Технологическая карта к уроку литературного чтения: Л. Толстой Лев и собачка

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: "Лев и собачка"

Технология нравственного воспитания

Цели: обучить выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении и анализу произведению;

раскрыть трагедийный смысл были «Лев и собачка»;

развивать речь (развернутые ответы, выразительное чтение);

формирование УУД: коммуникативных умений (организация групповой работы); формирование приемов сравнения, обобщения, классификации, умение делать выводы из изученного материала;

учиться выражать собственное отношение к изображенным событиям, героям и поступкам;

воспитание чувства любви и доброты к братьям нашим меньшим;

раскрытие детьми жизненных истин - доверие, забота, преданность и дружба, на примере отношений льва и собачки.

Повторение материала: произведения Л.Толстого

Методы и приемы организации деятельности учащихся: словесный метод, работа с книгой, беседа, анализ, сравнение, обобщение, синтез, выразительное чтение, выборочное чтение, комментированное чтение.

Учебные пособия для ученика: У-1, конверты с заданиями для групповой работы.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель этапа: обеспечение мотивации и организация внимания учащихся.

Проверяет готовность к уроку, включает в учебный ритм, создает положительный, эмоциональный настрой у обучающихся (Слайд 1):

- Ребята! В каждом из нас есть маленькое солнце - доброта. Добрый человек - это тот, кто любит людей и животных и помогает им. Добрый человек любит природу и охраняет её, а любовь и помощь согревают, как солнце. Я очень хочу, чтобы урок был для нас действительно добрым и тёплым.

Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность.

Коммуникативные УУД:

учатся культуре общения.

Регулятивные УУД: понимать цель выполняемых действий.

2.Актуализация знаний учащихся.

Цель этапа: формировать умения применять полученные знания на практике.

Организует работу с интерактивной доской. Организует беседу:

- Перед вами главные герои произведений, которые мы уже изучили и названия этих произведений. Сопоставьте их между собой:

«Акула» «Прыжок»

-Мальчик, капитан, обезьяна, матросы

-Мальчики, матросы, акула, артиллерист

-Мальчик, матросы, акула, артиллерист

-Кто автор этих произведений? (Л.Толстой)

-Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством Л.Толстого

Слушают, отвечают на вопросы:

Выполняют задание на доске, объединяют слова в группы

Познавательные УУД: учатся анализировать, сравнивать, обобщать.

3.Самоопределение к деятельности.

Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Организует работу по формулировке цели учебной деятельности.

- Отгадайте загадки:

Ты рукой его не тронь,

Грива есть, но он не конь.

Нет копыт, а есть клыки,

А на лапах коготки.

-Что вы знаете о таком животном, как лев? Слайд1.

Если видит - там чужой,

Вздыбит шерсть и станет злой.

А хозяин на крылечке -

Хвост закрутится в колечко.

-Что можно сказать о собаке?

Слайд1.

- Кто догадался, как называется этот рассказ?

- Откройте учебники на стр.52, прочитайте тему нашего урока.

-Посмотрите на фотографии. Они помогут вам определить, что может связывать этих животных.

(слайды о дружбе разных животных)

-А вот правы мы или нет выясним , когда познакомимся с содержанием произведения Льва Николаевича Толстого «Лев и собачка». На уроке будем учиться читать выразительно и осмысленно, выражать собственное отношение к изображенным событиям, героям и их поступкам.


Отгадывают загадки. Высказывают свое мнение:

Лев

Дикое животное, хищник, царь зверей.

Собака

Собака - домашнее животное, друг человека, единственное близкое родное живое существо, друг

Высказывают предположения.

Читают название рассказа

Животных связывает дружба

Познавательные УУД: учатся анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное.



.

4. Постановка учебной задачи.

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, организация фиксирования и анализа учащимися индивидуального затруднения в пробном действии.

Организует беседу:

-Прочитайте слово, написанное под названием

- Что такое быль?


- Куда мы можем обратиться, чтобы узнать лексическое значение слова?

Организует работу в парах

-Работая в паре, откройте словарик и найдите значение слова «быль».

-Значит, история, о которой рассказывает Л.Н.Толстой, произошла очень давно, в далеком от берегов России городе. Может быть, об этой истории писателю рассказал кто-либо из моряков, который побывал в Лондонском порту и посещал зверинец». И услышав ее Лев Николаевич не остался к ней равнодушен и написал об этом рассказ - «Лев и собачка».

Сядьте по - удобнее, и внимательно послушайте эту историю. И после этого вы должны ответить мне на вопрос:

-О чем эта быль?

Включается аудиозапись были «Лев и собачка».

-Понравился рассказ?

- О чем эта быль?

- Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ?

- Назовите главных героев были.

- Где происходит действие?

- Какой эпизод показался вам самым напряженным?

-Было ли вам кого - нибудь жалко?

Подготовка детей к «жужжащему чтению»

-Сейчас вы прочитаете текст вполголоса. Возьмите в руки карандаш и подчеркните слова, смысл которых вам будет не понятен?

Словарная работа

-Смысл, каких слов не понятен?

- Прочитайте правильно слова. Объясните их значение. ( На слайде появляется слово, а потом значение)

подле - около, близко, совсем рядом.

Зверинец - место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.

Барин - богатый человек, который имеет прислугу.

Ощетиниться - поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.

Бился - ударялся, колотился, совершал резкие движения.

Метался - беспокойно двигался из стороны в сторону.

Издохла - умерла.

Засовы - большие дверные задвижки.

Высказывания детей

Быль

Высказывания детей

Толковый словарь



О любви и привязанности животных друг к другу

Печаль, грусть, тревогу

Лев и собачка

В зверинце



Дети читают и подчеркивают слова

Высказывания детей

Коммуникативные УУД: учатся слушать и понимать речь другого человека

6. Релаксация (физминутка)

Выполняют упражнения под музыку «В мире животных»

7.Продолжение работы.

Беседа по содержанию в целом. Анализ произведения. Выборочное чтение.

- Зачем человек поймал собачку и принес ее в зверинец? Найди и прочитай ответ на мой вопрос.

- Посмотрите, какая была раньше жестокость со стороны человека по отношению к животным.

- В чем выражалась эта жестокость людей в данном произведении?

В своем произведении Л.Н. Толстой не описал внешность собачки и льва, не рассказал об их переживаниях подробно. Но он много написал о поведении этих животных.

-Прочитайте, как лев повел себя ?

-Почему же он не растерзал ее, а заинтересовался ею? Что его удивило?

Найди и прочитай это место.

-Найди и прочитай в тексте как автор называет собачку?

- Почему?

- Вспомним, какое животное лев?

-По какому действию из текста мы видим, что он хищник? Найди в тексте и прочитай.

-Как лев относился к собачке?

- Найди и прочитай этот момент в тексте.

- Вечером собачка положила свою голову льву на лапу. О чём это говорит?

-Во что переросли чувства собачки и льва?

Лев и собачка прожили вместе в одной клетке целый год.

- Как вы думаете, почему рассказ о целом годе жизни уместился в одном предложении?

-Что же происходит с собачкой?

- Найди и прочитай отрывок из текста о том, как лев переживал смерть собачки?

-Какие чувства испытывает лев от потери собачки?

-С помощью, каких слов автор передаёт чувства льва? Прочитай.

- Почему лев стал грызть засовы и пол?

- Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? Найди этот момент в тексте и прочитай.

- Почему он убил другую собачку?

-Почему лев не принимает новую собачку?

- С кем сравнивает Л.Н. Толстой самого льва и его чувства?

-Прочитайте про себя последние два предложения.

-Скажите, чем заканчивается эта история?

-Какой конец в этой истории?

-Эта история настоящая трагедия. А трагедии ребята - это …

- Скажите, ребята, а кого вам сейчас жалко? Почему?

Эта история, доказывает нам то, что животные также как и люди, имеют сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, они могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее нас.

Высказывают предположения:

За смотренье диких зверей брали деньгами или животными (кошками или собаками) на корм зверям, У этого человека не было денег , но ему захотелось поглядеть на зверей в зверинце

Кошки, собаки и деньги уравниваются. В тексте эти слова соединении союзом «или». Если нет денег, то домашних животных, друзей человека, можно отдать на корм диким зверям.

Подошел к ней, понюхал, посмотрел с любопытством, тронул ее лапой…

Собачка умным взглядом словно попросила его не есть ее. Была очень добрая, игривая и ласковая, стала приветливо махать хвостиком.)

Собачка, собачонка, лапки, хвостик и другие добрые слова


Он любит ее, потому что маленькая, добрая и беззащитная

Хищник, царь зверей, крупное животное, могучее рычание

Оторвал кусок мяса и поделился с ней

Она понравилась льву. Лев относился к ней ласково, подружился с ней, полюбил ее.

С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней

Может положиться на него, доверяет ему, он не обидит ее, не предаст).

В дружбу.

Жизнь в клетке в неволе не весела, и не особо богата событиями

Собачка заболела и умерла

Лев перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой

Безысходность, он не знает, как вернуть своего друга

Он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол. Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих

Места себе не находил. Возможно, он понял, что не может больше оставаться в клетке, он пытается вырваться на свободу, но не может этого сделать

Дал новую собачку

Не остыла боль утраты, остался верен своей подруге

Друзей не меняют , был ей предан

Изобразил льва, как человека, показал, как он переживает горе, утрату.

Лев был преданным другом, поэтому, потрясённый гибелью собачки, умер, пережил её несколько дней

Печальный

Дети высказывают свое мнение

Коммуникативные УУД: учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; формирование умения выражать свои мысли.

Познавательные УУД: учатся анализировать, устанавливать причинно- следственные связи; учатся ориентироваться в учебнике.













9. Работа в группах

Побуждает к высказыванию своего мнения, предлагая выполнить задание:

1 группа: Рассмотрите иллюстрацию. К какому моменту она относится? Озаглавить. (Иллюстрация)

2 группа: Установите последовательность событий в рассказе.

( на карточках)

1. Встреча льва и собачки.

2. Дружба животных.

3. Смерть друзей.

Выполняют задания в группах

Познавательные УУД: учатся строить высказывания.

Коммуникативные УУД: формирование умения выражать свои мысли.

10.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: дать оценку работе класса и отдельных учеников, контроль и самоконтроль.

Организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке:

-Посмотрите на интерактивную доску.

-Прочитайте пословицы. Вставьте пропущенные буквы.

Верный дру_ любит до смерти.

Дру_ за друга держаться - ничего не бояться.

И с_бака помнит, кто ее кормит.

-Найдите пословицу, которая больше всего подходит к произведению. Почему?

-Были ли у вас такие моменты в жизни, что приходилось расставаться со своими любимцами?

-Теперь, когда мы прочитали рассказ, попробуйте раскрыть: какие проблемы ставит Толстой в своём рассказе? Обсудите сначала в парах.

- В нашем классе есть волшебная шляпа. Каждый берёт шляпу и отвечает на вопрос: чему научил тебя этот рассказ.

- Я хочу подарить вам сегодня сердечко и пусть такие чувства как доброта, сочувствие, милосердие поселятся в ваших сердцах , а вы потом их подарите своим близким и родным.

.

Выполняют задание на интерактивной доске. Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Дети вспоминают истории из своей жизни

Обсуждение в парах.

-Поведение льва - пример людям. Это урок преданности.

-Люди не имеют права распоряжаться жизнями животных.

-Чтобы люди были добрее к животным, проявляли сострадание

Высказывание детей

Коммуникативные УУД: формирование умения выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: оценивание достигнутых результатов общей и собственной деятельности.

Личностные УУД: формирование личностного самоопределения.



11.Подведение итогов.

Организует подводящий диалог

  • Какие общечеловеческие ценности нам открылись?



  • Что будет с нами, если исчезнут добро, красота, любовь?

Подводя итог нашего урока, хочу выразить главную мысль этого произведения цитатой из

,, Маленького принца" Антуана де Сент - Экзюпери : ,,Мы в ответе за тех, кого приручили" .
Лев привык к собачке, привязался к ней, поэтому так тяжело переживал ее потерю. Привязанность - очень сильное чувство, свойственное животным. Это видно на примере собак, которых выбрасываю хозяева, а они все равно приходят к родному порогу. Думаю автор произведения на примере истории про льва и собачки хотел показать людям, какими преданными могут быть животные, и нам, людям, стоит у них поучиться.

Домашнее задание:

пересказать текст;

Найти значение в словаре слов «доброта», «трагедия»

Хором заканчивают предложения.



Записывают домашнее задание в дневники.

Личностные УУД: формирование личностного самоопределения.

Регулятивные УУД: мобилизируют свои силы к волевому усилию, т.е. к выбору преодоления препятствий.





Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Солдатская средняя общеобразовательная школа»

Горшеченского района Курской области





Урок литературного чтения в 3 классе

Тема урока: Л.Толстой «Лев и собачка»



Подготовила: Нестеренко Т.В.

учитель начальных классов



2014г.

© 2010-2022