- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа. Я, моя семья, мой город. 2 класс
Рабочая программа. Я, моя семья, мой город. 2 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бармова Л.А. |
Дата | 15.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рабочая программа по проектной деятельности
« Я. Моя семья. Мой город»
Программа рассчитана на детей в возрасте от 8 до 9 лет.
Срок реализации-1 год
Направление развития личности школьников - интеллектуальное
Программу составила:
учитель Высшей
квалификационной категории
Бармова Л.А.
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Закона РФ «Об образовании», Закона РБ «Об образовании», Устава МОБУ «Гимназия №1».
Под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей.
Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:
-
направлены на достижение конкретных целей;
-
включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;
-
имеют ограниченную протяженность по времени, с определенным началом и концом;
-
в определенной степени неповторимы и уникальны.
Проект «Я. Моя семья. Мой город» является продолжением предметных линий «Литературное чтение», «Окружающий мир». Если на уроках дети знакомятся с литературными произведениями, с новой темой по окружающему миру, то на занятиях внеурочной деятельности обучающиеся учатся составлять рассказы на примере своей семьи, знакомят одноклассников с ее традициями, увлечениями, подбирают информацию об истории своего города. В своих проектах дети используют элементы фольклора, фрагменты из литературных произведений
Цель работы над проектом в начальной школе
Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся,
развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
Задачи:
-
Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
-
Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
- формирование социально адекватных способов поведения.
3) Формирование способности к организации деятельности и управления ею:
- воспитание целеустремленности и настойчивости;
- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения;
4) Формирование умения решать творческие задачи.
5) Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Работа над проектом начинается необходимым этапом- работой над темой, в процессе раскрытия которой детям необходимо собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно им хотелось бы узнать в рамках предлагаемой темы. В дальнейшей работе над проектами общая составленная картотека или энциклопедия может служить одним из источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
-
Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знаний).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Классические источники информации- энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.
По данной проектной работе источниками и материалами могут служить рисунки, рассказы детей, фотографии, стихи, тексты песен, пословицы, поговорки.
Итог работы над темой - собранная и систематизированная картотека по теме. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат.
Уровень результатов работы по программе В основу проекта положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по двум уровням. Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Описание ценностных ориентиров содержания
курса Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни. Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе. Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Особенности организации учебного процесса
Занятия проводятся один раз в неделю. Материал каждого занятия рассчитан на 45 минут.
Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.
Тематическое планирование
По плану 35 часов.
№ п/п
Тема занятия
Количество
часов
1
Что такое проект?
1
2
Здравствуйте, это я!
2
3
Моя семья. Моя мама.
1
4
Моя семья. Мой папа.
1
5
Моя семья. Мои братья и сестры.
1
5
Моя семья. Мои бабушка и дедушка.
1
7
Моя родословная.
3
8
Мои увлечения.
3
9
Семейные традиции. Дни рождения.
2
10
Семейные традиции. Новогодние праздники.
3
11
Семейные традиции. Экскурсия в «Сирин»
2
12
Мой дом. Экскурсия по ул.Кувыкина (больничный городок)
2
13
Моя улица. Экскурсия по улицам города (проспект Комсомольский; улица Ленина, Аллея Славы)
2
14
Мой город. История города. Экскурсии по улицам города (парковая зона, площадь)
2
15
Мой город. Достопримечательности, памятные места. Экскурсии в музей, к памятнику «Нефтяник»
2
16
Мой город. Известные люди. «Почетный гражданин» города. Экскурсия в музей
1
17
Мой город. Творческие коллективы. Экскурсия в Городской Центр Культуры
1
18
Презентация работ
4
19
Обобщение проделанной работы
1
Содержание курса
Связь между предметами и занятиями во внеурочной деятельности прослеживается на уроках литературного чтения при ознакомлении с татарской народной сказкой «Три дочери», стихами М Матусовского «С чего начинается Родина?», А.Смирнова «Кто был на войне», А.Барто «Старший брат сестру баюкал…», И.Сурикова «Детство». А также в работе с народными пословицами и поговорками, народными песнями. По окружающему миру такая связь прослеживается через темы «Наш общий дом», «Народные приметы ориентирования», «Звезды и созвездия». Работа над проектом строится по следующему содержанию:
«Я».
Информация об обучающемся. Фамилия, имя, отчество. Возраст. Знак по гороскопу. Характер. Описание внешности. Интересы и увлечения. Представление себя в будущем.
«Моя семья».
Информация о членах семьи. Профессии родителей. Дедушки и бабушки, их жизненный путь. История знакомства мамы и папы. Общие интересы и увлечения. Обязанности в семье. Семейные праздники. Взаимопомощь и взаимовыручка. Обычаи и традиции. Профессии членов семьи. Династии. Реликвии. Генеалогическое древо семьи.
«Мой город».
Название улицы, его происхождение. Информация о доме, в котором проживают дети. Традиции двора.
История города. Население. Достопримечательности, памятные места. Известные люди. « Почетный гражданин» города. Предприятия; продукция, выпускаемая ими. Учебные заведения. Творческие коллективы. Городской транспорт. Традиции города и праздники.
Умения и навыки, которые формируются
в процессе работы над проектом
• мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
• презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядности, подготовка письменного отчета о проделанной работе;
• коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, воздействовать внутри группы, находить консенсус;
• поисковые: находить информацию по каталогам, справочникам, в Интернете, формулирование ключевых слов;
• информационные: структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
• проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.
Главная идея проектной деятельности - направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат. Работа над проектом дает учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, развития, самореализации и самоанализа своей деятельности, развивает следующие общеучебные навыки:
• мыслительные навыки - обучение младшего школьника анализу и обобщению, сравнению, классификации и т.д.;
• исследовательские навыки направлены на формирование у ребенка умения не только говорить, но и слушать и слышать собеседника, доказательно и спокойно отстаивать свое мнение или принимать точку зрения и советы других;
• социальные навыки предполагают развитие умения работать в группе, сотрудничать в мини-коллективе, выполняя разные роли: лидера и исполнителя, учат ребенка строить взаимоотношения в обществе (в коллективе, со сверстниками), с людьми, которые его окружают.
Программа опирается на развивающую парадигму, представленную в виде системы психолого-педагогических принципов:
а) личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности);
б) культурно-ориентированные принципы (принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип овладения культурой);
в) деятельностно-ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика).
Формы и способы деятельности
В урочной деятельности - коллективный учебный диалог:
- игра «Вопрошайка»,
- рассматривание предметов;
- создание прблемной ситуации;
- чтение - рассматривание;
- коллективное моделирование.
Во внеурочной деятельности - игры-занятия:
- совместное с ребенком определение его собственных интересов;
- индивидуальное составление схем;
- выполнение моделей из различных материалов;
- экскурсии;
- выставки детских работ;
- фотографирование, рисование.
Кроме того, включение школьников в деятельность на основе индивидуальных проявлений исследовательского опыта через стимулирование активности и самостоятельности детей посредством оценочных суждений учителя и взаимооценки школьников.
Планируемые результаты Личностные результаты: -Формирование положительного отношения школьника к семье, к семейным ценностям, ценностям общества (человек, традиции, искусство, культура, творчество, природа, труд). -Развитие первоначальных основ коммуникативной, этической, эстетической компетентности школьника. Предметные результаты: -Освоение первичных представлений о структуре текста, построении предложений для выражения своих мыслей и художественное эстетическое оформление проектной работы. -Приобретение первичных навыков в изложении текста в форме повествования. - Формирование первичных знаний о родословной своей семьи, известных людях города, достопримечательностях, произведениях архитектуры, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, культуре родного города. Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
-
Проговаривать последовательность действий .
-
Учиться высказывать своё предположение (версию).
-
Учиться работать по предложенному учителем плану.
-
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
-
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные УУД:
-
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи).
-
Слушать и понимать речь других.
-
Читать и пересказывать текст.
-
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учебно-методическое обеспечение
образовательного процесса Материально-техническое обеспечение образовательного процесса включает в себя дидактическое и методическое обеспечение образовательной программы, описание печатных пособий, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, оборудования класса, а также перечень информационно-коммуникативных средств обучения.
Методическое обеспечение
Основная методическая литература
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников// Начальная школа, 2005, №9.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара, Федоров, 2007.
Дополнительная методическая литература
Классификация проектных работ: Кукушкин В.С. Теории и методики обучения. Ростов-на-Дону, 2005, С.241.
Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика: пособие для учителя. М.: Ладога-100, 2002.
Русских Г.А. Технология проектного обучения// Биология в школе,2003, №3.
Печатные пособия
Словари по русскому языку: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: ООО «ИТИ Технологии», 2007.
Шильнова Н.И. Словарь синонимов и антонимов русского языка для школьников. - М.: ООО «Дом Славянской книги», 2008.
Ф
Художественные фотографии
Д
Детские книги разных типов из круга детского чтения.
Д/К
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок
Д
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок
Д
Аудиоцентр/магнитофон
Д
Мультимедийный проектор
Д
Компьютер
Д
Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения
Д
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения (по возможности)
Д
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев
К
Стол учительский с тумбой
Д
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Д
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала
Д
Полки для «Уголка книг», держатели для схем и таблиц и т.п.
Д
№ п/п
Тема занятия
Количество
часов
Дата проведения
1
Что такое проект?
1
03.09
2
Здравствуйте, это я!
2
10, 17.09
3
Моя семья. Моя мама.
1
24.09
4
Моя семья. Мой папа.
1
01.10
5
Моя семья. Мои братья и сестры.
1
08.10
5
Моя семья. Мои бабушка и дедушка.
1
15.10
7
Моя родословная.
3
22, 29.10, 12.11
8
Мои увлечения.
3
19, 26.11, 03.12
9
Семейные традиции. Дни рождения.
2
10, 17.12
10
Семейные традиции. Новогодние праздники.
3
24.12
14,21.01
11
Семейные традиции. Путешествия, походы, увлечения.
Семейная мастерская. Экскурсия в «Сирин»
2
28.01,
04.02
12
Мой дом.
Экскурсия по ул.Кувыкина (больничный городок)
2
11.02
18.02
13
Моя улица.
Экскурсия по улицам города (проспект Комсомольский; улица Ленина, Аллея Славы)
2
25.02
04.03
14
Мой город.
История города. Экскурсии по улицам города (парковая зона, площадь)
2
11.03
18.03
15
Мой город.
Экскурсии в музей, к памятнику «Нефтяник»
2
01.04
08.04
16
Мой город. Известные люди. «Почетный гражданин» города
1
15.04
17
Мой город. Творческие коллективы. Экскурсия в Городской Центр Культуры
1
22.04
18
Презентация работ
4
29.04, 06.05, 13.05, 20.05,
19
Обобщение проделанной работы
1
27.05