Исследование детско-родительских отношений, влияющих на развитие самостоятельности детей

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Исследование уровня самостоятельности младших школьников, определенных сложившимися детско-родительскими отношениями.

Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» Томской области. Период проведения исследования: сентябрь - декабрь 2013г. В исследовании приняли участие родители и учащиеся 1-х классов. Общее количество детей - первоклассников 60 человек, количество родителей - 60 человек. Целью исследования явилось: - определение уровня самостоятельности младших школьников в системе детско-родительских взаимоотношений; - определение доминирующих стилей детско-родительских отношений, которые способствуют формированию самостоятельности младшего школьника. В связи с поставленной целью, была выдвинута гипотеза: младшие школьники, имеющие высокий уровень самостоятельности, воспитываются в семьях с доминирующим демократичным стилем детско-родительских отношений, а младшие школьники, имеющие низкий уровень самостоятельности воспитываются в семьях, где преобладает авторитарный стиль детско-родительских отношений. Рассматривая самостоятельность как обобщенное свойство личности, появляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение, были выбраны отдельные признаки, позволяющие составить представление об уровне самостоятельности учащихся 1 классов: 1)эмоциональное отношение ребенка к нравственным нормам 2) умение работать по образцу 3) уровень развития понятийного мышления, умения решать поставленную задачу, применяя свою самостоятельность. Для оценки данных показателей были подобраны соответствующие методики, которые являются наиболее информативными и вместе с тем, не занимали много времени в своей обработке, для того, чтобы классные руководители могли ими воспользоваться, не обладая специальными психологическими навыками и умениями. Так, методика «Сюжетные картинки» авторов Смирновой Е.О., Калининой Р.Р. позволила диагностировать такой признак самостоятельности, как эмоциональное отношение к нравственным нормам, понимание которых служит объективной необходимостью для регуляции взаимоотношений с окружающими в период развития самостоятельности младшего школьника. Методика «Конструирование» автора Забрамной С. позволила диагностировать такой признак самостоятельности, как умение ребенка работать по образцу. Продиагностировать уровень развития понятийного мышления, оценить логичность и самостоятельность выполнения помогла модифицированная психологическая методика «Четвертый лишний» автора Белопольской Н.Л. (2009г.) Перечисленные методики позволили составить представление об уровне самостоятельности детей. Поэтому на первом этапе исследования учащимся 2-х первых классов были предложены указанные методики и получены результаты. Описание методик. Методика «Сюжетные картинки» авторов - Смирновой Е.О., Калининой Р.Р. (тестовый материал можно видеть в Приложении А) позволяет определить эмоциональное отношение ребенка к нравственным нормам, понимание которых служит объективной необходимостью для регуляции взаимоотношений с окружающими в период развития его самостоятельности. Развивающаяся самостоятельность обеспечивает формирование эмоционально-положительного тонуса ребенка в коллективе [24]. Работа по методике «Сюжетные картинки» проводится индивидуально с ребенком, которому предлагают картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. В исследовании приняли участие 60 человек - первоклассников. Время проведения: сентябрь месяц. Описание проведения. Эмоциональные реакции каждого ребенка фиксировались в протоколе. Задача ребенка - дать словесную оценку изображенным на картинках поступкам, что и поможет выявить отношение детей к определенным нравственным нормам. Инструкция. Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой - только плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты поместишь картинку. Обработка результатов теста. Каждому виду эмоциональных реакций присваиваются баллы, далее вычисляется среднее значение - общий уровень эмоциональных реакций. * 0 баллов - картинки разложены неправильно, эмоциональные реакции отсутствуют или носят неадекватный характер. * 1 балл - картинки разложены правильно, но ребенок не может ответить «прочему» он сделал данный выбор; эмоциональные реакции носят неадекватный характер. * 2 балла - правильно раскладывая картинки, при этом ребенок может обосновать свой выбор. Эмоциональные реакции адекватны по характеру, но имеют слабую выраженность. * 3 балла - ребенок объясняет свой выбор. Эмоциональные реакции адекватны, проявляются в мимике, активной жестикуляции. Полученные первичные данные по первым классам приведены в Приложении Б. По методике «Сюжетные картинки» (результаты отображены на рис.1) 58% первоклассников имеют адекватные эмоциональные реакции, это свидетельствует о том, что данные школьники имеют высокий уровень самостоятельности детско-родительские отношения строятся с позиции сотрудничества, поддержки ребенка. У 32% обследуемых эмоциональные реакции неустойчивы, могут поддаваться изменениям. Уровень самостоятельности таких детей можно считать средним. 10% первоклассников эмоциональные реакции неадекватны, значит уровень самостоятельности детей низкий.


Рис.1 Результаты методики «Сюжетные картинки» Методика «Конструирование» автор Забрамная С. Цель: выявление умения ребёнка создавать конструкции из пяти элементов по образцу. Стимульный материал: 10 плоских палочек одного цвета. Проведение обследования: взрослый строит за экраном фигурку из плоских палочек. Затем показывает постройку и просит ребёнка построить такую же. При затруднениях ребёнка просят построить по показу. Инструкция обработки: принятие и понимание задания, умение работать по образцу или по показу, применяя свою самостоятельность, отношение к результату. Описание обследования. Работа проходила в группах. В первых классах было организовано 6 групп по 10 человек. Психолог или классный руководитель чертит на доске фигуру из элементов. Далее обследуемые строят такую же фигуру из палочек у себя за рабочим местом. Обработка. Взрослый учитывает способность ребенка самостоятельно принимать и понимать задание, умение работать по образцу или по показу, учитывался и уровень сотрудничества со взрослым. Если ребенок не понимает задание или действует неадекватно в условиях обучения, то обследуемый получает 1 балл. 2 балла говорят о низком результате, когда обследуемый принимает задание, но по образцу его не выполняет, или выполняет какую-либо другую постройку, но не предложенную. На сотрудничество с учителем идет не охотно. 3 балла или средний показатель получают первоклассники, которые задание приняли, но самостоятельно задание выполнить не смогли, но после показа воспроизвели предложенную фигуру. 4 балла или высокий показатель получают ребята, которые способны принять задание и самостоятельного его выполнить. Охотно сотрудничают с учителем. По методике «Конструирование» результаты представлены на рис. 2


Рис 2. Показатели самостоятельности младших школьников 79% первоклассников в условиях обучения могут проявить себя максимально самостоятельно, проявляют устойчивый интерес к самостоятельной деятельности. Отмечается высокая степень овладения различными умениями и навыками работы. В ходе самостоятельной деятельности проявляют настойчивость в любых условиях. Школьники способны к самоконтролю и критической оценке своей деятельности, стремятся улучшить конечные результаты, обнаруживают способность к внесению элементов новизны и оригинальности. Средний уровень самостоятельности был отмечен у 13% первоклассников. Эти школьники отличаются неустойчивым интересом деятельности. У них отмечается достаточная степень овладения различными умениями и навыками самостоятельной работы. При выполнении задания часто обращаются за помощью к взрослому для того, чтобы утвердиться в оценке правильности выполнения задания. Способны осуществлять самоконтроль своей деятельности и оценивать ее результаты только с помощью взрослого. Анализ данных по методике Конструирование, представленных показал, что у 8% первоклассников отмечен низкий уровень самостоятельности. Эти школьники проявляют поверхностный интерес к деятельности, инициативность не проявляют. Восприимчивость к новому слабая. При самостоятельной работе замысел неустойчив, может несколько раз меняться в ходе выполнения действия. Методика «Четвертый лишний» позволила определить у школьников первых классов уровень развития понятийного мышления, умения оперировать образами предметов, способность определить к какому классу понятий они относятся. Оценивается логичность и самостоятельность выполнения. Описание процедуры. Работа проводится с каждым классом по отдельности. Классный руководитель раздал обследуемым стимульный материал, где изображены 4 разных предмета, один из которых не подходит к основной группе. Всего 5 картинок. Инструкция. Определить, какой из изображенных предметов, объединенных каким-то общим признаком, лишний. Время работы ограничено. При подведении результатов экспериментатор учитывает правильные и неправильные ответы учащихся, определяет уровень мышления. Полученные данные представлены в Приложении Г. Оценка. Высокий уровень - ребенок справился со всеми заданиями. Средний уровень - ребенок неправильно выполнил 1-2 задания. Низкий уровень - ребенок выполнил не более 2 заданий или совсем не справился. Оценка полученных результатов подводится по формуле, которая приведена в Приложении Д. Полученные данные (смотри рис.3), подтверждают, что не все дети могут определить лишний предмет. 67% первоклассников справились на высоком уровне. 20% имеют средний результат. 13% первоклассников испытывают затруднения в соотнесения предмета к определенному классу понятий, а значит у них низкий уровень логичности и низкий уровень самостоятельности. Данные результаты свидетельствуют, что семья в данных случаях выступила в качестве отрицательного фактора воспитания, который стал причиной низкого уровня развития самостоятельности ребенка.


Рис.3 Результаты модифицированной методики «Четвертый лишний» Итак, комплекс проведенных методик был направлен на выявление уровня развития самостоятельности младших школьников. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1. Показатели уровней самостоятельности младших школьников.
Уровни самостоятельности Методика «Сюжетные картинки» Методика «Конструирование» Методика «Четвертый лишний» Высокий уровень 58% 79% 67% Средний уровень 32% 13% 20% Низкий уровень 10% 8% 13%
В целом 68% первоклассников имеют с высокий уровень развития самостоятельности: способны максимально проявлять самостоятельность в учебной деятельности, самостоятельно выполнять задания на уроках. Ученики нравственные нормы принимают в коллективе, пытаются проявить свою самостоятельность. 22% первоклассников обладают средним уровнем самостоятельности, который характеризуется тем, что ученики выполняют учебные задания только при условии контроля учителя, нравственные нормы усвоены, но в коллективе самостоятельно их не применяют. 10% первоклассников имеют низкий уровень самостоятельности: учебные задания самостоятельно не выполняют, требуя, максимальной помощи педагога или отказываются от выполнения работы. На втором этапе исследования осуществлялась диагностика детско-родительских отношений при помощи теста - опросника А.Я. Варги, В.В. Столина (тест - опросник приведен полностью в Приложении К). Применение данной диагностики дает возможность выявить позицию родителя, которая влияет на уровень развития самостоятельности ребенка. Обработка и оценка результатов. В исследовании приняли участие 60 родителей первоклассников. 61 суждение было распределено между 5 видами детско-родительских отношений. Шкала принятия - отвержения демонстрирует эмоциональное отношение родителя к своему ребенку (рис.4). Высокие баллы свидетельствовали о значительной развитости указанных выше видов родительских отношений, а низкие баллы о том, что они не достаточно развиты.


Рис. 4 - Данные шкалы «Принятие - отвержение» 75% опрошенных родителей первоклассников в детско-родительских отношениях отмечают, что преимущественно руководствуются стилем «Принятие» ребенка. Это означает, что большинство родителей создают такие условия воспитания ребенка, где он чувствует себя в безопасности, уверенности, где полноценно развивается, где формируется высокий уровень его самостоятельности. Родитель принимает ребенка таким, каким он есть на самом деле, при этом уважает его индивидуальность, проводит много времени за совместными делами, одобряет интересы и планы ребенка. Минус в данных отношениях заключается в том, что восприятие ребенка неприспособленным к жизни, неудачливым, несамостоятельным. Таких родителей оказалось 25% первоклассников и 14% второклассников. Родители не верят в своего ребенка, не доверяют, не уважают его, что характеризует в детско-родительских отношениях наличие неблагоприятных факторов для развития самостоятельности ребенка. Таким образом, согласно самооценке родителей, детско-родительские отношения в их семье являются благоприятными для развития уровня самостоятельности младшего школьника. Шкала - кооперация (данные шкалы на рис 5).


Рис. 5 - Данные шкалы «Кооперация» 68% родителей первоклассников и 71% родителей второклассников стремление ребенка к самостоятельности поощряют. Родитель искренне заинтересован в делах и планах ребенка, помогает ему, сочувствует, если что-то не получается. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Инициатива к самостоятельности поощряется, отношения выстраиваются «на равных». 32% опрошенных родителей первоклассников и 29% родителей второклассников отношения в виде кооперации не принимают. Шкала - симбиоз - демонстрирует межличностную дистанцию в общении родитель - ребенок. Воспринимают ребенка «маленьким» и «беззащитным» 23% родителей первоклассников и 13% второклассников. Восприятие ребенка родителем как «маленького» и «беззащитного». Главная задача родителя - удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель часто ощущает тревогу за ребенка, тем самым, не предоставляет ему возможности стать самостоятельным. Демократический стиль воспитания предпочитают 68% родителей первоклассников и 70% второклассников. Демократический стиль основывается на позитивной поддержке ребенка. Родители поддерживают самостоятельность ребенка. В таких семьях царит атмосфера взаимопонимания между ребенком и родителями, а также поддержка и контроль со стороны родителей. Исследование показывает, что данный стиль в обследуемых семьях является доминирующим. Контроль или авторитарная гиперсоциализация. Данная шкала отражает взаимоотношения взрослых в плане контроля поведения ребенка, насколько родители демократичны или авторитарны в отношениях с ним. Авторитарный стиль используют 8% семей первоклассников и 14% семей второклассников. При этом стиле воспитания ребенок не имеет возможности проявлять инициативу, так как все вопросы, касающиеся его жизни, решаются родителем единолично, без его участия. При использовании данного стиля воспитания самостоятельность ребенка развивается либо медленно, либо не развивается вообще. Гиперопека в воспитании присутствует у 24% родителей первоклассников и 16% у родителей второклассников. Младший школьник, оберегаемый семьей, оказывается совершенно не готовым к самостоятельной жизни, не может сам принимать и отвечать за свои поступки. Рассматривая детско-родительские отношения в системе использования различных стилей воспитания (рис.6) можно отметить преимущество демократического стиля, который является благоприятным для развития самостоятельности младшего школьника; наличие авторитарного стиля и гиперопеки в семьях обследуемых классов.


Рис.6 - Данные применения стилей воспитания Семья имеет положительное воздействие на самостоятельность ребенка, если использует демократический стиль воспитания, родитель «принимает» ребенка, заботится о ребенке, давая возможность проявить себя максимально самостоятельно в окружающей действительности. Таких семей оказалось 68% родителей первоклассников. 32% родителей первоклассников избирают в воспитании чрезмерную заботу или гиперопеку, авторитарность, «отвержение», не дают ребенку стать самостоятельным. Применение данной диагностики дало возможность выявить позицию родителя, которая влияет на уровень развития самостоятельности ребенка. На одного ребенка приходилась 1 анкета родителя. В группе первоклассников с высоким уровнем самостоятельности, а их 68% (41 чел.), выявлены следующие доминирующие типы детско-родительских отношений: «Принятие» ребенка, используют 59% родителей. Родитель эмоционально положительно принимает ребенка, использует поддержку и ненавязчивый контроль. «Контроль» предпочитают 37% родителей, используя демократический стиль воспитания. «Кооперация» - 4% родителей сотрудничают с ребенком, поддерживают его самостоятельность. Средний уровень самостоятельности, который имеют 22% первоклассника (13 чел.), преобладает в семьях, где присутствует: «Принятие», родитель воспринимает ребенка приспособленным к жизни - 31%; «Кооперация» - стремление взрослых к сотрудничеству, искренняя заинтересованность в делах ребенка - используют 46% родителей. «Симбиоз» - 23% родителей ощущают себя с ребенком единым целым, стремятся удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Низкий уровень развития самостоятельности имеют 10% первоклассников (6 чел.). В семьях обследуемых преобладают следующие виды детско-родительских отношений: «Отвержение» - 17%, родители не верят в своего ребенка, не доверяют, не уважают его. «Авторитарная гиперсоциализация» - 33%. Родители используют авторитарный стиль воспитания, гиперконтроль. «Инфантилизация» - 30%. Воспринимают ребенка «маленьким неудачником». «Симбиоз» - 20% родителей используют гиперопеку в отношениях с ребенком. Таким образом, наша гипотеза нашла свое подтверждение: младшие школьники, имеющие высокий уровень развития самостоятельности, воспитываются в семьях, где имеет место положительное воздействие на самостоятельность ребенка:37% родителей используют демократический стиль воспитания, 59% родителей «принимают» ребенка, заботится о ребенке, давая возможность проявить себя максимально самостоятельно в окружающей действительности. Младшие школьники, имеющие низкий уровень самостоятельности воспитываются в семьях, где преобладают следующие детско-родительские отношения: авторитарный стиль (33%),гиперопека (20%), инфантилизация (30%), отвержение (17%). Рассматривая детско-родительские отношения в системе использования различных стилей воспитания, можно отметить преимущество демократического стиля, который является благоприятным для развития самостоятельности младшего школьника; наличие авторитарного стиля и гиперопеки в семьях обследуемых является неблагоприятным фактором развития самостоятельности младшего школьника.


© 2010-2022