Родительское собрание Введение курса ОРКСЭ в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Родительское собрание о введении ОРКСЭ
Мы собрались с вами, чтобы поговорить о введении курса ОРКСЭ в начальной школе. (Слайд 2). В апреле 2010г. в 19 регионах страны по поручению Президента России в российских школах началось преподавание нового учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Нормативная база, на которую опирается этот курс. (Слайд 3) Поручение Президента РФ и Распоряжения Председателя Правительства РФ Закон «Об образовании» ФГОС начального общего образования Примерные программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступенях начальной и основной школ (Слайд 4). Основной задачей, которую поставил президент перед этим курсом, является именно воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, любви к своему народу, к своему отечеству, к тем духовно-нравственным достижениям, которые в течение целого тысячелетия создавал наш народ. То есть, ни о каком преподавания «Закона Божия» речь не идет. Речь идет о предмете культурологическом. К каким-либо церковным службам и обрядам никто никого принуждать не будет! Курс «Основы религиозных культур и светской этики» вводится в учебный процесс в 4 классе. В этот период начинается наложение образовательного кризиса на возрастной, ребёнок покидает начальную школу и испытывает немалые трудности в адаптации к новой системе обучения в основной школе. Меняется его отношение к себе, родителям, школе, образованию. Происходит переоценка ценностей. В этом контексте знакомство с религиозной или нерелигиозной традицией в школе не ведёт ребёнка к их обязательному принятию. Оно обеспечивает решение важной психолого-педагогической задачи: младший подросток при любых условиях создаёт собственную систему новых ценностей, но если он это делает, то его собственный процесс переоценки ценностей будет осознанным и позитивным. Этому процессу призван содействовать курс «Основы религиозных культур и светской этики».
Самая большая педагогическая ошибка родителей - их уверенность в том, что они лучше своих детей знают современную жизнь. Современный мир нестабилен, изменчив, многослоен. И даже если старшее поколение из лучших побуждений стремится, чтобы младшие усвоили в полном объёме их жизненный опыт, конфликт поколений всё равно неизбежен. Дети отказываются от прямых советов старших, интуитивно понимая, что условия жизни сегодня другие, а завтра изменятся ещё больше. Они раньше повзрослели, чем мы, лучше разбираются в последних достижениях техники, говорят на другом языке, иначе одеваются и развлекаются, по-другому чувствуют и мыслят. Они учатся выживать в новом мире, жить в нем по-новому. Поэтому нам нужна связь поколений. Возможно, одним из шагов на этом пути можно считать появление курса «Основы религиозной культуры и светской этики».
(Слайд 5). Основные содержательные модули курса:
  • Основы православной культуры
  • Основы исламской культуры
  • Основы буддийской культуры
  • Основы иудейской культуры
  • Основы мировых религиозных культур
Каждый из модулей курса расскажет школьникам о системе вечных ценностей, богатейшем и разнообразном опыте нравственной жизни. Мы предлагаем вам модуль «Основы православной культуры» (Слайд 6) тот модуль, который согласуется с семейными традициями, их мировоззрением, нравственными установками. Большинство родителей в той или иной мере ощущают недостаток живого общения с детьми. Дефицит подлинного общения - одна из болезней нашего времени. Слишком мало остается у нас времени для того, чтобы поговорить друг с другом, услышать и понять. Слишком часто наши дети слышат от нас о растущих ценах, не лучших жилищных условиях, об ухудшении экологической обстановки, о «таких-сяких» политиках. Но помогаем ли мы своим детям верить в то, что жизнь, несмотря на все проблемы и трудности, - великий и бесценный дар? (Слайд 7). Содержание курса «Основы религиозных культур и светской этики» имеет воспитательный, нравственно-развивающий характер. Успешное решение воспитательных задач возможно только в согласованном взаимодействии семьи и школы. Новый учебный курс рассчитан именно на такое педагогическое партнёрство учителей и родителей. Мы не имеем права забывать, что для ребёнка самый действенный образец жизнелюбия, нравственного самоопределения - это его родители. (Слайд 8). Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Родители задавали вопрос, кто будет вести этот курс. Священослужители? Это прямое нарушение Конституции России. В статье 14 Основного закона нашей страны говорится о том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. В государственных и муниципальных общеобразовательных школах в качестве учителей могут работать лица, имеющие специальное педагогическое образование и профессионально, на постоянной основе занимающиеся обучением и воспитанием школьников, прошедшими курсы повышения квалификации по этому модулю. Все модули курса «Основы религиозных культур и светской этики» будут преподавать те учителя, которые уже работают в школе и которые хорошо знакомы родителям, - это учителя начальных классов. Слайд 9 Перед авторами учебных пособий стояла задача донести общие знания об исторических и культурных основах определённой религии. Опираясь на это, учитель будет рассказывать детям о важнейших категориях религиозной культуры. Религиозные сюжеты лежат в основе многих выдающихся произведений мировой культуры. Дети знакомятся с ними на уроках литературы, на занятиях факультатива, во время экскурсий в музеи - это знакомство с религией через культуру. Поэтому одна из важных педагогических задач нового учебного курса - формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России. А выбор веры - это частное дело гражданина, он может происходить только за пределами государственных и муниципальных школ.
Слайд 10 Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: 1) Отечество, 2) семья и 3) культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса.

Слайд 11 И курс ОРКСЭ призван содействовать этому, т.к. знакомство с основами религиозных и светских традиций, культурой народов России и общечеловеческими ценностями призвано сыграть важную роль не только в расширении кругозора школьника, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного и достойного гражданина, готового к межкультурному диалогу и уважительному отношению ко всем гражданам страны.
Предмет проводится один раз в неделю, предмет безотметочный, вводится качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельной форме. Результаты подготовки и защиты творческих проектов могут учитываться при формировании портфолио ученика. Требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматриваются.
Слайд 12. Дорогие родители! Вам предстоит сделать осознанный выбор. Вы имеете полное право на совершенно добровольный выбор, никто не имеет право оказывать на вас давление. И пусть главным вашим советником будет ваша любовь к своим детям.
© 2010-2022