ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................3 Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ..................................................................................................7 1.1. Проблема универсальных учебных действий в психолого- педагогической литературе................................................................................7 1.2. Психологические особенности развития детей младшего школьного возраста...............................................................................................................14 1.3. Особенности формирования универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения...................................................17 Вывод по главе I……………………………………………………………….17 Глава II. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ...............................................................................................21 2.1. Организация исследования........................................................................21 2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов...................................29 Вывод по главе II.............................................................................................33 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..….34 ЛИТЕРАТУРА.............................................................................................36 ГЛОССАРИЙ ПО ПЕРСОНАЛИЯМ ГЛОССАРИЙ ПО КАТЕГОРИАЛЬНОМУ АППАРАТУ ПРИЛОЖЕНИЕ







ВВЕДЕНИЕ


Тема данного исследования является достаточно актуальной, поскольку важнейшей задачей современно системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Современные образовательные стандарты предполагают достаточно обширный спектр требований к обучающимся в начальной школе, которые касаются не только успешного обучения в школе, но и развития в социально-личностном плане. При разработке Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (далее ФГОС НОО) одним из методологических оснований предстал системно-деятельностный подход и приоритетом выступило формирование общеучебных умений и навыков, а так же способов реализации деятельности, уровень усвоения которой в большей степени обозначает успешность во всем последующем периоде обучения [31; 23]. Современный подход в образовании не говорит об отсутствии значимости создания надежных предметных знаний, умений и навыков, необходимых, но недостаточных для успешного личностного развития ученика. Исходя из этого в настоящее время большую актуальность приобретает использование в обучении способов и методов, формирующих умения самостоятельно добывать новые знания, собирать нужную информацию, ставить гипотезы, оформлять выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в пределах курса учебного предмета говорят о необходимости решения проблем, связанных с развитием у школьников навыков самостоятельности. В свою очередь это предполагает нахождение иных приемов обучения, обновление содержательной стороны образования. В современном обществе необходимо также обучать умению самостоятельно выявлять проблему, находить способы ее решения, применять на практике полученные теоретические знания, опираясь при этом на собственный жизненный опыт [23]. Исследования по данному вопросу позволяют выделить противоречие между социальной значимостью формирования универсальных учебных действий у младших школьников на уроках технологии и не разработанностью диагностического материала по данному вопросу. Проблема исследования: как повысить эффективность формирования универсальных учебных действий у младших школьников на уроках технологии? Тема исследования: Формирования универсальных учебных действий у младших школьников на уроках технологии. Цель данного исследования: обосновать и экспериментально проверить формирование универсальных учебных действий у младших школьников на уроках технологии. Объект исследования: универсальные учебные действия. Предмет исследования: формирование универсальных учебных действий у младших школьников на уроках "Технологии". Гипотеза исследования: если при обучении младших школьников на уроках технологии систематически применять систему упражнений по формированию универсальных учебных действий , то это будет способствовать повышению уровня сформированности универсальных учебных действий у учащихся начальной школы. Цель и гипотеза данной работы были реализованы посредством решения следующих задач: - раскрыть содержание понятия УУД; - проанализировать сформированность универсальных учебных действия в психолого- педагогической литературе; - рассмотреть особенности формирования универсальных учебных действий у младших школьников на уроках технологии; - провести опытно-педагогическую работу по формированию универсальных учебных действий у младших школьников на уроках технологии. Методологическая основа: системно-деятельностный подход (Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов, М.Н. Скаткин, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов) основой исследования являются работы по изучению особенностей развития УУД у младших школьников в таких ученых: Л.C.Выготский, П.Я.Гальперин, H.A.Лошкарева, A.A.Люблинская, С.Т.Шацкий. Развитие и формирование УУД у младших школьников рассматривали: Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, B.В.Репкин. Теоретическую основу исследования составили: - концепция универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, O.A. Карабанова, Н.Г. Сапмина и др.). Методы исследования: - Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования - Наблюдение учеников и учителя. - Беседа - Анкетирование - Анализ продуктивной деятельности учащихся. База исследования: МБОУ СОШ № 101 с углубленным изучением экономики г.Уфы. 2 класс Этапы исследования: 1 этап - теоретическое изучение проблемы универсальные учебные действия младших школьников. Уточнена сущность понятия « универсальные учебные действия». Определена и обоснована методика реализации универсальных учебных действий младших школьников на уроках технологии. 2 этап. Проведение констатирующего эксперимента , разработка и обоснование понятия универсальные учебные действия на уроках технологии. Основными методами этапа были: формирующий и констатирующий эксперимент, беседа, наблюдение. 3 этап. Анализ и обобщение результатов исследования, оформление полученных данных. Использовались такие методы исследования, как обобщение, наблюдение, беседа. Теоретическая значимость исследования: состоит в том, что проанализировано понятие универсальные учебные действия младших школьников и рассмотрены теоретические основы процесса формирования в данных умений. Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны рекомендации для учителей начальных классов по формированию универсальных учебных действий у младших школьников на уроках технологии. Апробация исследования выступление на школьном методическом объединении МБОУ СОШ №101 с углубленным изучением экономики 20 января 2015 года на тему «Формирование исследовательских умений у младших школьников». Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы, выводов по главам, глоссария по персоналию и по категориальному аппарату приложения.









Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ


  1. . Проблема универсальных учебных действий в психолого- педагогической литературе


Термин «универсальные учебные действия» (далее УУД) обозначает умение учиться, т. е. способность индивида к саморазвитию и самосовершенствованию через сознательное и активное присвоение нового социального опыта. В более узком и психологическом плане, данный термин определяется как единство способов действия обучающегося, а также связанных с ними навыков деятельности учебного плана, дающих ему способность к самостоятельному освоению новой информации, подразумевая также организацию данного процесса [14; 6]. Данная способность обучающегося самостоятельно и продуктивно осваивать новую информацию, включая самостоятельно организованную деятельность по ее освоению, т. е. умение учиться реализуется благодаря тому, что УУД как обобщенные действия дают возможность обширной ориентации обучающихся - как в разных учебных предметах, так и в структуре самой учебной деятельности, подразумевая понимание учеником ее направленности, ценностных ориентиров и т. д. [18;15]. Итак, достижение «умения учиться» обозначает полноценнок усвоение основополагающих элементов учебной деятельности, подразумевающих: учебные цели, задачи, мотивы познавательной и учебной деятельности, действия учебного плана (преобразование материала, ориентировка, контроль и оценка) [26; 21]. «Умение учиться» является важным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. Функции универсальных учебных действий включают [13; 32]: - обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; - создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; - обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области. Характер УУД проявляется в том, что они носят метапредметный или можно сказать надпредметный характер. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося [26; 27]. В составе основных видов УУД, исходящим из основных целей общего образования, выделяют четыре блока: личностный, познавательный, коммуникативный, регулятивный (подразумевающий и действия саморегуляции) [22; 19]. Рассмотрим данные блоки УУД более детально и подробнее. Личностные УУД реализуют ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (способность сопоставлять поступки и события с существующими принципами этики, осознание моральных норм и способность подчеркивать нравственный аспект поведения) и способность ориентироваться в социальных ролях и межличностных взаимоотношениях. Относительно учебной деятельности можно отметить три вида действий: - личностное, жизненное самоопределение, профессиональное; - действие смыслообразования, т. е. выявление обучающимися взаимосвязи между целью учебной деятельности и ее мотивом, иными словами, между результативностью процесса обучения и тем, что является побуждающей силой деятельности, для чего она реализуется. Ученику необходимо задаться вопросом о том, «какой смысл есть у учения» и быть способным находить на него должный ответ; -действия нравственно-этической оценки осваиваемого содержания, ориентируясь на социальные и личностные ценности, реализующие личностный выбор [14; 17]. Познавательные универсальные действия подразумевают обще-учебные, логические, действия постановки и решения проблем. Обще - учебные универсальные действия: -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - знаково-символические - моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - умение структурировать знания; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; -умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; Универсальные логические действия: - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. - синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; - подведение под понятия, выведение следствий; - установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы: - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера [13; 15]. Коммуникативные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Данный вид учебных действий можно считать относящимся к социальным УУД поскольку именно коммуникативный блок является основой социального взаимодействия и отношений личности ребёнка. К коммуникативным действиям относятся [22; 55]: 1. Инициативное сотрудничество - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения; - предлагать помощь и сотрудничество 2. Планирование учебного сотрудничества: - определять цели, функции участников, способы взаимодействия; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; 3. Взаимодействие: - задавать вопросы; - строить монологичное высказывание; - формулировать собственное мнение и позицию; - строить понятные для партнёра высказывания; - слушать собеседника; - вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. 4. Управление коммуникацией: - определять общую цель и пути ее достижения; - осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения, разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; - координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Регулятивные действия помогают обеспечить организацию учащимся собственной учебной деятельности. К ним относятся: - планирование - определение последовательности промежуточных целей с опорой на конечный результат: составление плана и очередности действий; - целеполагание, в плане постановки учебной задачи, основываясь на соотнесении ранее известного, освоенного учащимся, и того, что является неизвестным; - контроль в плане соединения способов действий и их результатов с имеющимся образцом для выявления отличительных моментов от эталона; - коррекция - добавление нужных сведений в план и способ действия в случае рассогласованности эталона, реального действия и его результата; - прогнозирование - предвидение результата и уровня усвоения, его временных параметров; - волевая саморегуляция, как возможность мобилизовать силы; сделать волевое усилие в ситуации конфликта потребностей; - оценка - выделение и понимание обучающимися того, что уже усвоено и что только предстоит, осознание качественного уровня освоения [21; 17]. Выделяют такие критерии оценки сформированности у учащихся УУД как соответствие возрастным и психологическим нормативам развития; соответствие свойств универсальных действий ранее определенным требованиям [13; 37]. Таким образом, УУД обозначают умение учиться или другими словами способность ребенка к самосовершенствованию и саморазвитию через сознательное и активное усвоение предоставляемого опыта. Развитие системы УУД в составе регулятивных, личностных, коммуникативных и познавательных действий, которые определяют становление психологических способностей личности, происходит в рамках норм возрастного развития ребенка и его познавательной сферы. Процесс обучения определяет содержательные характеристики учебной деятельности ребенка и задает зону ближайшего развития названных УУД - их уровень развития, который соответствует нормативной стадии развития.

1.2 Психологические особенности развития детей младшего школьного возраста


Период младшего школьного возраста соответствует периоду обучения в начальной школе и соответствует этапу с 6-7 до 9-10 лет. Внутренняя позиции ребёнка-ученика, непрерывно самосовершенствующегося - социальная ситуация развития, характерная для данного возраста [6; 20]. Ведущий вид деятельности - учебная деятельность, создающая важные для данного возраста новообразования в развитии психического. На этапе учебной деятельности возникают перемены психологического плана, которые определяют главные достижения в становлении детей младшего школьного возраста и являющиеся основой, которая представляет развитие в последующие возрастные периоды. С течением времени мотивация к учебной деятельности, сильная в первый год обучения, постепенно приобретает изменения, становится менее яркой. Это происходит в следствие снижения заинтересованности учебной деятельностью, а также с возникновением у ученика позиции общественного плана. Для того, чтобы нейтрализовать возможные последствия данного факта следует создать иную мотивацию, нацеленную на достижение. Младший школьник принимает активное участие в различного рода деятельностях, однако ведущей деятельностью по-прежнему остаётся учение, в следствие чего реализуется развитие и закрепляются полученные знания, умения и навыки [6; 28]. Отличительная черта общения в данный период младшего школьного возраста - это наличие роли сверстника и учителя. Психологическими новообразованиями являются способность учиться, действия во внутреннем плане, личностный и интеллектуальный уровень рефлексии, понятийное мышления,способность к самоконтролю и самооценке, возросший уровень произвольного поведения, ориентация на коллектив сверстников, взаимосвязь уровня достижений и особенностей учебной деятельности [20; 34]. В младшем школьном возрасте проявляется наибольшая нацеленность на достижения. Из этого следует, что ведущий мотив деятельности детей возрастной ступени - мотив достижения успеха. Но встречается противоположный тип этого мотива - избегание неудач. В сознании младшего школьника отмечаются важные идеалы нравственности, эталоны поведения. Ребенок понимает их суть и значимость. Но для того, чтобы развитие личности младшего школьника осуществлялось полноценно, важно оценивание взрослым. Эмоциональное, а также оценочное отношение взрослого к действиям ребёнка младшего школьного возраста способствует становлению его ответственного и самостоятельного отношения к требованиям, нравственности и пр. Круг взаимодействия у ребенка становится более обширным, теперь младший школьник всё время взаимодействует со сверстниками и педагогами соответственно системе имеющихся правил [18; 31]. В период младшего школьного возраста ребёнок понимает собственную неповторимость, специфику своей личности, направлен на совершенствование. Этот момент выражен в различных областях жизнедеятельности ребенка, и также во взаимодействии с окружающими людьми. Младший школьник вырабатывает иные способы взаимодействия в группе. Стремится изначально вести себя так, как необходимо в данном коллективе, выполняя определённые правила. Со временем проявляется стремление к лидерству, к первенству среди сверстников. В данный возрастной период отношения дружбы становятся крайне выраженными но недостаточно прочными. Младшие школьники учатся находить друзей и устанавливать необходимые взаимоотношения с различными людьми. «Не взирая на то, что способность к формированию полноценных дружеских отношений в определённой степени проявляется за счёт эмоционально-окрашенных связей, усиливших себя в сознании ребенка в период первых пяти жизненных лет» [18; 56]. Дети данного возраста стремятся к развитию навыков определённых видов деятельности, значимых в их коллективе, чтобы утвердиться в нём. Умение сопереживать проявляется в школьном обучении в связи с тем, что младшие школьники принимают участие в нового типа деловых отношениях, сравнивают особенности своей личности с особенностями личности сверстников. Таким образом, младший школьный возраст возможно называть безусловно ответственным этапом в развитии личности ребёнка. Основные достижения этого возраста находятся в зависимости от ведущей учебной деятельности и являются крайне важными для дальнейших этапов развития. Главные достижения - это желание учиться, уметь реализовывать это желание и иметь адекватный уровень самооценки. Полноценное прохождение этого возрастного периоде, его положительные новообразования являются важной основой, на которой строится дальнейшее становление личности ребенка как активно познающего, деятельного субъекта. Важная задача взрослого во взаимодействии с детьми данной возрастной категории - организовать необходимые условия для выражения потенциальных способностей детей младшего школьного возраста с учетом неповторимой индивидуальности каждого из них.


1.3. Особенности формирования универсальных учебных действий у младших школьников на уроках технологии


Для того чтобы определить каким образом следует формировать УУД у младших школьников необходимо понять, что включает в себя сам процесс формирования. Рассмотрим понятие «формирование» в педагогике с точки зрения различных авторов. И.Ф. Харламов определяет понятие «формирование», как результат развития личности и означает её становление, преображение совокупности свойств [10; 28]. Т.И. Ильина даёт такое определение: «формирование - особая форма развития человека в процессе его жизнедеятельности и под воздействием специальных воспитательных воздействий» [35; 58]. И.П. Подласый говорит, что: «формирование - процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов - экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д.» [10; 39]. Таким образом, в нашем исследовании мы будем опираться на следующее определение: «формирование - это процесс целенаправленно организованного усвоения социальным субъектом целостного, устойчивого качества, необходимого ему для успешной жизнедеятельности» [21; 780]. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на уроках технологии реализуется исходя из содержания определенных видов деятельности, поэтапной и системно отлаженной работы. Образовательная область «Технология», как никакой иной предмет, выполняет функцию системообразования в процессе формирования УУД и объединяет все, что реализуется в других учебных предметах в данной направленности. Именно на уроках технологии обучающиеся выдвигают и обосновывают свои идеи, производят конструирование, моделирование, производят экономические расчеты, выбирают необходимые материалы, инструментарий и определяют технологию изготовления определенного изделия, актуализируя и применяя в практическом плане знания из множества смежных областей. Эти учебные действия отмечены, структурированы и полностью определены в концепции в данный период действующих программ образовательной области «Технология» и проверены многими годами практики [17; 56]. В период реализации практического и проектного плана работ в образовательной области «Технология», обучающиеся усваивают УУД (познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные) и учатся [17; 61]: - планировать и организовывать познавательно-трудовую деятельность, как при создании материальных объектов труда, так и при выполнении интеллектуальных работ; - выбирать способы решения учебной или трудовой задачи и необходимый для выполнения работы инструментарий; - организовывать рабочее место и обеспечивать необходимые условия работы (освещение, уровень шума и т. д.); - обеспечивать безопасные условий работы; - соблюдать технологические и трудовые дисциплины; - контролировать качество выполненной работы; - создавать и использовать необходимые для выполнения работы графические изображения; - использовать принципы эргономики, технической эстетики, дизайна и художественной обработки материалов при создании изделий для повышения конкурентоспособности; - находить, обрабатывать и использовать информацию из различных источников для выполнения работы; - бережно относиться к используемым материалам и затрачиваемой энергии при создании изделий, поиску путей использования отходов бережного отношения к природе; - бережно относиться к здоровью; - доброжелательно относиться и уважать людей в семье, на улице, в транспорте, уметь вести конструктивный диалог, уметь достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; - выбирать новые, инновационные, оптимальные путей достижения цели при планировании, организации и выполнении проектных работ, их оценки и продвижения. Овладение данными УУД обозначает степень технологической культуры младших школьников. Рассмотрим более детально некоторые из приёмов организации учебной деятельности младших школьников, способствующих формированию УУД на уроках технологии [26; 54]: 1. При предъявлении тематики урока, его целей, учителю важно подтолкнуть обучающихся к самостоятельному определению задач, при этом важно чтобы они понимали границы собственных знаний. 2. Обучение младших школьников составлению плана работы на данном уроке. Ученики пытаются проводить анализ приведенного материала, выбирать те задания, способствующие реализации насущной цели, определять их место на уроке. Итак, учитель может лишь предложить план урока. Главными действующими лицами урока должны стать ученики. 3. Использование работы в парах и группах. Отметим, что наибольшее предпочтение имеет работа в парах, ведь это форма реализации учебной деятельности, необходимая для обучения сотрудничеству в учебном процессе. Однако первоначально необходимо вместе с учениками выявить главные позиции эффективного взаимодействия. В процессе отработки необходимых правил под управлением учителя дети начнут слушать товарищей, пытаться выработать единое решение [26; 67]. 4. Работа в парах на закреплении учениками знаний по предмету может проходить в форме практически направленного проекта. 5. Результативность обучения связана с мотивацией учения. Мотивация напрямую зависит от понимания значимости знаний. Учитель при проектировании урока должен отдавать предпочтение таким видам деятельности учащихся на уроке, которые моделировали бы жизненные ситуации. 6. При изучении нового материала выполняется прогностическая оценка. После того, как учащиеся познакомились с работой, им предлагается оценить свои возможности в её выполнении: поставить на полях тетради знак «+», «-», или «?». 7. Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельности на уроке (свою, одноклассника, класса). В конце урока учащиеся отвечают на вопросы (тема урока, виды деятельности определяют содержание вопросов), после чего отмечают в листах обратной связи цветным кружком мнение о своей работе на уроке [26; 71].

Выводы по главе 1


Таким образом, УУД обозначают умение учиться или другими словами способность ребенка к самосовершенствованию и саморазвитию через сознательное и активное усвоение предоставляемого опыта. Развитие системы УУД в составе регулятивных, личностных, коммуникативных и познавательных действий, которые определяют становление психологических способностей личности, происходит в рамках норм возрастного развития ребенка и его познавательной сферы. Процесс обучения определяет содержательные характеристики учебной деятельности ребенка и задает зону ближайшего развития названных УУД - их уровень развития, который соответствует нормативной стадии развития. Планирование, целеполагание, освоение способов действия, оценивание собственной деятельности, освоение алгоритмов являются основополагающими составляющими универсальных учебных действий, развитие которых представляет собой базовый момент реализации учебной деятельности на уроках по технологии.

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ


2.1. Организация исследования


Данное исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №101. В исследовании приняло участие 40 детей младшего школьного возраста (7-8 лет). Испытуемые были разделены по классам на контрольную и экспериментальную группы. Для проведения исследования формирования УУД у младших школьников на уроках технологии был разработан перечень рекомендаций, которые учитель начальных классов должен был реализовывать непосредственно на каждом уроке в течение трех недель. Следует отметить, что данные рекомендации были реализованы только в экспериментальной группе. Рекомендации представлены в приложении. Необходимо отметить, что данные рекомендации основывались на: - выработке непрерывной мотивации достижения учебных успехов у младших школьников на уроках технологии; - реализации содержательно-методического обеспечения процесса формирования УУД младших школьников в оценочной деятельности; - педагогическую поддержку в становлении субъектной позиции и взаимодействия младших школьников в оценочной деятельности. Также важно отметить, что формирование УУД у детей младшего школьного возраста на уроках технологии происходит с учётом содержания вида деятельности, поэтапной и системной работы, что отмечено в предложенных рекомендациях. Ученик овладеет следующими необходимыми в процессе успешного обучения умениями и навыками: - адекватно воспринимать предложения учителя; - принимать учебную задачу; - проговаривать вслух последовательность действий; - оценивать совместно с учителем результата своих действий, вносить свои коррективы; - представлять результаты действий, используя название компонентов при сложении; - выделять из темы урока известные знания и умения; - составлять план действий при решении задач, осознавать результат учебных действий; - осуществлять пошаговый и итоговый контроль. До момента начала реализации предложенных рекомендаций по формированию УУД у младших школьников на уроках технологии и по окончанию экспериментального периода был проведён констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента. Цель констатирующего эксперимента: выявление наличного уровня сформированности УУД у детей младшего школьного возраста. Цель формирующего эксперимента: формирование УУД у детей младшего школьного возраста на уроках технологии. Цель контрольного этапа эксперимента: оценка эффективности формирования УУД у детей младшего школьного возраста на уроках технологии. Методики исследования [17; 67]: 1. Методика «Рисование по точкам» А.В. Жукова. Цель: уровень ориентировки на заданную систему требований, способность сознательно контролировать свои действия. Оцениваемое УУД: регулятивные УУД, умение контролировать свою деятельность Возраст: 6,5 -8 лет. Форма (ситуация оценивания): фронтальная письменная работа. Методика включает 6 задач, каждая из которых помещается на отдельном листе специальной книжечки, выдаваемой испытуемому. Образцами в задачах № 1 и 5 служат неправильные треугольники, в задаче № 2 - неправильная трапеция, в задаче № 3 - ромб, в задаче № 4 - квадрат и в задаче № 5 - четырехлучевая звезда. Обследование можно проводить как фронтально, так и индивидуально. Основным показателем выполнения задания служит суммарный балл (СБ). Он выводится следующим образом. В каждой задаче прежде всего устанавливается точность воспроизведения образца. В задачах № 1 и 5 воспроизводящим образец (хотя бы приблизительно) считается любой треугольник, в задачах № 2, 3 и 4 - любой четырехугольник, в задаче № 6 - любая звезда. Незавершенные фигуры, которые могут быть дополнены до вышеперечисленных, также считаются воспроизводящими образец. Если ребенок воспроизвел образец хотя бы приблизительно, он получает по одному баллу за каждый правильно воспроизведенный элемент фигуры (в задачах № 1-5 в качестве элемента выступает отдельная линия, в задаче № 6 - луч). Правильно воспроизведенным считается элемент, не включающий нарушений правила (т.е. не содержащий соединения одинаковых точек). Кроме того, начисляется по одному баллу за: 1. Соблюдение правила, т.е. если оно не было нарушено в данной задаче ни разу. 2. Полностью правильное воспроизведение образца (в отличие от приблизительного). 3. Одновременное соблюдение обоих требований (что возможно только в случае полностью правильного решения). Суммарный балл представляет собой сумму баллов, полученных ребенком за все 6 задач. Балл, получаемый за каждую из задач, может колебаться: в задачах № 1 и 5 - от 0 до 6, в задачах № 2, 3, 4 и 6 - от 0 до 7. 2. Методика «Беседа о школе» Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера [31]. Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения (определение личностных УУД). Оцениваемые универсальные учебные действия: действия, направленные на определение своего отношения к школе и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения. Возраст: 6,5-8 лет. Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком. Описание задания: ученик должен ответить на вопросы:

  1. Тебе нравится в школе?
  1. Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное?
  2. Представь, что ты встретил малыша из детского сада, который о школе еще ничего не знает. Он тебя спрашивает: «Кто такой - хороший ученик?» Что ты ему ответишь?
  3. Представь, что тебе предложили не каждый день учиться в школе, а заниматься дома с мамой и только иногда ходить в школу. Ты согласишься?
5. Представь, что есть школа А и школа Б. В школе
А такое расписание уроков в 1 классе: каждый день чтение,
математика, письмо и только иногда рисование, музыка, физкультура. В школе Б другое расписание - там каждый день физкультура, музыка, рисование, труд и только иногда чтение, математика, русский язык. В какой школе ты хотел бы учиться? 6. Представь, что к вам домой приехал знакомый твоих родителей. Вы с ним поздоровались, и он тебя спрашивает: «…?» Подумай, о чем он тебя может спросить. 7. Представь, что ты очень хорошо работал на уроке и учительница тебе говорит: «Саша (имя ребенка), ты сегодня очень старался, и я хочу тебя наградить за хорошую учебу. Выбери сам, что ты хочешь - шоколадку, игрушку или пятерку в журнал». Критерии оценивания:
  1. Положительное отношение к школе, чувство необходи мости учения, т. е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания.
  2. Проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что выражается в пред почтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа.
  3. Предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, социального способа оценки своих знаний (отметки) дошкольным способам поощрения (сладости, подарки).
Уровни оценивания:
  1. Отрицательное отношение к школе и поступлению в нее.
  2. Положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни.
  3. Возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни по сравнению с учебными аспектами.
4. Сочетание ориентации на социальные и собственно
учебные аспекты школьной жизни. 3. Проба на познавательную инициативу Т. А. Нежновой. Цель: выявление сформированности познавательных интересов и инициативы. Возраст: дети 7-8 лет. Форма: индивидуальная. Оцениваемые УУД - действие смыслообразования, устанавливающее значимость познавательной деятельности для ребенка; коммуникативное действие - умение задать вопрос. Метод оценивания - чтение незавершенной сказки. Описание задания. Ребенку читают незнакомую ему сказку и на кульминационном моменте прекращают чтение. Психолог выдерживает паузу. Если ребенок молчит и не проявляет заинтересованности в продолжении чтения сказки, психолог задает ребенку вопрос: «Ты хочешь у меня что-то спросить?» Критерии оценивания: - интерес к сказке и инициатива ребенка, направленная на то, чтобы взрослый продолжил чтение сказки; - адекватность высказывания ребенка, направленного на то, чтобы инициировать взрослого продолжить чтение сказки. Уровни развития познавательных интереса и инициативы. 1 низкий - ребенок интереса к чтению сказки не проявляет; вопросов не задает, 2 средний - ребенок проявляет интерес к сказке, сам инициативы не проявляет, после дополнительного вопроса психолога спрашивает, чем закончилась сказка; с интересом выслушивает развязку; 3 высокий - ребенок проявляет выраженный интерес к сказке, сам задает вопросы, настаивает на том, чтобы взрослый дочитал сказку до конца. 4. Задание «Рукавички» Г.А. Цукермана [32; 56]. Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация). Возраст: 7-8 лет. Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами. Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата. Описание задания. Детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составили пару, т. е. были бы одинаковыми. Инструкция: «Дети, перед Вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию». Материал: Каждая пара учеников получает изображение рукавиц (на правую и левую руку) и по одинаковому набору карандашей. Критерии оценивания: - продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках; - умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т. д.; - взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют; - взаимопомощь по ходу рисования; - эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.). Показатели уровня выполнения задания: 1) низкий уровень - в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства; дети не пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем; 2) средний уровень - сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия; 3) высокий уровень - рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координирую их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла. В данном исследовании был применён стастистический критерий Т-Вилкоксона. Данный критерий применим в тех случаях, когда признаки измерены по крайней мере по шкале порядка, и сдвиги между вторым и первым замерами могут быть упорядочены. Он позволяет установить не только направленность изменений, но и их выраженность. С его помощью возможно определить, является ли сдвиг показателей в каком - то одном направлении более интенсивным, чем в другом. Суть метода состоит в том, что происходит сопоставление выраженности сдвигов в том и ином направлениях по абсолютной величине.

2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов


По результатам констатирующего эксперимента были получены следующие данные по методикам исследования в экспериментальной и контрольной группах, представленные в табл. 1.

Таблица 1

Результаты констатирующего эксперимента в экспериментальной и контрольной группах

УУД/Методики исследования

Группа/уровень сформированности УУД

Экспериментальная группа (%)

Контрольная группа (%)

В

С

Н

В

С

Н

Регулятивные «Рисование по точкам»

20

40

40

25

45

30

Личностные

«Беседа о школе»

25

35

40

30

35

35

Познавательные

Проба на познавательную инициативу

20

40

40

25

35

40

Коммуникативные

«Рукавички»

35

30

35

30

30

40


Исходя из полученных данных по методике «Рисование по точкам», на определение уровня сформированности регулятивных УУД можно сделать вывод о том, что данные показатели умения контролировать деятельность в экспериментальной и контрольной группах являются практически равными. Высокий уровень отмечен в экспериментальной группе у 20% испытуемых, в контрольной - у 25%, что свидетельствует о высоком уровне ориентировки на заданную систему требований, развитой способности данных школьников сознательно контролировать собственные действия. Ориентировка на систему требований развита недостаточно, что обусловлено невысоким уровнем развития произвольности отмечается у 40% и 45% испытуемых экспериментальной и контрольной групп. Чрезвычайно низкий уровень регуляции действий, постоянное нарушение заданной системы требований, предложенной взрослым отмечено у 40% и 30% испытуемых. Исходя из полученных данных по методике «Беседа о школе», на определение уровня сформированности личностных УУД можно сделать вывод о том, что они являются в обеих группах сходными. Высокий уровень отмечен в экспериментальной группе у 20% испытуемых, в контрольной - у 25%, что свидетельствует о высоком уровне действий смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовность к жизненному и личностному самоопределению). Недостаточное знание моральных норм, умение выделить нравственные аспекты поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами отмечено у 35% испытуемых обеих групп. Низкий уровень сформированности личностных УУД отмечен у 40% и 35%. Проба на познавательную инициативу показала, что у 60% экспериментальной и контрольной групп познавательные УУД соответствуют возрастной норме. Отмечено самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели младшими школьниками; продуктивный поиск и успешное выделение необходимой информации; структурирование знаний и пр. Низкий уровень отмечен у 40% младших школьников. Исследование коммуникативных УУД по методике «Рукавички» показало, что у 65% и 60% испытуемых экспериментальной и контрольной групп коммуникация соответствует возрастным показателям. Дети учитывают социальную компетентность и позицию других людей, партнеров по общению или деятельности; умеют слушать и вступать в диалог; участвуют в коллективном обсуждении проблем; интегрируются в группу сверстников и строят продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Однако 35% и 40% испытуемых имеют низкий уровень сформированности коммуникативных УУД. По результатам формирующего эксперимента были получены данные по методикам исследования в экспериментальной и контрольной группах, представленные в табл. 2.




Таблица 2

Результаты формирующего эксперимента в экспериментальной и контрольной группах

УУД/Методики исследования

Группа/уровень сформированности УУД

Экспериментальная группа (%)

Контрольная группа (%)

В

С

Н

В

С

Н

Регулятивные «Рисование по точкам»

30

50

20

25

45

30

Личностные

«Беседа о школе»

35

50

15

30

35

35

Познавательные

Проба на познавательную инициативу

25

50

25

25

35

40

Коммуникативные

«Рукавички»

40

35

25

30

30

40
Использовав метод статистической обработки данных (Т-критерий Вилкоксона) статистически значимыми оказались показатели Регулятивных УУД (р= 0,01), личностных УУД (р= 0,005), познавательных УУД, (р= 0,009), коммуникативных УУД (р= 0,001). В результате реализации системы рекомендаций по формированию УУД у младших школьников на уроках технологии испытуемые стали более ориентироваться на заданную систему требований учителя, возросла способность ставить цели, позволяющие решать учебные задачи, планировать собственные действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации. Использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности, сознательно контролировать собственную деятельность. Качественно повысилось умение принимать и сохранять задачу воспроизведения образца, планировать свое действие в соответствии с особенностями образца, осуществлять контроль по результату и по процессу, различать способ и результат действия, оценивать правильность выполнения действия по заданным внешним и сформированным внутренним критериям и вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок в материализованной, речевой и мыслительной форме, проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве.



Заключение


Универсальные учебные действия обозначают умение учиться или другими словами способность ребенка к самосовершенствованию и саморазвитию через сознательное и активное усвоение предоставляемого опыта. Развитие системы УУД в составе регулятивных, личностных, коммуникативных и познавательных действий, которые определяют становление психологических способностей личности, происходит в рамках норм возрастного развития ребенка и его познавательной сферы. Процесс обучения определяет содержательные характеристики учебной деятельности ребенка и задает зону ближайшего развития названных УУД - их уровень развития, который соответствует нормативной стадии развития. Младший школьный возраст выступает крайне важным периодом школьного детства.Ведущая деятельность на данном этапе - учебная. Важные достижения данного периода определяются особенностями учебной деятельности и являются во многом определяющими для дальнейшего обучения: по окончании периода младшего школьного возраста ребенку иметь желание учиться, уметь делать это и верить в себя. Специфика учебного общения - это ролевые позиции учителя и сверстника. К психологическим новообразованиям относятся понятийное мышления, умения учиться, внутренний план действий, рефлексия в интеллектуальном и личностном плане, качественно иной уровень произвольного поведения, самоконтроль, самооценка, ориентировка на группу сверстников, зависимость успешности от содержательных особенностей учебной деятельности. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на уроках технологии реализуется исходя из содержания определенных видов деятельности, поэтапной и системно отлаженной работы. УУД дают возможность управлять познавательной и учебной деятельностью благодаря постановке цели, планированию, контролю, коррекции собственных действий, оценке успешности усвоения. Результатом должны послужить сформированные умения, такие как понимание, принятие и сохранение учебной задачи, постановка целей, позволяющих разрешать учебного плана задачи, планирование собственных действий, исходя из поставленной цели и условий ее осуществления, учет правил планирования и нахождение способов контроля решений, осуществление итогового и пошагового контроля по результату, различение результативности действий, умение оценивать правильность исполнения действия по определенным внешним и внутренним критериям и т. д. Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 101 В исследовании приняло участие 40 детей младшего школьного возраста (7-8 лет). Испытуемые были разделены по классам на контрольную и экспериментальную группы. Для проведения исследования формирования УУД у младших школьников на уроках технологии был разработан перечень рекомендаций, которые учитель начальных классов должен был реализовывать непосредственно на каждом уроке в течение трех недель. Данные рекомендации представлены в приложении. Необходимо отметить, что данные рекомендации основывались на: - выработке непрерывной мотивации достижения учебных успехов у младших школьников; - реализации содержательно-методического обеспечения процесса формирования УУД младших школьников в оценочной деятельности; - педагогическую поддержку в становлении субъектной позиции и взаимодействия младших школьников в оценочной деятельности. В результате реализации системы рекомендаций по формированию УУД у младших школьников на уроках технологии испытуемые стали более ориентироваться на заданную систему требований учителя, возросла способность ставить цели, позволяющие решать учебные задачи, планировать собственные действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации. Использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности, сознательно контролировать собственную деятельность. Качественно повысилось умение принимать и сохранять задачу воспроизведения образца, планировать свое действие в соответствии с особенностями образца, осуществлять контроль по результату и по процессу, различать способ и результат действия, оценивать правильность выполнения действия по заданным внешним и сформированным внутренним критериям и вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок в материализованной, речевой и мыслительной форме, проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на уроках технологии будет более эффективным, если основываясь на анализе практики современного начального образования, с учетом требований нового федерального государственного образовательного стандарта разработана и внедрена в практику современной начальной школы система рекомендаций, основанная на непрерывной мотивации достижения учебных успехов у младших школьников, реализации содержательно-методического обеспечения процесса формирования универсальных учебных действий, а также педагогической поддержке в становлении субъектной позиции и взаимодействия младших школьников. Гипотеза исследования подтверждена.

ЛИТЕРАТУРА


1. Абакумова, И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе [Текст] / Абакумова. И.В. - Ростов н/Д: Изд-во Рост. Ун-та, 2011. - 480 с. 2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли [Текст] / Асмолов. А.Г. - М.: Просвещение, 2012.- 128 с. 3. Виды универсальных учебных действий [Текст] / Под ред. Асмолова, А.Г. - М.: Просвещение, 2011.- 155 с. 4. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир. 1-4 классы. Методика обучения / Виноградова. Н.Ф. - М.: Вентана-Граф, 2010. - 188 с. 5. Виноградова, Н.Ф., Рыдзе, О.А. Математика как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы [Текст] /. Виноградова, Н.Ф Рыдзе, О.А. // Классный руководитель 2011.- № 3.- С. 26-29. 6. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Выготский. Л.С. - М.: Педагогика, 2009.- 237 с. 7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Выготский. Л.С. - М.: Педагогика, 2010.- 345 с. 8. Гальперин, П.Я. Психология как объективная наука [Текст] / Гальперин. П.Я - М.: Изд-во «Институт практической психологии», 2011.- 378 с. 9. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения [Текст] / Давыдов. В.В. - М.: Просвещение, 2010.- 225 с. 10. Зак, А.З. Как определить уровень мышления школьника [Текст] / Зак. А.З. - М.: Просвещение, 2011.- 110 с. 11. Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики. (Психолого- педагогические основы построения системы развивающего обучения Эльконина, Д.Б. - Давыдова, В.В.) [Текст] / В.П. Зинченко. - М.: Гардарики, 2009.- 178 с. 12. Карпова, С.Н., Колобова, И.Н. Особенности ориентировки на слово у детей [Текст] / Карпова, С.Н. Колобова. И.Н - М.: Просвещение, 2012.- 155 с. 13. Клепинина, З.А., Аквилева, Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов [Текст] / Клепинина, З.А. Аквилева. Г.Н. - М.: Академия, 2012.- 169 с. 14. Ковалева, Г.С. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / Под ред. Ковалевой, Г.С. Логиновой. О.Б. - М.: Просвещение, 2012.-168 с. 15. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Коджаспирова, Г.М. Коджаспиров. А.Ю. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.- 210 с. 16. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект [Текст] / Рос. акад. образования; под ред. Кондакова, А.М. . Кузнецова. А.А - М.: Просвещение, 2009.- 88 с. 17. Леонова, В.Д. Универсальные учебные действия: практический аспект формирования [Текст] / Леонова. А.А. - М.: Просвещение, 2009.- 255 с. 18. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / Матюшкин. А.М. - М.: Директ-Медиа, 2010. - 189 с. 19. Медведева, Н.В. Формирование и развитие УУД в начальном общем образовании [Текст] / Медведева Н.В. // журнал «Начальная школа плюс До и После». - 2011. - №7.- С. 25-38. 20. Мостова, О.Н., Агафонова, И.Н. Индивидуально-типологические особенности общения младших школьников [Текст] / Мостова, О.Н. Агафонова, И.Н. // Служба практической психологии в системе образования. Вып. 9. - 2011.- № 5.- С. 31-46. 21. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка [Текст] / Ожегов, С.И. Шведова. Н.Ю. - М.: Просвещение, 2010.- 887 с. 22. Павлова, В.В. Диагностика качества познавательных УУД в начальной школе [Текст] / Павлова В.В. // журнал «Начальная школа». - 2011 - №4.- С. 45-50. 23. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / Под ред. Ковалевой Г.С. Логиновой О.Б. - М.: Просвещение, 2010.- 78 с. 24. Плешаков, А.А. Формируем УУД / Плешаков. А.А. - М.: Просвещение, 2011.- 156 с. 25. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / Березняк. А.В. - М.: Дрофа, 2011.- 79 с. 26. Программа формирования универсальных учебных действий [Текст] / Под ред. Ковалевой Г.С Логиновой О.Б. - М.: Просвещение, 2011.- 110 с. 27.Райгородский, Д.Я. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика детей [Текст] / Райгородский. Д.Я. - М.: Эсмо, 2012.- 176 с. 28. Рогов, Е.И. Настольная книга учителя начальных классов: учебное пособие в 2-х кн. Кн. 1. [Текст] / Рогов. Е.И. - М.: Дрофа, 2011.- 188 с. 29. Рубинштейн, С.Я. Экспериментальные методики обучения младших школьников [Текст] / Рубинштейн. С.Я. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2010. - 448 с. 30. Словарь-справочник по педагогике [Текст] / Под ред. Пидкасистого. П.И. - М.: Просвещение, 2010.- 255 с. 31. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Федина. А.И. - М.: Просвещение, 2010. 32. Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться [Текст] / Цукерман. Г.А. - М. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2010.- 465 с 33.Фаткулина Л.К. Формирование исследовательских умений у младших школьников на экскурсиях в природу [Текст]/ Л.К. Фаткуллина //Победа в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг. как исторический феномен и существенный вклад народов Южного Урала в ее достижении. Материалы Межрегиональной многоуровневой ( со всероссийским участием ) научно-практической конференции, посвященной 70-летию победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945гг. , 2014.-С.101-103 34. Юнусова А.Г. Эффективность итоговых проверочных работ по русскому языку [Текст] / А.Г. Юнусова //Теория и практика начального общего образования. Ответственный редактор: Янгирова В.М., 2012.-С. 10-13. 35. Янгирова В.М. Информационно - образовательная среда начального образования [Текст] / В.М.Янгирова, И.Ф.Ануллина // Теория и практика начального образования : традиции и инновации. Материалы Международной научной конференции. Ответственные редакторы: В.М. Янгирова , С.Д.Максютова; Минобрнауки РФ, Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы.-2013.-С.132-136. 36. Цукерман, Г.А. Особенности обучения в начальной школе [Текст] / Цукерман Г.А. // Вопросы психологии, № 5. - 2011.- С. 36-45. 35. Чарнецкая, Р.Т. Формирование стратегических тенденция при решении конструктивно-технических задач младшими школьниками [Текст] / Р.Т. Чарнецкая // Педагогическая наука: проблемы и перспективы. - Киев.: Книга, 2010.- 268 с. 36. Эльконин, Д.Б., Давыдов, В.В. Система развивающего обучения [Текст] /. Эльконин Д.Б. Давыдов. В.В - М.: Просвещение, 2010.- 475 с. 37. Яшнова, О.А. Успешность младшего школьника [Текст] / Яшнова. О.А. - М.: Академический проект, 2010.- 155 с.








ГЛОССАРИЙ ПО КАТЕГОРИАЛЬНОМУ АППАРАТУ


1.Универсальные учебные действия (УУД) - это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. По мнению А. В. Федотовой, это «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик» 2. Младший школьный возраст - период жизни ребенка от 6-7 до 11 лет, когда он проходит обучение в начальных классах (I - IV классы) современной школе 3. Урок - форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями). Такая форма применяется при классно-урочной системе обучения и проводится для класса, то есть относительно постоянного учебного коллектива.






ГЛОССАРИЙ ПО ПЕРСОНАЛИЯМ Александр Григорьевич Асмолов - российский психолог, политик и учёный. Академик Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии личности МГУ имени М. В. Ломоносова, директор Федерального государственного учреждения «Федеральный институт развития образования» (ФИРО). Основные работы: - принципы организации памяти человека: системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов (1985) - психология индивидуальности. Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе (1986) -культурно-историческая психология и конструирование миров. - Психология личности: принципы общепсихологического анализа. - М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. - 416 с. -Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М.: Смысл. 2007-528 с.


Бурменская Галина Васильевна Закончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова в 1974 г., аспирантуру (там же) в 1977 г.Защитила кандидатскую диссертацию на тему «Возможности планомерного развития познавательной деятельности дошкольника» (под руководством проф. П.Я. Гальперина в 1978).Работала на кафедре возрастной психологии факультета психологии МГУ в качестве младшего научного сотрудника, научного сотрудника и доцента (с 1989 г. по настоящее время). Имеет звание доцента.

Володарская Инна Андреевна

1963 года работает в МГУ им. М.В. Ломоносова. В 1972 года защитила кандидатскую диссертацию по педагогике. Доцент (1984). Доцент кафедры педагогики и педагогической психологии факультета психологии МГУ (1982). Разработала общий курс педагогики, в течение многих лет читаемый на механико-математическом и географическом факультетах. Читает лекции, проводит семинарские и практические занятия по курсу «Научные основы педагогики в Высшей школе», спецкурсам «Деятельностная теория учения - основы современной дидактики», «Формирование общих приемов познавательной деятельности» на факльтете повышения квалификации, Учебном Центре по переподготовке работников системы образования. Под ее руководством на кафедре были подготовлены и защищены более 90 дипломных работ и 15 кандидатских диссертаций. Опубликовано более 100 работ, в том числе 3 монографии, 7 учебных пособий («Методы и формы обучения студентов» и др.), хрестоматия «Теории учения» и др.



41


© 2010-2022