Программа внеурочной деятельности Веселая математика 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Рабочая программа

по внеурочной деятельности

кружок «Веселая математика»

1 класс


Составитель: Япрынцева Мария Михайловна,

учитель начальных классов


2014-2015 уч.г.




Пояснительная записка Программа кружка «Веселая математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета - математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).
Отличительными особенностями являются: 1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы. 2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты. 3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов одной нозологической группы 4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией. 5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.

Цель и задачи программы:

Цель:
-
развивать математический образ мышления
Задачи:
-
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
-учить правильно применять математическую терминологию;
-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Возраст детей, участвующих

в реализации данной программы


Программа ориентирована на воспитанников 7-8 школьного возраста. Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности. Важную роль в комплектовании групп играет некоторая разница в возрасте детей, так как образовательный процесс протекает более благоприятно, поскольку старшие с готовностью выступают в роли наставников. Младшие подтягиваются к уровню работ, к стилю поведения старших.

Сроки реализации

программы внеурочной деятельности


Рабочая программа кружка «Веселая математика» рассчитана на один год обучения, 33 учебных часа.

Принципы программы:
1.Актуальность

Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
2.Научность
Математика - учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
3.Системность
Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
4.Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
5.Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
6.Реалистичность
С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы - возможно усвоение за 33 занятия.
7.Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.

Формы и режим занятий Занятия учебных групп проводятся: 1 занятие в неделю по 35 минут. Основными формами образовательного процесса являются:

  • практико-ориентированные учебные занятия;
  • творческие мастерские;
  • тематические праздники, конкурсы;
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: - индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей); - фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы); - групповая (разделение на мини группы для выполнения определенной работы); - коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Основные виды деятельности учащихся:
-решение занимательных задач;
-оформление математических газет;
-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
-проектная деятельность;
-самостоятельная работа;
-работа в парах, в группах;
-творческие работы.
Содержание программы 1.Математика - царица наук.- 1 час Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом. 2. Как люди научились считать.- 1час Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов. 3. Интересные приемы устного счёта.- 1час Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений. 4. Решение занимательных задач в стихах. - 1час Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение» 5. Упражнения с многозначными числами. - 1час Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий. 6. Учимся отгадывать ребусы.- 1час Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций. 7. Числа-великаны. Коллективный счёт. - 1час Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов. 8. Упражнения с многозначными числами.- 1 час Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий. 9. Решение ребусов и логических задач.- 1 час Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне. 10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.- 1 час Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными. 11. Загадки- смекалки. - 1 час Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений. 12. Игра «Знай свой разряд». - 1час Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов. 13. Обратные задачи.- 1 час Решение обратных задач, используя круговую схему. 14. Практикум «Подумай и реши».- 1 час Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. 15. Задачи с изменением вопроса. - 1 час Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач. 16-17. Проектная деятельность «Газета любознательных». - 2 часа Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты. 18. Решение нестандартных задач. - 1 час Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. 19. Решение олимпиадных задач. - 1час Решение задач повышенной сложности. 20. Решение задач международной игры «Кенгуру». - 1 час Решение задач международной игры «Кенгуру». 21. Математические горки. - 1 час Формирование числовых и пространственных представлений у детей. Закрепление знаний о классах и разрядах. 22. Наглядная алгебра. -1 час Включение в активный словарь детей алгебраических терминов. 23. Решение логических задач. - 1 час Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. 24. Игра «У кого какая цифра». - 1 час Закрепление знаний нумерации чисел. 25. Знакомьтесь: Архимед!- 1 час Исторические сведения: - кто такой Архимед - открытия Архимеда - вклад в науку 26. Задачи с многовариантными решениями. - 1час Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. 27. Знакомьтесь: Пифагор! - 1 час Исторические сведения: - кто такой Пифагор - открытия Пифагор - вклад в науку 28. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов. 29. Задачи с многовариантными решениями.- 1 час Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. 30. Математический КВН. - 1 час Систематизация знаний по изученным разделам. 31. Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 час Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов 32. Задачи с многовариантными решениями.- 1 час Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения. 33. Круглый стол «Подведем итоги». - 1 час Систематизация знаний по изученным разделам.


Ожидаемые результаты и способы их проверки Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений: - Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). - В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется

  • простое наблюдение,
  • проведение математических игр,
  • анкетирование

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД). Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

  • занятия-конкурсы на повторение практических умений,
  • занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
  • самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
  • участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
  • результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
  • активность,
  • аккуратность,
  • творческий подход к знаниям,
  • степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений. - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; - выделять существенные признаки предметов; - сравнивать между собой предметы, явления; - обобщать, делать несложные выводы; - классифицировать явления, предметы; - определять последовательность событий; - судить о противоположных явлениях; - давать определения тем или иным понятиям; - определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; - выявлять функциональные отношения между понятиями; - выявлять закономерности и проводить аналогии. - создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития. - осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями. Проверка результатов проходит в форме:
  • игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
  • собеседования (индивидуальное и групповое),
  • тестирования,
  • проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

Формы подведения итогов реализации программы Итоговый контроль осуществляется в формах: - тестирование; - практические работы; - творческие работы учащихся; - контрольные задания. Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио и отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.

Учебно-тематический план

Наименование тем курса

Всего ча

сов

В том числе


Виды деятельности Форма контроля лекция П/ р С/ р

1. Вводное занятие «Математика - царица наук» 1 1

Определение интересов, склонностей учащихся.


2. Как люди научились считать. 1
1

выполнение заданий презентации «Как люди научились считать»

конкурс на лучшую презентацию

3. Интересные приемы устного счёта. 1


устный счёт

математический диктант

4. Решение занимательных задач в стихах. 1

1

работа в группах: инсценирование загадок, решение задач

тестирование

5. Упражнения с многозначными числами (класс млн.) 1
1

работа с алгоритмами

тестирование

6. Учимся отгадывать ребусы. 1

1

составление математических ребусов

конкурс на лучший математический ребус

7. Числа-великаны. Коллективный счёт. 1

1

решение теста -кроссворда

проверочный тест

8. Упражнения с многозначными числами (класс млр.) 1
1

работа с алгоритмом

контрольный тест

9. Решение ребусов и логических задач.


1

1

самостоятельная работа

мини-олимпиада

10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. 1
1

составление схем, диаграмм

тестирование

11. Загадки- смекалки. 1
1

составление загадок, требующих математического решения

конкурс на лучшую загадку-смекалку

12. Игра «Найди пару». 1

1

работа с таблицей

тест

13. Обратные задачи.


1

1

работа в группах «Найди пару»

познавательная игра «Где твоя пара?»

14. Практикум «Подумай и реши». 1
1

самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами

тестирование

15.Задачи с изменением вопроса. 1


инсценирования задач

конкурс на лучшее инсценирование математической задачи

16-17. «Газета любознательных». 2 1
1

проектная деятельность

конкурс на лучшую математическую газету

18.Решение нестандартных задач. 1
1

решение задач на установление причинно-следственных отношений

тестирование

19.Решение олимпиадных задач. 1

1

решение заданий повышенной трудности

школьная олимпиада

20.Решение задач международной игры «Кенгуру» 1

1

решение заданий повышенной трудности

школьная олимпиада

21. Школьная олимпиада 1

1

решение заданий повышенной трудности

школьная олимпиада

22. Игра «Работа над ошибками» 1
1

работа над ошибками олимпиадных заданий

тестирование

23.Математические горки. 1
1

решение задач на преобразование неравенств

конкурс на лучший «Решебник»

24. Наглядная алгебра. 1

1

работа в группах: инсценирование

тестирование

25.Решение логических задач. 1
1

схематическое изображение задач

тестирование

26.Игра «У кого какая цифра» 1

1

творческая работа

тестирование

27.Знакомьтесь: Архимед! 1

1

работа с энциклопедиями и справочной литературой

создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации

28.Задачи с многовариантными решениями. 1


работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения


29.Знакомьтесь: Пифагор! 1 1

работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!»

викторина

30.Задачи с многовариантными решениями. 1
1

Работа в парах по решению задач

школьная олимпиада

31.Учимся комбинировать элементы знаковых систем. 1
1

составление знаковых систем

тест

32.Задачи с многовариантными решениями. 1

1

индивидуальная работа

тестирование

33. Круглый стол «Подведем итоги» 1


коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе

анкетирование

Список литературы

1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 класс. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 7-8 лет. С. - Пб,1996
3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 1 класс. - Волгоград: Учитель, 2008.
5.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
6.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
7.Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
8.Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
9.Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
10.Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 класс. М., 2004
11.Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
12.«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал

ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Задания на развитие внимания К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и це­лый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и рас­пределения. Выполнение заданий подобного типа способствует формирова­нию таких жизненно важных умений, как умение целенаправлен­но сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, ре­шая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совер­шенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять спе­циальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти раз­личные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей уве­личивается объем зрительного и слухового запоминания, развива­ется смысловая память, восприятие и наблюдательность, заклады­вается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

  • дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
  • вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо на­чертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
  • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
  • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выяв­ления замаскированного рисунка;
  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур. Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел). Задания, развивающие мышление Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгорит­мическими предписаниями (шаговое выполнение задания). В конце каждого занятия ученики получают домашнее задание. В зависимости от сложности изучаемой темы домашние задания носит индивидуальный характер. Проверка домашнего задания оценивается с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика.
© 2010-2022