Формирование общеучебных навыков у учащихся 3 классов

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование общеучебных навыков у учащихся 3 классов

Формирование общеучебных навыков у учащихся 3 классов

Формирование общеучебных навыков у учащихся 3 классов

Формирование общеучебных навыков у учащихся 3 классов

Выступление на методическом объединении


19.1.2015


Формирование общеучебных умений и навыков - один из приоритетов современного начального образования, предопределяющий успешность всего последующего обучения. Общеучебные умения - это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний (в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для той или другой учебной дисциплины).

Учебно-организационные умения и навыки

Учебно-интеллектуальные умения и навыки

Учебно-информационные умения и навыки

Учебно-коммуникативные умения и навыки

Общеучебные умения и навыки

Общеучебные умения и навыки



Само понятие «общеучебные умения и навыки» включает в себя зависимость успешности их формирования от организации учебной деятельности ребенка. Осознание этой зависимости помогает выделить значимые общеучебные умения, определить типы заданий и условия их реализации.

Процесс формирования и развития общеучебных умений и навыков связан с процессом становления и развития учебной деятельности. Важным этапом процесса её организации является постановка учебной задачи, когда дети обнаруживают, что имеющихся у них знаний и способов действия недостаточно для решения новой задачи. В этот момент учитель не дает ученикам никаких определений, образцов, а организует их поиск от одной учебной задачи до другой. Это прежде всего организация рабочего места: удобное расположение учебников, тетрадей, письменных принадлежностей и других предметов на парте во время работы, обучение рациональным приемам приведения в порядок рабочего места. Особенно много предметов находится на парте на уроках трудового обучения и изобразительного искусства. С первых дней выясняем, почему ножницы, карандаши, кисти всегда должны лежать справа, линейка, трафареты, салфетки - слева, книги, тетради - перед собой. Чтобы убедиться в целесообразности такого расположения учебных принадлежностей , меняем предметы местами и пробуем работать. Дети сами убеждаются, что если карандаши, кисти, ножницы положить не справа , а слева, то работать неудобно; в правую руку приходится брать предметы, расположенные слева, и наоборот.

Учебная деятельность - это основа для формирования умения учиться. Она позволит определить группу учебно-деятельностных умений как центральный элемент в системе общеучебных умений и навыков.

Устанавливая связи внутри общеучебных умений, можно выделить такие подгруппы:

учебно-интеллектуальные;

учебно-организационные;

учебно- информационные;

учебно-коммуникативные умения.

Выделение 4 групп общеучебных умений позволяет наметить основные ориентиры по формированию данных умений и разработать программу действий по классам.

Общеучебные умения и навыки (3 класс)

1. Учебно-организационные умения.

Без умения организовать себя в учебном труде вряд ли можно рассчитывать на серьезные успехи в овладении знаниями. Вот почему так важны учебно-организационные умения. Многие из них закладываются еще на начальной стадии образования. .

Учебно-организационные общеучебные умения и навыки обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися. К ним относятся

• самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

• учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;

• составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;

• работая по плену, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

• в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

2. Учебно-информационные общеучебные умения и навыки обеспечивают школьнику нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач. К ним относятся:

• отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;

• извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

• представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

3. Учебно-интеллектуальные общеучебные умения и навыки обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач. К ним относятся:

• самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

• сравнивать и группировать факты и явления;

• определять причины явлений, событий;

• делать выводы на основе обобщенных знаний.

4. Учебно-коммуникативные общеучебные умения и навыки позволяют школьнику организовать сотрудничество со старшими и сверстниками, достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность с разными людьми. К таким навыкам относятся:

• оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций;

• высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы;

• слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

• читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести диалог с автором (прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;

• выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

• учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

© 2010-2022