- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок окружающего мира Сам себе я помогу и здоровье сберегу
Урок окружающего мира Сам себе я помогу и здоровье сберегу
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Каменева О.А. |
Дата | 02.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема: «Сам себе я помогу - и здоровье сберегу» Цели: 1. Воспитание бережного отношения к здоровью 2. Повышение мотивации к здоровому образу жизни
Формирование УУД:
Личностные: проявление познавательной инициативы на основе жизненного опыта.
Познавательные: проводить простейшую классификацию изученных объектов, проводить несложные наблюдения, делать выводы на основании полученных результатов, формировать представления о здоровом образе жизни
Регулятивные: следование инструкции при выполнении задания
Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание, развитие навыков сотрудничества со сверстниками в парной и групповой работе, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Ход урока:
Эмоциональный настрой на урок
Прозвенел звонок. Начинается урок. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте про них. Вдохните в себя свежесть весеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
Мы науки изучаем,
Об открытиях мечтаем.
Будем знанья получать,
Чтоб потом их применять.
Актуализация знаний - Что не купишь ни за какие деньги? Что для человека дороже всего? Если его потеряешь, то вернуть его очень сложно, а часто даже невозможно. Правильно, здоровье!
Постановка проблемы
Ребята, а что значит - быть здоровым? (не болеть)
А как мы чувствуем себя, когда болеем? (болит голова, плохо, горло болит, кашель, насморк, живот, ничего не можешь делать, заниматься любимым делом, гулять, приходится лежать на кровати и пить лекарства)
Болеть неприятно и тоскливо. Никто не любит болеть.
Мы привыкли каждый день говорить друг другу: здравствуйте! И мы даже не отдаем себе отчета, что лучшим приветствием человеку является пожелание здоровья. Мы иногда машинально подписываем поздравительные открытки, которые заканчиваются словами: крепкого здоровья, счастья, успехов. А почему? Ведь и больной человек может быть счастлив и успешно работать. Но мы как-то подсознательно понимаем, что без крепкого здоровья и счастье не то, и успехи не те.
Одним словом, в понятие здоровья мы вкладываем что-то очень хорошее, необходимое человеку и в его работе, и в отдыхе, и в развлечениях.
Открытие нового знания
Итак, ребята, настала пора нам всем вместе отправиться в прекрасную страну под названием "Здоровье". У входа в эту страну растет «Дерево здоровья». Оно с ветвями, но без листьев. Листьями будут наши предположения, что такое здоровье?
Здоровье - это …" - продолжить фразу.
Ответы детей: соблюдение режима дня, гигиена, чистота, правильно питание, не иметь вредных привычек, быть добрым, заниматься физкультурой и спортом, закаляться, больше ходить пешком, зимой кататься на коньках, лыжах, санках, летом - плавать, больше бывать на свежем воздухе, одеваться по погоде.
Итак, листья - основные составляющие здоровья это:
- Привычки
- Режим дня
- Личная гигиена
- Движение - это жизнь
- Правильное питание
Привычки - что это такое? Какие привычки вредят нашему здоровью, а какие приносят пользу. Что же такое привычка? Привычка - это такое действие, которое человек выполняет как бы автоматически. У каждого человека в жизни вырабатывается много привычек, как полезных, так и вредных. Жила-была девочка Маша. По утрам аккуратно чистила зубы, мыла руки перед едой, убирала свою комнату, не опаздывала на уроки. И вот как-то раз с ней приключилась одна история.
Инсценирование
Вот в один прекрасный день постучала к Маше Лень.
(Входит Лень)
Здравствуй, милая девчушка.
Подружись ты со старушкой,
Вместе в школу не пойдём,
Вместе ногти погрызём,
Можешь насовсем забыть,
Как с прогулки руки мыть.
Эй! Грязнульки и лентяйчики,
Проходите поскорей,
Вы не зря тряслись в трамвайчике,
Новых вам нашла друзей.
(Входят Грязнулька и Лентяйчик)
Говорят мы бяки-буки,
Как выносит нас земля?
Всё возьмём мы в свои руки,
Обойтись без нас нельзя.
Ой-ля-ля, Ой-ля-ля
Обойтись без нас нельзя.
Ой-ля-ля, Ой-ля-ля
Вот так.
Раз, два.
Мы научим вас лениться,
Наши вредные друзья.
Быть здоровым не годиться,
Обойтись без нас нельзя.
Маша:
Ногти грызть,
Не мыться в ванной?
Можно поздно или рано
Силу воли потерять,
И навек неряхой стать.
Убирайтесь-ка скорее -
Сила воли мне важнее.
Молодец, Маша, прогнала лень. Но, чтобы успеть сделать на дом уроки, помочь в работе по дому, почитать, погулять, самостоятельно позаниматься физическими упражнениями или любимым видом спорта в секции, нужно уметь правильно распределять время, то есть соблюдать режим дня.
Ученик:
Если будешь ты стремиться
Распорядок выполнять -
Будешь лучше ты учиться,
Лучше будешь отдыхать.
А вот многие из вас не умеют правильно выполнять распорядок дня, не берегут время, зря тратят не только минуты, но и целые часы. А чтобы научиться беречь время, нужно правильно организовать свой режим дня.
СЦЕНКА «РЕЖИМ ДНЯ»
Действующие лица: учитель и ученик Вова.
- А ты, Вова, знаешь, что такое режим?
- Конечно! Режим… Режим - куда хочу, туда скачу!
- Режим - это распорядок дня. Вот ты, например, выполняешь распорядок дня?
- Даже перевыполняю!
- Как же это?
- По распорядку мне надо гулять 2 раза в день, а я гуляю - 4.
- Нет, ты не выполняешь его, а нарушаешь! Знаешь, каким должен быть распорядок дня?
- Знаю. Подъём. Зарядка. Умывание. Уборка постели. Завтрак. Прогулка. Обед - и в школу.
- Хорошо…
- А можно ещё лучше!
- Как же это?
- Вот как! Подъём. Завтрак. Прогулка. Второй завтрак. Обед. Прогулка. Чай. Прогулка. И сон.
- Ну, нет. При таком режиме вырастет из тебя лентяй и неуч.
- Не вырастет!
- Это почему же?
- Потому что мы с бабушкой выполняем весь режим!
- Как это с бабушкой?
- А так: половину я, половину бабушка. А вместе мы выполняем весь режим.
- Не понимаю - как это?
- Очень просто. Подъём выполняю я, зарядку выполняет бабушка, умывание - бабушка, уборку постели - бабушка, завтрак - я, прогулку - я, уроки - мы с бабушкой, прогулку - я, обед - я…
- И тебе не стыдно? Теперь я понимаю, почему ты такой недисциплинированный.
Практическая работа.
Сейчас мы попробуем составить свой режим дня.
(открываю таблицу «Режим дня»)
Режим дня:
7.00 -…
7.00 - 7.10 - …
7.10 - 7.20 - …
7.30 - …
8.00 - 13.30 - …
14.00 - 14.30 - …
14.30 - 16.00- …
16.00 - 17.00 - …
17.10 - 19.00 - …
19.00 - 19.30 - …
19.30 - 21.00 - …
21.00 - …
(раздаю карточки со словами: «подъём», «зарядка», «умывание», «завтрак», «обед», «ужин», «отдых», «прогулка», «занятия в школе», «самоподготовка», «сон». Дети должны прикрепить эти карточки напротив соответствующего времени)
Итак, проверим, что у вас получилось. 7.00 - подъём. (идёт обсуждение составленного детьми режима дня)
Молодцы! А теперь отдохнём. (Физкультминутка)
Я читаю стихотворение, и мы с вами выполняем то, что там говорится!
Давно доказано на деле:
Здоровый дух в здоровом теле,
Об этом забывать нельзя.
Зарядка всем нужна, друзья!
Ну-ка, проведем разминку.
Смотрим вверх, прогнули спинку,
Покачали головой,
Руки вкрест перед собой.
Покажите радость встречи,
Руки положив на плечи.
Покачались, как качели,
Ах! - и встали.
Ох! - и сели.
Снова встали, сели, встали,
Пальцы сжали и разжали.
Не устали?
Как можно назвать то, что мы с вами сейчас делали? Правильно, зарядку, разминку, т.е. мы с вами ведем активный образ жизни! Зарядку нужно не лениться делать каждое утро, она придаст нам сил на целый день. Физические упражнения и прежде всего движения необходимы для здоровья. Двигаться нужно в течение всего дня. Начинать день хорошо с утренней зарядки. Она поможет побыстрее пробудить организм. В школу лучше ходить пешком. «Кто много ходит, тот долго живёт», - говорится в пословице. Физкультминутки на уроках помогают отдохнуть голове, глазам, пальцам, спине. Занятия на уроках физкультуры и в спортивных секциях укрепляют мышцы, сердце, улучшают дыхание. Во время прогулок нужно больше двигаться: кататься на коньках, на лыжах, на велосипеде, играть с мячом, прыгать на прыгалках. К нашему уроку ребята подготовили комплекс упражнений, который можно выполнять на физминутках в школе и дома в перерыве между занятиями. (Ребята показывают, приглашают всех подвигаться вместе с ним, раздают Памятки «Веселый зоосад») «Веселый зоосад»:
1.«Танцующий верблюд»
И.п. - стоя на наружных краях стоп, руки на поясе.
Ходьба на месте с поочередным подниманием пятки (носки от пола не отрывать) (10 раз).
2. «Забавный медвежонок»
И.п. - стоя, ноги врозь, стопы параллельно, руки за спиной.
Ходьба на месте на наружных краях стоп. То же с продвижением вперед-назад, вправо-влево. То же кружась на месте вправо и влево (по 2-3 раза).
3. «Смеющийся сурок»
И.п. - стоя, ноги вместе, руки перед грудью локтями вниз, кисти направлены пальцами вниз.
1-2 - полуприсед на носках, улыбнуться;
3-4 - и.п. (10 раз).
4. «Тигренок потягивается»
И.п. - сидя на пятках, руки в упоре впереди.
1-2 - выпрямить ноги, упор стоя, согнувшись;
3-4 - и.п. (8-10 раз).
5. «Обезьянки-непоседы"»
И.п. - сидя по-турецки, руки произвольно.
1-2 - встать;
3-4 - стойка: ноги скрещены, опираются на наружные края стоп;
5-6 - сесть;
7-8 - вернуться в и.п., сохраняя правильную осанку (8 раз).
6. «Резвые зайчата»
И.п. - стоя, ноги вместе, руки на поясе.
1-16 подскоки на носках (пятки вместе). Всем известно, что чистота - залог здоровья. Нечистоплотность - это неуважение не только к себе, но и к окружающим людям.
Музыкальная пауза. Частушки.
Мы частушек много знаем - Просыпаюсь по утрам
И хороших и плохих. Я с большим желанием,
Хорошо тому послушать, Зубы чищу и спешу
Кто не знает никаких. Со школой на свидание.
Поленился утром Вова Мальчик Петя поздно встал
Причесаться гребешком. Просыпаться тяжко.
Подошла к нему корова - Умываться он не стал:
Причесала языком. Он ведь замарашка
Если утром ты зарядку Опозданиям причину
Делать очень ленишься, Митя мигом сочинит:
Ты в походе от неё То попал он в паутину,
Никуда не денешься. То нашёл метеорит.
Маша любит наряжаться, Я люблю свою сестричку -
Да не любит умываться. Почемучку-стрекозу.
Хоть и личиком красива, Прочитаю я ей книжку,
Но плаксива и ленива. Утром заплету косу.
Дома я одна бываю, Если хочешь взрослым стать,
Но без дела не скучаю. Надо раньше лечь в кровать.
Мне ведь некогда скучать: Ляжешь после десяти -
Надо маме помогать. Не успеешь подрасти.
Что обозначают слова «личная гигиена»? «Личная» - то есть каждый человек выполняет эти правила. «Гигиена» - это действия, которые выполняют люди, чтобы содержать в чистоте своё тело и дом и не болеть. Значит, личная гигиена - это уход за своим телом и жилищем. Какие же правила необходимо соблюдать, чтобы не болеть? (соблюдать чистоту рук, чистоту тела и своего жилища, беречь зубы и т.д.) А теперь давайте проверим, как вы знаете правила заботы о своём здоровье. Я буду начинать, а вы продолжайте.
Игра «Рифмы».
- В кране нам журчит водица:
«Мойте чище ваши ……» (лица)
-Разгрызёшь стальные трубы,
Если чисто чистишь ………. (зубы)
-Превратятся скоро в когти
Неподстриженные …… (ногти).
- В бане целый час потела -
Лёгким, чистым стало …….. (тело).
-С детства людям всем твердят,
Что табак - смертельный ……… (яд).
- Объявили бой бациллам:
Моем руки чисто с ……… (мылом).
Кто такой Мойдодыр, вы, конечно, знаете. Он для вас прислал свои рекомендации. Давайте их прочитаем.
Рекомендации Мойдодыра:
-
Ежедневно вставай в одно и то же время, проветривай комнату и делай зарядку.
-
Утром умывайся, чисть зубы, мой уши и шею.
-
Приучайся обтираться после зарядки мокрым полотенцем до пояса.
-
Всегда мой руки перед едой, после прогулки и после посещения туалета.
-
Перед сном умывайся, хорошо проветривай комнату.
Очень нужные рекомендации прислал Мойдодыр. Запомните их, ребята, и выполняйте!
Сохранить наше здоровье поможет правильное питание. Питание необходимо:
- для роста и развития нашего организма;
- для борьбы с болезнями;
- для повышения выносливости и активности;
- для хорошего самочувствия.
В огороде вырастаю.
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут
И так едят. (Помидор)
Проглотил лишь две щепотки -
И во рту горит, и в глотке,
И в желудке -
Чуть не стуки! (Перец)
Торчит, как кочка,
Кругла, как бочка,
На вид - дубовая,
На вкус - медовая. (Тыква)
Снаружи красна,
Внутри - бела,
На голове - хохолок-
Зелёненький лесок. (Редис)
Творожку я - брат.
Сметане - сват.
Маслу - племянник я.
А молоко - матушка моя. (Сыр)
Любопытный красный нос
По макушку в землю врос.
Лишь торчат на грядке
Зелёные пятки. (Морковь)
Сообщение2. При недостатке витамина В нарушается нормальная деятельность нервной системы, дети быстрее устают, им труднее бывает сосредоточить внимание во время занятий, на уроках. Витамин В помогает организму легче справляться с усталостью, сохранять бодрость и работоспособность. Нетрудно обеспечить организм необходимым количеством витамина В. Его достаточно в ржаном хлебе и в пшеничном хлебе из муки простого помола, в овсяной, гречневой и ячневой каше. Много их также в мясе, говяжьих почках, печени.
В каких продуктах содержится витамин В вы узнаете, когда разгадаете ребусы.
СЬ = БА
Г
,,, ,
, ,
-
Рыба
-
Гречка
-
Молоко
-
Мясо
-
В десять одёжек плотно одет,
Часто приходит к нам на обед.
Но лишь за стол ты его позовёшь,
Сам не заметишь как слёзы прольёшь. (Лук)
-
В огороде растёт,
Сам к небу ползёт,
И зелен, и усат,
И вкусен для ребят. (Горох)
-
Очень кислый чемпион
Называется… (Лимон)
-
И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко,
Под кустом… (Картошка)
-
Яркий, сладкий, налитой,
Весь в обложке золотой.
Не с конфетной фабрики-
Из далёкой Африки. (Апельсин)
-
Само с кулачок,
Красный бочок,
Потрогаешь - гладко,
А откусишь - сладко. (Яблоко)
5. Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (Малина)
-
Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберёт,
Руки вымажет и рот. (Черника)
Физминутка «А в лесу растёт черника»
А в лесу растет черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать.
(Приседания)
Нагулялся я в лесу
Корзинку с ягодой несу.
(Ходьба на месте)
В класс пора мне возвращаться,
Чтобы снова заниматься.
(Дети садятся за парты.)
Кто такой, вы, конечно, знаете. Добрый Доктор Айболит прислал для вас памятку «Витаминка».
Памятка «Витаминка»
Зимой и особенно весной ежедневно употреблять витамины в драже. Они продаются в аптеках. Употреблять поливитамины нужно по строго определенной норме (1-2 шт. в день), иначе можно навредить организму.
Продукты, богатые витамином:
А (витамин роста) - рыбий жир, масло коровье, мясо, яйца, морковь, перец красный, щавель, лук, помидоры, абрикосы, яблоки.
В (витамины обмена веществ) - мясо (говядина, свинина), яйца, молоко и молочные продукты, хлеб грубого помола, горох, фасоль, капуста, картофель, сыр, крупа гречневая.
С (аскорбиновая кислота) - свежие ягоды, капуста, редька, огурцы, картофель, плоды шиповника, рябины, облепихи, черной смородины, красный перец, апельсины, лимоны.
Д (рыбий жир, тресковая печень, икра, яичный желток, сливочное масло, молочные продукты, мясо, перец красный, щавель, лук, капуста, картофель, помидоры, мандарины, абрикосы, яблоки.
Рефлексия.
Что для вас оказалось интересным и полезным на занятии? Что бы вы хотели рассказать своим друзьям, родителям?
У вас на столах лежать листочки: зеленые и желтые.
Если занятие было интересным, вы узнали много нового и готовы все советы применять в жизни - прикрепите на наше дерево зеленый листочек
Если занятие было интересным, вы узнали много нового, но еще не готовы применять наши советы в жизни - прикрепите на наше дерево желтый листочек.
Я желаю вам, ребята,
Быть здоровыми всегда,
Но добиться результата
Невозможно без труда.
Постарайтесь не лениться,
Каждый раз перед едой,
Прежде, чем за стол садиться,
Руки вымойте водой.
И зарядкой занимайтесь
Ежедневно по утрам,
И конечно, закаляйтесь.
Это так поможет вам!
Свежим воздухом дышите
По возможности всегда,
На прогулки в лес ходите,
Он вам силы даст, друзья!
Здоровье - неоценимое богатство в жизни каждого человека. Надеюсь, сегодняшняя беседа не прошла даром, и вы многое почерпнули из нее. Недаром говорят: «Здоров будешь - все добудешь!». Так будьте все здоровы!
Приложение
-
Привычки
Режим дня
Личная гигиена
Движение - это жизнь
Правильное питание
-
подъём
ужин
зарядка
отдых
умывание
сон
завтрак
отдых
прогулка
обед
занятия в школе
самоподготовка
-
Режим дня:
7.00 -…
7.00 - 7.10 - …
7.10 - 7.20 - …
7.30 - …
8.00 - 13.30 - …
14.00 - 14.30 - …
14.30 - 16.00- …
16.00 - 17.00 - …
17.10 - 19.00 - …
19.00 - 19.30 - …
19.30 - 21.00 - …
21.00 - …
Рекомендации Мойдодыра:
1.Ежедневно вставай в одно и то же время, проветривай комнату и делай зарядку.
-
Утром умывайся, чисть зубы, мой уши и шею.
-
Приучайся обтираться после зарядки мокрым полотенцем до пояса.
-
Всегда мой руки перед едой, после прогулки и после посещения туалета.
-
Перед сном умывайся, хорошо проветривай комнату.
Памятка «Витаминка»
Зимой и особенно весной ежедневно употреблять витамины в драже. Они продаются в аптеках. Употреблять поливитамины нужно по строго определенной норме (1-2 шт. в день), иначе можно навредить организму.
Продукты, богатые витамином:
А (витамин роста) - рыбий жир, масло коровье, мясо, яйца, морковь, перец красный, щавель, лук, помидоры, абрикосы, яблоки.
В (витамины обмена веществ) - мясо (говядина, свинина), яйца, молоко и молочные продукты, хлеб грубого помола, горох, фасоль, капуста, картофель, сыр, крупа гречневая.
С (аскорбиновая кислота) - свежие ягоды, капуста, редька, огурцы, картофель, плоды шиповника, рябины, облепихи, черной смородины, красный перец, апельсины, лимоны.
Д (рыбий жир, тресковая печень, икра, яичный желток, сливочное масло, молочные продукты, мясо, перец красный, щавель, лук, капуста, картофель, помидоры, мандарины, абрикосы, яблоки.