Формирование УУД начальные классы

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование универсальных учебных действий


Термин «универсальные учебные действия» (далее УУД) означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В психологическом значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностно-морального выбора.
Функции универсальных учебных действий:

  1. обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  2. создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Место универсальных учебных действий в образовательной программе начальной школы Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов. Требования к формированию УУД находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов: «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология» - в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся.
Новые подходы в работе учителя
  • Необходимость выделения цели формирования УУД,
  • Поэтапная отработка УУД.
  • Определение связи каждого УУД с предметной дисциплиной. Выделение предметных дисциплин, наиболее адекватных (благоприятных) для формирования конкретных видов УУД.
  • УУД могут быть сформированы только в процессе определенной учебной деятельности.
  • Важно создать новые условия для такой деятельности.
  • Важно изменить сам образовательный процесс: освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создать новую информационно-образовательную среду.

Характеристика результатов формирования УУД (примерная)

Личностные УУД

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

  • Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».
  • Уважать свою семью, своих родственников, любить родителей.
  • Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.
  • Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм
  • Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».
  • Уважение к своему народу, к своей родине.
  • Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
  • Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

  • Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».
  • Уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов.
  • Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.
  • Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей
  • Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.
  • Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.
  • Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута.
  • Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

Регулятивные УУД

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

  • Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
  • Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.
  • Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
  • Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.
  • Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
  • Следовать режиму организации учебной и внеурочной деятельности.
  • Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
  • Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
  • Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
  • Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль).
  • Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
  • Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

  • Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
  • Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях.
  • Определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно.
  • Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
  • Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.
  • Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
  • Использовать в работе литературу, инструменты, приборы.
  • Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.
  • Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
  • Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.
  • Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

Познавательные УУД

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

  • Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
  • Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
  • Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
  • Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
  • Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.
  • Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
  • Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
  • Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.
  • Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план.
  • Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.
  • Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике.
  • Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы

  • Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
  • Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;
  • Отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.)
  • Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.
  • Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

  • Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
  • Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;
  • Отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.
  • Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
  • Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
  • Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.
  • Составлять сложный план текста.
  • Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде

Коммуникативные УУД

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

  • Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
  • Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
  • Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
  • Слушать и понимать речь других.
  • Участвовать в паре.

  • Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
  • Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
  • Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

  • Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
  • Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
  • Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
  • Критично относиться к своему мнению
  • Понимать точку зрения другого
  • Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

  • Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
  • Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
  • Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
  • Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
  • Понимать точку зрения другого
  • Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.

© 2010-2022