Конспект урока русского языка в 4 классе Устойчивые выражения

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РУССКИЙ ЯЗЫК

(УМК: «Перспективная начальная школа»)

Дата: 09.02.2016 Учитель: Гущина Екатерина Валериевна Класс: 4; Тема: Устойчивые выражения Тип урока: открытие новых знаний;

Цель: создание условий для формирования у обучающихся представления об устойчивых выражениях, знакомство с понятием и разнообразием фразеологизмов. Формируемые УУД: Познавательные: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; Планировать свою деятельность и работать по плану Сопоставлять результат с целью Предметные: Формирование умения узнавания и трактовки устойчивых выражений . Систематизация полученных и имеющихся у учеников знаний по теме. Регулятивные: Развивать у учащихся умение анализировать, обобщать, делать выводы, опираясь на изученный материал. Развитие познавательной активности. Коммуникативные: Оценивание усваиваемого материала Умение оформлять свои мысли в устной форме Личностные: Осуществление самооценки Нравственно - этическая ориентация

Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Прежде, чем начать урок, давайте пожелаем друг другу ЗДОРОВЬЯ. Повернитесь друг к другу лицом. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не соприкасайтесь, будем «здороваться» пальчиками.

Желаю (большой)

успеха (указательный)

большого (средний)

во всем (безымянный)

и везде (мизинец).

Здравствуй (вся ладонь).

  1. Целеполагание. Создание проблемной ситуации.

Сегодня тут яблоку негде упасть, чтобы показать гостям товар лицом, нам надо засучить рукава и грызть гранит науки! Но намотайте себе на ус - будете баклуши бить, груши околачивать или ворон считать, заработаете себе на орехи!

Почему моя речь показалась вам необычной? Как называются такие словосочетания? А как это прозвучит на «обычном» языке?

Какая тема урока?

В чем сегодня возникло затруднение?

Чего не знаем?

Какую цель поставим? (узнать, что значит этот фразеологизм)

Как ее достичь? (познакомиться с многообразием фразеологизмов)

  1. Планирование деятельности.

Составим план урока: словарная работа - чистописание - работа по учебнику - физминутка - работа в группах - итог урока

  1. Орфографическая минутка.

Открыли тетради, записали число, классная работа.

Словарная работа: На доске записаны фразеологизмы с ошибками - списать без ошибок - взаимопроверка

- На доске фразеологизмы с ошибками:

Не сигодня - завтра, изобретать вилосипед, ковать жилезо пока горячо.

В З А И М О П Р О В Е Р К А

- Что общего у словарных слов? (В месте ошибки - буква е) Что знаете о букве е?

3. Чистописание: Ее

4. О значении этих фразеологизмов

Ни сегодня - завтра - скоро, изобретать велосипед - выдавать старое за новое, ковать железо, пока горячо - быстро действовать, пока обстоятельства благоприятны, секрет полишинеля - (не знаем).

Как узнать? Где взять информацию?

- интернет, родители, учителя, словарь фразеологизмов

  1. Открытие новых знаний.

Вы уже знакомы с разными словарями, они даны во 2 части учебника. Откройте Словарь устойчивых выражений на с. 190. Как по-другому он называется? Что значит словарь фразеологизмов? Он поможет нам в работе.

  1. Работа с учебником

Давайте будем работать по цепочке, чтобы поучаствовали все ребята.

Стр. 29 - 30 упр. 23 (устно.) Замените выделенные слова и словосочетания устойчивыми выражениями, данными в списке.

В чужом доме она чувствовала себя неуютно - не в своей тарелке.

Стали искать шутника, но его уже нигде не было - след простыл.

Никто тебя не заставлял говорить об этом - тянуть за язык.

В походе он чувствовал себя легко и непринужденно - как рыба в воде.

Стр. 30 упр 24. (письменно.) Объясни письменно значения устойчивых выражений, используя их синонимы из списка слов.

Точить лясы - болтать

Набить карманы - разбогатеть

Навострить лыжи - убежать

Со всех ног - быстро

Клевать носом - дремать

Поднять на ноги - вылечить

Физминутка "Фразеологический зверинец"

Вы называете животных и пантомимой или мимикой изобразить их.

Голоден, как … (волк).

Хитёр, как …(лиса).

Труслив, как … (заяц).

Надут, как … (индюк).

Неповоротлив, как … (медведь).

Упрям, как …(осёл).

Здоров, как … ( бык).

Колюч, как … (ёж).

  1. Применение новых знаний.

Самостоятельная работа в группе.

1. Выписать предложения с фразеологизмом.

Я не нашел себе места и встал у двери.
Отец не находил себе места от волнения.
За едой малыш прикусил язык и заплакал.
Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.
В двух словах он изложил свою просьбу.
В двух словах он допустил три ошибки.

2. Угадай, о чем идет речь.

  1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; за него водят; иногда его суют не в свое дело.

  2. Они иногда вянут; на них вешают лапшу; некоторые ими хлопают, когда невнимательны; а чрезмерно доверчивые их развешивают.

3.Он - в голове у несерьезного человека; его советуют поискать в поле; на него бросают слова и деньги

3.Замените фразеологизмами.

Уезжая, родители наказывали Аленушке внимательно смотреть за Иванушкой.

Маша поняла, что Миша ее обманывает.

Опять ты плачешь?

4.Закончите стихотворения.

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь.

О них обычно говорят _____________________.

Фальшивят, путают слова,

Поют кто в лес, кто по дрова,

Ребята слушать их не станут,

От этой песни __________________.

Товарищ просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо, ведь этим ты другу,

Окажешь ____________________.

П Р О В Е Р К А

  1. Рефлексия. Домашнее задание.

Подведем итоги, используя фразеологизмы. Выберите фразеологизмы из списка, которые соответствуют вашим чувствам и действиям и объясните их.

1. Я переливал из пустого в порожнее.

2. Я устал и вышел из себя.

3. Я работал не покладая рук.

4. Я устал, но взял себя в руки.

5. Я смотрел на работу класса в оба глаза.

6. Я ловил все налету.

7. Все было ясно как божий день.

8. Я ни в зуб ногой о фразеологизмах.

9. Я работал засучив рукава.

10. Теперь я в этой теме как рыба в воде.

11. Я гонял лодыря.

12. Думаю, мы не ударили в грязь лицом.

13. Я наступал на одни и те же грабли.

На самом деле дело мастера боится! Вы оказались просто семи пядей во лбу и мы свернули горы!

Добавим ложку дегтя в бочку с медом: запишем домашнее задание.

Выберите одно из предложенных заданий и выполните его.

  1. Запишите предложения с фразеологизмами стр. 31 упр. 25.

2. Выполните упр. 26, стр. 31

3. Напишите рассказ, используя фразеологизмы, если хотите - проиллюстрируйте его.

Самоанализ и психолого-педагогическое обоснование урока русского языка в 4 классе

МБОУ «Логдузская основная школа»

студентки 3 курса «Вологодского государственного университета»

Гущиной Екатерины Валериевны

по программе «Перспективная начальная школа»

Учебник «Русский язык» под редакцией М.Л. Каленчук, Н.А. Чураковой, Т.А. Байковой
Тема урока «Устойчивые выражения». Цель: создание условий для формирования у обучающихся представления об устойчивых выражениях, знакомство с понятием и разнообразием фразеологизмов. Цель урока названа учащимися, соответствует требованиям рабочей программы. Поставленная цель реальна, достижима и целесообразна. Тип урока - «открытие» нового знания. Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Структура урока соответствует типу урока. Урок состоит из следующих структурных элементов:

  1. Мотивация к учебной деятельности
Цель: мотивировать деятельность учащихся на уроке; эмоционально настроить детей на работу. 2. Целеполагание. Создание проблемной ситуации Цели: - создание проблемной ситуации для постановки учебной задачи; -активизация познавательных УУД -познакомить учащихся с темой урока и его задачами




3. Планирование деятельности Цели: - организовать составление совместного плана действий; - определить средства;



- уточнить следующий шаг учебной деятельности. 4. Орфографическая минутка

Цель: развивать орфографический навык и каллиграфию у обучающихся.

5. Открытие новых знаний

Цель: способствовать обсуждению проекта решения учебной задачи.

6. Применение новых знаний Цель:создать условия для формирования познавательных УУД: осмысление понятия, значения и правильного употребления фразеологизма в речи.

  1. Рефлексия. Домашнее задание
Цели: - зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.



- соотнести ее цель и результаты, зафиксировать степень их соответствия, и наметить дальнейшие цели деятельности.
Обеспечена целостность и завершённость урока. Содержание учебного материала соответствует цели урока и дидактическим требованиям отбора материала. Стимулирование поощрением, созданием проблемной ситуации. Самостоятельная работа в уроке целесообразна, занимает значительный объём времени. На уроке применяются ТСО. Применение их оправдано. На уроке также использованы карточки с заданиями для работы в группе, карточки с планом работы. Имеется работа с учебником (выполнение упражнений). Для организации учебной деятельности и мотивации учащихся, на уроке я использовала следующие методы и приемы: 1. По источнику знаний:
  1. Словесные.
  2. Наглядные.
  3. Практические.
2. В зависимости от характера познавательной деятельности:
  1. Проблемный метод.
  2. Частично - поисковый
На уроке использованы следующие формы работы:
  1. фронтальная
  2. индивидуальная
  3. групповая
В результате использования данных форм обеспечивается сотрудничество между учащимися, сотрудничество студентки и ученика и включение каждого ученика в работу. Формируются умения работать в группе. Соблюдаются принципы научности и доступности предлагаемой учебной информации. Все задания оказались посильными для учащихся.
Дидактическая сторона урока
  1. Материал доступен для понимания.
  2. Этапы урока взаимосвязаны и последовательны
  3. Дети сами ведут исследовательскую работу
  4. Обучающиеся понимали вопросы и находили на них ответы
  5. Использовался наглядный метод

Психологическая сторона урока Урок проходил в деловой атмосфере. Учащиеся четко реагировали на все действия практикантки и продуктивно выполняли задания. Реакция учащихся на задания и ответы товарищей позитивная. Темп моей речи умеренный, позволяющий учащимся осознанно воспринимать всю информацию. Общение на уроке доброжелательное, я обращалась к детям уважительно, старалась создать эмоциональную атмосферу, побуждая к активному мышлению учащихся. Не допускала критических замечаний. Формируется позитивная самооценка ученика. Гигиенические требования к уроку Учитывались санитарно - гигиенические требования. Соблюдала правильность рабочей позы учащихся. Для предупреждения утомления и переутомления мною проведена физкультминутка, в начале урока- пальчиковая гимнастика. Выводы: Урок соответствует требованиям ФГОС, отмечается научность, доступность изучаемого материала, актуальность и связь с жизнью, знание предмета и общая эрудиция, эффективность контроля над работой учащихся. Объективность оценивания, создание положительного эмоционального настроя, предоставление возможности свободного высказывания, создание проблемной ситуации и разработка путей выхода из неё.
Оценка за урок: ___________________ Руководитель практики: В. А. Попов
© 2010-2022