Рабочая программа. Я, моя семья, мой город. 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:








Рабочая программа по проектной деятельности

« Я. Моя семья. Мой город»

Программа рассчитана на детей в возрасте от 8 до 9 лет.

Срок реализации-1 год

Направление развития личности школьников - интеллектуальное





Программу составила:

учитель Высшей

квалификационной категории

Бармова Л.А.










Пояснительная записка


Программа разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, Концепции духовно-нравственного раз­вития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начально­го общего образования, Закона РФ «Об образовании», Закона РБ «Об образовании», Устава МОБУ «Гимназия №1».

Под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей.

Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:

  1. направлены на достижение конкретных целей;

  2. включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;

  3. имеют ограниченную протяженность по времени, с определенным началом и концом;

  4. в определенной степени неповторимы и уникальны.

Проект «Я. Моя семья. Мой город» является продолжением предметных линий «Литературное чтение», «Окружающий мир». Если на уроках дети знакомятся с литературными произведениями, с новой темой по окружающему миру, то на занятиях внеурочной деятельности обучающиеся учатся составлять рассказы на примере своей семьи, знакомят одноклассников с ее традициями, увлечениями, подбирают информацию об истории своего города. В своих проектах дети используют элементы фольклора, фрагменты из литературных произведений


Цель работы над проектом в начальной школе

Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся,

развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.

Задачи:

  1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

  2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

- формирование социально адекватных способов поведения.

3) Формирование способности к организации деятельности и управления ею:

- воспитание целеустремленности и настойчивости;

- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения;

4) Формирование умения решать творческие задачи.

5) Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Работа над проектом начинается необходимым этапом- работой над темой, в процессе раскрытия которой детям необходимо собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно им хотелось бы узнать в рамках предлагаемой темы. В дальнейшей работе над проектами общая составленная картотека или энциклопедия может служить одним из источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

  1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знаний).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Классические источники информации- энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

По данной проектной работе источниками и материалами могут служить рисунки, рассказы детей, фотографии, стихи, тексты песен, пословицы, поговорки.

Итог работы над темой - собранная и систематизированная картотека по теме. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат.

Уровень результатов работы по программе В основу проекта положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятель­ности оцениваются по двум уровням. Первый уровень результатов - приобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной сре­де ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Описание ценностных ориентиров содержания

курса Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни. Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе. Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.


Особенности организации учебного процесса

Занятия проводятся один раз в неделю. Материал каждого занятия рассчитан на 45 минут.

Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.

Тематическое планирование

По плану 35 часов.

№ п/п

Тема занятия

Количество

часов

1

Что такое проект?

1

2

Здравствуйте, это я!

2

3

Моя семья. Моя мама.

1

4

Моя семья. Мой папа.

1

5

Моя семья. Мои братья и сестры.

1

5

Моя семья. Мои бабушка и дедушка.

1

7

Моя родословная.

3

8

Мои увлечения.

3

9

Семейные традиции. Дни рождения.

2

10

Семейные традиции. Новогодние праздники.

3

11

Семейные традиции. Экскурсия в «Сирин»

2

12

Мой дом. Экскурсия по ул.Кувыкина (больничный городок)

2

13

Моя улица. Экскурсия по улицам города (проспект Комсомольский; улица Ленина, Аллея Славы)

2

14

Мой город. История города. Экскурсии по улицам города (парковая зона, площадь)

2

15

Мой город. Достопримечательности, памятные места. Экскурсии в музей, к памятнику «Нефтяник»

2

16

Мой город. Известные люди. «Почетный гражданин» города. Экскурсия в музей

1

17

Мой город. Творческие коллективы. Экскурсия в Городской Центр Культуры

1

18

Презентация работ

4

19

Обобщение проделанной работы

1

Содержание курса

Связь между предметами и занятиями во внеурочной деятельности прослеживается на уроках литературного чтения при ознакомлении с татарской народной сказкой «Три дочери», стихами М Матусовского «С чего начинается Родина?», А.Смирнова «Кто был на войне», А.Барто «Старший брат сестру баюкал…», И.Сурикова «Детство». А также в работе с народными пословицами и поговорками, народными песнями. По окружающему миру такая связь прослеживается через темы «Наш общий дом», «Народные приметы ориентирования», «Звезды и созвездия». Работа над проектом строится по следующему содержанию:

«Я».

Информация об обучающемся. Фамилия, имя, отчество. Возраст. Знак по гороскопу. Характер. Описание внешности. Интересы и увлечения. Представление себя в будущем.

«Моя семья».

Информация о членах семьи. Профессии родителей. Дедушки и бабушки, их жизненный путь. История знакомства мамы и папы. Общие интересы и увлечения. Обязанности в семье. Семейные праздники. Взаимопомощь и взаимовыручка. Обычаи и традиции. Профессии членов семьи. Династии. Реликвии. Генеалогическое древо семьи.

«Мой город».

Название улицы, его происхождение. Информация о доме, в котором проживают дети. Традиции двора.

История города. Население. Достопримечательности, памятные места. Известные люди. « Почетный гражданин» города. Предприятия; продукция, выпускаемая ими. Учебные заведения. Творческие коллективы. Городской транспорт. Традиции города и праздники.


Умения и навыки, которые формируются

в процессе работы над проектом

мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядности, подготовка письменного отчета о проделанной работе;

коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, воздействовать внутри группы, находить консенсус;

поисковые: находить информацию по каталогам, справочникам, в Интернете, формулирование ключевых слов;

информационные: структурирование информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

Главная идея проектной деятельности - направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат. Работа над проектом дает учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, развития, самореализации и самоанализа своей деятельности, развивает следующие общеучебные навыки:

мыслительные навыки - обучение младшего школьника анализу и обобщению, сравнению, классификации и т.д.;

исследовательские навыки направлены на формирование у ребенка умения не только говорить, но и слушать и слышать собеседника, доказательно и спокойно отстаивать свое мнение или принимать точку зрения и советы других;

социальные навыки предполагают развитие умения работать в группе, сотрудничать в мини-коллективе, выполняя разные роли: лидера и исполнителя, учат ребенка строить взаимоотношения в обществе (в коллективе, со сверстниками), с людьми, которые его окружают.

Программа опирается на развивающую парадигму, представленную в виде системы психолого-педагогических принципов:

а) личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности);

б) культурно-ориентированные принципы (принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип овладения культурой);

в) деятельностно-ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика).

Формы и способы деятельности

В урочной деятельности - коллективный учебный диалог:

- игра «Вопрошайка»,

- рассматривание предметов;

- создание прблемной ситуации;

- чтение - рассматривание;

- коллективное моделирование.

Во внеурочной деятельности - игры-занятия:

- совместное с ребенком определение его собственных интересов;

- индивидуальное составление схем;

- выполнение моделей из различных материалов;

- экскурсии;

- выставки детских работ;

- фотографирование, рисование.

Кроме того, включение школьников в деятельность на основе индивидуальных проявлений исследовательского опыта через стимулирование активности и самостоятельности детей посредством оценочных суждений учителя и взаимооценки школьников.

Планируемые результаты Личностные результаты: -Формирование положительного отношения школьника к семье, к семейным ценностям, ценностям общества (человек, традиции, искусство, культура, творчество, природа, труд). -Развитие первоначальных основ коммуникативной, этической, эстетической компетентности школьника. Предметные результаты: -Освоение первичных представлений о структуре текста, построении предложений для выражения своих мыслей и художественное эстетическое оформление проектной работы. -Приобретение первичных навыков в изложении текста в форме повествования. - Формирование первичных знаний о родословной своей семьи, известных людях города, достопримечательностях, произведениях архитектуры, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, культуре родного города. Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий .

  • Учиться высказывать своё предположение (версию).

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Читать и пересказывать текст.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учебно-методическое обеспечение

образовательного процесса Материально-техническое обеспечение образовательного процесса включает в себя дидактическое и методическое обеспечение образовательной программы, описание печатных пособий, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, оборудования класса, а также перечень информационно-коммуникативных средств обучения.

Методическое обеспечение

Основная методическая литература

Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников// Начальная школа, 2005, №9.

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара, Федоров, 2007.

Дополнительная методическая литература

Классификация проектных работ: Кукушкин В.С. Теории и методики обучения. Ростов-на-Дону, 2005, С.241.

Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика: пособие для учителя. М.: Ладога-100, 2002.

Русских Г.А. Технология проектного обучения// Биология в школе,2003, №3.

Печатные пособия

Словари по русскому языку: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: ООО «ИТИ Технологии», 2007.

Шильнова Н.И. Словарь синонимов и антонимов русского языка для школьников. - М.: ООО «Дом Славянской книги», 2008.

Ф

Художественные фотографии

Д

Детские книги разных типов из круга детского чтения.

Д/К

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок

Д

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок

Д

Аудиоцентр/магнитофон

Д

Мультимедийный проектор

Д

Компьютер

Д

Экранно-звуковые пособия

Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения

Д

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения (по возможности)

Д

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев

К

Стол учительский с тумбой

Д

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Д

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

Д

Полки для «Уголка книг», держатели для схем и таблиц и т.п.

Д


№ п/п

Тема занятия

Количество

часов

Дата проведения

1

Что такое проект?

1

03.09

2

Здравствуйте, это я!

2

10, 17.09

3

Моя семья. Моя мама.

1

24.09

4

Моя семья. Мой папа.

1

01.10

5

Моя семья. Мои братья и сестры.

1

08.10

5

Моя семья. Мои бабушка и дедушка.

1

15.10

7

Моя родословная.

3

22, 29.10, 12.11

8

Мои увлечения.

3

19, 26.11, 03.12

9

Семейные традиции. Дни рождения.

2

10, 17.12

10

Семейные традиции. Новогодние праздники.

3

24.12

14,21.01

11

Семейные традиции. Путешествия, походы, увлечения.

Семейная мастерская. Экскурсия в «Сирин»


2

28.01,


04.02

12

Мой дом.

Экскурсия по ул.Кувыкина (больничный городок)

2

11.02


18.02

13

Моя улица.

Экскурсия по улицам города (проспект Комсомольский; улица Ленина, Аллея Славы)


2

25.02


04.03

14

Мой город.

История города. Экскурсии по улицам города (парковая зона, площадь)


2

11.03


18.03

15

Мой город.

Экскурсии в музей, к памятнику «Нефтяник»


2

01.04


08.04

16

Мой город. Известные люди. «Почетный гражданин» города

1

15.04

17

Мой город. Творческие коллективы. Экскурсия в Городской Центр Культуры

1

22.04

18

Презентация работ


4

29.04, 06.05, 13.05, 20.05,

19

Обобщение проделанной работы

1

27.05










© 2010-2022