Доклад на тему: РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Аннотация

В статье рассматривается одна из новых технологий, которая актуальна в практике педагогов - это технология критического мышления. Она развивает коммуникативные компетентности, умение находить и анализировать информацию, учит мыслить объективно и разносторонне.

Методика предъявления учебного материала способствует активизации познавательной деятельности учащихся в процессе анализа художественного текста, так как нацелена не только на содержание учебного материала, но и на сам процесс обучения, который выступает как процесс организации познавательной деятельности учащихся. Педагогом накоплен материал по работе с младшими школьниками в рамках данной технологии. Материал носит инновационный характер, поэтому рекомендован педагогом региона для использования в своей педагогической практике.

















РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ

ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО

Финько Оксана Геннадьевна,

учитель начальных классов, ГУ ШПН «Стикс»

Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем.

Еще Г.К. Лихтенберг писал: «Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, исчезнут всякие недора-зумения». Именно мышление становится в центр развития ребёнка в период его младшего школьного возраста. Развивать ребенка через изучаемый мате-риал - вот цель. Развивать способность к анализу, синтезу, умению перекоди-ровать информацию, работать с литературой, находить нестандартные реше-ния, уметь общаться с людьми, формулировать вопросы, планировать свою деятельность, анализировать удачи и промахи, то есть научить работать ос-мысленно [3].
Одна из таких универсальных технологий позволяет значительно повы-сить надежность образования, потому что оно становится осознанным и реф-лексивным, повышает коммуникативный потенциал личности, - это техно-логия развития критического мышления. Это набор особых приемов и стра-тегий, которые способствуют освоению нового способа познания и учат ребёнка мыслить.
Актуальность выбранной темы «Развитие критического мышления че-рез чтение и письмо» в том, что работа в данном направлении позволяет создать на уроке атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем, то есть оптимальные условия для познавательной деятельности учащихся.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо нацелена непосредственно на формирование и закрепление у детей навыков чтения и письма.

Как же технология развития критического мышления связана с чтением и письмом? Чтение и письмо - это и инструменты, и продукты нашего мышления. Письмо - очень сложный вид работы, самая трудная часть учебного процесса, хотя в то же время и наиболее эффективное средство формирования и развития у обучаемых способности к критическому мышлению. А чтение служит для анализа, сравнения, сопоставления и оценивания того, что мы уже знаем, и неизвестного. Такое чтение в процессе критического мышления становится направленным, осмысленным, нелинейным. Ученики не просто строку за строкой читают новый материал, они сами формулируют вопросы и сразу ищут ответы, определяют пробелы в тексте [1].

Именно на уроках чтения и письма, ученики в большей части случаев работают с текстами, и технология, о которой здесь идет речь, имеет в своем арсенале оригинальные приемы и методики работы с текстами, позволяющие развивать мышление младших школьников.

Формирование у учащихся критического мышления требует от учителя особой организации учебной деятельности - организации индивидуальной работы учеников, работы в парах и в группах, организации дебатов и дискус-сий, а также публикации письменных работ учащихся.

Кроме того, создаются условия для вариативности и дифференциации обучения, происходит формирование мыслительных навыков учащихся -навыков, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.

Каждый прием и каждая стратегия имеет своей целью раскрыть твор-ческий потенциал учащихся.

В технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» каждый тип урока имеет свое название и несет определенную смысловую нагрузку, и поскольку данная технология относится к типу «рамочных», каждый урок следует вписывать в рамки базовой модели, состоящей из трех этапов.

Структура описываемой технологии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности

личности. В представляемой здесь технологии выделяют три основных этапа:

I. Вызов-пробуждение имеющихся знаний, интереса к полученной информации, актуализация жизненного опыта.

II. Осмысление содержания (получение новой информации).

III. Рефлексия(осмысление, рождение нового знания).



Этапы работы

Урок № 1

Урок № 2

Урок № 3

Работа с информационным текстом

Работа с

художественным

текстом

Взаимообучение

Стадия 1.

«Вызов»

Мозговой штурм,

составление кластера

Мозговой штурм

Верные и

неверные

утверждения

Стадия 2.

«Осмысление»

Инсерт

Чтение с остановками. «Дерево предсказаний»

«Зигзаг»

Стадия 3.

«Рефлексия»

Возвращение к

кластеру, обобщение

Составление кластера. Прием кубика

Сводная таблица


Этапы работы

Урок № 4

Урок № 5

Урок № 6 Дискуссия

Письмо

Урок-

исследование

Стадия 1.

«Вызов»

«Толстые» и «тонкие»

вопросы

Инвентаризация

Парная мозговая

атака

Стадия 2.

«Осмысление»

Перекрестная

дискуссия

Составление чернового текста,

Работа корректора и редактора

Заполнение

таблицы

Стадия 3.

«Рефлексия»

Суммирование и

систематизация

новой информации

Авторский стул.

«Прием шести шляп»

«Бортовой

Журнал»

Первая стадия - «вызов», во время которой у учащихся активизиру-ются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
Вторая стадия - «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действи-ями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.
Третья стадия - «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь проис-ходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний [2].

Ценность данной технологии в том, что она учит детей слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мысли-тельную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к дей-ствию, поэтому работают все. Уходит страх, повышается ответственность ученика за свой ответ, учитель и учащиеся вместе участвуют в добывании знаний.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (базовая модель) / в сб. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания. - Том 1 // под общ. ред. Л.И. Семиной. - М.: изд-во «Бонфи», 2002. - 239 с.

  2. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроке. - М.: Просвещение, 2011г. - 223 с.

  3. Модернизация современного образования: теория и практика. сборник научных трудов / под ред. И.М. Осмоловской, д.пед.н., сост. Л.Б.Прокофьева, Г.А.Воронина - М.: ИТиИП РАО, 2004. - 524 с.


© 2010-2022