- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока обучения грамоте
Конспект урока обучения грамоте
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Пальмина А.А. |
Дата | 03.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок обучения грамоте
1 класс
Тема: Согласные звуки [ ф ], [ ф ], буквы Ф,ф.
Педагогическая цель: создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [ ф ], [ ф ], буквами Ф,ф.
Задачи: познакомиться с согласными звуками [ф], [ф] и буквами Ф,ф; научиться читать слова с буквами Ф,ф; развитие речи уч-ся; логического мышления; пополнение словарного запаса уч-ся.
Планируемые результаты(предметные): выделяют звуки [ф ], [ф ] из слов, характеризуют их, сравнивают, обозначают буквой, читают слоги и слова с изученной буквой, читают стихотворные тексты и тексты по ролям.
Личностные результаты: проявляют интерес к изучению нового.
Универсальные учебные действия (УУД)
Регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу, составляют план и последовательность действий, адекватно используют речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные: общеучебные - осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных задач в художественных текстах, логические - умеют осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные: выразительно читают стихи, текст по ролям, проявляют эмоции, описывают объект, передают его внешние характеристики, используя выразительные средства языка, умеют работать в паре и группе.
Образовательные ресурсы: схемы-домики для букв, картинки с изображением филина, шарфа, жирафа, светофорчики, презентация, пословицы на листочках .
Сценарий урока
Этапы урока.
Деятельность учителя.
Деятельность учащихся
Формы, методы, методические приемы
1. Организация начала урока.
(проверка готовности, эмоциональный настрой на урок)
Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.
Будем мы читать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Вам, друзья, нельзя лениться,
Так как вы - …….
К нам на урок пришел гость (показываю картинку с изображением филина). Кто это? На этом уроке он оказался не случайно. Я думаю, что в конце урока вы мне сами скажете, почему у нас сегодня такой гость.
За каждое выполненное задание филин будет дарить вам одну букву.
Хором: ученики.
-Слово учителя, наглядный.
-Игровой момент.
2. Речевая разминка.
А) Дыхательная гимнастика.
*Вдох носом, выдох через рот.
* Вдох, задержка дыхания, выдох.
* Вдох, выдох порциями.
Б) Работа со скороговоркой.
(скороговорка записана на доске)
Волки рыщут - пищу ищут.
- Прочитаем хором 3 раза, убыстряя темп.
- Кто может произнести 3 раза быстро?
- Какой звук отрабатываем в этой скороговорке? Дайте характеристику этому звуку.
- Выполняют задание под руководством учителя.
-Хоровое чтение скороговорки.
- Один ученик произносит скороговорку
3 раза.
- Характеризуют звук [щ ]: согласный, мягкий, глухой.
- Коллективная и индивидуальная.
- Словесный, практический.
-Фонетическая разминка, чтение скороговорки.
3. Актуализация знаний.
А) Работа с пословицей.
- На ваших партах лежат листочки со словами. Поработайте в парах и составьте пословицу из данных слов. (С книгой поведешься - ума наберешься.)- Кто прочитает получившуюся пословицу?
- Как понимаете смысл этой пословицы?
- А какая книга для вас сейчас самая главная?
- Пусть эта пословица будет девизом для нашего урока.
- Филин дарит букву С.
- В парах составляют пословицу.
- Читают получившуюся пословицу.
- Объясняют смысл пословицы.
- Парная.
- Практический.
- Составление пословицы из слов.
Б) Индивидуальная работа у доски.
Кто из вас желает расселить буквы в схемы- домики?
а о у и е ю в д п м ж й ц с
- Ученик работает у доски, расселяет буквы в домики.
- Индивидуальн.
- Практический, наглядный.
- Рассели буквы.
В) Повторение о звуках и буквах.
Закончи предложение:
-Звуки бывают ….
-Гласные звуки могут быть …
- Согласные звуки могут быть…
- Назовите гласные буквы, обозначающие мягкость предшествующего согласного…
- Назовите гласные буквы, не имеющие своих звуков…
- Назовите согласные буквы, обозначающие только мягкие звуки…
- Назовите согласные буквы, обозначающие только твердые звуки..
- Давайте проверим, как поработал у доски….
- Филин дарит букву П.
- Гласные и согласные.
- Ударные и безударные.
-Звонкие и глухие, твердые и мягкие.
-и, е, е, ю, я.
- е, е, ю, я.
-й, ч, щ.
- ж,ш, ц.
- Проверяют.
- Фронтальная.
- Словесный.
- Закончи предложение.
4.Подводящий диалог.
- Я сейчас вам назову слова, а вы скажите, что общего у этих слов.
- Фокус, факел, фыркает, футбол.
- А может кто-нибудь знает, какой буквой обозначается этот звук?
- А кто может найти эту букву среди других букв?
- В этих словах есть одинаковый звук в начале [ф]
- Буквой ф (эф).
- Пытаются найти букву.
- Фронтальная.
- Словесный, практический.
- Беседа.
5.Постановка проблемы. Определение темы и постановка учебной задачи.
- Как вы думаете, в каком домике будет жить буква ф?
- Почему мнения разошлись?
- Какие задачи поставим?
- Какая тема урока?
- Высказывают мнения.
- Мы еще не изучили эту букву.
- Фронтальная.
- Словесный, проблемный.
6. Открытие нового.
А) Слого-звуковой анализ слов.
Отгадайте загадку:
Не галстук он, не воротник,
А шею обнимать привык.
Он помогает нам всегда,
Когда приходят холода.
(на доске появляется картинка с изображением шарфа и схема)
Отгадайте загадку:
Днем сидит он, как слепой,
А лишь вечер - на разбой,
Летит бывалый разбойник старый,
Когти, как кинжалы, глаза, как фары.
(На доске появляется картинка с изображением филина и схема)
- Филин дарит букву А.
- Выполняют звуковой анализ слова шарф.
- Вывод: [ф ] - согласный, твердый, глухой.
- Выполняют звуковой анализ слова филин.
- Вывод: [ф] - согласный, мягкий, глухой.
- Фронтальная.
- Словесный, наглядный, практический.
- Отгадывание загадок, анализ слов.
Б) Игра «Твердый - мягкий».
- Приготовьте светофорчики. Я буду называть слова, а вы, если услышите [ф] - твердый, то показываете синий сигнал, а если [ф] - мягкий, то зеленый сигнал светофора.
- Фикус, фонарь, светофор, Федя, подкова, футболка, финиш, шофер.
- Филин дарит букву С.
- Показывают сигналы светофора.
- Коллективная.
- Словесный, практический, наглядный.
- Игра.
В) Знакомство с буквой ф.
- На что похожа буква ф (эф)?
-Всем известно без подсказки:
Буква Ф, как ключ из сказки.
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас.
- А теперь встаньте и попробуйте изобразить букву ф.
- Рассматривают букву, высказывают свои мнения.
-Встают, руки на пояс.
- Фронтальная.
- Словесный, наглядный, практический.
7. Первичное закрепление.
А) Чтение слогов-слияний (учебник с. 71)
- Прочитайте слоги.
- Прочитайте слоги, в которых согласный звук мягкий.
-Дополни слог до целого слова.
- Читают слоги.
- Дополняют слоги до слов.
- Фронтальная.
- Словесный.
- Чтение.
Б) Чтение слов (учебник с. 71)
- Прочитайте слова.
- Какие из слов вам не понятны?
- Просмотр презентации, объяснение значений слов: телеграф, ферма, фабрика, флот.
- Филин дарит букву И.
- Читают слова.
-Называют слова,значения которых не знают.
- Смотрят презентацию.
- Фронтальная.
- Словесный, наглядный.
- Чтение, презентация.
Физкультминутка
А теперь, ребята, встали!
Быстро руки в верх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Потянулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело!
- Выполняют упражнения.
- Коллективная.
- Практический.
В) Работа с иллюстрацией (учебник с. 70)
- Рассмотрите рисунки, назовите средства передвижения по воде. Для каких целей они служат?
- Кто вспомнит, как назвать одним словом совокупность всех видов судов? (флот)
- Есть ли в этом слове новый звук, где он находится?
- Пассажирский лайнер (теплоход, пароход)
- Линкор (военный корабль)
-Подводная лодка
-Ледокол - прокладывает дорогу кораблям во льдах
-Парусник,лодка.
- Фронтальная.
- Словесный, наглядный.
- Беседа по иллюстрации.
Г) Работа со стихотворением Пушкина
(учебник с.70)
- Прочитайте стихотворение.
- Из какой сказки эти строки?
Докажите, что это стихотворение. Найдите рифмы.
- Есть ли новый звук в слове рифма? Где он находится. Дайте ему характеристику.
- Филин дарит букву Б.
- Читают стихотворение.
- Вспоминают сказку.
-Находят рифмы.
-В слове рифмы есть новый звук, он находится в середине, он согласный, твердый. Глухой.
- Коллективная, индивидуальная.
-Словесный.
-Чтение.
8. Введение в систему знаний.
А) Чтение слов. Составление рассказа.
- Прочитайте слова на доске:
Фотография фотограф фотоаппарат фоторобот
- Что общего у этих слов?
- Кто объяснит значение слова фоторобот? (портрет человека, составляемый посредством подбора частей лица - глаз, носа, рта, волос и т.д. Применяют в криминалистике при розыске преступников)
- Сейчас мы с вами тоже попробуем составить фоторобот. Из зоопарка сбежало одно животное. Представим, что один из вас был очевидцем этого. Сейчас вы выйдите перед классом, я дам вам картинку с изображением этого животного, а вы должны его описать так, чтобы все догадались, что за животное сбежало из зоопарка.
- Филин дарит букву О.
- Читают слова.
-Объясняют значение слова.
-Составление рассказа-описания (жирафа).
- Фронтальная, индивидуальная.
-Словесный.
- Составление рассказа-описания.
Б) Чтение текста по ролям. (Читалочка с. 53 №7)
-Поработайте в группах. Прочитайте текст, распределите роли, приготовьтесь читать по ролям.
- Филин дарит ! (восклицательный знак)
- Групповая.
-Словесный.
-Чтение по ролям.
9. Итог. Рефлексия.
- Какие задачи мы ставили в начале урока?
- Давайте проверим, как же вы поняли тему сегодняшнего урока. У вас на партах лежат схемы-домики, в которых живет буква ф. Дорисуй домик.
- Проверим. (показываю в каком домике должна жить бу помощью светофорчика покажите, довольны ли вы своей работой на уроке.
- А почему же на уроке был гостем филин?
- А теперь прочитаем, что же за слово у нас получилось из подаренных филином букв.
- Повторяют задачи урока.
- Дорисовывают схемы-домики.
- С помощью светофорчика сигнализируют, довольны ли своей работой на уроке.
- Спасибо!
-Индивидуальная.
- Наглядный.