- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по обучению детей грамоте Звук [ц] и буквы Ц ц
Конспект урока по обучению детей грамоте Звук [ц] и буквы Ц ц
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Репская Н.Б. |
Дата | 17.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок обучения грамоте в 1классе.
Тема: Звук [ц] и буквы Ц ц.
Цель:
1) научить выделять звук [ц] в словах и правильно его произносить (кратко, как один звук, не разделяя на [т] и [с]); познакомить с буквой ц, научить читать с ней слоги, слова и предложения;
2) развивать умение давать характеристику звуку, производить звуковой анализ слов; учить плавному слоговому чтению с переходом к чтению целыми словами; развивать фонематический слух, речь, логическое мышление;
-
воспитывать умение работать в коллективе, в паре; доброжелательное отношение к обучению.
Оборудование:
1. рисунок курица с цыплятами, цыплёнок Цып;
2. таблица буквы ц (печатная, письменная);
3. звуковые схемы;
4. слоги-слияния;
-
индивидуальные карточки со словами и рисунками.
Ход урока:
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!
-
ПОВТОРЕНИЕ.
-
Работа по «Буквограду».
-
Как называется город, в котором поселились все буквы?
-
На каких улицах они «живут»?
-
Назовите жителей улицы Гласных?
-
Что о них вы узнали?
-
Какие буквы поселились на улице Согласных?
-
Что мы узнали о сонорных согласных?
-
Назовите парные согласные. Что вы узнали о них?
2.Игра «Определим лишнее».
-
Назовите первую группу букв.
-
Какая здесь буква лишняя и почему?
-
Прочитайте слово, получившееся из «лишних» букв.
е и я ю у е
а м н д р й л
п т г с ф ш к
з в а б г й д
-
угадай
-
РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.
-
Выделение нового звука ц.
-
-
А угадать вам нужно мою загадку, о ком идёт речь в ней?
Цветёт у птичника цветок,
Цветок на паре тонких ног,
Цветок пушист и звонок…
- Цветок, ты кто?
- Цыплёнок!
-
Фонетическая зарядка.
-
Как хозяйка подзывает цыплят?
-
Скажите, какой новый звук вы услышали? (ц-ц-ц…)
-
Скажите его ещё раз и последите, как он произноситься?
-
Игра «Тим и Том».
Два ученика в роли Тима и Тома.
Дети читают или называют слова по рисунку и отдают Тиму или Тому. (дифференцированная работа)
(карточки со словами и рисунками разложены на столе )
цирк, цапля, цыган, циркуль, цифры, кольцо, крыльцо,церковь.
-
Ребята, а что вы заметили?
-
А почему так получилось, что Тиму не досталось ни одного слова?
-
Сделайте вывод, что же мы узнали о новом звуке?
Узелок на память: звук [ц] всегда говориться твёрдо, он не подчиняется команде «Читайся мягко».
-
Чтение сказки «Цыплёнок Цып».
-
Я прочитаю вам сказку, а вы слушайте внимательно и запомните слова со звуком ц.
Чтение сказки.
Цыпленок Цып Цыпленок Цып вылупился из яйца самым первым и теперь сидел на крыльце и ждал, когда же, наконец, вылупятся остальные цыплята.
-Мама, ты неправильно сидишь! Видишь - никто не вылупляется больше! Курица так удивилась, что только глазами захлопала.
-Ну, ты посиди, - говорит Цып, - а я пойду, прогуляюсь. Вышел Цып в поле, подошёл к цветку и говорит:
- Неправильно ты цветёшь! Надо вниз цветком
цвести, тогда на тебя всякие бабочки и жуки не будут садиться. Сказал и пошёл дальше. Смотрит - гусеница ползёт.
-
Эй, гусеница, ты неправильно ползёшь!
-
А как же надо? - удивилась гусеница.
-
Надо свернуться кольцом и катиться, так быстрее будет!
- Эй, цапля, ты же неправильно ловишь! Смотри, как надо!
И как прыгнет в болото. Тут бы Цыпу и конец пришёл, хорошо - цапля его вытащила.
- Чтобы учить, - говорит цапля, - надо самому что-нибудь знать.
Понял, Цып?..
-
Какие слова вы запомнили?
-
Вам понравилась сказка?
-
Кто запомнил слова цапли?
-
Почему она так сказала?
Физминутка.
-
Знакомство с буквой ц.
Открывается доска.
-
Пока цыплёнок путешествовал, у мамы курицы уже вылупились цыплята.
-
Давайте составим схему слова курица.
Звуковой анализ слова.
К - [к] - согласный, глухой, твердый.
У - [у] - гласный, ударный.
Р - [р] - согласный, звонкий, мягкий.
И - [и] - гласный, безударный.
Ц - [ц] - согласный, глухой, твердый.
А - [а] - гласный, безударный.
-
____
.
______
-
ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
-
Работа по азбуке.
-
откройте азбуку на странице 100, найдите рисунок и проверьте, так ли мы составили схему;
-
рассмотрите в верхнем правом уголке букву, которой обозначается звук ц; это буква цэ.
-
Что мы должны о ней запомнить и знать?
-
-
знакомство со стихотворением о букве ц;
-
-
(читает ученик, а затем хоровое плавное чтение и заучивание)
-
А почему рядом нарисован котик?
-
обводка букв и слов в учебнике;
-
Найдите ниже буквы ц, обведите их.
-
Прочитайте и обведите слова.
-
Что вы заметили?
-
Составить предложения со словами.
-
Запись схем.
(Слоги цы-ци читаются одинаково, со случаями написания и-ы мы познакомимся на уроках русского языка)
-
работа в парах (составить слоги с буквой ц и прочитать)
-
индивидуальная работа;
-
Вставить букву в словах;
-
Соедините слово и рисунок;
-
В каком слове можно заменить первую букву и получить новое слово? (цапля - капля
IV.ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
-
-
Чтение слов по учебнику.
-
плавное чтение и деление на слоги (самостоятельная работа)
-
выделение ударных и безударных гласных
-
обработка чтения.
-
Работа с загадкой.
-
Чтение загадки учеником;
-
Отгадывание (составление слова-отгадки из букв)
-
Звуковой анализ слова
-
-
-
-
-
Работа с рассказом «Целый месяц».
-
Чтение рассказа;
-
Беседа по вопросам;
-
Что вы узнали о героине рассказа?
-
Что Асе сказал папа?
-
Ребята, а если бы вы встретили Асю, чтобы вы ей сказали?
(чтение рассказа).
-
ИТОГ УРОКА.
-
Ребята, у вас на столе лежит рисунок, я хочу увидеть какое у вас настроение.
-
Если вам интересно было на уроке, то дорисуйте ротик улыбка - J
-
Если вам безразлично, что происходило во время урока, то ротик - K
-
А если грустно, то грустный - L
-
Спасибо за урок.
САМОАНАЛИЗ:
Это первый урок знакомства с новой буквой, поэтому основная работа велась по выделению нового звука и слов с ними, его характеристики, умению его обозначить буквой, запомнить его написание и правильное чтение. Старалась в ходе всего урока опираться на уже полученные ранее знания учащихся. Планируя урок, выбирала интересный, познавательный и разнообразный по форме работы материал:
- провела фонетическую зарядку;
- активизировала работу разгадыванием загадок, чтением интересной сказки, использованием раздаточного и наглядного материала;
- использовала разные формы работы: индивидуальную, работу в парах, самостоятельную и фронтальный опрос;
- привлекала в уроке дополнительный материал.
Урок старалась выдержать в размеренном темпе, постоянно поддерживала интерес учащихся, по современным требованиям выстраивала все виды работы как единое целое, вытекающие один из другого.