Урок по русскому языку 2 класс. Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Учитель: Зайцева Наталья Владимировна

Предмет: Русский язык (ПНШ).

Класс: 2 «Б»

Тема урока: Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий.

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

Цель: выявить правило написания слов мужского и женского рода, основа которых заканчивается на шипящий;

научиться записывать слова мужского и женского рода, основа которых заканчивается на шипящий;

создать алгоритм действий для успешного выполнения работы.

Задачи:

актуализировать знания учащихся, необходимые для открытия новых знаний;

способствовать развитию критического мышления, устойчивости внимания, умения переключать свое внимание, восприятия, связной речи;

создать условия для формирования познавательного интереса к изучению русского языка.

Формирование универсальных учебных действий.

Познавательные УУД

Общеучебные:

самостоятельно выделять и формулировать цель урока; находить информацию в Обратном словаре, анализировать её содержание; понимать и преобразовывать информацию; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; умение обосновывать выбор собственного решения; умение подводить итог своей деятельности; самостоятельно создавать алгоритм своей деятельности при решении проблем различного характера.

Логические - умение выстраивать логическую цепь рассуждений; самостоятельно выбирать критерии для оценки; научатся записывать слова- названия предметов женского и мужского рода, основа которых заканчивается на шипящий, находить информацию в Обратном словаре, анализировать её содержание.

Формирование УУД (метапредметных):

регулятивные - определяют и формулируют цель; принимают и сохраняют учебную задачу, организовывают и контролируют свою работу, работу в паре, группе; оформляют свои мысли в устной и письменной форме; прогнозируют результат своей деятельности;

коммуникативные - умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; умение слушать и вступать в диалог; умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие; умение договариваться и приходить к общему мнению;

личностные - умеют использовать алгоритм самооценки для определения успешности деятельности; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями и трудолюбием.

Ход урока.

Технология

проведения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Предметные УУД

Планируемые результаты

Метапредметные УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

Психологический настрой учащихся, обеспечение нормальной обстановки на уроке.

-Создадим хорошее настроение.

-Улыбнитесь друг другу, садитесь!

-Откройте тетради, запишите дату сегодняшнего урока, вид работы.

Настраиваются на работу, организуют рабочее место.

Общеучебные:

  1. Самоконтроль готовности.

  2. Реакция на учителя, внимание.

Личностные:

Мотивация к учебной деятельности.

2.Актуализация знаний.

Цель:

Повторение изученного материала, необходимого для открытия новых знаний.

Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися.

-Откройте учебник, пользуясь закладкой.

-Прочитайте тему урока.

-Эта тема для нас новая?

2 СЛАЙД

-Давайте выясним, что мы знаем,

чего не знаем?

3 СЛАЙД

-Давайте вспомним информацию, которая понадобится нам сегодня на уроке.

КАРТОЧКИ

-Какую цель поставим на уроке?

4 СЛАЙД

-Рассмотрите картинку.

-Что вы заметили?

-Какие предметы художник изображает в левой части картинки?

Что интересного в названии этих предметов, а в написании слов, обозначающих эти предметы?

Почему художник поделил картинку на 2 части?

С помощью учителя формулируют тему урока, ставят цель урока.

Знаем и умеем отличать слова -названия предметов от других слов.

Определять род слов названий предметов.

Определять основу слова.

-Не знаем, как правильно записывать слова мужского и женского рода с основой на шипящий.

Работа с карточками

Слова ж.р.- она моя

Слова м. р.- он мой

Слова - названия предметов - кто? или что?

Основа слова - часть слова без окончания

Шипящие звуки : [ Ч ] [Щ ] [Ж ] [Ш ]

Цель : выяснить как правильно записывать слова мужского и женского рода с основой на шипящий и научиться их записывать.

Картинка поделена на 2 части.

В левой части слова - названия предметов мужского рода, а в правой - слова женского рода.

Общеучебные УУД:

Применение ранее изученной информации; ориентирование в своей системе знаний.



Логические УУД:

Подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.



Общеучебные:

поиск и выделение информации из различных источников в разных формах (рисунок)

Коммуникативные УУД:

Умение оформлять свои мысли в устной форме.







Регулятивные УУД:

умение определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя

Логические:

подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков.

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию.

3.Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала.

Цель: связать представление о конечной букве основы слова на шипящий с родом этого слова.











ФИЗМИНУТКА.

С. 152 упр.117

-Прочитайте 1,2 абзац задания. Подготовьте ответы на вопросы.

-Прочитайте 3 абзац.

-Что вы будете делать?

-Что интересного вы заметили?

-Почему некоторые слова записаны дважды? Назовите эти слова.

-Есть ли среди слов - предметов, слова-действия?

-Будем работать с этими словами?

Запишите нужные слова.

-А теперь проверьте свою работу.

5 СЛАЙД

-Прочитайте высказывания на странице152 и попытайтесь сделать вывод о работе Ь.

Работаете в группе.



-А может ли Ь обозначать мягкость шипящего звука?

6 СЛАЙД

-Какой ещё можно сделать вывод?

ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА.

-Среди данных слов нет слов мужского и среднего рода. Все слова женского рода.

Выписывают 5 слов: трубач, богач, тягач, циркач, ткач.

Открывают Обратный словарь на букву Ь, находят слова, основа которых заканчивается на - ЧЬ.

Лечь, печь, течь, стричь, помочь.

-Нет.

Записывают : печь, речь, течь, дочь, мелочь.

РАБОТА В ГРУППЕ.

1.Работа в группе.

2.Договариваются.

3.Приходят к общему мнению.

4. Определяют лидера.

Верно 2 высказывание: Ь показывает, что все слова -названия предметов женского рода.

-Нет. Звук [Ч] всегда мягкий, значит не надо ещё раз обозначать его мягкость.

СЛАЙД

Слова мужского рода, основа которых оканчивается на шипящий звук…….(пишутся без Ь на конце основы).

Слова женского рода, основа которых оканчивается на шипящий звук…..(пишутся с Ь на конце основы)

Общеучебные УУД:

Умение находить необходимую информацию как в учебнике, так и в дополнительном источнике ( Обратном словаре)



АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

ОбщеучебныеУУД:

Контролировать и оценивать свою работу в группе;

Умение осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Умение производить коррекционную работу.



Логические;

умение обобщать, делать выводы.

Регулятивные УУД:

Умение организовывать и контролировать свою работу.

Коммуникативные УУД:

умение оформлять свою речь в устной и письменной речи.





Регулятивные:

Умение организовывать и контролировать работу в группе.

Коммуникативные:

Умение работать в группе;

Развитие способности

договариваться и приходить к общему мнению;

Умение слушать и вступать в диалог.



4.Применение теоретических знаний для выполнения упражнений.

Цель: дифференциация слов с основой на шипящий по родам.













5.Самостоятельное использование сформированных умений и навыков (резерв).

Цель: Обобщение полученных знаний.


А)

-Прочитайте задание 118.

-Какова цель задания?

-Как будете записывать?

-А теперь проверьте свою работу.

7 СЛАЙД

-Кто готов проанализировать свою работу?

Б)

-Прочитайте задание 119.

Оцените свои возможности. Кто понял задание? У кого вызвало затруднение?

1.Организует работу в парах.

2.Оказывает помощь.

-А теперь проверим работу.

8 СЛАЙД

Какая пара готова выступить?

Прочитайте, какие слова вы записали в 1 и 2 столбик.

Оцените свою работу.

9 СЛАЙД

-Какой вывод можете сделать о работе Ь?

10СЛАЙД

-Какой вывод сделаете о написании слов мужского и женского рода, основа которых заканчивается на - Ш , -ШЬ?



-Сейчас мы постараемся дополнить алгоритм действий, для того, чтобы не ошибаться в написании слов мужского и женского рода с основой на шипящий.

11 СЛАЙД

  1. Определяю, что данное слово обозначает (предмет, признак, действие).

  2. Произношу слово, определяю, какой звук на конце основы звучит.

  3. Если слово-предмет оканчивается на шипящий, то:

а) определяю…(род);

б) если слово женского рода - Ь на конце основы слова …(пишем).

в) если слово мужского рода - Ь на конце основы ……(не пишется)

-Выполните самостоятельно задание 120, пользуясь алгоритмом.

-А теперь проверьте свою работу.

12 СЛАЙД


ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА.

Распределить слова на 2 группы

В 2 столбика

М.р. Ж.р.

плач печь

трубач мелочь

мяч речь

москвич ночь

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ



РАБОТА В ПАРАХ

1.Работают в парах.

2.Договариваются.

3.Приходят к общему мнению.

4.При необходимости корректируют работу соседа.

-Ш -ШЬ

шалаш гуашь

ковш вошь

финиш брошь

марш глушь

фарш тушь

СЛАЙД

ВЫВОД: Ь показывает, что все слова-названия предметов …..(женского рода).

ВЫВОД: У слов женского рода, основа которых оканчивается на звук [ Ш ], Ь …..( пишется).

У слов мужского рода, основа которых оканчивается на звук [ Ш ] Ь …(не пишется).





Дополняют высказывание.



Глушь, марш, камыш, брошь, сушь, ералаш, вошь, финиш.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ






Познавательные:

Умение сравнивать группировать предметы по заданным основаниям, находить необходимую информации в Обратном словаре.

Общеучебные:

Умение контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.







Логические:

Умение обобщать, делать выводы.





Логические:

умение выстраивать логическую цепь рассуждения.

Общеучебные:

умение создавать алгоритм деятельности при решении проблемы.



Общеучебные:

Умение обосновывать выбор собственного решения.

Личностные:

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.





Коммуникативные:

1.Умение работать в паре.

2.Умение договариваться и приходить к общему мнению.

3.Умение слушать и вступать в диалог.

Регулятивные:

умение высказывать свое предположение, предлагать способ

проверки.

Личностные УУД:

учебно-познавательный интерес к выполняемому заданию.



Коммуникативные:

Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме.









Регулятивные:

умение принимать и сохранять учебную задачу.


6. Рефлексия деятельности.

Цель: Организация рефлексии и самооценки собственной учебной деятельности.

-Давайте подведем итог нашего урока.

-Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

-Достигли мы этой цели?

-А сейчас мы выскажем свое мнение с помощью светофориков.

14 СЛАЙД

-Кто остался доволен своей работой?

-Кто не понял тему?

-У кого есть небольшие трудности?

Спасибо за работу на уроке!

15 СЛАЙД.

Выяснить, как правильно записывать слова мужского и женского рода с основой на шипящий и научиться их правильно записывать.

-Да.

Поднимают сигнальные карточки зеленого цвета.

Карточки красного цвета. Карточки желтого цвета.



Общеучебные:

Умение подводить итог своей деятельности;

самостоятельно выбирать критерии для оценки.


Регулятивные:

умение прогнозировать результат своей деятельности.

Личностные:

адекватное суждение о причинах своего успеха или неуспеха, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.



© 2010-2022