• Преподавателю
  • Начальные классы
  • 2кл. Конспект урока по Окружающему миру «Что такое семья. Семья-коллектив близких людей. Практическая работа: составление семейного древа. »

2кл. Конспект урока по Окружающему миру «Что такое семья. Семья-коллектив близких людей. Практическая работа: составление семейного древа. »

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок Окружающего мира во 2а классе Учитель Подважук Антонина Станиславовна

Дата проведения 24.10.2013г.

Система учебников (УМК): Начальная школа XXI века, автор учебника Н.Ф. Виноградова

Тема урока. Что такое семья. Семья - коллектив близких людей. Практическая работа: составление семейного древа. Цель урока: создать условия для обобщения представления детей о членах своей семьи, о жизни своих предков; способствовать развитию умения осуществлять поиск необходимой информации, составлять рассказ-описание о членах своей семьи. Задачи урока: - Донести до каждого ребёнка, что появились мы на свет благодаря людям старших поколений, которых мы не помним, не знаем.

- Узнать о своих родных, свою родословную и изобразить её в виде семейного древа.

- Осознавать свою роль в семье, степени родства, гордиться своим родом.

- Способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка через внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий академика В.Ф.Базарного (сенсорные кресты, гимнастика для глаз - офтальмотренажер, зрительные точки; использование мешочков с солью для развития красивой осанки).

Оборудование: выставка фотографий «Моя семья», рисунки генеалогического древа, толковые словари русского языка - 4шт., сенсорные кресты с рисунками детей - 2шт., офтальмотренажер - 2шт., мешочки с солью -25шт., карточки со словами: «семья», «семейный коллектив», «поколение», «старшее поколение», «среднее поколение», «младшее поколение»; набор слов для составления пословиц и поговорок о маме, семье; доска, компьютер, проектор, видеофильм «Моя мама», план-конспект урока -1шт.,

Тип урок: урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями

Форма проведения: урок - практикум

Педагогические технологии - системно - деятельностный подход в обучении;

- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

1. Системно-деятельностный подход в обучении при реализации ФГОС НОО.

1ряд - работа в парах, чтение пословиц и поговорок о матери, о семье. При солнышке светло - при матери добро. Сердце матери греет лучше солнца.

Семья - опора счастья. Семья крепка ладом. 2ряд - работа в группе. Составление и чтение Сенквейна со словами СЕМЬЯ, МАМА.

Например. 1. Мама

2. Любимая, красивая.

3. Работает, готовит, читает.

4. Нет роднее дружка, чем родная матушка.

5. Единственная.

1. Семья

2. Дружная, любящая.

3. Заботятся, ценят, поддерживают.

4. Семья - опора счастья.

5. Династия.

2. Использование здоровьесберегающих технологий академика В.Ф.Базарного

3 ряд - работа с сенсорным крестом, где размещены слова «семья», «поколение». Уточняют (зачитывают ) значение слов по словарю. Семья - группа живущих вместе близких родственников. - 1ученик;

Поколение - одновременно живущие люди близкого возраста. - 2-ой ученик
(Объясняется значение слов «старшее поколение», «среднее поколение», «младшее поколение»)

Физкульминутка. Работа со зрительными метками, упражнения с мешочками с солью, для формирования правильной осанки.

3. Оформление кабинета:

- доска - газета «Генеалогическое древо моей семьи», рисунки учащихся на тему «Моя семья», - стол - выставка фотографий «Наша семья»,

- сенсорные кресты - слова по теме «Семья»,

- зрительные метки - 1, 2, 3, 4 - рисунки учащихся.

4. Функция учителя: организатор сотрудничества, консультант. Планируемые результаты:

Предметные результаты

Метапредметные результаты и деятельность учащихся

Знание: членов своей семьи; значений понятий: «поколение», «домочадцы», «старшее поколение», «младшее поколение».

Умение: составлять рассказ-описание о членах своей семьи; изображать семейное древо.

Общеучебные - выделять и формулировать познавательную цель; осуществлять смысловое чтение заданий и текстов; использовать общие приёмы решения задач.

Предметные - объяснять понятия, связанные с темой «Семья»; осознавать свою роль в семье, степени родства.

Планирование - выполнять задания в соответствии с поставленной целью; выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

Контроль и оценка своих действий при работе с наглядно-образным (рисунками, таблицей), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, Оформлять устный рассказ-описание, используя выразительные средства языка.

Планировать сотрудничество - принимать участие в учебном диалоге, работе в парах; взаимодействовать в семье позитивными способами, уметь договариваться, приходить к общему решению

Этапы урока

Ход урока

(деятельность учителя и учащихся)

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний


  1. Организационный момент

  2. Введение в тему. - Сегодня мы начинаем знакомство с новым разделом учебника, который называется «Общение». Как вы понимаете смысл этого слова? (Мнение детей) Игра «ДОМИК МОЕЙ СЕМЬИ»

1. Наша семья

2. У нас есть

3. МЫ друг друга

4. Нам помогает

Какие слова подходят для характеристики вашей семьи, отношения между ее членами. Смотрите список под номером 1. 1. Дружная, злобная, жестокая, любящая, веселая, вредная, невыносимая, заботливая - Какие слова вы не выбрали?

- Давайте посмотрим, что у вас получилось. Покажите ваши домики. Цвет подсказывает мне, что в ваших семьях живет мир и согласие.

- Выберите из списка под номером 2 слова - существительные и запишите их в домике, в окошки с цифрой 2. (У нас есть: понимание, недоверие, любовь). - В окошко с цифрой 3 запишите слова - действия. (Мы друг друга: жалеем, заботимся, сочувствуем, ценим, не ценим, не любим…..) - Под номером 4 и запишите их в окошечки с цифрой 4. (поддержка, взаимопомощь, вражда, злоба, недоверие) - Какие же слова для своей семьи вы выбрали? (2 - 3 ученика зачитывают слова, характеристики своей семьи) - Ну, что ж, я очень рада, что ваши семьи дружные, в них живут любовь и понимание. 3. Работа в парах «Синквейн о семье». Давайте вспомним, что такое синквейн? Вам поможет шаблон. Составьте синквейн о своей семье. Прочтите, что у вас получилось?

* формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

* формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

* формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

Коммуникативные УУД: *формируем умение слушать и понимать других;

*формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

* формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

*формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4)формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

  1. Тема урока.(Формулируют учащиеся)

  2. Задачи урока. Физминутка. Работа со зрительными метками, упражнения с мешочками с солью, для формирования правильной осанки.

1ряд (работа в группах) работа в парах, чтение пословиц и поговорок о матери, о семье

При солнышке светло - при матери добро. Сердце матери греет лучше солнца.

Семья - опора счастья. Семья крепка ладом.

3 ряд - работа с сенсорным крестом, где размещены слова «семья», «поколение». Уточняют (зачитывают ) значение слов по словарю. Семья - группа живущих вместе близких родственников - 1ученик;

Поколение - одновременно живущие люди близкого возраста. - 2-ой ученик
(Объясняется значение слов «старшее поколение», «среднее поколение», «младшее поколение») 2ряд - работа в группе. Составление и чтение Синквейна со словами СЕМЬЯ, МАМА

Личностные УУД:

*формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

* формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

ΙΙΙ. Применение нового знания

  1. Ответы на вопросы учителя - Кто есть в Вашей семье? - Сколько в ней членов? - Есть ли у тебя братья и сёстры? Сколько поколений в твоей семье? 2. Дать небольшую характеристику семьи.

3. Работа с учебником с. 74. Расскажите по рисункам о семье Соловьёвых.

План Сколько членов в семье и сколько поколений? Кто чем занимается? Кого как зовут?

Физминутка. 4. ( с. 75, 76, 77). Решение логических задач 5. А. Л. Барто «Разговор с дочкой» и С. Погореловского «Перестарался». Чтение и обсуждение стихотворений.

* формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

* формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

* формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

* формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

ΙV. Домашнее задание (по желанию)

  1. Устное сочинение на тему «Мои обязанности в семье» или «Моя семья»

* формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

V. Итог

Рефлексия

Назовите тему урока.

Какие задачи мы ставили и их реализовали?

Что вам показалось наиболее важным?

Какие выводы вы сделали?

Где пригодятся полученные знания?



Тема нашего урока «Моя дружная семья» Что же такое семья? Как вы ответите на этот вопрос? Давайте обратимся к толковому словарю, посмотрим какое определение этого слова дано в словарной статье.

СЕМЬЯ - группа живущих вместе близких родственников.

Семья колыбель духовного рождения человека. Наша семья - это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете.

Ребята, вы уже заметили на своих рабочих местах ромашки. Сегодня они не только гости нашего урока, но и его участники. Как вы думаете, какое отношение имеют эти цветы к нашему уроку?

С 2008 года 8 июля в нашей стране начал отмечаться праздник, День Семьи, Любви и Верности. У праздника есть и свой официальный символ, предложенный супругой президента РФ Дмитрия Медведева, - ромашка. Ромашка - это самый известный и распространённый цветок в России. Праздник проходит в летний период, который традиционно ассоциируется с цветами. Также в России, издревле, ромашка - это символ любви.

  1. Семья - это слово родное!
Сколько там света, добра и тепла! Как мы гордимся своими родными За все их заслуги, за все их дела! Глаза материнские нас согревают, Как солнца сиянье, они горячи. А руки отца от беды заслоняют. Забота родных - как солнца лучи! - Мы долго готовились к этому уроку. Кем нам только не довелось быть в течение этого времени! Мы составляли свои родословные, искали значение своих имён и фамилий - выступали в роли историков, были журналистами и репортерами, когда расспрашивали своих родителей о бабушках и прабабушках, писателями, когда писали сочинения о семье, художниками, когда рисовали маму и папу, всю семью Мы узнали много нового и интересного. Думаю, что вам сегодня есть, чем поделиться друг с другом. Каждый человек с рождения имеет семью, но кроме этого, он имеет право ее иметь, и это право каждому ребенку гарантировано Конвенцией ООН и в нашей стране Законом «О правах ребенка». - Зачем человеку семья? (для воспитания детей, поддержки, дает уверенность в том что тебя понимают и любят, проявляют заботу друг о друге)

Праздника такого нет в календаре,

Но для нас он важный в жизни и судьбе.

Без него мы просто не смогли бы жить,

Радоваться миру, учиться и творить.

Когда родилась наша дружная семья,

Рядом с папой и мамой не было меня.

Часто я смотрю на фото их красивое,

и немножко злюсь, и чуть-чуть завидую.

Спрашиваю папу: «Где я был тогда?»

Отвечал мне папа: «Не было тебя!»

Как же может быть такое, чтобы без меня,

Родилась такая дружная счастливая семья?

- А когда ваша семья родилась?

- Ребята, а вы знаете, что у нас в классе 22 семьи, в которых воспитываются 42 ребёнка, у нас 20 мам и 20 пап. О каждой семье можно написать интересную книгу, а мы эту работу представим в виде проекта «Моя дружная семья» в ходе, которого и получится книга о вашей семье.

3.Работа по теме урока.

1 СТРАНИЦА «КТО Я?» - Человек рождается на свет, растет, задумывается кто я? откуда я? Откуда мои корни? Особое, подчас необъяснимое чувство вызывают у нас люди, передавшие нам свои черты лица, цвет глаз, волос, рисунок рта и носа, достоинства и слабости. А что мы знаем о них? По существу, во многих семьях познания о собственном происхождении обрываются уже на третьем колене. Это наша беда. Забылась мудрость пушкинских слов: «Уважение к прошлому - вот черта, отличающая образованность от дикости».

Жизнь человека - только миг

В безбрежном времени вселенной,

И только в памяти живых

Она становится нетленной.

Все это так. Да вот беда,

Что забываем иногда,

Откуда мы, кто наши предки?

Такие случаи нередки.

Заставить нас забыть о них

Не должен злой народа гений-

Уйдя из памяти живых,

Исчезнет много поколений.

Одной мы связаны судьбой,

Одной семьей, единой кровью.

Потомки станут нам с тобой

Надеждой, верой и любовью.

И дух наш, продолжая жить,

Во внуков, правнуков вольется.

И никогда не оборвется

Веков связующая нить.

Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составление своей родословной, древо жизни. Эта традиция возвращается в семьи.

ЗАЩИТА РОДОСЛОВНЫХ.

В дальнейшем, вы можете продолжать изучать свою родословную, узнавая кем, были и чем занимались ваши родные.

2 СТРАНИЦА. «ЧТО В ИМЕНИ МОЁМ?» Рождается человек, получает имя. Оно дается или по святцам - церковным книгам - в честь какого-нибудь святого, чей праздник отмечается в том же месяце, когда родился ребенок, или же родители дают ребенку имя, которое им нравится, или оно модное в данный период, а некоторых семьях есть традиция называть ребенка в честь кого-то из членов семьи. Что имя: звук, оброненный случайно, В котором нет ни смысла, ни значенья? Конечно, нет. И в именах есть тайна, И таинство есть имя нареченье. И вот мы сами силами своими, Осознаем в начале века: Не человек себе находит имя, А имя выбирает человека. - Что вы знаете о происхождении вашего имени? Что оно означает? (Учащиеся рассказывают о своих именах). 3 СТРАНИЦА - «Фамильные истории». Фамилий, каких только нет: Смешных, горделивых, серьезных, Со смыслом двойным и с секретом, Кричащих, угрюмых, курьез Фамилии бродят по свету И ищут по вкусу хозяев… Фамилий, каких только нет: И добрых и злых и отчаянных! Горжусь я своею фамилией, Ведь это не просто слов Оно дорогое мне, мило Его повторяю я снова. Ведь это - моя фамилия, Ведь это - моя реликвия, Ведь это - моя семья, Ведь это - истинный я! -Все граждане нашей страны имеют фамилии, фамилии записаны в паспортах, свидетельствах о рождении. Но не все из нас задумывались над происхождением или возрастом фамилии, запомнив её с детства, мы на протяжении последующей жизни повторяем ее как нечто навсегда данное и очень значимое для нас. Имена люди имели в течение многих лет, а фамилии стали употреблять намного позже, чтобы лучше различать людей. (Учащиеся рассказывают о своих фамилиях)ФИЗМИНУТКА - Игра «Пирамида любви». (Участники игры стоят в кругу). - Каждый из нас что-то или кого-то любит. Всем нам присуще это чувство и все мы по-разному это выражаем. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свою работу, люблю за то, что здесь меня окружаете вы. А сейчас давайте построим «Пирамиду любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть свое любимое и класть свою руку. (Выстраиваем пирамиду). - Вы чувствуете тепло рук? - Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая пирамида у нас получилась. Высокая, потому что мы любимы и любим сами. 4 СТРАНИЦА «МАМОЧКА МОЯ»

Много мам на белом свете.

Всей душой их любят дети.

Только мама есть одна,

Всех дороже мне она. Кто она? Отвечу я:

Это мамочка моя.

-Мама - самое прекрасное слово на Земле. Закрой глаза и прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живет в тебе самом, такой знакомый, такой родной. Его не спутаешь ни с одним другим. Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос.

У мамы самое доброе и ласковое сердце, самые нежные и ласковые руки, которые умеют делать все. А в верном и чувственном сердце мамы никогда не гаснет огонь любви к своим детям, оно ни к чему не остается равнодушным.

У мамы самое красивое имя. Оно как песня, как сама душа. Мы решили ознакомиться с именами наших мам. Оказалось, что большинство наших мам являются обладательницами имени Елена (4 чел. - 18%), на втором месте по распространенности имя Наталья(3 чел. 14%) и Марина (3 чел. 14%). В классе есть 2 Ирины, 2 Галины (по 9 %). Остальные мамы носят имена Оксана, Евгения, Екатерина, Полина, Надежда и даже Захарат. И сколько бы ни было нам лет: 5 или 50 - нам всегда нужна мама, ее забота, ее доброта, ее участие, ее ласковый взгляд. И чем больше твоей любви к матери, тем радостнее и светлее ее жизнь.

Расскажите теперь вы о своих мамах.

5 СТРАНИЦА «МОЙ ПАПА!»

Папа мой - не просто папа, -

Он мне самый лучший друг!

Мы с ним маме помогаем,

Пол паркетный натираем!

Свет погас - все сразу тут

Папу нашего зовут.

Он приёмник тёте Клаше,

Старенькой соседке нашей,

Починил, потом помог

На двери сменить замок!

Во дворе качели - мостик

Сделал папа для ребят.

«Золотые руки просто!»-

Все соседи говорят.

-Какие ласковые, добрые слова вы могли бы сказать про своих пап?

(дети рассказывают о своих папах)

6 СТРАНИЦА - ИГРА «

-

Вот и закончена последняя страница нашей книги. У каждого из вас получилась книжечка о вашей семье - итог вашей длительной работы по этой теме.

Сколько страниц получилось? Почему?

-Скажите, а классный коллектив можно назвать семьёй?

Давайте все впишем свои имена одной нашей семьи в родословное дерево нашего класса. На ромашках напишите свои фамилию и имя и прикрепите на дерево на доске. А об отношениях в школьной семье поговорим на следующем уроке.

2кл. Конспект урока по Окружающему миру «Что такое семья. Семья- коллектив близких людей. Практическая работа: составление семейного древа.»

© 2010-2022