Конспект урока по обучению детей грамоте Звук [ц] и буквы Ц ц

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок обучения грамоте в 1классе.

Тема: Звук [ц] и буквы Ц ц.

Цель:

1) научить выделять звук [ц] в словах и правильно его произносить (кратко, как один звук, не разделяя на [т] и [с]); познакомить с буквой ц, научить читать с ней слоги, слова и предложения;

2) развивать умение давать характеристику звуку, производить звуковой анализ слов; учить плавному слоговому чтению с переходом к чтению целыми словами; развивать фонематический слух, речь, логическое мышление;

  1. воспитывать умение работать в коллективе, в паре; доброжелательное отношение к обучению.

Оборудование:

1. рисунок курица с цыплятами, цыплёнок Цып;

2. таблица буквы ц (печатная, письменная);

3. звуковые схемы;

4. слоги-слияния;

  1. индивидуальные карточки со словами и рисунками.

Ход урока:

Не теряя ни минутки,

Приглашаю вас я в путь!

Взять все знания в дорогу!

И улыбку не забудь!


  1. ПОВТОРЕНИЕ.

  1. Работа по «Буквограду».

  • Как называется город, в котором поселились все буквы?

  • На каких улицах они «живут»?

  • Назовите жителей улицы Гласных?

  • Что о них вы узнали?

  • Какие буквы поселились на улице Согласных?

  • Что мы узнали о сонорных согласных?

  • Назовите парные согласные. Что вы узнали о них?

2.Игра «Определим лишнее».

  • Назовите первую группу букв.

  • Какая здесь буква лишняя и почему?

  • Прочитайте слово, получившееся из «лишних» букв.

е и я ю у е

а м н д р й л

п т г с ф ш к

з в а б г й д


угадай

  1. РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.

    1. Выделение нового звука ц.

  • А угадать вам нужно мою загадку, о ком идёт речь в ней?

Цветёт у птичника цветок,

Цветок на паре тонких ног,

Цветок пушист и звонок…

- Цветок, ты кто?

- Цыплёнок!


  1. Фонетическая зарядка.

  • Как хозяйка подзывает цыплят?

  • Скажите, какой новый звук вы услышали? (ц-ц-ц…)

  • Скажите его ещё раз и последите, как он произноситься?


  1. Игра «Тим и Том».

Два ученика в роли Тима и Тома.

Дети читают или называют слова по рисунку и отдают Тиму или Тому. (дифференцированная работа)

(карточки со словами и рисунками разложены на столе )

цирк, цапля, цыган, циркуль, цифры, кольцо, крыльцо,церковь.


  • Ребята, а что вы заметили?

  • А почему так получилось, что Тиму не досталось ни одного слова?

  • Сделайте вывод, что же мы узнали о новом звуке?

Узелок на память: звук [ц] всегда говориться твёрдо, он не подчиняется команде «Читайся мягко».


  1. Чтение сказки «Цыплёнок Цып».

  • Я прочитаю вам сказку, а вы слушайте внимательно и запомните слова со звуком ц.

Чтение сказки.

Цыпленок Цып Цыпленок Цып вылупился из яйца самым первым и теперь сидел на крыльце и ждал, когда же, наконец, вылупятся остальные цыплята.

Конспект урока по обучению детей грамоте Звук [ц] и буквы Ц ц.

-Мама, ты неправильно си­дишь! Видишь - никто не вы­лупляется больше! Курица так удивилась, что только глазами захлопала.

-Ну, ты посиди, - говорит Цып, - а я пойду, прогуляюсь. Вышел Цып в поле, подошёл к цветку и говорит:

- Неправильно ты цветёшь! Надо вниз цветком

цвести, тогда на тебя всякие бабочки и жуки не бу­дут садиться. Сказал и пошёл дальше. Смотрит - гусеница ползёт.

  • Эй, гусеница, ты неправильно ползёшь!

  • А как же надо? - удивилась гусеница.

  • Надо свернуться кольцом и катиться, так быст­рее будет!

Сказал и пошёл дальше. Смотрит - цапля лягу­шек ловит.

- Эй, цапля, ты же неправильно ловишь! Смот­ри, как надо!

И как прыгнет в болото. Тут бы Цыпу и конец пришёл, хорошо - цапля его вытащила.

- Чтобы учить, - говорит цапля, - надо самому что-нибудь знать.

Понял, Цып?..


  • Какие слова вы запомнили?

  • Вам понравилась сказка?

  • Кто запомнил слова цапли?

  • Почему она так сказала?

Физминутка.


  1. Знакомство с буквой ц.

Открывается доска.

  • Пока цыплёнок путешествовал, у мамы курицы уже вылупились цыплята.

  • Давайте составим схему слова курица.

Звуковой анализ слова.

К - [к] - согласный, глухой, твердый.

У - [у] - гласный, ударный.

Р - [р] - согласный, звонкий, мягкий.

И - [и] - гласный, безударный.

Ц - [ц] - согласный, глухой, твердый.

А - [а] - гласный, безударный.


____

Конспект урока по обучению детей грамоте Звук [ц] и буквы Ц ц.Конспект урока по обучению детей грамоте Звук [ц] и буквы Ц ц.

.

______

Конспект урока по обучению детей грамоте Звук [ц] и буквы Ц ц.


Конспект урока по обучению детей грамоте Звук [ц] и буквы Ц ц.



  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

    1. Работа по азбуке.

      1. откройте азбуку на странице 100, найдите рисунок и проверьте, так ли мы составили схему;

      2. рассмотрите в верхнем правом уголке букву, которой обозначается звук ц; это буква цэ.

        • Что мы должны о ней запомнить и знать?

      3. знакомство со стихотворением о букве ц;

(читает ученик, а затем хоровое плавное чтение и заучивание)

  • А почему рядом нарисован котик?

  1. обводка букв и слов в учебнике;

    • Найдите ниже буквы ц, обведите их.

    • Прочитайте и обведите слова.

    • Что вы заметили?

    • Составить предложения со словами.

Запись схем.

(Слоги цы-ци читаются одинаково, со случаями написания и-ы мы познакомимся на уроках русского языка)

  1. работа в парах (составить слоги с буквой ц и прочитать)

  2. индивидуальная работа;

  • Вставить букву в словах;

  • Соедините слово и рисунок;




  • В каком слове можно заменить первую букву и получить новое слово? (цапля - капля

IV.ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

    1. Чтение слов по учебнику.

      • плавное чтение и деление на слоги (самостоятельная работа)

      • выделение ударных и безударных гласных

      • обработка чтения.

        1. Работа с загадкой.

          • Чтение загадки учеником;

          • Отгадывание (составление слова-отгадки из букв)

          • Звуковой анализ слова


  1. Работа с рассказом «Целый месяц».

  • Чтение рассказа;

  • Беседа по вопросам;

  • Что вы узнали о героине рассказа?

  • Что Асе сказал папа?

  • Ребята, а если бы вы встретили Асю, чтобы вы ей сказали?

(чтение рассказа).

  1. ИТОГ УРОКА.

    • Ребята, у вас на столе лежит рисунок, я хочу увидеть какое у вас настроение.

    • Если вам интересно было на уроке, то дорисуйте ротик улыбка - J

    • Если вам безразлично, что происходило во время урока, то ротик - K

    • А если грустно, то грустный - L

Спасибо за урок.








САМОАНАЛИЗ:



Это первый урок знакомства с новой буквой, поэтому основная работа велась по выделению нового звука и слов с ними, его характеристики, умению его обозначить буквой, запомнить его написание и правильное чтение. Старалась в ходе всего урока опираться на уже полученные ранее знания учащихся. Планируя урок, выбирала интересный, познавательный и разнообразный по форме работы материал:

  1. провела фонетическую зарядку;
  2. активизировала работу разгадыванием загадок, чтением интересной сказки, использованием раздаточного и наглядного материала;
  3. использовала разные формы работы: индивидуальную, работу в парах, самостоятельную и фронтальный опрос;
  4. привлекала в уроке дополнительный материал.

Урок старалась выдержать в размеренном темпе, постоянно поддерживала интерес учащихся, по современным требованиям выстраивала все виды работы как единое целое, вытекающие один из другого.


© 2010-2022