- Преподавателю
- Начальные классы
- Доклад с презентацией «Урок свободного полёта»
Доклад с презентацией «Урок свободного полёта»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Галкина О.А. |
Дата | 19.03.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
1 сл. Галкина Ольга Анатольевна, учитель начальных классов, МАОУ СОШ № 5, г.Березники
"Урок "свободного полёта" Несколько лет назад я увидела урок в финской школе. Очень многое меня заинтересовало - 2 сл. и парты расставлены не рядами, а в виде кругов, точнее - "разрезанных тортиков" (т.к. сектора - "кусочки" могут раздвигаться), и часть работы дети делают там, где удобно - на полу, на других столах, на окне, и общаются они друг с другом постоянно, и, как-то, естественно... Но особенно меня удивило не это, а то, что в первые минуты урока я не заметила учителя! 3 сл. Дети зашли в класс, спокойно расселись, начали самостоятельно что-то делать, пробовать, потом у некоторых появились вопросы - вот здесь и "вошёл в урок" учитель - дети либо подходили для разъяснений, либо приглашали его к своему столу. Учитель появился на уроке незаметно, словно ожидая своего вопроса. Он не доминировал в классе, главным было то, что делали дети! Сейчас я понимаю, что это и стало для меня эталоном, образцом урока по-новому. 4сл. И по новому ФГОС. В основе стандартов - системно-деятельностный подход, формула которого: практическая задача → невозможность решения (проблема) →получение нового знания→открытие (решение). Именно так происходит формирование УУД - обобщенных способов действий-личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, обеспечивающих решение жизненных задач. Всё это я увидела в том уроке - и самостоятельный выбор работы (задания), и попытка решения, как индивидуальная, так и в сотрудничестве с другими, и обращение к более опытному, и коррекция своей работы... Это и есть активное присвоение ребёнком нового знания, это и есть умение учить себя! Но как достичь этого "СВОБОДНОГО ПОЛЁТА" учеников? Я начала читать о финской системе обучения, знакомиться с материалами из опыта работы российских педагогов - новаторов [1]. 5 сл. Мне далеко ещё до такой лёгкости, и, кажущейся на первый взгляд, простоты проведения урока - сценарии, иногда обдумываются и переписываются много раз, долго и с трудом подбираются задания. (В такие минуты я подбадриваю себя словами Л.Толстого "Чем труднее учителю, тем легче ученику"). Да, сегодня многие приёмы развития УУД в рамках учебных предметов и во внеурочной деятельности, вошли в мою педагогическую практику. И всё же, не это считаю своим успехом, а принятие (осознание) мудрой мысли - "невозможно поделиться тем, чего не имеешь". Чтобы научить детей учиться, нужно самой совершенствовать данное умение! Это стало моим педагогическим принципом, и сегодня я поделюсь с вами своими "открытиями", а сделаю это через раскрытие смысла мудрого высказывания. 6 сл. Открытие первое - "особая среда". Для формирования коммуникативных УУД необходима "особая среда" - зона безопасного и свободного обмена мнениями. Психологи считают продуктивным стилем педагогического общения стиль на основе дружеского расположения. Я согласна - взаимоотношения между педагогом и учащимися - это не отношения начальника и подчиненного, а взаимоотношения между равными личностями, направленные на развитие и ученика, и педагога. Дружеское расположение - важнейший регулятор общения вообще, а педагогического общения особенно. Поэтому нам просто необходимо учиться правильно общаться. С самого начала совместно с детьми устанавливаем правила, например:
- Все люди (и маленькие и большие) имеют право на ошибку.
- Никогда не осмеивай чужое мнение (разных мнений может быть много).
- Возражая, аргументируй (доказывай), а критикуя, предлагай.
- Когда одновременно говорят два человека, им трудно услышать друг друга.
- слушать, слышать и понимать другого,
- взаимно контролировать друг друга,
- правильно выражать свои мысли,
- оказывать поддержку друг другу и пр.
- на формирование знаний, умений и навыков тратится меньше времени, чем при фронтальной работе;
- возрастает объём и глубина понимания усваиваемого материала;
- возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся.
Использованная литература:
- Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М.: Просвещение, 1991
- Проектная деятельность учащихся, как средство формирования ключевых компетенций. 2009.
- Теория менеджмента организации. - М.: Просвещение, 2005
Приложение 1. «Типы вопросов»
- Вопросы на уточнение: «Уточни, пожалуйста, …», «Правильно ли я услышала...?», «Повтори, пожалуйста…».
- Вопросы на развитие: «Не мог бы ты сообщить дополнительно…», «Не мог бы ты разъяснить более подробно…?», или «Что…?», «Какой…?», «Когда…?», «Зачем…?». «Почему…?» и т.д.
- Вопрос на отношение: «Как ты относишься к …?», «Что ты думаешь о …?»
- Вопрос на понимание: «Правильно ли я понял?...»
Приложение 2. «Правила ведения дискуссии»
- Обращаться к друг другу следует по имени.
- Прежде, чем ответить на вопрос, необходимо его повторить.
- Не следует говорить: «Ты неправильно меня понял». Вместо этого следует взять вину на себя «По-видимому, я плохо сформулировал свою мысль».
- К неожиданностям во время дискуссии следует относиться спокойно, не принимая позу «обороны» или «наступления».
- Не мешайте партнёру говорить и демонстрируйте умение слушать.
- Корректно задавайте вопросы.
Приложение 3. «Памятка для составления плана»
- Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта? (Ответ на этот вопрос поможет разбить весь путь от исходной проблемы и цели проекта на отдельные этапы и определить задачи)
- Как ты будешь это решать? (Определение способов работы)
- Когда ты будешь это делать? (Определение сроков работы)
- Чего у тебя пока нет для решения этих задач? (Выявление недостающих ресурсов)
Приложение 4. «Критериальная шкала оценивания
умения составлять план» Критерии Баллы 1. Самостоятельность в составлении плана
- план составлен самостоятельно
- план составлен с помощью
- плана нет
10 5 0 2. Полнота плана
- имеется план собственных шагов (что?)
- определены способы (как?)
- определено время (когда?)
- определены необходимые ресурсы (чем? с кем?)
10 +5 +5 +5 3. Достижение цели
- план обеспечивает достижения поставленной цели
- план обеспечивает достижения поставленной цели частично
- план не обеспечивает достижения поставленной цели
10 5 0
5