- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по окружающему миру на тему Насекомые (1 класс)
Урок по окружающему миру на тему Насекомые (1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Тюхова И.М. |
Дата | 23.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ТЕМА: НАСЕКОМЫЕ 1класс
ТИП УРОКА: ОНЗ
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ:
-
Сформировать представление о существенном свойстве насекомых;
-
Сформировать умение определять животных, относящихся к насекомым;
-
Тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение, классификация.
МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ:
Демонстрационный материал: 1) картинки с животными, птицами, бабочкой; 2)эталоны по понятию «животные» и признаки животных; 3) опорные сигналы по понятиям «звери», «птицы»; 4) карточка с заданием для пробного действия; 5)бабочки для этапа рефлексии
ХОД УРОКА
-
МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Учитель:
- Кто пришел к вам на урок? (Лунтик.)
У него уже готова загадка для вас:
Есть у ребят зеленый друг,
Веселый друг, хороший.
Он им протянет сотни рук и тысячи ладошек.
- О каком зеленом друге говорится в загадке (о лесе)
- О каких ладошках здесь говорится? (о листьях)
- В лесу живут разные животные (!)
- Напомните, кто такой Лунтик? (Это лунная пчелка, родившаяся на Луне, сказочный герой.)
- Какое у вас настроение, когда вы встречаетесь с Лунтиком?
Учащиеся озвучивают свои чувства и эмоции.
-Кто догадался, чему будет посвящен наш урок? (Мы будем изучать новую группу животных.)
- Посмотрите на доску. Назовите шаги учебной деятельности: фиксация затруднения, причина затруднения, цель.
- Назовите шаги.
Один из учащихся называет шаги. В случае необходимости учитель уточняет эталоны.
- Пожелайте друг другу удачи! В путь!
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
- С чего вы начнете свою работу? (С повторения необходимых знаний.)
- Лунтик приготовил вам загадки, учащиеся должны отгадать животного. Все версии ответов согласовываются. Затем учитель вывешивает на доску картинку с отгадкой из набора:
Заяц дятел курица бабочка собака синица
-
Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежда в два цвета -
На зиму, на лето. (заяц)
-
Все время стучит, деревья долбит.
Но их не калечит, а только лечит (дятел)
-
Водит за собой цыплят,
Словно няня в детский сад. (курица)
-
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел -
Он вспорхнул и улетел. (бабочка)
-
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком, А хвост колечком. (собака)
-
Хоть поменьше воробья,
Не боюсь зимы и я,
Всем известная вам птичка,
А зовут меня (синичка.)
- Посмотрите внимательно на доску. Назовите одним словом, что изображено на экране. (Животные)
-Что вы уже знаете о животных? (животные - это часть живой природы; животных можно объединять в разные группы.)
-Что нужно сделать, чтобы определить животных в группу ? (Нужно выбрать признак.)
- какие бывают признаки? (Строение тела, чем питаются, чем покрыто тело и другие.)
- Какой называют признак, по которому выделяют группу? (Этот признак называется существенным.)
Учитель открывает на доске эталон: ПРИЗНАКИ: - строение тела; -покров тела; -чем питается;-как размножается.
ЖИВОТНЫЕ - ЧАСТЬ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
Далее учитель раздает учащимся карточки с изображением отгаданных животных.
- Разбейте этих животных на группы.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание.
- Итак, посмотрим, что у вас получилось. Какие группы вы выделили? (Собаку и зайца.)
Учитель также располагает картинки с изображением этих животных в одну группу.
-У кого из вас по-другому? (…)
- Назовите существенный признак этой группы. (Звери кормят своих детенышей молоком.)
Учитель вывешивает на доску эталон «ЗВЕРИ»:
ЗВЕРИ
Если были выявлены ошибки, то проводится коррекционная работа.
- Каких животных вы отнесли к группе птиц? (Дятла, синицу, курицу.)
Учитель также располагает картинки с изображением этих животных в одну группу.
- У кого из вас по-другому? (…)
- Назовите существенный признак этой группы. (У птиц есть перья.)
Учитель вывешивает на доску эталон «ПТИЦЫ»:
ПТИЦЫ
Если были выявлены ошибки, то проводится коррекционная работа
- К какой группе вы отнесли бабочку? (К группе насекомых)
-Каких еще насекомых вы знаете? (Стрекозу, муравья и т.д.)
- Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?(Насекомые.)
Учитель фиксирует тему урока на доске.
- Что вы сейчас повторили? (Мы повторили признаки деления животных на группы, существенные признаки группы зверей и группы птиц.)
- Какое задание я вам предложу? (Задание, с помощью которого мы поймем, что мы еще не знаем.)
Учитель вывешивает на доску картинки из набора:
Аналогичные карточки раздает учащимся.
- Перед вами животные. Сколько их? (шесть.)
-Назовите их. (Божья коровка, оса, паук, муха, муравей, комар.)
Учитель может показывать указкой на каждую картинку, учащиеся хором произносят название животного.
- Вам нужно выбрать только тех животных, которые относятся к насекомым.
- Что нового в этом задании? (нам не приходилось выбирать животных, которые относятся к насекомым.)
- Так как в этом задании есть новое, что при его выполнении должно произойти? (Мы должны встретить затруднение.)
Учитель обращает внимание детей на эталон «Затруднение.»
ЗАТРУДНЕНИЕ
- отнесись спокойно
- улыбнись и пожелай успеха
НОВОЕ ЗНАНИЕ
- Выполните это задание.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание.
- Итак, посмотрим, что у вас получилось. У кого нет ответа?
Учащиеся поднимают руки.
- Скажите, какое у вас затруднение? (Мы не смогли выбрать животных, которые относятся к группе насекомых.)
- Кто выбрал, назовите животных.
Несколько учащихся озвучивают свои результаты.
- Кто из вас точно знает, что именно он прав? Предъявите эталон, которым вы воспользовались.
-Какое у вас затруднение? (Мы не можем обосновать свои результаты, предъявить эталон.)
- Что у вас возникло? (У нас возникло затруднение.)
Учитель на доске записывает вопросительный знак.
- Какой следующий шаг вы должны сделать? (Разобраться, в чем затруднение.)
3. ВЫЯВЛЕНИЕ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ.
Учитель обращает внимание детей на эталон «Затруднение»
- Итак, вы поняли, какие у вас затруднения. Какой следующий шаг? (Мы должны выяснить причину, почему оно возникло.)
Учитель рядом вывешивает эталон «Причина затруднения»: ДУМАЮ - ПРИЧИНА-
Я НЕ ЗНАЮ
- Какое задание вы выполняли? (Мы должны найти животных, которые относятся к группе насекомых.)
- Вспомните задания на повторение. Что помогло вам правильно определить, какие животные относятся к группе птиц, а какие - к группе зверей? (Нам помогло знание существенного признака каждой группы.)
- Почему же возникло затруднение при выполнении пробного задания? (Мы не знаем существенный признак группы насекомых.)
4. ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ.
- Итак, вы поняли причину своего затруднения, что вы будете делать дальше? (Мы должны поставить перед собой цель.)
Учитель рядом с эталоном «Причина затруднения» вывешивает эталон «Цель»:
ЦЕЛЬ- УЗНАТЬ
- Какую цель вы перед собой ставите? (Узнать существенный признак насекомых.)
- Что вам может помочь в достижении цели? Вспомните, что вы повторили в начале урока?( Мы повторили признаки, по которым животные могут делиться на группы.)
- Подумайте, как вам могут помочь известные эталоны? (Мы можем из эталонов выбрать тот признак, который нам подойдет.)
- А как вы выберите этот признак? (…)
Учащиеся в затруднительном положении, так как они не знают, какой именно признак подойдет.
- В этой ситуации вам решил помочь Лунтик. Он давно понял, какой существенный признак у насекомых. Он всех насекомых сложил в одну группу, а животное, которое не относится к насекомым, он отложил в сторону.
- Как вы теперь можете выделить существенный признак? (Мы сравним всех животных, которые относятся к группе насекомых, выделим общий признак, убедимся в том, что этого признака нет у животного, которое не относится к насекомым.)
Учитель правильно располагает картинки:
Муравей, муха, оса, божья коровка, комар
- Назовите животных, которые относятся к группе насекомых. (муравей, муха, оса, божья коровка, комар.)
- Какое животное к ним не относится? (паук.)
5. РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА.
- Я предлагаю выполнить план в парах. Вспомните правила работы в парах. Учащиеся по цепочке проговаривают правила вслух. В случае необходимости учитель правила уточняет.
- Выполните задание.
Учащиеся в парах выполняют план. Если по каким-либо причинам возникают трудности у учащихся, учитель организует подводящий диалог:
- Сравните, пожалуйста, всех животных. Как вы думаете, чем они похожи?
Ученики высказывают свои предложения, которые затем фронтально проверяются. Так, не подходит признак «покров тела», так как разные виды насекомых имеют свой покров, а многие похожи покровом на паука. Тип питания тоже не подходит, так как насекомые могут питаться по-разному, а многие питаются так же, как и паук.
- Какой же признак подходит? (Количество лапок.)
- Сколько лапок у насекомых? (шесть.)
- Проверьте, подходит этот признак к пауку? (Нет, так как у паука 8 лапок.)
- Итак, смогли вы узнать существенный признак насекомых? (Наличие 6 лапок.)
Если учащиеся работали в парах, то учитель организует защиту проектов методом дополнения. Сначала защищает свои результаты одна из пар, другие пары согласуют свои результаты. Если выявляются ошибки, проводится коррекционная работа.
- Итак, почему паук не является насекомым? (У паука 8 лапок.)
- Что нужно теперь сделать? (Составить эталон.)
- Я предлагаю вам самим составить эталон.
Учитель раздает заготовки каждому ученику:
НАСЕКОМЫЕ
- Составьте свои эталоны.
Учащиеся самостоятельно работают. Затем учитель организует согласование эталонов: вывешивает на доску варианты или выводит их на экран. Затем учитель на доску вывешивает эталон «НАСЕКОМЫЕ»:
НАСЕКОМЫЕ _ 6 ЛАПОК
- Как можно проверить свои выводы? (Нужно посмотреть в учебнике.)
Один из учащихся читает правило вслух, остальные следят.
- Какой вывод вы можете сделать? (Мы все открыли правильно.)
- Мы преодолели затруднение? (Да.)
6. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ.
- Какой ваш следующий шаг на уроке? (Научиться применять новый эталон.)
- Вы должны прочитать загадки, найти отгадки на картинках. А затем должны доказать, является это животное насекомым или нет.
Учащиеся по цепочке выполняют задание.
- Допускали ли вы ошибки при выполнении задания? (…)
-Если выявляются ошибки, то учитель организует коррекционную работу.
- А как убедиться в том, что вы хорошо поняли новое знание? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)
7. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ.
Тетрадь, №11,стр.18
- Решите самостоятельно кроссворд. Найдите сходство этих животных.
На выполнение задания отводится 2-3 минуты.
- Проверьте.
Учитель открывает на доске образец кроссворда.
- У кого есть ошибки? В чем они? (Учащиеся называют свои ошибки.)
- Сделайте вывод. (Нам необходимо потренироваться в определении общих признаков у насекомых.)
- Где вы можете это сделать? (При выполнении домашнего задания.)
- У кого нет ошибок? Сделайте вывод. (Мы хорошо усвоили новую тему.)
8. ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЕ.
- Где вы сможете использовать открытые знания?
-Как в жизни вы сможете эти знания использовать?
9. РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ.
- Как вы заканчиваете урок? (Анализируем свою работу.)
- Какую цель вы ставили перед собой? («Открыть» существенный признак у насекомых.)
- Достигли ли вы цели?
- Кому удалось сделать «открытие» самому?
- Оцените свою работу на уроке. Лунтик принес вам бабочек. Учитель раздает учащимся бабочки:
- Прикрепите бабочку к зеленому цветку, если удалось сделать открытие самому, затруднений не возникло. К желтому цветку - если вы сделали открытие с помощью работы класса. К красному цветку - если вам не удалось сделать открытие, вы не добыли новое знание. Учитель проводит рефлексию оценивания.
- В чем возникали трудности на уроке?
- Какие трудности остались на конец урока?