РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ВОЛШЕБНЫЙ КРЕСТИК

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Название:

Рабочая программа кружка «Волшебный крестик»

Тип:

Программа

Автор:

Татьяна Александровна Кузнецова

Предмет:

Учитель начальных классов

Класс

3 класс ЧУ СОШ «Ор Авнер»

Срок реализации

2 года








Рассмотрено Утверждаю
на пед.совете Директор школы

Протокол № от августа 2014г



.









Образовательная программа

внеурочной деятельности

«Волшебный крестик»



Составила: Татьяна

Александровна Кузнецова







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы: художественная.

Все, что окружает человека, за исключением творений самой природы, создано на протяжении тысячелетий руками человека. Наша планета похожа на гигантский фантастический музей вечности, главными экспонатами которого является вдохновение, работа, мастерство. Для того, чтобы украсить свой дом, можно сделать что-нибудь своими руками. Например, картины, вышитые крестом, или корзинки и панно, сплетенные из бумаги. В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа. Досуговая деятельность способствует приобщению младших школьников к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности. Вышивание крестиком способствует воспитанию усидчивости, трудолюбия, аккуратности, хорошего вкуса, развитию пальцев рук.

Новизна данной программы в том, что кроме вышивания крестиком учащиеся работают также с бумагой, рамочку для вышитой работы.

Актуальность - занятия в кружке вышивания позволяют развивать творческие задатки школьников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для начала школьного обучения. Происходит ориентация школьников на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.

Цель - познакомить учащихся с технологическими операциями вышивки крестом и плетения рамок.

Задачи:

  • воспитание и развитие способности эстетического восприятия произведений декоративно-прикладного искусства;

  • развивать у учащихся усидчивость, трудолюбие, терпение;

  • вооружить учащихся практическими умениями и навыками качественного выполнения работы;

  • развивать способности к самообразованию.

Особенностью программы является ее вариативность, что позволяет проводить обучение в тесной взаимосвязи с дизайном современной жизни.

Общая характеристика курса - возраст детей, участвующих в реализации данной программы 8-10 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением младшими школьниками "взрослости", желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности. Гибкая форма организации детского труда во внеурочной деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень владения навыками вышивания, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.

В начале занятий проводится пальчиковая гимнастика; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физкультминутки. Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ, беседа с детьми, рассказы детей, показ способа действия,- так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, непосредственное вышивание изделий, обсуждение и выбор рисунка для вышивки, конкурс рисунков для вышивки, вручение готовых работ родителям в качестве подарков.

Описание места курса в рамках внеурочной деятельности - в соответствии с образовательной программой НОО на изучение курса отводится 68 часов, по 1 часу в неделю.

Ценностные ориентиры содержания курса:

Ценность человека - как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности.

Ценность семьи - как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества - как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы - как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Планируемые результаты.

Личностные УУД:

*Организовывать свою деятельность: свое рабочее место, рационально размещать свои материалы и инструменты, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда. Проявление активности в совместной деятельности;

* Стремление к получению новых знаний;

* Ориентация на понимание успеха в творческой деятельности;

* Подчинять свои желания сознательно поставленной цели;

* Формирование основ социально - ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, любознательность, потребность помогать другим. Регулятивные УУД: *Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога. * Проговаривать последовательность действий на занятии; * Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с образцом; * Учиться работать по предложенному учителем плану. * Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов; * Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные УУД: * Приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве; * Исследовать особенности предлагаемых изделий; * Сравнивать различные виды швов и способы их выполнения; * Развивать фантазию, воображение, художественный вкус. Коммуникативные УУД: * Уметь слушать и понимать других; * Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении работ и несложных проектов; * Сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое оо бщение со сверстниками и взрослыми * Формировать собственное мнение и позицию.

Данная программа разработана для учащихся 8 - 10 лет.

  • Срок реализации программы: 2 года.

  • Количество часов в неделю: 1

  • Количество часов по плану: 68

Формы проведения занятий:

  • практические работы;

  • беседа;

  • рассказ.

Образовательные результаты изучения данной программы могут быть выявлены с помощью текущего контроля (беседа с учащимися).

Учащиеся должны уметь:

  • правильно подобрать и подготовить пяльцы для работы;

  • уметь вышивать на пяльцах и без них;

  • начинать и заканчивать работу без узелков;

  • выполнять работу качественно и в срок;

  • соблюдать правила техники безопасности.

Учащиеся должны знать:

  • историю вышивки;

  • способы закрепления нитей;

  • способ работы с бумагой.

Форма подведения итогов: выставка работ.

Форма отчетности: выставка работ, презентации.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема занятия

Количество часов

Теоретическое занятие

Практическое занятие

1

Вводное занятие. Требования по технике безопасности при работе с инструментами.

1

2

Материалы для вышивания: канва, мулине, иглы, пяльцы, схемы.

1

3

История вышивки.

2

4

Стежок крестом, стежок "назад иголку", стежок неполным крестиком, французский узелок.

1

3

5

Схемы. Разновидности.

1

6

Выбор схемы для вышивания. Подбор ниток.

1

7

Вышивка по выбранным схемам.

11

8

Оформление готовых работ.

1

9

Техника черной вышивки. Шов "Гольбейн".

1

9

10

Оформление готовых работ.

2

11

Материалы и инструменты для изготовления рамок из бумаги.

1

12

Разметка и нарезка полосок из бумаги.

1

13

Техника плетения.

2

14

Изготовление составных частей для будущего изделия.

8

15

Соединение составных частей изделия, придание формы.

2

16

Выбор схем на авторской канве.

1

17

Вышивка по выбранным схемам.

18

18

Оформление готовых работ.

1

Всего часов

10

68

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Вводное занятие. Требования по технике безопасности при работе с инструментами. Задачи и план работы кружка. Правила поведения. Оборудование рабочего места. Правила техники безопасности.

Материалы для вышивания: канва, мулине, иглы, пяльцы, схемы. Показ образцов изделий. Типы канвы для вышивания.

История вышивки. Типы вышивки. Узоры в русской вышивке.

Стежок крестом, стежок "назад иголку", стежок неполным крестиком, французский узелок. Зарисовка простейших стежков. Вдевание нитки в иголку. Правила закрепления нити на канве.

Схемы. Разновидности. Показ образцов схем.

Практическая работа: выполнение простейших стежков на канве.

Выбор схемы для вышивания. Подбор ниток. Работа с журналами, выбор схемы для вышивания.

Вышивка по выбранным схемам. Определение центра ткани. Использование пяльцев. Причины неаккуратного выполнения вышивки.

Оформление готовых работ. Стирка и утюжка вышитого изделия. Выбор материалов для оформления.

Техника черной вышивки. Шов "Гольбейн". Начало работы. Работа со схемой. Толщина нити.

Практическая работа: вышивание бабочки "блэкворк" по схеме.

Оформление готовых работ. Стирка и утюжка вышитого изделия. Выбор материалов для оформления.

Материалы и инструменты для изготовления рамок из бумаги. Техника безопасности при работе с ножницами. Выбор бумаги.

Разметка и нарезка полосок из бумаги.

Практическая работа: разметка альбомных листов по одному сантиметру и нарезка получившихся полосок.

Техника плетения.

Практическая работа: повторение приемов плетения за учителем

Изготовление составных частей для будущего изделия. Аккуратность при работе с бумагой.

Соединение составных частей изделия, придание формы. Подсчет элементов для будущего изделия, их соединение.

Выбор схем на авторской канве. Выбор цвета будущего изделия.

Вышивка по выбранным схемам. Техника безопасности при работе с иглой и ножницами.

Оформление готовых работ. Выбор материалов для оформления.













































Содержание курса «Вышивка»

История возникновения вышивки. Виды и особенности вышивки Вологодского края. Применение вышивки для украшения костюма, предметов быта.

Виды тканей, которые можно использовать для вышивания, Знакомство с правилами обращения с иголкой. Организация рабочего места. Загадки об иголке, нитке, узелке. Техника безопасности при выполнении вышивки, Санитарно - гигиенические требования.

Раскрытие мотка нитки, намотка ниток на картонки. Вдевание нитки в иголку, завязывании узелка.

Запяливание ткани. Закрепление нитки на ткани. Безопасные действия с иголкой.

Технология выполнения шва "вперёд иголку". Моделирование шва.

Технология выполнения шва «шнурок» разными способами.

Технология выполнения шва «за иголку»

Технология выполнения стебельчатого шва .

Тамбурный шов в украшении Вологодского народного костюма. Техника выполнения этого вида вышивки. Сравнение с другими , ранее изученными швами. Другие варианты тамбурного шва, рассматривание иллюстраций с видами вышивки

Технология выполнения вышивки крестом, применение данной вышивки для украшения предметов быта, народного костюма на территории Вологодской области.


Тематическое планирование.

№п/п

Тема занятия

Содержание и форма занятия

УУД

Дата


1. Вводное занятие История возникновения вышивки. Виды и особенности вышивки Вологодского края. Применение вышивки для украшения костюма, предметов быта. П.ч.- Показать виды тканей, которые можно использовать для вышивания, Знакомство с правилами обращения с иголкой. Организация рабочего места. Загадки об иголке, нитке, узелке. Рассказ педагога об иголке, нитках, инструментах. Личностные УУД: Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «семья» «красота»; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои дела; соблюдение правил техники безопасности при работе с ножницами и ручной иглой.


2. О чём надо помнить во время работы. Организация рабочего места. Техника безопасности при выполнении вышивки, Санитарно - гигиенические требования. П.ч. - раскрытие мотка нитки, намотка ниток на картонки. Регулятивные УУД: определять и формулировать цель выполнения задания под руководством педагога; определять план выполнения заданий под руководством педагога; понимать смысл инструкции педагога и принимать учебную задачу; уметь осуществлять организацию рабочего места; учиться отличать верно выполненное задание от неверного.


3. Технология выполнения простейших швов Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка. Запяливание ткани. Закрепление нитки на ткани. Безопасные действия с иголкой. Познавательные УУД: вызвать желание овладеть приемами вышивания, любоваться красотой готовых изделий. приобретать практические навыки вышивки различными способами; учиться находить общее и различия в приёмах выполнения вышивки; ориентироваться в своей системе знаний в вопросах вышивки; отличать новое от уже известного с помощью педагога; понимать общее правило создания предметов рукотворного мира; умение пользоваться инструкционной картой; осваивать виды стежков, научиться выполнять простые швы.


4. Шов "Вперёд иголку" Познакомить с технологией выполнения шва "вперёд иголку". Использовать модели шва, упражнять в выполнении действий Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы педагога, товарищей по кружку; участвовать в совместной творческой работе сотрудничать и оказывать взаимопомощь; формировать собственное мнение и позицию.


5. Шов "Вперёд иголку Продолжать упражняться в выполнении шва "вперёд иголку" различных размеров.


6. Шов "Вперёд иголку Продолжать упражняться в выполнении шва "вперёд иголку" различных размеров.


7. Шов "шнурок" Технология выполнения шва «шнурок» 1 способ


8. Шов "шнурок" Технология выполнения шва «шнурок» 2 способ


9. Шов "За иголку" Технология выполнения шва «за иголку» Познавательные УУД: вызвать желание овладеть приемами вышивания, любоваться красотой готовых изделий. приобретать практические навыки вышивки различными способами; учиться находить общее и различия в приёмах выполнения вышивки; ориентироваться в своей системе знаний в вопросах вышивки; отличать новое от уже известного с помощью педагога; понимать общее правило создания предметов рукотворного мира; умение пользоваться инструкционной картой; осваивать виды стежков, научиться выполнять простые швы.


10. Шов "За иголку" Технология выполнения шва «за иголку». Продолжать упражнять в вышивании шва «за иголку»


11. Стебельчатый шов

Технология выполнения стебельчатого шва . ". Использование модели шва. Упражнять в выполнении правильного действия. Обратить внимание на технику безопасности труда.


12. Стебельчатый шов Упражнения в выполнении стебельчатого шва: стебелёк


13. Стебельчатый шов Закрепления умения в выполнении стебельчатого шва, самостоятельная работа под руководством педагога.


14. Тамбурный шов Тамбурный шов в украшении Вологодского народного костюма. Знакомство с техникой выполнения этого вида вышивки. Сравнение с другими ранее изученными швами.


15. Тамбурный шов Выполнение тамбурного шва "цепочка" Регулятивные УУД: определять и формулировать цель выполнения задания под руководством педагога; определять план выполнения заданий под руководством педагога;


16. Тамбурный шов Знакомство с другими вариантами тамбурного шва, рассматривание иллюстраций с видами вышивки.


17. Тамбурный шов Закрепление умения в выполнении стебельчатого шва


18. Тамбурный шов Самостоятельная работа по выбранному рисунку.


19. Тамбурный шов Продолжение вышивки тамбурным швом.


20. Продержка цветной нитью Технология выполнения продержки цветной нитью.


21. Продержка цветной нитью Самостоятельная работа по закреплению навыка выполнения продёржки. отвечать на вопросы педагога, товарищей по кружку; сотрудничать и оказывать взаимопомощь; формировать собственное мнение и позицию.


22. Вышивка крестом Технология выполнения вышивки крестом, применение данной вышивки для украшения предметов быта, народного костюма на территории Вологодской области.


23. Вышивка крестом Выбор рисунка, подбор ниток в соответствии с рисунком.


24. Вышивка крестом Вышивка крестом. Выполнение работы по выбранному рисунку, учитывая расположение рисунка на ткани .. определять и формулировать цель выполнения задания под руководством педагога; определять план выполнения заданий под руководством педагога;


25. Вышивка крестом. Самостоятельная работа. вызвать желание овладеть приемами вышивания, любоваться красотой готовых изделий.


26. Вышивка крестом. Закончить работу вышивки. Отметить лучшие работы и недостатки.


27. Творческая работа Закрепление умений и навыков по видам вышивки, использование их в творческой работе. Регулятивные УУД: определять и формулировать цель выполнения задания под руководством педагога; определять план выполнения заданий под руководством педагога;


28. Творческая работа Закрепление умений и навыков по видам вышивки, использование их в творческой работе. любоваться красотой готовых изделий.


29. Творческая работа Закрепление умений и навыков по видам вышивки, использование их в творческой работе. понимать общее правило создания предметов рукотворного мира; умение пользоваться инструкционной картой; осваивать виды стежков, научиться выполнять простые швы.


30 Творческая работа Закрепление умений и навыков по видам вышивки, использование их в творческой работе.


31. Творческая работа Закрепление умений и навыков по видам вышивки, использование их в творческой работе.


32. Творческая работа Закрепление умений и навыков по видам вышивки, использование их в творческой работе.


33. Итоговое занятие Выставка работ, презентация.













































Учебно - методическое обеспечение программы: 1. Сборник авторских программ дополнительного образования детей/ сост. А.Г. Лазарева/ М.: «Народное образование», 2002. 2. Андреева И. - Шитье и рукоделие: энциклопедия - Москва. Большая Российская энциклопедия ,1994. 3. Баришова М.- Узоры вышивки крестом - Прага. Издательство РПД Братислава,1984. 4. Гасюк Е. -Художественное вышивание- Киев. Головное издательство Издательского объединения Высшая школа -1989. 5. Глинская Е.- Азбука вышивания - Издательство Мехнат, Ташкент 1994. 6. Еременко Т.- Иголка-волшебница - Москва, Просвещение, 1987. 7. Еременко Т.- Вышивка. Техника. Приемы. Изделия.- Москва. Аст - Пресс. 2000. 8. Максимова М.- Вышивка. Первые шаги.- Москва. ЗАО Издательство «Эксмо».1997.

9. "Вышиваю крестиком" - журнал.

10. "Вышивка для души" - журнал.

11. "Вышитые картины" - журнал

Материально - техническое обеспечение:

1. Раздаточный материал: образцы швов, технологические карты, образцы орнаментов;

2. Нитки мулине, шерстяные;

3.Иглы № 24, 25, 27;

4. Наперсток;

5. линейка;

6. Ножницы;

7. Ткань для вышивки;

8. Пяльца.

© 2010-2022