Воспитательная программа в ГПД 1-2 кл

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа»

с. Корткерос


УТВЕРЖДЕНО

Решение педсовета протокол№_______-

От___________2015года

Председатель педсовета

__________________ __________

Подпись, печать ОУ Ф.И.О.


ПРОГРАММА ПО
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

«Я ПОЗНАЮ МИР»

Срок реализации программы - 2 учебных года

Возраст обучающихся-6-9 лет




Программу составила:

Воспитатель ГПД-

Попова Н.В.





Корткерос 2015


Содержание Пояснительная записка………………………………………………………………3 Программа занятий «Клубного часа»..............................................………………...7 Этапы формирования коллектива……………………………………...……..........10 Список учащихся ГПД…………………………………………………….………..13 Психолого-педагогическая характеристика воспитанников ГПД……………….14 Совместная деятельность воспитателя ГПД и семьи…………………………….16 Циклограмма работы воспитателя…………………………………………………18 Индивидуальная работа с учащимися……………………………………………..19 План индивидуальной работы с учащимися в группе продленного дня………..20 Список литературы…………………………………………….…………………...22



Пояснительная записка Поколение современных детей формируется под влиянием изменяющихся условий жизни, поэтому перед педагогами возникают все новые и более сложные задачи обучения и воспитания. Одна из главных задач школы состоит в том, чтобы не только дать знания, но и пробудить личность, привить интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию. Познавательная деятельность школьника в современном обществе представляет собой систематически совершаемую деятельность подрастающего поколения. Также отличительной чертой познавательной деятельности школьника является характер протекания. В зависимости от активности, самостоятельности школьника в одних случаях познавательная деятельность носит подражательный, репродуктивный характер, в других - поисковый, в иных - творческий. Именно характер протекания процесса деятельности и влияет на характер приобретаемых знаний, умений, навыков. Внеклассная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Внеклассная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка. Именно внеклассная рабата, в нашем случае в условиях ГПД, позволяет развивать познавательную активности младших школьников. В условиях школы продленный день должен создать для младших школьников некую рафинированную среду, которая втягивала бы в себя каждого ребенка, тем самым увлекая его, по возможности, из стихийного культурно-образовательного пространства в специально организованное воспитательное пространство, в котором ребенок должен быть защищен физически и психологически, занят разнообразной развивающей деятельностью, где ему было бы интересно. Данная программа предлагается для работы с детьми в условиях общеобразовательных школ. Программа рассчитана на учащихся начальной школы 6-9 лет, прибывающих в группе продленного дня. Программа рассчитана на 2 года. Актуальность программы в том, что она создает благоприятные условия для личностного развития обучающихся, способствует формированию положительной мотивации личности к творчеству, развитию. Цель программы: формирование основ нравственного самосознания личности - способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, создание условий для развития личности воспитанника и его самореализация в соответствии с требованиями современного общества. Цель программы предполагает решение следующих задач:

  1. Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет дополнительного образования, а именно:
    • повышение эффективности и качества процесса обучения и воспитания;
    • развитие навыков самостоятельной работы;
    • повышение активности познавательной деятельности;
    • углубление межпредметных связей;
    • создание условий для равного проявления индивидуальных способностей в деятельности.
  2. Подготовка школьника к жизни в обществе:
    • развитие познавательной, социальной, творческой активности ребенка, его нравственных качеств;
    • развитие коммуникативных способностей;
    • формирование у младших школьников целостного и эмоционально-образного восприятия мира;
    • развитие творческих способностей детей на основе чтения, изобразительной деятельности. музыкальных и театральных занятиях
    • формирование нравственного представления детей о своем поведении в школе, о своей гражданской позиции по отношению к Родине.
    • формирование коллектива: воспитывать доброжелательные отношения в группе, основанные на взаимопомощи и поддержке в учебе и труде.
    • развитие физических способностей детей, особое внимание уделяя здоровью учащихся, путем правильно составленного режима дня.

Программа занятий «Клубного часа» состоит из шести направлений: «Спортивный час», «Музыкальный час», «Радуга красок», «Хочу все знать», «Занимательный час», «Самоделкины». Занятия «Клубного часа» проходят ежедневно, каждое направление в свой день недели. День проведения занятий может изменяться в зависимости от темы и содержания.

Основные формы работы: практические занятия, ролевые игры, конкурсы, праздники, беседы, викторины, чтение художественной литературы, экскурсии. Программа разработана с учетом запросов детей, потребностей семьи и общества в разносторонне развитой личности. Воспитательная работа в группе продленного дня по данной программе представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка в различных образовательных областях: эстетическое воспитание - формируется эстетическое отношение к жизни (труду, природе, искусству, поведению); развивается чувство прекрасного; физическое воспитание предполагает правильное физическое развитие школьника, выработку двигательных умений и навыков, формирование гигиенических умений и навыков; трудовое воспитание - акцент делается на практическом применении школьниками теоретических знаний; трудовое образование является комплексным и включает представления о технике и технологии, умения решать практические задачи, достигать качественных результатов; экологическое воспитание - основной задачей является конкретная практическая природоохранная деятельность; нравственное воспитание - формирование нравственного создания, воспитание и развитие нравственных чувств, выработка умений и привычек нравственного поведения; умственное воспитание. Работа воспитателя по программе основывается на следующих принципах:

  • Принцип ориентации на идеал.
  • Принцип следования нравственному примеру.
  • Принцип диалогического общения.
  • Принцип системно-деятельностной организации воспитания.





Программа занятий «Клубного часа».

Программа направления «Радуга красок». На занятиях дети учатся передавать свое настроение, свои мысли на листе бумаги с помощью красок, фломастеров и карандашей. Ребята выполняют иллюстрации к произведениям, зарисовывают свои наблюдения после экскурсий и прогулок, выполняют тематические работы. Основные задачи направления: стимулирование потребности в продуктивной творческой деятельности через непосредственное знакомство с различными видами художественной деятельности; формирование творческого воображения; раскрытие творческого потенциала каждого ребенка; развитие художественного вкуса воспитанников.

Программа направления «Хочу все знать». Это цикл тематических занятий, посвященных Родине, семье, сезонным изменениям в природе, истории возникновения праздников; изучению правил дорожного движения, правил этикета, норм поведения в общественных местах и т.д. Основные задачи направления: формирование интереса к процессу познания; освоение знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методах их познания; развитие кругозора, наблюдательности; осуществление экологического, эстетического, физического, нравственно-патриотического, профессионально-ориентированного воспитания младших школьников; воспитание нравственных норм межличностных отношений младших школьников.

Программа направления «Занимательный час». Это воспитательные занятия, которые проходят в разнообразных формах: занятие-игра, занятие-театр, занятие-поиск, занятие-исследование, занятие-экскурсия и др. Занятия проходят как в стенах школы, так и вне школы. Основные задачи занятий: развитие коммуникативных качеств личности, познавательного интереса, самостоятельности; формирование творческого воображения, оригинальности, эмоциональности восприятия; воспитание уважительного отношения к мнению другого человека.

Программа направления «Музыкальный час». Этот цикл воспитательных занятий посвященных формированию эстетического вкуса посредством музыкальных произведений различных авторов и тематик. На данных занятиях дети учатся чувствовать и определять различные настроения мелодий, слушают произведения классиков, разучивают песни к праздникам.

Программа направления «Самоделкины». На этих занятиях дети выполняют поделки, используя разные виды художественной техники: лепка, аппликация, мозаика, коллаж, художественное вырезывание, художественное складывание, плетение, шитье и вышивание, а также объемное моделирование и конструирование из бумаги и ткани. Основные задачи направления: развитие ручной умелости через овладение многообразными ручными операциями, по-разному влияющими на психофизиологические функции ребенка; развитие технического мышления, воображения, фантазии, художественного вкуса; раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.

Программа направления «Спортивный час». На данных занятиях воспитанники участвуют в различных играх, соревнованиях.. Основные задачи: развитие физических качеств, формирование бережного отношения к своему здоровью, уважения к окружающим. Каждое из направлений должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности при развитии и становлении личности воспитанника. По каждому из направлений должны быть предусмотрены и могут быть достигнуты воспитанниками следующие воспитательные результаты:

  • Начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, уважительное отношении к родителям, к старшим, к сверстникам.
  • Ценностное отношение к России, Республике Коми, начальные представления о правах и обязанностях человека.
  • Потребность и начальные умения выражать себя в различных видах творческой деятельности.
  • Ценностное отношение к природе.
  • Первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире.

Этапы формирования коллектива:

I этап.

Диагностический Задачи: 1. Выявление склонностей и интересов обучающихся класс. 2. Выявление личностных качеств личности. 3. Анализ полученных результатов диагностики. 4. Ожидаемый результат. 5. Определение направлений деятельности.

II этап.

Организационный Задачи:

  1. Определение партнеров, заключение соглашений на совместную деятельность: ДК, детская библиотека.
  2. Создание программы занятости детей в свободное от занятий время.

III этап.

Деятельностный этап Родители, дети, педагоги, общественные организации - организаторы программы: - познают, отдыхают, трудятся; - делают открытия в себе, в окружающем мире; - участвуют во всех организуемых мероприятиях; - учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации; - развивают способность доверять себе и другим; - укрепляют свое здоровье.

IV этап.

Аналитический - Анализ деятельности классного коллектива, реализации проекта, выявление положительных и отрицательных моментов в ходе реализации проекта. - Подведение итогов. - Выявление активных участников программы. -Награждение в конце каждой четверти.

Содержание работы по формированию коллектива:

  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
  • различение хороших и плохих поступков; стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его; представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;
  • уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
  • знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами; быть опрятным, чистым, аккуратным;
  • бережное, гуманное отношение ко всему живому;
  • совершенствование личностных качеств эстетической восприимчивости и отзывчивости, благородство души через обогащение внутреннего мира воспитанников;
  • формирование умения и навыков художественного творчества.

Система контроля. Периодическая диагностика. С целью развития отношений в коллективе используется социометрия- 2 раза в год. С целью изучения уровня воспитанности учащихся используется методика Н.П. Капустина - апрель. С целью изучения уровня развития коллектива Методика Лутошкина. Анкета «Какой у нас коллектив» - май.

Критерии эффективности реализации программы: Мониторинг позитивных межличностных отношений в ученическом коллективе. Мониторинг сформированности детского коллектива. Мониторинг степени участия каждого ребенка в мероприятиях. Мониторинг уровня воспитанности с использованием методики Н.П. Капустина.










Список учащихся ГПД


Фамилия, имя, отчество

1

Арафаилов Денис

2

Богадевич Иван

3

Галин Иван

4

Жолобова Татьяна

5

Забоев Владислав

6

Иванова Валерия

7

Канев Степан

8

Ковалева Екатерина

9

Коюшев Михаил

10

Кулакова Мария

11

Леушина Полина

12

Лысанюк Богдан

13

Мельник Богдан

14

Михайлова Лилиана

15

Поляков Ярослав

16

Попова София

17

Попцова Людмила

18

Прокушева Ксения

19

Романюк Ева

20

Синица Валерия

21

Ситкарев Роман

22

Турьева Василиса

23

Федотова Софья

24

Федосеева Милена

25

Худяева Полина



Психолого-педагогическая характеристика воспитанников ГПД В группе продленного дня обучается 25 учащихся, из них 15 девочек и 10 мальчиков. Дети владеют навыками самообслуживания, умеют помогать друг другу. Некоторые дети не умеют считать, писать цифры, не знают букв; путаются в отношении «право-лево». Практически все учащиеся адаптировались к новым условиям в школьной жизни. Но есть и такие дети, которые с трудом адаптируются к школьной жизни, требованиям учителя. Они обладают неустойчивым вниманием, часто отвлекаются, шумят, выкрикивают с места. Но такое поведение свойственно детям этого возраста и в силу того, что они желают быть в центре внимания. Есть и такие дети, которые находятся постоянно в возбужденном состоянии, торопятся быстрее сделать работу, чтобы сообщить всем об этом, но зачастую эта работа оказывается выполненной неправильно, либо небрежно. Такое поведение тоже свойственно детям этого возраста, но это не мешает им все воспринимать и правильно отвечать на вопросы учителя. К данной группе относятся дети: Коюшев Михаил, Лысанюк Богдан, Богадевич Иван, Иванова Валерия. Тревожит и тот факт, что у 7 детей проявились признаки завышенной самооценки. В первые недели посещения ГПД выделилась группа детей, которые внимательны и активны на занятиях, имеют достаточно высокий уровень сформированности, познавательного интереса. К таким учащимся необходимо отнести Синицу Валерию, Попову Софию, Галина Ивана, Ситкарева Романа. В группе есть ученики, которые пока присматриваются, осторожничают, боятся ошибиться. Они не проявляют в группе высокую активность, хотя, как правило, правильно отвечают на вопросы, справляются с учебным заданием, осознанно воспринимают новый материал. И, конечно же, в классе есть «молчуны», которые очень редко проявляют себя на занятиях, хотя на переменах общительны и иногда даже задиристы (Арафаилов Денис, Забоев Владислав, Худяева Полина, Леушина Полина.) Есть и такой ребенок, который все воспринимает, все понимает, что от него требуется, но инициативы не проявляет и считает, что это ему и не очень-то нужно («Я все знаю») - Лысанюк Богдан. Но во время ответов очень рассудителен, правильно оценивает ситуацию, только ему постоянно надо напоминать, что надо все делать вовремя. Многие ребята заняты во внеурочное время в спортивных секциях, в технических кружках, в музыкальных и художественных школах. Процесс обучения учащихся строится на основе деятельностного подхода. Родители постоянно интересуются достижениями своих детей в учебной и внеклассной деятельности, но есть и те, кто предпочитает занимать позицию зрителя при проведении коллективных творческих дел в классе. В группе четверо ребят воспитываются в неполных семьях (нет отца или в разводе)- Лысанюк Богдан, Романюк Ева, Синица Валерия, Федосеева Милена. Во всех семьях родители занимаются воспитанием детей. В них созданы необходимые условия для выполнения домашних учебных заданий. Родители заинтересованы школьной жизнью. Неблагополучных семей не выявлено. В этом году предстоит большая работа по успешной адаптации детей к школьной жизни, а также по формированию коллектива, воспитанию чувства дружбы и товарищества.

Совместная деятельность воспитателя ГПД и семьи.


Развитие и воспитание учащихся осуществляется не только образовательным учреждением, но и семьей. Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни обучающегося. Таким образом, важным условием эффективной реализации задач является положительное взаимодействие воспитателя и семьи при ведущей роли педагогического коллектива образовательного учреждения.

План работы воспитателя ГПД с родителями обучающихся.


Работа с коллективом родителей.

Групповое взаимодействие с родителями.

Индивидуальная работа с родителями.

Ноябрь.

Анкета «Семья обучающегося».


Сочинение-размышление «Законы жизни семьи»

Беседа «Внутренняя и внешняя культура. От чего она зависит?»

«Ярмарка семейных поделок»

Декабрь.

Социологическое исследование «Семейный альбом самодиагностики»


Тест «Я-родитель, я -приятель».

Беседа «Как избежать конфликтов в семье»

Конкурс на лучшее новогоднее поздравление.

Январь.

Анкета для изучения характера отношений между педагогами и родителями.

Беседа «Права и обязанности ребенка в семье, в школе, в социуме».

«Ярмарка фантастических идей»

Февраль.

Круглый стол «Причины детской агрессии»


Тест «Мера заботы о ребенке»

Беседа «Воспитание коллективизма, дружбы и товарищества».



«Конкурс юных джентльменов»

Март.

Круглый стол «Семья и школа - партнеры».


Социологическое исследование «Взаимоотношение членов семьи»

Беседа «Воспитание трудолюбия в ребенке»


Конкурс «Для милых мам».


Конкурс «Будущие хозяюшки»

Апрель.

Круглый стол «Семейные проблемы. Как их решать?»

Беседа «Как наладить общение с ребенком в семье?»

Конкурс масок из папье-маше.

Май.

Родительско-ученическое собрание «Здравствуй, лето!»

Беседа «Роль отца в воспитании ребенка».

Конкурс поделок из бумаги.



Циклограмма работы воспитателя.

Ежедневно 1. Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учеников на занятиях. 2. Организация питания учащихся. 3. Организация дежурства в столовой. 4. Индивидуальная работа с учащимися. 5. Проверка домашних заданий учащихся.

Еженедельно 1. Проведение мероприятий по плану. 2. Работа с родителями. 3. Взаимодействие с учителями предметниками и классными руководителями.

Ежемесячно 1. Посещение уроков в классе. 2. Взаимодействие с медработником школы и соц.педагогом.

Один раз в четверть 1. Участие в работе семинара классных руководителей. 2. Коррекция плана воспитательной работы на новую четверть. 3. Проведение родительского собрания.

Один раз в год 1. Проведение открытого мероприятия. 2. Анализ и составление плана работы с классным коллективом. 3. Сбор статистических данных о группе.

Индивидуальная работа с учащимися.
Причины неуспеваемости отстающих детей нередко лежат на поверхности: ребенок из неблагополучной семьи, с ослабленным здоровьем, с плохой памятью и отставанием в общем развитии, или же это медлительный ребенок, не умеющий организовать свою деятельность, уже привыкший на уроках не попадать в темп работы всего класса. Неуспевающему ребенку нужно создать условия для своевременной помощи, вовлечь его в систему дружеских контактов, чтобы у него сложился личный опыт успешно работающего человека. Усилия воспитателя должны быть направлены на то, чтобы неуспевающий ученик преодолел страх перед неудачей и захотел быть самостоятельным. Использование индивидуальных карточек позволяет дать ребенку посильную ношу, создает такую познавательную трудность, которая вызвала бы интерес к выполняемому заданию и желание его выполнить. Работа в парах помогает обоим партнерам сообща «добывать» знания, способствует развитию как общеучебных знаний, так и коммуникативных навыков.

















План индивидуальной работы с учащимися в группе продленного дня.


Содержание работы.

Цель.

Сроки.

Ответственный.

Итог.

Составление банка данных.

Диагностика уровня учебных возможностей, уровня развития, поведения.

Ноябрь.

Воспитатель, учитель.

Составление плана работы с учащимися, имеющими затруднения.

Оказание действенной помощи слабоуспевающим детям в ГПД

Взаимодействие учителя и воспитателя в реализации индивидуальной работы со слабоуспвающими

В течение учебного года.

Воспитатель, учитель.

Создание памяток по выполнению домашнего задания.

Развивающие игры с учащимися.

Развитие внимания, памяти.

В течение учебного года.

Воспитатель.

Разработка и поведение игр.

Организация индивидуальной работы с длительно болеющими детьми.

Взаимодействие учителя и воспитателя в ликвидации пробелов знаний.

По мере необходимости.

Воспитатель, учитель.

Анализ результатов.

Театрализованные развивающие игры учебной тематики.

Формирование учебных навыков через игру.

Поп плану работы ГПД

Воспитатель.

Разработка и проведение мини-спектаклей.

Индивидуальный подход к детям во время самоподготовки.

Реализация учебных возможностей обучающихся посредством разноуровневых заданий.

В течение года.

Воспитатель.

Подборка разноуровневых заданий.









Индивидуальная работа с учащимися в выборе произведений художественной литературы.

Формирование читательского интереса.

В течение года.

Воспитатель.

Читательские запросы.

Динамика роста учебной мотивации у слабоуспевающих детей.

Индивидуальная диагностика учебной мотивации в ситуации успеха.

2 раза в год.

Воспитатель.

Собеседование

Развитие понятия бесконфликтных отношений.

Формирование коммуникативной доброжелательной среды.

В течение года.

Воспитатель.

Создание дружного коллектива; беседы с учащимися.

Индивидуальная работа с детьми по профилактике вредных привычек.

Охрана здоровья, профилактика вредных привычек.

По плану работы ГПД

Воспитатель.

Беседы с учащимися.

Список литературы:

  • Агапова И.А., Давыдова М.А. Современные праздники: Сценарии воспитательных
дел в начальной школе. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
  • Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е. Н. Степанова.- М.: ТЦ «Сфера», 2001 - 128с.
  • Гайдина Л.И., Кочергина А. В.Группа продлённого дня:конспекты занятий,сценарии мероприятий.1-2 классы/ Л.И. Гайдина, А. В.Кочергина . - М.: ВАКО, 2010. - 272 с.
  • Касаткина Н.А. Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня. - М.:«Учитель», 2005.
  • Качинский А.И. Тематическое планирование в группе продленного дня. - М.:
Союзпечать, 1969.
  • Ковалько В.И. Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр./ В.И. Ковалько. - М.: ВАКО, 2005. - 208 с.
  • Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. -
М.: «ВАКО», 2004.
  • Леонтьева В.Б. Планирование воспитательной работы с младшими школьниками в
группе продленного дня: Методические рекомендации. - Минск: МОИПК и ПРР и СО, 2001.
  • Левчук С.В. Воспитательная работа в группе продленного дня. - АРКТИ, 2007.
  • Максиняева М. Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. - М.: ТЦ Сфера,2002.
  • Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983.
  • Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. Школа докторов природы или 135 уроков здоровья./ Л. А. Обухова, Н. А. Лемяскина. - М.: ВАКО, 2005. - 208 с.
  • Осипова М.П., Бутрим Г.А., Мельничук И.А. Работа с родителями: Пособие для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений. - Мн.: Экоперспектива, 2003.
  • Осипова М.П., Козлович С.И., Панасевич З.М. Воспитание: Пособие. - Мн.: Книжный Дом; Экоперспектива, 2004.
  • Попова И.Н., Исаева С.А., Ромашкова Е.И. Организация и содержание работы в
группе продленного дня: Начальная школа. - М.: Айрис-пресс, 2004.






























© 2010-2022