Конспект урока по познанию мира на тему Ориентирование по компасу. Практическое занятие. (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Познание мира. 2 класс.

Тема: Практическое занятие: определение сторон горизонта по компасу.

Цель: формировать умения в определении сторон горизонта.

Планируемые результаты (задачи):

Обучающие: создать условия для формирования представлений о способах ориентирования на местности по компасу;

Развивающие: создать условия для развития пространственных представлений, логического мышления, коммуникативных способностей; умение выделять главное, анализировать и делать выводы; создать условия для развития творческих способностей;

Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к предмету, взаимопонимания и сплочённости в совместной деятельности.

Оборудование: дневники наблюдений, компасы, презентация, компьютер, экран, индивидуальный тест для слабых уч-ся, раздаточный материал для работы в группах, сказочные герои

Тип урока: урок-практикум

Методы: словесный, наглядный, групповая работа, ИКТ

Ход урока

1.Организационный момент.

- Долгожданный дан звонок

Начинается урок

У нас урок познания мира.

2.Мотивация.

- На уроке вам предстоит хорошо потрудиться, чтобы многое узнать, вспомнить и запомнить.

3.Актуализация знаний.

- Я попрошу, тех ребят у кого на парте лежит карточка с тестом выполнить этот тест, а остальных открыть дневник наблюдений.

  • Дифференцированная работа.

(Слабым детям тест по д/з. Сильным - фронтальный опрос.)

Тест.

1.Видимая часть земной поверхности - это…

А) линия горизонта

Б) компас

В) горизонт

2.Линия, где небо сходиться с землёй - это…

А) горизонт

Б) линия горизонта

В) сторона горизонта.

3.Прибор для определения сторон света - это…

А) подзорная труба

Б) компас

В) термометр

4.Основные стороны горизонта - это…

А) С., Ю., Ю-З.,

Б) С., Ю., З., В.

В) С., Ю., З., С-В.

5.Сколько промежуточных сторон горизонта?

А) 4

Б) 3

В) 5

Фронтальный опрос.

«Дневники наблюдений»

-Дайте характеристику погоды за сегодняшнее число.

- Какая осень наступила? (поздняя)

-Подберём эпитеты к словосочетанию поздняя осень. (Глубокая, запоздалая)

- Если бы вам нужно было сориентироваться на местности, как бы вы это сделали?

- Каждому ли человеку необходимы эти знания? Для чего?

4.Сообщение темы и цели урока.

«Мозговой штурм»

- Ребята, послушайте стихотворение, которое я прочту. В нём встретятся слова-ориентиры, которые помогут вам догадаться, какая тема нашего урока.

СЛАЙД

«Бывало в сказках старый столб

Вещал богатырям:

Пойдёшь направо - конь падёт,

Налево - сгинешь сам,

А прямо - ждёт тебя успех

На всём твоём пути…»

- Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? (Ориентирование по компасу).

СЛАЙД

- Что же такое ориентирование? (Предположения детей)

Ориентирование - это умение определять своё местоположение в пространстве или определять направление сторон горизонта.

- Какую цель мы поставим перед собой на урок? (Учиться ориентироваться в пространстве по компасу).

5.Работа в группах. Игра «Ассоциации»

СЛАЙД

(На экране слова: север, юг, запад, сегодня, восток, завтра, северо-запад, послезавтра, юго-восток, неделя, месяц.) - Слова выведены на экран.

Задание:

- Поиграем в игру «Ассоциации». Прочитайте слова на слайде. Подумайте и запишите по, какому признаку вы их разделите на группы.

- Проверим. (Спикеры групп зачитывают, объясняя, почему разделили так.)

- Какой вывод можем сделать?

СЛАЙД

Вывод: одна группа слов позволяет ориентироваться во времени, а другая - в пространстве.

Оцените себя в листе самооценивания

- Молодцы! Давайте отдохнём.

6.Физкультминутка.

Просмотр фрагмента мультфильма «Путешествие муравья»

- Сейчас я вам покажу фрагмент мультфильма «Путешествие муравья». Просмотрев его, выполним работу в группах.

ПРОСМОТР

7.Практическая работа в группах по ориентированию.

- Я предлагаю каждой группе выполнить задание, данное на карточке. И глядя на свой рисунок, который у вас получится, определить в каком направлении должен лететь муравей, чтобы оказаться в муравейнике.

(На партах: белый лист бумаги, изображение берёзы, муравейника и листочка, на котором сидит муравей.)

Задание:

1 группа.

  • Берёза находиться на северо-западе - С-З (приклейте её)

  • Южнее берёзы находиться муравейник (приклейте его)

  • Глядя на свой рисунок, определите, в каком направлении должен лететь муравей, чтобы оказаться в муравейнике.

2 группа.

  • Берёза находиться на юго-западе - Ю-З (приклейте её)

  • Восточнее берёзы находиться муравейник (приклейте его)

  • Глядя на свой рисунок, определите, в каком направлении должен лететь муравей, чтобы оказаться в муравейнике.

3 группа.

  • Берёза находиться на северо-востоке - С-В (приклейте её)

  • Западнее берёзы находиться муравейник (приклейте его)

  • Глядя на свой рисунок, определите, в каком направлении должен лететь муравей, чтобы оказаться в муравейнике.

4 группа.

  • Берёза находиться на юго-востоке - Ю-В (приклейте её)

  • Западнее берёзы находиться муравейник (приклейте его)

  • Глядя на свой рисунок, определите, в каком направлении должен лететь муравей, чтобы оказаться в муравейнике.

5 группа.

  • Берёза находиться на западе - З (приклейте её)

  • Южнее берёзы находиться муравейник (приклейте его)

  • Глядя на свой рисунок, определите, в каком направлении должен лететь муравей, чтобы оказаться в муравейнике.

6 группа.

  • Берёза находиться на севере - С (приклейте её)

  • Южнее берёзы находиться муравейник (приклейте его)

  • Глядя на свой рисунок, определите, в каком направлении должен лететь муравей, чтобы оказаться в муравейнике.

ПРОВЕРКА.

Спикеры вывешивают свои рисунки, читая задание.

- Что надо знать, чтобы ориентироваться в пространстве?

ВЫВОД: для того, чтобы ориентироваться в пространстве, надо знать стороны света.

Оцените себя в листе самооценивания

8.Физкультминутка.

9.Постановка проблемы.

- Предлагаю задание, в котором дан точный маршрут. (Вызываю одного ученика)

Пойди, пожалуйста, на север.

- Почему ты испытываешь затруднения? (о.д.)

Повторение.

- Что такое компас?

Практическая работа. В рабочей тетради с.14-15.

- Как правильно пользоваться компасом? Расставьте цифры в порядке выполнения работ:

  • -снять с предохранителя;

  • -поворачивать компас;

  • -положить на ровную поверхность;

  • -установить синий конец стрелки на С, а красный на Ю.

ПРОВЕРКА по СЛАЙДУ.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ

  • Пользоваться компасом, если есть рядом железные предметы;

  • Вблизи линий электропередач и во время грозы.

Оцените себя в листе самооценивания

Решение проблемы.

Вызываю опять того же ученика.

- Теперь ты можешь пойти на север?

Практическая работа.

- Определите, в какой стороне находятся сказочные герои, используя компас. На каждого учащегося по одному сказочному герою. (Герои развешаны по классу.

Они определяют местонахождение героев по компасу.)

ПРОВЕРКА

Оцените себя в листе самооценивания

Конспект урока по познанию мира на тему Ориентирование по компасу. Практическое занятие. (2 класс)

Конспект урока по познанию мира на тему Ориентирование по компасу. Практическое занятие. (2 класс)

Конспект урока по познанию мира на тему Ориентирование по компасу. Практическое занятие. (2 класс)

Конспект урока по познанию мира на тему Ориентирование по компасу. Практическое занятие. (2 класс)

- Так для чего же служит компас?

Вывод: компас служит для определение сторон горизонта.

10.Рефлексия. Итог урока.

- Возьмите листочки и ручки. От исходной красной точки пройдите 3 шага на запад, 2 шага на юг, 3 шага на восток, 3 шага снова на юг и 3 шага на запад.

- Что получилось? (5)

- У кого получилось 5 - тот хорошо знает стороны горизонта.

11.Д/з

Карточка.

Задание: Составьте и запишите обратный путь сказочного героя.

«Он вышел из своего домика ранним утром и отправился в путешествие. Сначала он медленно брёл на юго-восток, пока не увидел высокое дерево, от него он быстро пошёл на север, где его ждал друг. Когда они встретились, то решили пойти вместе на юго-запад, так как там находился замок принцессы, которую друзья хотели спасти. Они выручили принцессу и отправились в обратный путь.

Лист самооценивания.

Игра «Ассоциации»

Практическая работа «Путешествие муравья»

Практическая работа в тетради «Компас»

Определение нахождения сказочных героев

Рефлексия

Пятёрочка

Итого баллов:

«5» - если все слова распределили правильно;

«4» - если допустили 1-2 ошибки;

«3» - если допустили 3-4 ошибки;

«2» - если допустили 5-6 ошибки;

«5» - если все предметы распределили правильно;

«4» - если допустили 1 ошибку;

«3» - если допустили 2 ошибки;

«5» - если всё распределили правильно;

«4» - если допустили 1 ошибку;

«3» - если допустили 2 ошибки;

«2» - если допустили 3 ошибки;

«5» - если всех героев определили правильно;

«4» - если допустили 1 ошибку;

«3» - если допустили 2 ошибки;

«2» - если допустили 3 ошибки;

«5» - если получилась пятёрочка;

«4» - если допустили 1 ошибку;

«3» - если допустили 2 ошибки;

«2» - если допустили 3 ошибки;

от 25 до 23 баллов 5

от 22 до 21 болла 4

от 20 до 17 баллов 3


© 2010-2022