Урок окружающего мира Сам себе я помогу и здоровье сберегу

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Сам себе я помогу - и здоровье сберегу» Цели: 1. Воспитание бережного отношения к здоровью 2. Повышение мотивации к здоровому образу жизни

Формирование УУД:

Личностные: проявление познавательной инициативы на основе жизненного опыта.

Познавательные: проводить простейшую классификацию изученных объектов, проводить несложные наблюдения, делать выводы на основании полученных результатов, формировать представления о здоровом образе жизни

Регулятивные: следование инструкции при выполнении задания

Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание, развитие навыков сотрудничества со сверстниками в парной и групповой работе, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Ход урока:

Эмоциональный настрой на урок

Прозвенел звонок. Начинается урок. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство. Забудьте про них. Вдохните в себя свежесть весеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

Мы науки изучаем,

Об открытиях мечтаем.

Будем знанья получать,

Чтоб потом их применять.

Актуализация знаний - Что не купишь ни за какие деньги? Что для человека дороже всего? Если его потеряешь, то вернуть его очень сложно, а часто даже невозможно. Правильно, здоровье!
Постановка проблемы

Ребята, а что значит - быть здоровым? (не болеть)

А как мы чувствуем себя, когда болеем? (болит голова, плохо, горло болит, кашель, насморк, живот, ничего не можешь делать, заниматься любимым делом, гулять, приходится лежать на кровати и пить лекарства)

Болеть неприятно и тоскливо. Никто не любит болеть.

Мы привыкли каждый день говорить друг другу: здравствуйте! И мы даже не отдаем себе отчета, что лучшим приветствием человеку является пожелание здоровья. Мы иногда машинально подписываем поздравительные открытки, которые заканчиваются словами: крепкого здоровья, счастья, успехов. А почему? Ведь и больной человек может быть счастлив и успешно работать. Но мы как-то подсознательно понимаем, что без крепкого здоровья и счастье не то, и успехи не те.

Одним словом, в понятие здоровья мы вкладываем что-то очень хорошее, необходимое человеку и в его работе, и в отдыхе, и в развлечениях.

Открытие нового знания

Итак, ребята, настала пора нам всем вместе отправиться в прекрасную страну под названием "Здоровье". У входа в эту страну растет «Дерево здоровья». Оно с ветвями, но без листьев. Листьями будут наши предположения, что такое здоровье?

Здоровье - это …" - продолжить фразу.

Ответы детей: соблюдение режима дня, гигиена, чистота, правильно питание, не иметь вредных привычек, быть добрым, заниматься физкультурой и спортом, закаляться, больше ходить пешком, зимой кататься на коньках, лыжах, санках, летом - плавать, больше бывать на свежем воздухе, одеваться по погоде.

Итак, листья - основные составляющие здоровья это:

  1. Привычки
  2. Режим дня
  3. Личная гигиена
  4. Движение - это жизнь
  5. Правильное питание

Привычки - что это такое? Какие привычки вредят нашему здоровью, а какие приносят пользу. Что же такое привычка? Привычка - это такое действие, которое человек выполняет как бы автоматически. У каждого человека в жизни вырабатывается много привычек, как полезных, так и вредных. Жила-была девочка Маша. По утрам аккуратно чистила зубы, мыла руки перед едой, убирала свою комнату, не опаздывала на уроки. И вот как-то раз с ней приключилась одна история.

Инсценирование

Вот в один прекрасный день постучала к Маше Лень.

(Входит Лень)

Здравствуй, милая девчушка.
Подружись ты со старушкой,
Вместе в школу не пойдём,
Вместе ногти погрызём,
Можешь насовсем забыть,
Как с прогулки руки мыть.
Эй! Грязнульки и лентяйчики,
Проходите поскорей,
Вы не зря тряслись в трамвайчике,
Новых вам нашла друзей.

(Входят Грязнулька и Лентяйчик)

Говорят мы бяки-буки,
Как выносит нас земля?
Всё возьмём мы в свои руки,
Обойтись без нас нельзя.
Ой-ля-ля, Ой-ля-ля
Обойтись без нас нельзя.
Ой-ля-ля, Ой-ля-ля
Вот так.
Раз, два.
Мы научим вас лениться,
Наши вредные друзья.
Быть здоровым не годиться,
Обойтись без нас нельзя.

Маша:

Ногти грызть,
Не мыться в ванной?
Можно поздно или рано
Силу воли потерять,
И навек неряхой стать.
Убирайтесь-ка скорее -
Сила воли мне важнее.

Молодец, Маша, прогнала лень. Но, чтобы успеть сделать на дом уроки, помочь в работе по дому, почитать, погулять, самостоятельно позаниматься физическими упражнениями или любимым видом спорта в секции, нужно уметь правильно распределять время, то есть соблюдать режим дня.

Ученик:

Если будешь ты стремиться
Распорядок выполнять -
Будешь лучше ты учиться,
Лучше будешь отдыхать.

А вот многие из вас не умеют правильно выполнять распорядок дня, не берегут время, зря тратят не только минуты, но и целые часы. А чтобы научиться беречь время, нужно правильно организовать свой режим дня.

СЦЕНКА «РЕЖИМ ДНЯ»

Действующие лица: учитель и ученик Вова.

- А ты, Вова, знаешь, что такое режим?
- Конечно! Режим… Режим - куда хочу, туда скачу!
- Режим - это распорядок дня. Вот ты, например, выполняешь распорядок дня?
- Даже перевыполняю!
- Как же это?
- По распорядку мне надо гулять 2 раза в день, а я гуляю - 4.
- Нет, ты не выполняешь его, а нарушаешь! Знаешь, каким должен быть распорядок дня?
- Знаю. Подъём. Зарядка. Умывание. Уборка постели. Завтрак. Прогулка. Обед - и в школу.
- Хорошо…
- А можно ещё лучше!
- Как же это?
- Вот как! Подъём. Завтрак. Прогулка. Второй завтрак. Обед. Прогулка. Чай. Прогулка. И сон.
- Ну, нет. При таком режиме вырастет из тебя лентяй и неуч.
- Не вырастет!
- Это почему же?
- Потому что мы с бабушкой выполняем весь режим!
- Как это с бабушкой?
- А так: половину я, половину бабушка. А вместе мы выполняем весь режим.
- Не понимаю - как это?
- Очень просто. Подъём выполняю я, зарядку выполняет бабушка, умывание - бабушка, уборку постели - бабушка, завтрак - я, прогулку - я, уроки - мы с бабушкой, прогулку - я, обед - я…
- И тебе не стыдно? Теперь я понимаю, почему ты такой недисциплинированный.

Практическая работа.

Сейчас мы попробуем составить свой режим дня.

(открываю таблицу «Режим дня»)

Режим дня:

7.00 -…

7.00 - 7.10 - …

7.10 - 7.20 - …

7.30 - …

8.00 - 13.30 - …

14.00 - 14.30 - …

14.30 - 16.00- …

16.00 - 17.00 - …

17.10 - 19.00 - …

19.00 - 19.30 - …

19.30 - 21.00 - …

21.00 - …

(раздаю карточки со словами: «подъём», «зарядка», «умывание», «завтрак», «обед», «ужин», «отдых», «прогулка», «занятия в школе», «самоподготовка», «сон». Дети должны прикрепить эти карточки напротив соответствующего времени)

Итак, проверим, что у вас получилось. 7.00 - подъём. (идёт обсуждение составленного детьми режима дня)

Молодцы! А теперь отдохнём. (Физкультминутка)

Я читаю стихотворение, и мы с вами выполняем то, что там говорится!

Давно доказано на деле:

Здоровый дух в здоровом теле,

Об этом забывать нельзя.

Зарядка всем нужна, друзья!

Ну-ка, проведем разминку.

Смотрим вверх, прогнули спинку,

Покачали головой,

Руки вкрест перед собой.

Покажите радость встречи,

Руки положив на плечи.

Покачались, как качели,

Ах! - и встали.

Ох! - и сели.

Снова встали, сели, встали,

Пальцы сжали и разжали.

Не устали?

Как можно назвать то, что мы с вами сейчас делали? Правильно, зарядку, разминку, т.е. мы с вами ведем активный образ жизни! Зарядку нужно не лениться делать каждое утро, она придаст нам сил на целый день. Физические упражнения и прежде всего движения необходимы для здоровья. Двигаться нужно в течение всего дня. Начинать день хорошо с утренней зарядки. Она поможет побыстрее пробудить организм. В школу лучше ходить пешком. «Кто много ходит, тот долго живёт», - говорится в пословице. Физкультминутки на уроках помогают отдохнуть голове, глазам, пальцам, спине. Занятия на уроках физкультуры и в спортивных секциях укрепляют мышцы, сердце, улучшают дыхание. Во время прогулок нужно больше двигаться: кататься на коньках, на лыжах, на велосипеде, играть с мячом, прыгать на прыгалках. К нашему уроку ребята подготовили комплекс упражнений, который можно выполнять на физминутках в школе и дома в перерыве между занятиями. (Ребята показывают, приглашают всех подвигаться вместе с ним, раздают Памятки «Веселый зоосад») «Веселый зоосад»:

1.«Танцующий верблюд»

И.п. - стоя на наружных краях стоп, руки на поясе.

Ходьба на месте с поочередным подниманием пятки (носки от пола не отрывать) (10 раз).

2. «Забавный медвежонок»

И.п. - стоя, ноги врозь, стопы параллельно, руки за спиной.

Ходьба на месте на наружных краях стоп. То же с продвижением вперед-назад, вправо-влево. То же кружась на месте вправо и влево (по 2-3 раза).

3. «Смеющийся сурок»

И.п. - стоя, ноги вместе, руки перед грудью локтями вниз, кисти направлены пальцами вниз.

1-2 - полуприсед на носках, улыбнуться;

3-4 - и.п. (10 раз).

4. «Тигренок потягивается»

И.п. - сидя на пятках, руки в упоре впереди.

1-2 - выпрямить ноги, упор стоя, согнувшись;

3-4 - и.п. (8-10 раз).

5. «Обезьянки-непоседы"»

И.п. - сидя по-турецки, руки произвольно.

1-2 - встать;

3-4 - стойка: ноги скрещены, опираются на наружные края стоп;

5-6 - сесть;

7-8 - вернуться в и.п., сохраняя правильную осанку (8 раз).

6. «Резвые зайчата»

И.п. - стоя, ноги вместе, руки на поясе.

1-16 подскоки на носках (пятки вместе). Всем известно, что чистота - залог здоровья. Нечистоплотность - это неуважение не только к себе, но и к окружающим людям.

Музыкальная пауза. Частушки.

Мы частушек много знаем - Просыпаюсь по утрам

И хороших и плохих. Я с большим желанием,

Хорошо тому послушать, Зубы чищу и спешу

Кто не знает никаких. Со школой на свидание.

Поленился утром Вова Мальчик Петя поздно встал

Причесаться гребешком. Просыпаться тяжко.

Подошла к нему корова - Умываться он не стал:

Причесала языком. Он ведь замарашка


Если утром ты зарядку Опозданиям причину

Делать очень ленишься, Митя мигом сочинит:

Ты в походе от неё То попал он в паутину,

Никуда не денешься. То нашёл метеорит.

Маша любит наряжаться, Я люблю свою сестричку -

Да не любит умываться. Почемучку-стрекозу.

Хоть и личиком красива, Прочитаю я ей книжку,

Но плаксива и ленива. Утром заплету косу.

Дома я одна бываю, Если хочешь взрослым стать,

Но без дела не скучаю. Надо раньше лечь в кровать.

Мне ведь некогда скучать: Ляжешь после десяти -

Надо маме помогать. Не успеешь подрасти.
Что обозначают слова «личная гигиена»? «Личная» - то есть каждый человек выполняет эти правила. «Гигиена» - это действия, которые выполняют люди, чтобы содержать в чистоте своё тело и дом и не болеть. Значит, личная гигиена - это уход за своим телом и жилищем. Какие же правила необходимо соблюдать, чтобы не болеть? (соблюдать чистоту рук, чистоту тела и своего жилища, беречь зубы и т.д.) А теперь давайте проверим, как вы знаете правила заботы о своём здоровье. Я буду начинать, а вы продолжайте.

Игра «Рифмы».

- В кране нам журчит водица:
«Мойте чище ваши ……» (лица)
-Разгрызёшь стальные трубы,
Если чисто чистишь ………. (зубы)
-Превратятся скоро в когти
Неподстриженные …… (ногти).
- В бане целый час потела -
Лёгким, чистым стало …….. (тело).
-С детства людям всем твердят,
Что табак - смертельный ……… (яд).
- Объявили бой бациллам:
Моем руки чисто с ……… (мылом).

Кто такой Мойдодыр, вы, конечно, знаете. Он для вас прислал свои рекомендации. Давайте их прочитаем.

Рекомендации Мойдодыра:

  1. Ежедневно вставай в одно и то же время, проветривай комнату и делай зарядку.

  2. Утром умывайся, чисть зубы, мой уши и шею.

  3. Приучайся обтираться после зарядки мокрым полотенцем до пояса.

  4. Всегда мой руки перед едой, после прогулки и после посещения туалета.

  5. Перед сном умывайся, хорошо проветривай комнату.

Очень нужные рекомендации прислал Мойдодыр. Запомните их, ребята, и выполняйте!
Сохранить наше здоровье поможет правильное питание. Питание необходимо:

  • для роста и развития нашего организма;
  • для борьбы с болезнями;
  • для повышения выносливости и активности;
  • для хорошего самочувствия.
Еда бывает разной: вкусная - невкусная, любимая - нелюбимая, полезная - неполезная. Какие полезные продукты вы знаете? Чем эти продукты полезны? Правильно, в них есть витамины. Свое название витамины получили от латинского слова «вита» - жизнь, т. е. они жизненно необходимы для человека. Витамины бывают разные. Их существует больше 30. Как и у человека, у каждого витамина есть свое имя. Называют их буквами алфавита. А,В,С,D,Е,…- так начинается латинская азбука. В медицине латинские буквы стали азбукой здоровья - обозначениями витаминов. Человеку нужны все витамины без исключена. Но у каждого витамина есть и свое прямое назначение. Сейчас мы с Вами заслушаем сообщения учащихся о витаминах. Сообщение1. Если в организм мало поступает витамина А, может появиться болезнь «куриная слепота», различные болезненные изменения кожи. Недостаток витамина А вызывает заболевания глаз: образование язвочек на роговице, понижение зрения в сумерках. Витамин А помогает сохранению нормального зрения, благотворно влияет на состояние кожи и слизистых оболочек органов дыхания и пищеварения. При недостатке витамина А защитные свойства кожи и слизистых оболочек значительно понижаются. Кожа становится сухой, шероховатой. Микробы легко проникают в организм, вследствие чего могут развиваться различные инфекционные заболевания. Разгадав загадки, узнаете, в каких продуктах содержится витамин А.

В огороде вырастаю.

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут

И так едят. (Помидор)

Проглотил лишь две щепотки -

И во рту горит, и в глотке,

И в желудке -

Чуть не стуки! (Перец)

Торчит, как кочка,

Кругла, как бочка,

На вид - дубовая,

На вкус - медовая. (Тыква)

Снаружи красна,

Внутри - бела,

На голове - хохолок-
Зелёненький лесок. (Редис)

Творожку я - брат.

Сметане - сват.

Маслу - племянник я.

А молоко - матушка моя. (Сыр)

Любопытный красный нос

По макушку в землю врос.

Лишь торчат на грядке

Зелёные пятки. (Морковь)
Сообщение2. При недостатке витамина В нарушается нормальная деятельность нервной системы, дети быстрее устают, им труднее бывает сосредоточить внимание во время занятий, на уроках. Витамин В помогает организму легче справляться с усталостью, сохранять бодрость и работоспособность. Нетрудно обеспечить организм необходимым количеством витамина В. Его достаточно в ржаном хлебе и в пшеничном хлебе из муки простого помола, в овсяной, гречневой и ячневой каше. Много их также в мясе, говяжьих почках, печени.

В каких продуктах содержится витамин В вы узнаете, когда разгадаете ребусы.

Урок окружающего мира Сам себе я помогу и здоровье сберегуСЬ = БА

Г Урок окружающего мира Сам себе я помогу и здоровье сберегу

Урок окружающего мира Сам себе я помогу и здоровье сберегу ,,, Урок окружающего мира Сам себе я помогу и здоровье сберегу,

Урок окружающего мира Сам себе я помогу и здоровье сберегу, Урок окружающего мира Сам себе я помогу и здоровье сберегу,

  1. Рыба

  2. Гречка

  3. Молоко

  4. Мясо

Сообщение3. При недостатке витамина С у детей появляется бледность, ухудшается аппетит, они медленно прибавляют в весе, быстро устают. Отсутствие в пище витамина С усиливает восприимчивость детей к инфекционным заболеваниям.
  1. В десять одёжек плотно одет,

Часто приходит к нам на обед.

Но лишь за стол ты его позовёшь,

Сам не заметишь как слёзы прольёшь. (Лук)


  1. В огороде растёт,

Сам к небу ползёт,

И зелен, и усат,

И вкусен для ребят. (Горох)


  1. Очень кислый чемпион

Называется… (Лимон)


  1. И зелен, и густ

На грядке вырос куст.

Покопай немножко,

Под кустом… (Картошка)

  1. Яркий, сладкий, налитой,

Весь в обложке золотой.

Не с конфетной фабрики-

Из далёкой Африки. (Апельсин)


  1. Само с кулачок,

Красный бочок,

Потрогаешь - гладко,

А откусишь - сладко. (Яблоко)


5. Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (Малина)


  1. Под листом на каждой ветке

Сидят маленькие детки.

Тот, кто деток соберёт,

Руки вымажет и рот. (Черника)


Физминутка «А в лесу растёт черника»

А в лесу растет черника,

Земляника, голубика.

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать.

(Приседания)

Нагулялся я в лесу

Корзинку с ягодой несу.

(Ходьба на месте)

В класс пора мне возвращаться,

Чтобы снова заниматься.

(Дети садятся за парты.)

Кто такой, вы, конечно, знаете. Добрый Доктор Айболит прислал для вас памятку «Витаминка».

Памятка «Витаминка»

Зимой и особенно весной ежедневно употреблять витамины в драже. Они продаются в аптеках. Употреблять поливитамины нужно по строго определенной норме (1-2 шт. в день), иначе можно навредить организму.

Продукты, богатые витамином:

А (витамин роста) - рыбий жир, масло коровье, мясо, яйца, морковь, перец красный, щавель, лук, помидоры, абрикосы, яблоки.

В (витамины обмена веществ) - мясо (говядина, свинина), яйца, молоко и молочные продукты, хлеб грубого помола, горох, фасоль, капуста, картофель, сыр, крупа гречневая.

С (аскорбиновая кислота) - свежие ягоды, капуста, редька, огурцы, картофель, плоды шиповника, рябины, облепихи, черной смородины, красный перец, апельсины, лимоны.

Д (рыбий жир, тресковая печень, икра, яичный желток, сливочное масло, молочные продукты, мясо, перец красный, щавель, лук, капуста, картофель, помидоры, мандарины, абрикосы, яблоки.

Рефлексия.

Что для вас оказалось интересным и полезным на занятии? Что бы вы хотели рассказать своим друзьям, родителям?

У вас на столах лежать листочки: зеленые и желтые.

Если занятие было интересным, вы узнали много нового и готовы все советы применять в жизни - прикрепите на наше дерево зеленый листочек

Если занятие было интересным, вы узнали много нового, но еще не готовы применять наши советы в жизни - прикрепите на наше дерево желтый листочек.

Я желаю вам, ребята,

Быть здоровыми всегда,

Но добиться результата

Невозможно без труда.

Постарайтесь не лениться,

Каждый раз перед едой,

Прежде, чем за стол садиться,

Руки вымойте водой.

И зарядкой занимайтесь

Ежедневно по утрам,

И конечно, закаляйтесь.

Это так поможет вам!

Свежим воздухом дышите

По возможности всегда,

На прогулки в лес ходите,

Он вам силы даст, друзья!

Здоровье - неоценимое богатство в жизни каждого человека. Надеюсь, сегодняшняя беседа не прошла даром, и вы многое почерпнули из нее. Недаром говорят: «Здоров будешь - все добудешь!». Так будьте все здоровы!

Приложение


Привычки

Режим дня

Личная гигиена

Движение - это жизнь

Правильное питание


подъём

ужин

зарядка

отдых

умывание

сон

завтрак

отдых

прогулка

обед

занятия в школе

самоподготовка


Режим дня:

7.00 -…

7.00 - 7.10 - …

7.10 - 7.20 - …

7.30 - …

8.00 - 13.30 - …

14.00 - 14.30 - …

14.30 - 16.00- …

16.00 - 17.00 - …

17.10 - 19.00 - …

19.00 - 19.30 - …

19.30 - 21.00 - …

21.00 - …

Рекомендации Мойдодыра:

1.Ежедневно вставай в одно и то же время, проветривай комнату и делай зарядку.

  1. Утром умывайся, чисть зубы, мой уши и шею.

  2. Приучайся обтираться после зарядки мокрым полотенцем до пояса.

  3. Всегда мой руки перед едой, после прогулки и после посещения туалета.

  4. Перед сном умывайся, хорошо проветривай комнату.

Памятка «Витаминка»

Зимой и особенно весной ежедневно употреблять витамины в драже. Они продаются в аптеках. Употреблять поливитамины нужно по строго определенной норме (1-2 шт. в день), иначе можно навредить организму.

Продукты, богатые витамином:

А (витамин роста) - рыбий жир, масло коровье, мясо, яйца, морковь, перец красный, щавель, лук, помидоры, абрикосы, яблоки.

В (витамины обмена веществ) - мясо (говядина, свинина), яйца, молоко и молочные продукты, хлеб грубого помола, горох, фасоль, капуста, картофель, сыр, крупа гречневая.

С (аскорбиновая кислота) - свежие ягоды, капуста, редька, огурцы, картофель, плоды шиповника, рябины, облепихи, черной смородины, красный перец, апельсины, лимоны.

Д (рыбий жир, тресковая печень, икра, яичный желток, сливочное масло, молочные продукты, мясо, перец красный, щавель, лук, капуста, картофель, помидоры, мандарины, абрикосы, яблоки.



© 2010-2022