Технологическая карта к уроку русского языка на тему Письмо заглавной и строчной букв Ф, ф

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Нилова Елена Вячеславовна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ №89

Урок: русский язык

УМК: «Школа России»

Класс: 1

Технологическая карта

Тема

Письмо заглавной и строчной букв Ф,ф.

Цель

Знакомство и каллиграфическое написание письменной заглавной и строчной букв Ф, ф.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Формирование навыков каллиграфического письма заглавной и строчной букв Ф, ф.

Освоение норм и правил письма. Правописание парной согласной на конце существительных.

Личностные УУД: способствовать к самооценке, осваивать нормы каллиграфического письма;

переносить на свой жизненный опыт;

сопоставлять работу с эталоном (образцом в прописи);оценивать усваиваемое содержание учебного материала

Регулятивные УУД: проговаривать последовательность выполнения работы, умение работать по предложенному алгоритму, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.






Межпредметные связи

Изобразительное искусство, технология, окружающий мир

Ресурсы:

для учителя

для учащихся

Горецкий В. Г. , Федосова Н. А. Пропись 2.

Технология проведения

Задания для учащихся

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников I. Мотивация к учебной деятельности

Слайд №1- Ребята, что непривычного вы видите на слайде? Давно, во времена А.С.Пушкина, более 300 лет назад люди для письма использовали птичьи перья. Похожие перья я принесла на урок.

- Кто догадался о ком пойдёт речь сегодня на уроке? Почему так быстро догадались?

Слайд №2- Посмотрите на экран. Перед вами фотографии других птиц. Вы их узнали? Прочитаем хором их названия. Попробуем соотнести изображения птиц с названиями. Под каким номером изображён филин? А фламинго? А фазан?

Слайд №3- Незнакомое слово «фаэтон» имеет несколько значений. Посмотрите на фотографии на слайде, выскажите свое мнение. Во-первых, это птица, чайка или рыболов жарких стран, размером с голубя в хвосте имеет два длинных пера; во-вторых - это конная лёгкая повозка со складным верхом.

Использование ИКТ.

Выбор эффективного способа концентрации внимания.

Мотивация деятельности.


Работа с многозначным словом.

Проявляют заинтересованность.

Вспоминают признаки группы животных «Птицы».

Узнают о многозначности слова «фаэтон».
II. Постановка задачи (планирование)






Слайд №4-Ребята, а что вы заметили во всех этих словах?

- А сумеете ли вы в прописях написать названия этих птиц? -Какая проблема возникла? Подготовка детей к самостоятельному формулированию темы Подготовка детей к самостоятельному формулированию темы III. Решение задачи
















-Кто из вас может назвать тему нашего урока? Слайд №5-Как каждый из вас видит пути красивого и правильного написания заглавной и строчной буквы «эф»?

-Какие задачи вы ставите перед собой?

Слайд №6- Ребята, попробуем расположить их по порядку. С какой задачи нам необходимо начать? А дальше? Какая задача будет под номером 3? 4? 5?

-Спасибо. Перед нами план наших действий или АЛГОРИТМ.

По мере того, как успешно будут решаться задачи, мы поэтапно раскрасим нашу картинку фазана Слайд №7 - это пёстрая птичка.

Слайд№8.Приступим к решению нашей первой задачи. Сопоставим предмет - фотографию птицы и слово, которое обозначает этот предмет. - На какой вопрос отвечают эти слова? Почему? Посмотрим на начертание схемы. Как вы думаете, оно подходит к обоим словам? Как вы считаете, после анализа схемы будут одинаковыми? У кого другое мнение? Отроем Прописи на стр. 10, приготовим цв. карандаши.

-Посмотрим на начертание схемы. Как вы думаете, оно подходит к обоим словам? Как вы считаете, после анализа схемы будут одинаковыми? У кого другое мнение? Откроем прописи на стр. 10, приготовим цв. карандаши.

Задание: выполнить слого-звуковой анализ слова фазан в прописи, а схему слова филин выложить из счётного материала на парте.

- Кто может справиться самостоятельно? Приступайте.

-Кому нужна помощь? Делим слова на слоги, определяем ударный слог. Кто попробует свои силы у доски?

(1 ученик выставляет схему к слову фазан и объясняет, 2 - к слову филин).

Задание для успешных: выложить схему к слову фламинго.

-У кого так же? Молодцы!

- Теперь вы также считаете, что схемы одинаковые? Вывод: после анализа звуков в словах и постановки ударения схемы получились разные, хотя начертание было одинаковым.

Слайд№9 - Выделим первый звук в каждом слове. Определим, какие они гласные или согласные. Почему?

-Какой алгоритм нам подходит №1 или №2?

Даём характеристику первым звукам в

обоих словах.

- Как вы думаете, мы справились с первой задачей? Прежде чем перейти к решению 2-ой задачи, необходимо размять наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Тихонько садимся и проверяем посадку: раз - ноги на пол, расстояние до парты, два - расправим плечи, выпрямим спинку, три - правильно положили пропись, четыре - правильно взяли ручку, проверили как работает пальчик.



Учитель подводит детей к самостоятельной постановке учебных задач, знакомит с понятием алгоритма.













Даёт дополнительное задание успешным детям.

Самопроверка учащихся, учитель проверяет тех, кто быстро справляется с работой.

Дифференцированная работа.





































Подготовка рук детей к письму. Здоровьесбережение Высказывают своё мнение.



















Учатся планировать свою деятельность.











Самостоятельно проводят слого-звуковой анализ слов.

Учатся самоконтролю с эталоном.

























Выполняют разминку для пальчиков.

IV. Получение нового знания


Слайд (отсутствует в сценарии урока, т.к. не копируется). Объяснение и показ на слайде написания заглавной буквы Ф. Ребята прописывают в воздухе. Затем пишут по точкам в прописи и прописывают самостоятельно в трёх строчках. (Тоже со строчной буквой на стр. 10).

-Теперь мы сможем написать слова, а почему нет?

-С какими буквами будем учиться соединять строчную букву?

Покажу образец на доске: фа, фл, фо, фе.

Работа в прописи на стр.10.

Элемент рефлексии.

-Ребята, с какими задачами вы уже справились? Возьмите изображения фазанов. Раскрашивать мы будем по правилам: вспоминайте, как в учебнике по окружающему миру, если вам было легко составлять схемы, учиться писать буквы, то голову и тело птицы вы раскрасите в зелёный цвет. Если немного где-то затруднялись, ждали помощи одноклассников, то - жёлтым. А если вам было очень трудно на данном этапе урока, то раскрасьте красным цветом.

Динамическая пауза. Слайд№13

Посмотрим на экран. У нас в гостях ещё одна птица.

Лебеди летят,

Крыльями шумят.

Прогнулись над водой,

Качают головой.

Прямо и гордо

Умеют держаться.

И очень бесшумно

На место садятся.

Слайд№ 14-Внимание на экран. Чем отличаются эти птицы? Мы увидели ещё один отличительный признак птиц.

-От чего зависит форма клюва?

-А как правильно написать слово «клюв»?

Какая проблема возникла? Стоп! А мы ставили такую задачу? Вернёмся к алгоритму.

Задание. Перед вами в конвертах лежат буквы. Работая в паре, дружно, сообща собрать пары из звонких и глухих согласных букв.

-Получилось всем буквам найти пару?

-А почему? Проверим, что получилось. Первый ряд, что оказалось лишним? Почему? Ч и Х обозначают глухие согласные звуки.

Второй ряд? Е и Ё - гласные буквы.

Третий? М и Л - обозначают звонкие согласные звуки.

-Молодцы, продолжим работу с парой «в-ф», остальные буквы уберём в конверт.

Слайд№15 -Какую же букву надо писать в конце слова «клюв»? как себя проверить, если сомневаемся? Правило: «Звук согласный проверяй, рядом гласный подставляй!» Снова сталкиваемся с алгоритмом.

-Изменяем слово: «клюВЫ». Продолжим работать в парах. Сообща поднимаем ту букву, которую на ваш взгляд надо написать в конце слова.

- Докажите, почему «В», а не «Ф»? (и наоборот). Работа со словами: шкаф, шарф, остров, обрыв, готов.

- Открываем прописи на стр. 11. Дописываем к парным звонким - парные глухие согласные.

На стр. 10 будем дописывать проверочные слова со слайда. Ребята, в прописи уже были написаны буквы в конце, а мы с вами такие молодцы сами подобрали проверочные слова!

Внизу, под проверяемой согласной в квадратных скобках напишем звук, который слышим. (Образец на доске).

-Что заметили? Правильно во всех словах слышится глухой парный согласный звук [ф].

Элемент рефлексии.

Слайд№18-Ребята, мы справились с задачами? Продолжим раскрашивать фазана: крыло птицы. Снова, если было легко - зелёным, немного затруднялись - жёлтым, тяжело работалось - красным цветом.

- Ну, а теперь-то мы уже сможем написать правильно и красиво названия птиц? Хорошо, но для уверенности вспомним, как соединяются и из каких элементов состоят буквы в одном из слов - «фламинго». Смотрим в прописи на стр. 10. Сначала отметим в слове «гнёздышки», затем «шалашики», а после «секретики». Приступим к написанию первого слова.

Проверим правила посадки, то же ведь алгоритм. 1,2,3,4.

Слайд№19 В прописи на стр. 10 в самой

верхней строке повторим слово по образцу

фламинго (ученик комментирует); второе

слово то же есть в прописи - фазан

(с комментированием); следующее слово -

филин напишем под диктовку, и последнее

слово фаэтон так же напишем под диктовку,

но сначала его сфотографируем.

Приготовили свои фотоаппараты- глазки.

«Чик!» пишем слово под диктовку.

Показ с объяснением написания заглавной и строчной письменных букв Ф,ф.

Показ написания новых букв с другими буквами.

Определяет уровень решения каждым ребёнком поставленных учебных задач.


Здоровьесбережение через музыкально-динамическую паузу.


Постановка проблемы написания слов с парными согласными на конце.

Организует работу в парах.


Работа по алгоритму: проверка парных согласных.

(пропедевтика)

Работа со словами из прописи, проверка написания слов с в, ф на конце.


Определяет уровень решения каждым ребёнком поставленных учебных задач.


Формирование каллиграфического навыка.

Написание новых букв

и соединений с ней.



Активный отдых.



Работа в парах. Вспоминают парные звонкие и глухие согласные звуки.


Получают новое знание - проверка парных согласных по алгоритму.

Навык списывания с печатного текста.


Отслеживает степень проработки им учебных задач.


Учатся красиво писать, анализируют сами и учатся слушать оценку своего труда учителем. V. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Слайд№20- Справились со всеми задачами урока? Всё успели из запланированного? Что оставим на следующий урок? Тогда последний штрих - раскрашиваем хвост птички. По тем же правилам. Покажите мне свои рисунки. Какая красота! У кого на рисунках есть красный цвет? Когда вам было трудно? А теперь?

Слайд№21 -Посмотрите какой красивый золотой фазан!

-Ребята, с давних времён птицу считают символом счастья. А голубя - символом мира. Я желаю, что бы вы все были счастливы и жили под мирным небом над головой. Вот таких птичек мы с вами сделаем на уроке технологии.

Слайд№22 -Урок окончен. Спасибо за работу.

Подведение итогов по выполнению поставленных учебных задач.


Организация обратной связи по итогам работы.

Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке.

Делятся впечатлениями.

Учатся выстраивать собственные высказывания.





© 2010-2022