- Преподавателю
- Начальные классы
- Разработка технологии: «Уровни сформированности учебно-познавательного интереса младших школьников»
Разработка технологии: «Уровни сформированности учебно-познавательного интереса младших школьников»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ульянова О.Н. |
Дата | 26.02.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Авторская разработка технологии: Ульяновой О.Н.
Уровни сформированности учебно-познавательного интереса.
Инновационная образовательная технология «Школа-2100»
МБОУ БСОШ № 5
Составила: Ульянова О.Н., РМОУНК,
учитель нач. классов, высшей категории
Методичка поможет учителю определить уровень сформированности детей. Данная разработка включает 6 уровней:
- Отсутствие интереса;
- Реакция на новизну;
- Любопытство;
- Ситуативный учебный интерес;
- Устойчивый учебно-познавательный интерес;
- Обобщённый учебно-познавательный интерес.
Первый уровень- отсутствие интереса. Речь пойдёт о том, что ребёнок фактически ни как не проявляет интерес в ситуации школьного обучения в процессе решения учебных задач. не выполняет какой либо специальной функции. При этом он может в большей или меньшей степени проявляться вне школы, например, в игровой деятельности. Учебная деятельность такого ученика связана на стремлении к поощрениям или страхе наказания. К решению учебных задач ребёнок относится крайне безразлично, неохотно включается в их выполнение, неохотно принимает помощь со стороны учителя, не интересуется процессом и результатом их выполнения. Другими словами, у части детей, положительные эмоциональные реакции в учебном процессе если и бывают, то редко, но и тогда их появление вызвано случайными обстоятельствами, а не содержательными сторонами объекта и способов деятельности. Поэтому нет оснований говорить о наличии учебно-познавательного интереса как значимого компонента учебной деятельности.
Второй уровень- реакция на новизну. В обычных условия на начало работы у ребёнка учебно-познавательный интерес отсутствует. Но, при введении нового достаточно часто и легко возникают положительные эмоциональные реакции. Причём эта реакция на новизну материала, а не на яркость и забавность, хотя в начальных классах это и нужно применять. Почему так? Потому что, новизна начата с практического, конкретного материала, а не с теоретического. В этом случае ребёнок оживляется, задаёт вопросы, с желанием включается в процесс выполнения заданий, связанных с новым материалом. Следовательно, материал ребёнок понял на уровне понимания. А прочитав про это дома, станет понимать на уровне осмысления. Это и есть секрет педагогического мастерства учителя.
Третий уровень- Любопытство; В связи того, что у ребёнка всё таки проявляется интерес. Следовательно, учителю необходимо начать включать вовремя дополнительный материал для его закрепления. Вследствие увеличения материала, способного вызвать эмоциональные реакции, частота таких реакций увеличивается. Значит, у ребёнка появляется желание учиться. Четвёртый уровень- ситуативный учебный интерес; Учебно-познавательный интерес обнаруживается в положительных эмоциональных реакциях не только на новый фактический или теоретический материал, но и на способ решения новой задачи, с которой сталкивается ученик. Охотно включается в процесс решения новых задач, пытается найти неизвестный способ их решения. Решение задачи стремится довести до конца, не отвлекается в процессе её решения и действует в основном самостоятельно. Задаёт вопросы, стремится получить ответ по существу. Охотно переходит к решению задач того же типа, если они даются ему сразу же после обнаружения новых способов. Но, самостоятельно оценить результаты своих действий, как правило, не стремится, однако проявляет достаточную заинтересованность в отметке. При низкой отметке интерес к способу решения задачи может ослабевать. Такой интерес проявляется только в конкретной ситуации и не является устойчивой, постоянной характеристикой ученика.
Пятый уровень -устойчивый учебно-познавательный интерес Интерес направлен не только на способы решения частных задач, сколько на общий способ решения целой системы задач. Ученик включается в процесс решения задач и работает при этом достаточно длительно. С желанием принимает предложения уточнить применение этого способа к частным задачам или найти новое его применение на новом материале, или в изменённых условиях. Интересуется результатами собственного поиска, а также результатами, полученными одноклассниками. Возможно некоторое снижение интереса при выполнении заданий, ориентированных на упражнение и отработку навыков, при выполнении однотипных задач. отметками интересуется в меньшей степени, чем анализом найденного им общего способа. Шестой уровень- Обобщённый учебно-познавательный интерес. В этом случае интерес является постоянной характеристикой и выходит за пределы материала. На этом уровне интерес возникает и проявляется относительно независимо от внешних требований. Ученик проявляет яркое стремление выйти за пределы заданной системы задач на совершенно новый материал. Проявляет интерес по отношению к проблеме и пытается получить дополнительные сведения от учителя. Проявляет интерес к собственным действиям, уважает свои знания, пытается их обосновать, разобраться в причинах успехов и неудач. Стремится самостоятельно открыть новый способ действия. Таким образом, все уровни сформированности учебно-познавательного интереса можно зафиксировать в таблицу, затем, в диагностику.
Уровни сформированности учебно-познавательного интереса.
№ п\п
Название уровня
Диагностический признак
1
Отсутствие интереса
Интерес практически не обнаруживается, но положительные реакции на ярко забавное.
2
Реакция на новизну
Положительные реакции возникают только на новый материал, касающийся конкретных фактов, но не на теории.
3 Любопытство;
Положительные реакции возникают на новый теоретический материал, но не на способы решения задач.
4
Ситуативный учебный интерес
Возникает на способы решения новой частной задачи, но не на системы задач.
5
Устойчивый учебно-познавательный интерес
Возникает на общий способ решения целой системы задач, но не выходит за пределы изучаемого материала.
6
Обобщённый учебно-познавательный интерес
Возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемого материала. Ориентирован общие способы решения системы задач.
Апробация технологии за 2007-2008гг и 2008-2009гг.
1- 2 классы Данная технология апробирована на 1 классе 2007-2008 уч. года, которая определила уровень учебно-познавательного интереса. Результаты зафиксировали в диагностику.
№ п\п Ф.И.О. уровни 1 2 3 4 5 6 1 Баранова В. - - + - + + 2 Леонов К. - - + - + + 3 Нестерова Р. - - - - + - 4 Ткачёва С. - - - - + - 5 Птушкин Ю. - - + - + - 6 Нестерова Ф. - - - - + - 7 Селиванов А. - - - - - + 8 Николаенко А. - - - + - - 9 Кулакова И. - - + - + + 10 Лоор Л. - - - - - - 11 Перелыгин В. - - + + + +
Диаграмма
Таким образом, развивать интерес у детей, значит доказать, что в школе интересно, появляется желание учиться. Почему? Потому что, материал усваивается на уровне осмысления.
Данная технология апробирована на 2 классе 2008-2009 уч. года, которая определила уровень учебно-познавательного интереса. Результаты зафиксировали в диагностику.
№ п\п Ф.И.О. уровни 1 2 3 4 5 6 1 Баранова В. + - + - + + 2 Леонов К. - - + - + + 3 Нестерова Р. + - - - + - 4 Ткачёва С. + - - - + + 5 Птушкин Ю. - + + + + + 6 Нестерова Ф. + - + + + + 7 Селиванов А. - + - - - + 8 Николаенко А. + - - + - - 9 Кулакова И. + + + - + + 10 Лоор Л. + - - - - - 11 Перелыгин В. - - + + + +