни такие красивые»

Представлять, откуда и когда появилось искусство. Изучать природные объекты (камни, листья, ракушки, кору деревьев и др.).

Использовать в работе тонированную бумагу; работать, подражая неведомому художнику.

Выбирать материал и инструменты для изображения

3. Развитие умения наблюдать за изменениями в природе, формирование умения передавать в цвете своё впечатление от увиденного в природе

и окружающей действительности

Знакомство с палитрой. Создание своих цветов и оттенков. Примерные темы: «Звуки мира и тишина», «Сумерки», «Листопад», «Моя осень», «Яркий снег, хрустящий лёд», «Весна, снеговик загрустил», «Радуга», «День птиц», «Весна»

Развивать способность наблюдать и замечать разнообразие цвета и формы в природе.

Передавать в цвете своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности.

Изображать по памяти и представлению

4. Освоение всей поверхности листа и её гармоничное заполнение. Первые представления о композиции

Изобразительная плоскость. Примерные темы: «На дороге», «Детская площадка», «Мы гуляем в лесу», «Осенний лес», «Птицы улетают на юг»

Осваивать, гармонично заполнять всю поверхность изобразительной плоскости.

Рассматривать и обсуждать картины, выполненные детьми, обращать внимание на особенности работы на листе

5. Развитие представлений об основных направлениях: вертикально, горизонтально, наклонно. Передача в рисунке своих наблюдений

Художник-график. Знакомство

с разными художественными материалами (гуашью, пастелью, тушью, карандашом). Примерные темы композиций: «Поваленное дерево», «Ветер запутался в ветках», «Куда бежит дорога», «Строится новый дом», «Дождь»

Передавать с помощью линии и цвета нужный объект.

Представлять и передавать в рисунке направления: вертикально, горизонтально, наклонно.

Размещать на рисунке предметы в разных положениях. Работать по наблюдению (выполнять упражнения на проведение различных линий графическими материалами)

6. Развитие интереса к разнообразию цвета, форм и настроений в природе и окружающей действительности.

Изображение предметов в открытом пространстве

Рисование с натуры предметов разной формы в сравнении с другими предметами: лист сирени и лист дуба; морковь и свёкла; узор ветвей, ритм стволов («Деревья зимой»). Соотношение земли, неба; выделение главного предмета в композиции

Наблюдать за окружающими предметами, деревьями, явлениями природы, настроением в природе и конструктивными особенностями природных объектов. Уметь замечать и передавать в рисунке разнообразие цвета, форм и настроений в природе и окружающей действительности (формы вещей, звуки и запахи в природе, движения людей, животных, птиц)

7. Развитие понятия зрительной глубины и её передача в рисунке: выделение первого плана, главного элемента в композиции

Зарисовки, этюды на передачу настроения в цвете. Примерная тема композиции: «Заколдованный зимний сад Снежной королевы»

Использовать основные правила композиции: главный элемент в композиции, его выделение цветом и формой.

Работать разными мягкими материалами

8. Развитие умения наблюдать за изменениями в природе и окружающей жизни. Развитие представлений о пространстве в искусстве

Освоение жизненного пространства человека и животного. Примерные темы композиций: «Мышка в норке», «Бабочки радуются солнцу». Динамика в изображении

Наблюдать за животными и изображать их. Иметь представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство, уметь передавать его в рисунке.

Иметь представление о набросках и зарисовках

9. Получение нового цвета путём смешения двух красок, выполнение плавных переходов одного цвета в другой. Наблюдение: изменение цвета с помощью белой краски

Примерные темы композиций: «Причудливые облака в небе», «Фламинго на прогулке», «Разноцветное мороженое», «Жёлтый кот в жёлтой траве», «Зимние (весенние) каникулы»

Получать сложные цвета путём смешения двух красок (жёлтый-красный, синий-жёлтый, красный-синий); составлять оттенки цвета, используя белую и чёрную краски.

Передавать с помощью цвета настроение, впечатление в работе, создавать художественный образ

10. Развитие интереса к объектам животного мира. Наблюдение за красотой и выразительностью движений зверей, птиц, рыб

Художник-скульптор. Освоение техники лепки (пластилин, глина). Создание своей игрушки на основе наблюдения за домашними животными

Наблюдать за красотой и выразительностью движений зверей, птиц, рыб (экскурсии в зоопарк, просмотр фильмов, телепередач).

Выполнять этюды в пластилине или глине по памяти и наблюдению. Создавать коллективные композиции из вылепленных игрушек

11. Формирование представлений о рельефе. Лепка рельефа: развитие понятий «ближе - ниже», «дальше - выше». Загораживание предметов в рисунке с сохранением их взаимного расположения: рядом, над, под

Представление о рельефе. Примерные темы композиций: «Собака и кошка», «Цапля», «Птицы», «Рыбы», «Корабли в море». Лепка этюдов животных по памяти и представлению. Соотношение размеров и объёмов в композиции

Работа в объёме и пространстве

Изображать предметы в рельефном пространстве: ближе - ниже, дальше - выше.

Передавать простейшую плановость пространства и динамику (лепка в рельефе с помощью стеки)

12. Развитие индивидуального чувства формы

Художник-прикладник. Стилизация в изобразительном искусстве. Изображение по материалам наблюдений

Осваивать лепку из целого куска (глина, пластилин). Передавать в объёме характерные формы игрушек по мотивам народных промыслов.

Передавать в декоративной объёмной форме характерные движения животного.

Проявлять интерес к окружающему предметному миру и разнообразию форм в образах народного искусства.

Представлять соразмерность форм в объёме

13. Передача движения в объёме, знакомство с понятием динамики. Формирование представлений о соразмерности изображаемых объектов

Примерные темы композиций: «Мальчик играет с собакой», «Играющие животные», «На водопой». Использование в декоративной лепке готовых форм (каркас) - композиция «Ярмарка игрушек»

Представлять и создавать несложные декоративные объёмные композиции из цветного пластилина с использованием готовых форм.

Создавать коллективные композиции

14. Стилизация природных форм как приём их перевода в декоративные. Освоение техники бумажной пластики

Великий художник - природа. Изображение единичных предметов. Ажурные листья с чёткими прожилками. Листья для волшебного дерева

Декоративно-прикладная деятельность Уметь наблюдать и замечать изменения в природе и окружающей жизни.

Вносить свои изменения в декоративную форму. Работать с готовыми формами.

Создавать коллективные работы

15. Изображение по представлению с помощью линий, разнообразных по характеру начертания. Передача ощущения нереальности сказочного пространства: предметы, люди в пространстве

Примерные темы композиций: «Подводное царство», «Подснежник», «Ветер по морю гуляет», «Утро золотых одуванчиков», «Баю-бай - колыбельная». Перевод реального изображения в декоративное

Создавать свободные композиции по представлению с помощью разнообразных линий.

Развивать представление о различии цвета в искусстве и окружающем предметном мире.

Уметь работать графическими материалами: карандашом, фломастером и др.

16. Конкретное, единичное в пространстве природы и жизни

Навыки работы гуашевыми красками. Развитие представлений о цвете в декоративном искусстве: цвет и краски. Цвет и форма в искусстве. Цвет и настроение

Выполнение декоративного фриза. Примерные темы композиций: «Бабочки», «Как муравьишка домой спешил». Коллективное творчество. Примерные темы композиций: «Аквариум», «Прилёт птиц» - передача силуэта птиц и ритма летящей стаи

Освоение навыков работы гуашевыми красками. Создание фантастических композиций по представлению: «Пение стрекоз», «Лунные цветы», «Морские звуки».

Освоение работы с бумагой. Аппликация на основе неожиданных цветовых отношений

Иметь представление о стилизации: перевод природных форм в декоративные.

Создавать несложный орнамент из элементов, подсмотренных в природе (цветы, листья, трава, насекомые, например жуки, и др.)

Уметь работать с палитрой и гуашевыми красками.

Понимать взаимодействие цвета и формы в декоративном искусстве; цвета и настроения.

Создавать подарки своими руками.

Уметь видеть и передавать необычное в обычном

Развитие фантазии и воображения (10 часов)

1. Развитие ассоциативного мышления. Освоение техники работы кистью и палочкой, «кляксографии»

Освоение техник работы «от пятна» и «по сырому». Превращение кляксы в животное. Изображение животного, образ которого создан в музыке

Работа на плоскости

Уметь импровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки, поэтического слова, художественного движения

2. Развитие представлений о контрастных и нюансных (сближенных) цветовых отношениях. Передача сюжета в работе. Развитие умения выстраивать свой сюжет

Создание картин-фантазий. Работа с литературными текстами. Примерные темы композиций: «Муравьи и бабочки», «Как цыплёнок дом искал», «Дворец царя Нептуна», «Оле Лукойе»

Отображать контраст и нюанс в рисунке.

Наблюдать и замечать изменения в природе в разное время года.

Уметь работать кистью (разных размеров) и палочкой (толстым и острым концом)

3. Развитие ассоциативных форм мышления. Звуки окружающего мира. Передача настроения, впечатления от услышанного в цвето-музыкальных композициях

Музыка и звуки природы в живописных цветовых композициях. Работа в разных техниках и разными материалами (акварель, цветные мелки, фломастеры, аппликация из цветной бумаги)

Проводить линии разной толщины - вертикальные, горизонтальные, изо-

гнутые.

Создавать цветовые композиции по ассоциации с музыкой.

Находить в книгах, журналах фотографии, на которых передано разное состояние природы.

Уметь описать словами характер звуков, которые «живут» в этом уголке природы

4. Изображение движения

Передача движения. Примерные темы композиций: «Бегущее животное, летящая птица», «Животное с детёнышем», «Песня слона», «Вороны на снегу», «Кот и мышка». Фотографирование человека или животного в движении

Передавать движение и настроение в рисунке.

Создавать коллективное панно. Бумага, гуашь.

Уметь работать в группе.

Фиксировать внимание на объектах окружающего мира.

Создавать собственные творческие работы по фотоматериалам и собственным наблюдениям

5. Развитие интереса и внимания к цвету в живописи, звукам в музыке, словам в стихах, ритму, интонации. Развитие наблюдательности, умения видеть необычное в обычном

Примерные темы композиций: «Дворец Снежной королевы», «Хрустальный звук», «Капель», «Журчание ручья», «Колокольный звон», «Пение синицы», «Крик вороны»

Импровизировать на темы контраста и нюанса (сближенные цветовые отношения).

Сравнивать контраст и нюанс в музыке

и танце, слове; повседневные звуки с музыкальными (нахождение различий и сходства).

Проводить самостоятельные исследования на тему «Цвет и звук»

6. Связь между звуками в музыкальном произведении, словами в стихотворении и в прозе. Различение звуков природы и окружающего мира. Прогулки в лес, парк, по городу, зоопарку

Импровизация. Выполнение цветовых этюдов на передачу характера и особенностей звуков (без конкретного изображения). Передача в цвете настроения, вызванного восприятием картины, сказки, музыки (мелодии). Выполнение быстрых графических работ по впечатлению, памяти. Примерные темы: «Как звучит мой дом, улица, город», «Кто живёт за той горой», «Шорох осенних листьев». Создание композиций по впечатлению на передачу настроения, динамики. Музыка в картине и стихах

Наблюдать и передавать динамику, настроение, впечатление в цвето-музыкальных композициях (цветовые композиции без конкретного изображения). Примерные задания: бегущее животное или птицы; ветер в траве или среди деревьев; музыка ветра и дождя.

Понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и в прозе.

Различать звуки природы (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, гул падающей воды, жужжание насекомых

и др.) и окружающего мира (шум на улице, звуки машин, голоса людей в доме,

в школе, в лесу).

Работать графическими материалами: акварель, пастель

7. Скульптура как вид изобразительного искусства. Пластические мотивы в объёмной форме

Художник-скульптор. Создание трёхмерного объёмного образа по мотивам собственных фантазий, объектов фото- и видеосъёмок на природе

Работа в объёме и пространстве

Вычленять в окружающем пространстве художественно-организованные объёмные объекты.

Улавливать и передавать в слове свои впечатления, полученные от восприятия скульптурных форм

8. Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства

Создание глубинно-пространственной композиции, в том числе по мотивам литературных произведений

Художник-архитектор. Проектирование окружающей среды. Макеты, этюды, конструкции из бумаги «Детская игровая площадка». Работа в группах по 3-4 человека. Использование в композиции игрушек, созданных из бумаги на основе упаковки.

Работа над интерьером и его украшением. Создание «дома» для себя или для любимой куклы. Работа в группах по 3-5 человек

Работать с крупными формами.

Конструировать замкнутое пространство, используя большие готовые формы (коробки, упаковки, геометрические фигуры, изготовленные старшеклассниками или родителями).

Конструировать из бумаги и создавать народные игрушки из ниток и ткани.

Создавать глубинно-пространственную композицию, в том числе по мотивам литературных произведений.

Использовать в работе готовые объёмные формы, цветную бумагу, гуашь.

Украшать интерьер аппликацией или росписью

9. Творческая деятельность по оформлению помещения (интерьера)

Внутреннее архитектурное пространство и его украшение. Работа по мотивам литературных произведений (сказок): В царстве Снежной королевы», «Сказочный город», «Волшебный город Радуги»

Декоративно-прикладная деятельность

Создавать образ интерьера по описанию.

Выполнять работы по созданию образа интерьера по описанию оформления помещения (класса, рекреации, сцены в школе) к празднику, для торжественных случаев, событий в классе и др.

10. Форма и украшение в народном искусстве

Работа с литературными сказочными произведениями. Создание композиции помещения, сада, строения в природной среде по описанию в сказке

Использовать материал литературных образов в лепке (герои сказок, декоративные мотивы).

Создавать из работ коллективные композиции

11. Контраст и нюанс в цвете и форме, в словах, звуках музыки, настроении

Контраст и нюанс в разных видах искусства. Темы творческих работ: «Первый день весны», «Новый год», «На ярмарке», «День и ночь», «Солнечно и пасмурно», «Зима - лето», «Весна - осень»

Передавать контрастные и нюансные цветовые отношения в небольших композициях в технике отрывной аппликации, с помощью гуаши или акварели.

Привносить свой предмет в создаваемое пространство, не нарушая его целостности

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (7 часов)

1. Изобразительное искусство среди других искусств. Связь изобразительного искусства с действительностью

Игра на основе обмена мнениями о произведениях живописи, бесед о природе (по впечатлениям от прогулок в лесу или парке; посещения музея, выставки, просмотра видеоматериалов)

Иметь представления об изобразительном искусстве, о связи искусства с действительностью;

высказывать свои представления и объяснять их

2. Материалы и инструменты художника (холст, кисти, краски, карандаш, бумага, камень, металл, глина)

Наблюдение за работой художника (в мастерской, используя фильм, описание в книге). Коллективные рассуждения о художниках и их работе

Участвовать в обсуждениях на темы: «Какие бывают художники: живописцы, скульпторы, графики», «Что и как изображает художник-живописец и художник-скульптор»

3. Представление о картине, рисунке, скульптуре, декоративной композиции, произведениях декоративно-прикладного искусства. Их эстетические особенности

Жанры изобразительного искусства: пейзаж, натюрморт, портрет; бытовой и исторический жанры. Знакомство с художниками: А.М. Герасимов, Р.Р. Фальк, А.Г. Венецианов, Э. Дега, К.С. Петров-Водкин, А. Матисс, И.Э. Грабарь, Н.К. Рерих

Отличать материалы и инструменты художников - живописца, графика, прикладника, архитектора, скульптора.

Понимать, каким образом художник изображает предметы и события

4. Наблюдение за изменениями цвета и настроения в природе, многообразие цветовых оттенков осенних листьев.

Экскурсия в парк или в лес

Художник-живописец. Отображение в живописи настроения, чувств автора.

Развитие способности наблюдать за изменениями в природе, за цветом, настроением в природе и их отображением в картине. А.В. Лентулов, В.В. Кандинский, И.И. Левитан, Н.К. Рерих, П. Сезанн, К. Моне, Н.П. Крымов

Различать жанры изобразительного искусства и уметь их группировать, представить и объяснить.

Воспринимать и эмоционально оценивать образную характеристику произведений художника.

Различать средства художественной выразительности. Высказывать своё эстетическое отношение к работе.

Наблюдать, воспринимать и эмоционально оценивать картину, рисунок, скульптуру, декоративные украшения изделий прикладного искусства.

Выражать своё отношение и объяснять роль и значение искусства в жизни.

Участвовать в беседах о красоте пейзажа в природе и искусстве; об отображении времён года в пейзажной живописи, в музыке и поэзии

5. Представление о работе художника-скульптора и о скульптуре. Скульптура в музее и вокруг нас. Образы людей и животных в скульптуре. Выразительность формы и силуэта в скульптуре

Художник-скульптор. Материалы и инструменты художника-скульптора. Портрет в скульптуре. Микеланджело, В.И. Мухина, Ф.Ф. Каменский, А.М. Матвеев

Проводить коллективные исследования о творчестве художников.

Представлять особенности работы скульптура, архитектора, игрушечника, дизайнера.

Называть и объяснять понятия: форма, силуэт, пропорции, динамика в скульптуре.

Воспринимать и оценивать скульптуру в музее и в окружающей действительности

6. Знакомство с крупнейшими музеями России. Государственная Третьяковская галерея. Государственный Эрмитаж. Музей под открытым небом

Понятие музея. Экспозиция

Понимать и объяснять роль и значение музея в жизни людей.

Комментировать видеофильмы, книги по искусству. Выполнять зарисовки

по впечатлению от экскурсий, создавать композиции по мотивам увиденного



Раздел VIII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

К - комплект

Д - демонстрационный

№ п/п

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок

Комплект технических средств обучения, компьютер с мультимедиапроектором

1

1

2

Диски с уроками «Кирилл и Мефодий»Диски с аудио- и видеозаписями

1

3

Портреты

Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе

к

4 Научно-популярная литература (учебники, журналы и т.п.) Энциклопедии, справочники Аудиозаписи в соответствии с программой обучения

Д

Д



Дидактические пособия:

  • Учебник «Изобразительное искусство» Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А 1класс 2012г
  • рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2014;
Методические материалы для учителя:
  • Программа «Изобразительное искусство 1-4 классы» Савенкова Л.Г., Богданова Н.В М.: Вентана-Граф, 2013;
  • методическое пособие для учителя. - М. : Вентана-Граф, 2014;
Интернет- ресурсы: school2100.ru festival.1september.ru










© 2010-2022