Конспект урока по русскому языку на тему Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Батурова В.М. Открытый урок по русскому языку. 2 «Б» класс. 19.10.2010г. «Начальная школа 21 века»

Русский язык.

Тема: «Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова».

Задачи урока: Оборудование: у детей - учебники, тетради на печатной основе «Пишем грамотно», «копилочки» проверочных слов; у учителя: плакат об обозначении на письме безударных гласных звуков [а], [и].

Ход урока:

1.Оргмомент.

2.Проверка выполнения домашнего задания. Актуализация знаний уч-ся.

- Какие слова называются родственными (однокоренными)?

- Что такое корень слова?

- Что содержится в корне?

- Как найти в слове корень?

- Какие группы однокоренных слов у вас получились при выполнении домашнего задания? (Прочитать группу слов, назвать их общее значение и корень.)

- Как проверить безударный гласный звук в корне слова?

- Откройте свои «копилочки» и просмотрите, с какими словами вы уже работали. Сделайте вывод, какими буквами может быть обозначен безударный гласный звук [а] на письме? Какими буквами может быть обозначен безударный гласный звук [и] на письме? ( Создаю запись на доске.)

- Закройте «копилочки». Как вы думаете, вы уже достаточно много знаете об орфограмме «Безударная гласная в корне слова»? Может, нам пора закончить изучение этой орфограммы? Кто выскажет своё мнение? Давайте проверим на деле свои предположения и в конце урока ещё раз обсудим это.

3. Наблюдения за словами, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному.

(Организую эти наблюдения с целью добиться от детей вывода о том, что написание и выбор проверочного слова зависит от контекста.)

Предлагаю детям самостоятельно подобрать проверочное слово к написанному на доске слову зап[и]вать и записать проверочное и проверяемое слова в тетрадь.

- Прочитайте, что вы записали.

(Ожидаю, что кто-то из учеников запишет: зап[и]вать - петь - запевать, а кто-то зап[и]вать - пить - запивать).

- Проблема: Кто же из вас прав, ребята? Поясните своё мнение.

-Почему же оба варианта являются правильными? ( Найдено проверочное слово - родственник - сходное по смыслу и имеющее общую часть с проверяемым словом.)

- Проблема: Как узнать, какое слово имелось ввиду?

- Давайте включим это слово в предложение, в котором это слово обретёт конкретный смысл. Поработайте в парах. Придумайте предложения для каждого из этих слов: запивать и запевать.

(На доске справа записано (прикрыто):

Я запивал лекарство водой.

Я громко запевал в хоре.)

- Что получилось у вас? А у меня вот какие предложения получились.

- Каким словом надо проверять слово запивал в первом предложении? А во втором? От чего же это зависит, каким словом надо проверять? (От значения слова).

- А значение слова мы поняли благодаря чему? (Составлению предложения).

- Догадайтесь, почему я 2 раза написала слово об[и]жал?

В результате обсуждения на доске появляется запись из 2-х групп родственных слов:

об[и]жал - бег - обежал и об[и]жал - обида - обижал

Я обежал вокруг дома. Плохой мальчик обижал кошку.

- Благодаря чему мы получили возможность понять, о каком именно слове идёт речь? ( Составили предложения.)

- Можно ли, не составляя предложений, понять, какое именно слово имеется ввиду? (Нет.)

- Откройте учебник на с. 16. Найдите рубрику «Обрати внимание!», прочитайте молча и вдумчиво.

(Стираю с доски.)

- Прочти вслух. Подумайте, какие из слов этой рубрики, на ваш взгляд, самые важные? Почему?

- Значит, правильно я вас поняла, что, когда проверяешь безударную гласную, надо подбирать такое проверочное слово, чтобы оно имело общую часть с проверяемым словом и было близко к нему по смыслу?

4. Проверка усвоения материала рубрики «Обрати внимание!» и действия самоконтроля.

- Потренируем свою внимательность. Найдите упражнение №1 на с.17. Прочитайте задание.

-В этом упражнении надо выполнить одно задание или несколько?

- Какие задания будем выполнять сначала? А потом?

- Прочитай 1 предложение. Какие слова подчеркнул учитель в Диминой работе?

- Каким словом Дима проверил слово «скр[и] пила»? Правильно ли Дима его подобрал?

- Какое правило подбора проверочных слов нарушил мальчик?

( Проверочное слово должно быть сходно по смыслу, а не только иметь общую часть с проверяемым словом.)

- Какое значение у слова «скрип»? ( Это такой звук.)

- Какое значение у слова «скрепила» ? ( Крепко соединила.)

- Каким же словом можно проверить слово «скрепила»? (Скрепка, крепкое.)

- Значит, слово «скрепила» пишется в корне с какой гласной? (е)

-Прочитай второе предложение. Какие слова подчеркнул учитель?

- Какое проверочное слово подобрал Дима к слову «скрипели»? Это верно? А какое надо? Какое правило подбора родственных слов нарушил Дима? Значит, в корне слова «скрипели» какую букву надо писать? (и)

-Прочитай третье предложение. В чём ошибся Дима? (Слово скрипач проверил словом скрепка.) А надо?( Скрипка.) А почему именно словом «скрипка» надо проверять? ( Потому что скрипач - музыкант, который играет на скрипке.) Значит, какую гласную букву в корне будем писать в слове скрипач ? (и)

- Прочитай четвёртое предложение. Почему учитель ничего не подчеркнул?

(Дима правильно проверил слово «скрипичный» словом «скрипка».)

Итак, на что надо обращать внимание, когда ищешь проверочное слово?

(Оно должно быть близко по смыслу и иметь общую часть с проверяемым словом.)

- Мы выполнили первую часть задания?

-Какое задание будем выполнять сейчас? ( Выписывать слова в 2 столбика.)

( на доске оформляю начало работы)

- скрип - - скрип, скрипка, скрипач, скрипичный

- креп- - скрепка, скрепила, крепкое

- Молодцы! Хорошо поработали над орфограммой.

5. Работа в тетради «Пишем грамотно». Цель: развитие действия самоконтроля (подготовка к письму под диктовку.)

- А кто из вас может сказать, что такое орфограмма? (Ошибкоопасное место.)

- Когда же мы можем ошибиться? (Когда начинаем писать.)

Потренируемся не делать ошибок!

Откройте тетради «Пишем грамотно», с.18. Упр.2

-Читаем задание.

По вызову учителя дети с места объясняют:

1.Ставлю ударение.

2.Подчёркиваю орфограмму - безударную гласную (е).

3.Говорим « в л[и]су», а пишем « в лесу», проверочное слово «лес».

( Первые 3 слова - фронтально, остальные - самостоятельно, в парах.)

- Когда выполняли работу, что-то заметили необычное? Что?( В слове «дятлы» орфограммы нет, потому что гласный корня под ударением.)

- Проверяем оставшиеся слова.

Закрываем тетради - на подставку.

Записываем под диктовку в обычных тетрадях.

Самопроверка по открытым тетрадям «Пишем грамотно».

- Кого можно поздравить с безошибочным написанием?

6. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Итак, наш урок подошёл к концу. Вспомните начало урока и вопрос, который я вам задала после просмотра «копилочек».

- Насколько хорошо вы знаете орфограмму «Безударная гласная в корне»?

- На что вам надо обратить внимание? В чём потренироваться?

Поддерживая ваше мнение, я задаю вам такое задание:

Учебник, с.17, упр.2 Догадайся, какая проверка нужна в словах с транскрипцией.

-Когда вы будете подбирать проверочные слова, на что вы будете обращать внимание? (Они должны быть близкие по значению и иметь общую часть.)

Оценка работы детей.

Урок окончен.



6


© 2010-2022