Доклад с презентацией «Урок свободного полёта»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1 сл. Галкина Ольга Анатольевна, учитель начальных классов, МАОУ СОШ № 5, г.Березники

"Урок "свободного полёта" Несколько лет назад я увидела урок в финской школе. Очень многое меня заинтересовало - 2 сл. и парты расставлены не рядами, а в виде кругов, точнее - "разрезанных тортиков" (т.к. сектора - "кусочки" могут раздвигаться), и часть работы дети делают там, где удобно - на полу, на других столах, на окне, и общаются они друг с другом постоянно, и, как-то, естественно... Но особенно меня удивило не это, а то, что в первые минуты урока я не заметила учителя! 3 сл. Дети зашли в класс, спокойно расселись, начали самостоятельно что-то делать, пробовать, потом у некоторых появились вопросы - вот здесь и "вошёл в урок" учитель - дети либо подходили для разъяснений, либо приглашали его к своему столу. Учитель появился на уроке незаметно, словно ожидая своего вопроса. Он не доминировал в классе, главным было то, что делали дети! Сейчас я понимаю, что это и стало для меня эталоном, образцом урока по-новому. 4сл. И по новому ФГОС. В основе стандартов - системно-деятельностный подход, формула которого: практическая задача → невозможность решения (проблема) →получение нового знания→открытие (решение). Именно так происходит формирование УУД - обобщенных способов действий-личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, обеспечивающих решение жизненных задач. Всё это я увидела в том уроке - и самостоятельный выбор работы (задания), и попытка решения, как индивидуальная, так и в сотрудничестве с другими, и обращение к более опытному, и коррекция своей работы... Это и есть активное присвоение ребёнком нового знания, это и есть умение учить себя! Но как достичь этого "СВОБОДНОГО ПОЛЁТА" учеников? Я начала читать о финской системе обучения, знакомиться с материалами из опыта работы российских педагогов - новаторов [1]. 5 сл. Мне далеко ещё до такой лёгкости, и, кажущейся на первый взгляд, простоты проведения урока - сценарии, иногда обдумываются и переписываются много раз, долго и с трудом подбираются задания. (В такие минуты я подбадриваю себя словами Л.Толстого "Чем труднее учителю, тем легче ученику"). Да, сегодня многие приёмы развития УУД в рамках учебных предметов и во внеурочной деятельности, вошли в мою педагогическую практику. И всё же, не это считаю своим успехом, а принятие (осознание) мудрой мысли - "невозможно поделиться тем, чего не имеешь". Чтобы научить детей учиться, нужно самой совершенствовать данное умение! Это стало моим педагогическим принципом, и сегодня я поделюсь с вами своими "открытиями", а сделаю это через раскрытие смысла мудрого высказывания. 6 сл. Открытие первое - "особая среда". Для формирования коммуникативных УУД необходима "особая среда" - зона безопасного и свободного обмена мнениями. Психологи считают продуктивным стилем педагогического общения стиль на основе дружеского расположения. Я согласна - взаимоотношения между педагогом и учащимися - это не отношения начальника и подчиненного, а взаимоотношения между равными личностями, направленные на развитие и ученика, и педагога. Дружеское расположение - важнейший регулятор общения вообще, а педагогического общения особенно. Поэтому нам просто необходимо учиться правильно общаться. С самого начала совместно с детьми устанавливаем правила, например:

  • Все люди (и маленькие и большие) имеют право на ошибку.
  • Никогда не осмеивай чужое мнение (разных мнений может быть много).
  • Возражая, аргументируй (доказывай), а критикуя, предлагай.
  • Когда одновременно говорят два человека, им трудно услышать друг друга.
7 сл. Эти (и другие), правила действую как на уроке, так и во внеурочном пространстве. К концу 4 класса ребята уже знакомы с типами вопросов (прил.1), 8 сл. правилами ведения дискуссии (прил.2). 9 сл. Открытие второе - "трудно общаться с "НИСКЕМ". Поясню. Большая часть работы в современной школе, к сожалению, всё ещё проходит фронтально. С кем учится коммуницировать ученик, стоя перед классом у доски и рассказывая, например, правило? С НИСКЕМ. А с "нискем" общаться трудно. Я убеждена, что от фронтальной работы нужно уходить как можно быстрее. Гораздо полезнее работа в парах. С тем же правилом, но в парах, мы решаем несколько задач одновременно, так как учимся:
  • слушать, слышать и понимать другого,
  • взаимно контролировать друг друга,
  • правильно выражать свои мысли,
  • оказывать поддержку друг другу и пр.
10 сл. Открытие третье - "закон синергии действует!" Этот закон из теории менеджмента организации проявляется "в приросте энергии, превышающем сумму индивидуальных усилий членов команды", другими словами - "2+2 = 5". Это явление предопределило переход человечества к организованным формам деятельности [3]. Во всём мире в творческой, деловой, научной сфере человек не работает в одиночку, создаются команды из 5-7 человек. Организация групповой работы имеет большое значение и на уроке:
  • на формирование знаний, умений и навыков тратится меньше времени, чем при фронтальной работе;
  • возрастает объём и глубина понимания усваиваемого материала;
  • возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся.
Я стремлюсь, чтоб группы, в которые входят дети были разными. Для этого использую различные приёмы отбора групп - "Гонка за лидером", "Цвет и форма", "Подарок для самого слабого", "Короткая спичка" и многие другие. Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх. Кроме этого возрастает сплочённость класса, формируется умение решать конфликтные ситуации, ученики учатся оценивать других и более точно оценивает свои возможности. Начиная работу над регулятивными УУД, я вновь задавала вопросы - "а сама я умею ставить цели?", "верно ли расставляю приоритеты?", "могу ли скорректировать деятельность, если понимаю, что ошибаюсь?" Мне кажется, что многие сидящие в этом зале осознают - "да, часто делаем лишнее, упуская что-то важное!, да, часто идём "проторённой дорожкой", потому что так легче, хотя понимаем - пора что-то менять!, да, часто выходим из школы "выжатые, как лимоны"... Тогда где же наши умения планировать, корректировать, ставить цели?! А ведь "не возможно поделиться тем, чего не имеешь"... И я учусь планировать (значит уважать своё и чужое время!), я учусь корректировать и оценивать. И обучая этому ребят, я делаю очередные маленькие открытия. 11 сл. Открытие четвёртое - "планы могут быть разные": на четверть, на неделю, групповые и индивидуальные, под проект и под задачу... Например, начиная работу над новой темой, мы записываем всё, что знаем, и то, что пока не знаем (интересно, необходимо узнать и пр.). Эти "пунктики незнания" и есть заготовка плана работы над темой. По этой же схеме идёт работа по постановке целей и задач урока, подготовке к контрольной работе и т.д. Я приготовила памятку для составления плана при работе над мини-проектом (прил.3). 12 сл. Открытие пятое - "оценивать трудно, но полезно". Часто я встречаюсь с проблемой оценивания себя - кто-то из-за скромности занижает, кто-то не адекватно завышает свою оценку. А проблема на самом деле, в отсутствии критериев! Если критерии есть, то оценка становится не только простой, но и полезной - можно понять "где не дотягиваю" и "что могу ещё сделать". Использую различные шкалы, стараюсь договориться с детьми, что обозначает самая верхняя и самая нижняя позиция, промежуточные "деления". 13 сл. Многие учителя используют метод проектов, хотя как оценить то или иное умение пока не знают. Я предъявляю детям шкалу с критериями оценки умения планировать работу (прил.4). Мы завели "блокноты - копилки", в которых записываем само-оценки ответов. Делаем это, используя условные обозначения баллы: Ос+ ответил, подняв руку сам правильно - 5 баллов, Оу+ ответил по просьбе учителя правильно 4 балла, Ос- ответил подняв руку сам, но неправильно 2 балла, Оу- ответил по просьбе учителя неверно - 1 балл, О- на уроке не отвечал - 0 баллов. Можно оценивать уровень знаний по одному уроку или по всей теме. 14 сл. Работа над формированием познавательных УУД для меня наиболее понятна. Я давно включаю в каждый урок задания "на логику", ТРИЗовские задачки, приучаю детей работать со схемой, таблицей, моделью, символами. *И открытие моё в этом направлении трудно назвать моим - просто я осознаю это сейчас особенно - "вызывает познавательный интерес только то, что любопытно". 15 сл. Результаты работы уже заметны: ребята умеют работать в парах и группах, они инициативны, любознательны, могут определять цели и задачи работы (или делают это с минимальной помощью), могут анализировать свою работу, активно учатся контролировать и оценивать команду и себя в ней. 16 сл. А я делаю ещё одно открытие - "обучая, я обучаюсь". Делать ежедневные открытия, присваивая (принимая) новое - вот цель обучения по ФГОС Невозможно поделиться тем, чего не имеешь... И день за днём, выстраивая урок для детей, я постепенно создаю условия для своего "свободного полёта".

Использованная литература:
  1. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М.: Просвещение, 1991
  2. Проектная деятельность учащихся, как средство формирования ключевых компетенций. 2009.
  3. Теория менеджмента организации. - М.: Просвещение, 2005





Приложение 1. «Типы вопросов»

  • Вопросы на уточнение: «Уточни, пожалуйста, …», «Правильно ли я услышала...?», «Повтори, пожалуйста…».
  • Вопросы на развитие: «Не мог бы ты сообщить дополнительно…», «Не мог бы ты разъяснить более подробно…?», или «Что…?», «Какой…?», «Когда…?», «Зачем…?». «Почему…?» и т.д.
  • Вопрос на отношение: «Как ты относишься к …?», «Что ты думаешь о …?»
  • Вопрос на понимание: «Правильно ли я понял?...»





Приложение 2. «Правила ведения дискуссии»

  1. Обращаться к друг другу следует по имени.
  2. Прежде, чем ответить на вопрос, необходимо его повторить.
  3. Не следует говорить: «Ты неправильно меня понял». Вместо этого следует взять вину на себя «По-видимому, я плохо сформулировал свою мысль».
  4. К неожиданностям во время дискуссии следует относиться спокойно, не принимая позу «обороны» или «наступления».
  5. Не мешайте партнёру говорить и демонстрируйте умение слушать.
  6. Корректно задавайте вопросы.





Приложение 3. «Памятка для составления плана»

  • Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта? (Ответ на этот вопрос поможет разбить весь путь от исходной проблемы и цели проекта на отдельные этапы и определить задачи)
  • Как ты будешь это решать? (Определение способов работы)
  • Когда ты будешь это делать? (Определение сроков работы)
  • Чего у тебя пока нет для решения этих задач? (Выявление недостающих ресурсов)



Приложение 4. «Критериальная шкала оценивания

умения составлять план» Критерии Баллы 1. Самостоятельность в составлении плана

  • план составлен самостоятельно
  • план составлен с помощью
  • плана нет

10 5 0 2. Полнота плана
  • имеется план собственных шагов (что?)
  • определены способы (как?)
  • определено время (когда?)
  • определены необходимые ресурсы (чем? с кем?)

10 +5 +5 +5 3. Достижение цели
  • план обеспечивает достижения поставленной цели
  • план обеспечивает достижения поставленной цели частично
  • план не обеспечивает достижения поставленной цели

10 5 0

5


© 2010-2022