Урок по окружающему миру на тему Насекомые (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА: НАСЕКОМЫЕ 1класс

ТИП УРОКА: ОНЗ

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ:

  1. Сформировать представление о существенном свойстве насекомых;

  2. Сформировать умение определять животных, относящихся к насекомым;

  3. Тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение, классификация.

МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ:

Демонстрационный материал: 1) картинки с животными, птицами, бабочкой; 2)эталоны по понятию «животные» и признаки животных; 3) опорные сигналы по понятиям «звери», «птицы»; 4) карточка с заданием для пробного действия; 5)бабочки для этапа рефлексии

ХОД УРОКА

  1. МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Учитель:

- Кто пришел к вам на урок? (Лунтик.)

У него уже готова загадка для вас:

Есть у ребят зеленый друг,

Веселый друг, хороший.

Он им протянет сотни рук и тысячи ладошек.

- О каком зеленом друге говорится в загадке (о лесе)

- О каких ладошках здесь говорится? (о листьях)

- В лесу живут разные животные (!)

- Напомните, кто такой Лунтик? (Это лунная пчелка, родившаяся на Луне, сказочный герой.)

- Какое у вас настроение, когда вы встречаетесь с Лунтиком?

Учащиеся озвучивают свои чувства и эмоции.

-Кто догадался, чему будет посвящен наш урок? (Мы будем изучать новую группу животных.)

- Посмотрите на доску. Назовите шаги учебной деятельности: фиксация затруднения, причина затруднения, цель.

- Назовите шаги.

Один из учащихся называет шаги. В случае необходимости учитель уточняет эталоны.

- Пожелайте друг другу удачи! В путь!

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

- С чего вы начнете свою работу? (С повторения необходимых знаний.)

- Лунтик приготовил вам загадки, учащиеся должны отгадать животного. Все версии ответов согласовываются. Затем учитель вывешивает на доску картинку с отгадкой из набора:

Заяц дятел курица бабочка собака синица

  1. Прыгун-трусишка:

Хвост-коротышка,

Глазки с косинкой,

Ушки вдоль спинки,

Одежда в два цвета -

На зиму, на лето. (заяц)



  1. Все время стучит, деревья долбит.

Но их не калечит, а только лечит (дятел)



  1. Водит за собой цыплят,

Словно няня в детский сад. (курица)

  1. Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел -

Он вспорхнул и улетел. (бабочка)



  1. С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком, А хвост колечком. (собака)

  1. Хоть поменьше воробья,

Не боюсь зимы и я,

Всем известная вам птичка,

А зовут меня (синичка.)

- Посмотрите внимательно на доску. Назовите одним словом, что изображено на экране. (Животные)

-Что вы уже знаете о животных? (животные - это часть живой природы; животных можно объединять в разные группы.)

-Что нужно сделать, чтобы определить животных в группу ? (Нужно выбрать признак.)

- какие бывают признаки? (Строение тела, чем питаются, чем покрыто тело и другие.)

- Какой называют признак, по которому выделяют группу? (Этот признак называется существенным.)

Учитель открывает на доске эталон: ПРИЗНАКИ: - строение тела; -покров тела; -чем питается;-как размножается.

ЖИВОТНЫЕ - ЧАСТЬ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Далее учитель раздает учащимся карточки с изображением отгаданных животных.

- Разбейте этих животных на группы.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

- Итак, посмотрим, что у вас получилось. Какие группы вы выделили? (Собаку и зайца.)

Учитель также располагает картинки с изображением этих животных в одну группу.

-У кого из вас по-другому? (…)

- Назовите существенный признак этой группы. (Звери кормят своих детенышей молоком.)

Учитель вывешивает на доску эталон «ЗВЕРИ»:

ЗВЕРИ

Если были выявлены ошибки, то проводится коррекционная работа.

- Каких животных вы отнесли к группе птиц? (Дятла, синицу, курицу.)

Учитель также располагает картинки с изображением этих животных в одну группу.

- У кого из вас по-другому? (…)

- Назовите существенный признак этой группы. (У птиц есть перья.)

Учитель вывешивает на доску эталон «ПТИЦЫ»:

ПТИЦЫ

Если были выявлены ошибки, то проводится коррекционная работа

- К какой группе вы отнесли бабочку? (К группе насекомых)

-Каких еще насекомых вы знаете? (Стрекозу, муравья и т.д.)

- Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?(Насекомые.)

Учитель фиксирует тему урока на доске.

- Что вы сейчас повторили? (Мы повторили признаки деления животных на группы, существенные признаки группы зверей и группы птиц.)

- Какое задание я вам предложу? (Задание, с помощью которого мы поймем, что мы еще не знаем.)

Учитель вывешивает на доску картинки из набора:

Аналогичные карточки раздает учащимся.

- Перед вами животные. Сколько их? (шесть.)

-Назовите их. (Божья коровка, оса, паук, муха, муравей, комар.)

Учитель может показывать указкой на каждую картинку, учащиеся хором произносят название животного.

- Вам нужно выбрать только тех животных, которые относятся к насекомым.

- Что нового в этом задании? (нам не приходилось выбирать животных, которые относятся к насекомым.)

- Так как в этом задании есть новое, что при его выполнении должно произойти? (Мы должны встретить затруднение.)

Учитель обращает внимание детей на эталон «Затруднение.»

ЗАТРУДНЕНИЕ

- отнесись спокойно

- улыбнись и пожелай успеха

НОВОЕ ЗНАНИЕ

- Выполните это задание.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

- Итак, посмотрим, что у вас получилось. У кого нет ответа?

Учащиеся поднимают руки.

- Скажите, какое у вас затруднение? (Мы не смогли выбрать животных, которые относятся к группе насекомых.)

- Кто выбрал, назовите животных.

Несколько учащихся озвучивают свои результаты.

- Кто из вас точно знает, что именно он прав? Предъявите эталон, которым вы воспользовались.

-Какое у вас затруднение? (Мы не можем обосновать свои результаты, предъявить эталон.)

- Что у вас возникло? (У нас возникло затруднение.)

Учитель на доске записывает вопросительный знак.

- Какой следующий шаг вы должны сделать? (Разобраться, в чем затруднение.)

3. ВЫЯВЛЕНИЕ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ.

Учитель обращает внимание детей на эталон «Затруднение»

- Итак, вы поняли, какие у вас затруднения. Какой следующий шаг? (Мы должны выяснить причину, почему оно возникло.)

Учитель рядом вывешивает эталон «Причина затруднения»: ДУМАЮ - ПРИЧИНА-

Я НЕ ЗНАЮ

- Какое задание вы выполняли? (Мы должны найти животных, которые относятся к группе насекомых.)

- Вспомните задания на повторение. Что помогло вам правильно определить, какие животные относятся к группе птиц, а какие - к группе зверей? (Нам помогло знание существенного признака каждой группы.)

- Почему же возникло затруднение при выполнении пробного задания? (Мы не знаем существенный признак группы насекомых.)

4. ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ.

- Итак, вы поняли причину своего затруднения, что вы будете делать дальше? (Мы должны поставить перед собой цель.)

Учитель рядом с эталоном «Причина затруднения» вывешивает эталон «Цель»:

ЦЕЛЬ- УЗНАТЬ

- Какую цель вы перед собой ставите? (Узнать существенный признак насекомых.)

- Что вам может помочь в достижении цели? Вспомните, что вы повторили в начале урока?( Мы повторили признаки, по которым животные могут делиться на группы.)

- Подумайте, как вам могут помочь известные эталоны? (Мы можем из эталонов выбрать тот признак, который нам подойдет.)

- А как вы выберите этот признак? (…)

Учащиеся в затруднительном положении, так как они не знают, какой именно признак подойдет.

- В этой ситуации вам решил помочь Лунтик. Он давно понял, какой существенный признак у насекомых. Он всех насекомых сложил в одну группу, а животное, которое не относится к насекомым, он отложил в сторону.

- Как вы теперь можете выделить существенный признак? (Мы сравним всех животных, которые относятся к группе насекомых, выделим общий признак, убедимся в том, что этого признака нет у животного, которое не относится к насекомым.)

Учитель правильно располагает картинки:

Муравей, муха, оса, божья коровка, комар

- Назовите животных, которые относятся к группе насекомых. (муравей, муха, оса, божья коровка, комар.)

- Какое животное к ним не относится? (паук.)

5. РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА.

- Я предлагаю выполнить план в парах. Вспомните правила работы в парах. Учащиеся по цепочке проговаривают правила вслух. В случае необходимости учитель правила уточняет.

- Выполните задание.

Учащиеся в парах выполняют план. Если по каким-либо причинам возникают трудности у учащихся, учитель организует подводящий диалог:

- Сравните, пожалуйста, всех животных. Как вы думаете, чем они похожи?

Ученики высказывают свои предложения, которые затем фронтально проверяются. Так, не подходит признак «покров тела», так как разные виды насекомых имеют свой покров, а многие похожи покровом на паука. Тип питания тоже не подходит, так как насекомые могут питаться по-разному, а многие питаются так же, как и паук.

- Какой же признак подходит? (Количество лапок.)

- Сколько лапок у насекомых? (шесть.)

- Проверьте, подходит этот признак к пауку? (Нет, так как у паука 8 лапок.)

- Итак, смогли вы узнать существенный признак насекомых? (Наличие 6 лапок.)

Если учащиеся работали в парах, то учитель организует защиту проектов методом дополнения. Сначала защищает свои результаты одна из пар, другие пары согласуют свои результаты. Если выявляются ошибки, проводится коррекционная работа.

- Итак, почему паук не является насекомым? (У паука 8 лапок.)

- Что нужно теперь сделать? (Составить эталон.)

- Я предлагаю вам самим составить эталон.

Учитель раздает заготовки каждому ученику:

НАСЕКОМЫЕ

- Составьте свои эталоны.

Учащиеся самостоятельно работают. Затем учитель организует согласование эталонов: вывешивает на доску варианты или выводит их на экран. Затем учитель на доску вывешивает эталон «НАСЕКОМЫЕ»:

НАСЕКОМЫЕ _ 6 ЛАПОК

- Как можно проверить свои выводы? (Нужно посмотреть в учебнике.)

Один из учащихся читает правило вслух, остальные следят.

- Какой вывод вы можете сделать? (Мы все открыли правильно.)

- Мы преодолели затруднение? (Да.)

6. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ РЕЧИ.

- Какой ваш следующий шаг на уроке? (Научиться применять новый эталон.)

- Вы должны прочитать загадки, найти отгадки на картинках. А затем должны доказать, является это животное насекомым или нет.

Учащиеся по цепочке выполняют задание.

- Допускали ли вы ошибки при выполнении задания? (…)

-Если выявляются ошибки, то учитель организует коррекционную работу.

- А как убедиться в том, что вы хорошо поняли новое знание? (Нужно выполнить самостоятельную работу.)

7. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ.

Тетрадь, №11,стр.18

- Решите самостоятельно кроссворд. Найдите сходство этих животных.

На выполнение задания отводится 2-3 минуты.

- Проверьте.

Учитель открывает на доске образец кроссворда.

- У кого есть ошибки? В чем они? (Учащиеся называют свои ошибки.)

- Сделайте вывод. (Нам необходимо потренироваться в определении общих признаков у насекомых.)

- Где вы можете это сделать? (При выполнении домашнего задания.)

- У кого нет ошибок? Сделайте вывод. (Мы хорошо усвоили новую тему.)

8. ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЕ.

- Где вы сможете использовать открытые знания?

-Как в жизни вы сможете эти знания использовать?

9. РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ.

- Как вы заканчиваете урок? (Анализируем свою работу.)

- Какую цель вы ставили перед собой? («Открыть» существенный признак у насекомых.)

- Достигли ли вы цели?

- Кому удалось сделать «открытие» самому?

- Оцените свою работу на уроке. Лунтик принес вам бабочек. Учитель раздает учащимся бабочки:

- Прикрепите бабочку к зеленому цветку, если удалось сделать открытие самому, затруднений не возникло. К желтому цветку - если вы сделали открытие с помощью работы класса. К красному цветку - если вам не удалось сделать открытие, вы не добыли новое знание. Учитель проводит рефлексию оценивания.

- В чем возникали трудности на уроке?

- Какие трудности остались на конец урока?



© 2010-2022