Рабочая программа по технологии

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Тумаковская средняя общеобразовательная школа»

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

на заседании ШМО Заместитель директора по УР директор школы

Руководитель ШМО _________ Н.И.Кузьменко ____С.А.Грибкова

учителей начальных классов Приказ № _____

_________ О.С. Лейман от «________2014г.

Протокол № _____

от « ___» ______ 2014г.

Рабочая программа

учебного предмета «Технология» для 1 класса


Разработана

учителем начальных классов

Елисевой И.В.

с. Тумаково

2014г.


Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету «Технология» для 1 класса четырёхлетней начальной школы разработана на основе ФГОС, авторской программы Е. А. Лутцева, «Технология 1-4 классы» М.: Вентана-Граф.2013.

Рабочая программа реализована через учебное пособие: Лутцева Е. А.. Технология: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - 2-е издание. - М: Вентана - Граф 2013.

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы: Цель: ознакомить учащихся с различными явлениями материального мира, объединёнными общими, присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:

  • развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т. п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
  • формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой (как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов); о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
  • формирование первоначальных конструкторско-технологических и организационно-экономических знаний, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания;
  • овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
  • использование приобретённых знаний о правилах создания предметной и информационной среды для творческого решения несложных конструкторских, художественно - конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
  • развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
  • воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию - результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.

Планируемые результаты Личностными результатами изучения технологии является воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, желание трудиться, уважительное отношение к своему и чужому труду и результатам труда). Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата). Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда мастера, художника, об основах культуры труда; элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.



Требования к предметным результатам обучения учащихся к концу 1 класса.

Личностные результаты:


Создание условий для формирования следующих умений:

  • положительно относиться к учению,
  • проявлять интерес к содержанию предмета технологии;
  • принимать одноклассников, помогать им, отзываться на помощь от взрослого и детей;
  • чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;
  • самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые и общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
  • чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного самим для родных, друзей, для себя;
  • бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников;
  • осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимать положительные и негативные последствия деятельности человека;
  • с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность;
  • под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и образец.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
  • с помощью учителя учиться определять и формулировать цель деятельности на уроке;
  • учиться проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
  • с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов.
  • учиться готовить рабочее место, с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника.
  • выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.
  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
  • наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий; сравнивать их;
  • сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения;
  • группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-художественному);
  • с помощью учителя анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного;
  • ориентироваться в материале на страницах учебника;
  • находить ответы на предлагаемые вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
  • делать выводы о результате совместной работы всего класса;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую - в изделия, художественные образы.
Коммуникативные УУД:
  • учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему.
Предметные результаты (по разделам): 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание Знать (на уровне представлений):
  • о роли и месте человека в окружающем мире; о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;
  • об отражении форм и образов природы в работах мастеров художников, о разнообразных предметах рукотворного мира;
  • о профессиях, знакомых детям.
Уметь:
  • обслуживать себя во время работы: поддерживать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их;
  • соблюдать правила гигиены труда.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты Знать:
  • общие названия изученных видов материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей) и их свойства (цвет, фактура, толщина и др.);
  • последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
  • способы разметки на глаз, по шаблону;
  • формообразование сгибанием, складыванием, вытягиванием;
  • клеевой способ соединения;
  • способы отделки: раскрашивание, аппликация, прямая строчка;
  • названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила безопасной работы ими.
Уметь:
  • различать материалы и инструменты по их назначению;
  • качественно выполнять операции и приёмы по изготовлению несложных изделий:
1) экономно размечать сгибанием, по шаблону; 2) точно резать ножницами; 3) собирать изделия с помощью клея; 4) эстетично и аккуратно отделывать изделия раскрашиванием, аппликацией, прямой строчкой;
  • использовать для сушки плоских изделий пресс;
  • безопасно работать и хранить инструменты (ножницы, иглы);
  • с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, используя шаблон.
3. Конструирование и моделирование. Знать:
  • о детали как составной части изделия;
  • конструкциях - разборных и неразборных;
  • неподвижном клеевом соединении деталей.
Уметь:
  • различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;
  • конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку.

Под контролем учителя:
  • Организовывать рационально рабочее место в соответствии с используемым материалом;
  • Осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли;
При помощи учителя:
  • Проводить анализ образца (задания), планировать последовательность выполнения практического задания, контролировать и оценивать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом, опираясь на шаблон, образец, рисунок и сравнивая с ним готовое изделие.
При поддержке учителя и одноклассников самостоятельно справляться с доступными практическими заданиями.

Место курса в учебном плане

На изучение технологии в 1 классе 33 ч ( 1 ч в неделю , 33 учебных недели ).


Формы контроля предметных результатов:

Устный опрос, практическая деятельность, тест.

Формы контроля метапредметных результатов:

Задания творческого характера, портфолио, лист индивидуальных достижений, шкала успеха, наблюдение.

Формы организации учебной деятельности:

Урок (урок- игра, урок- конкурс, урок- соревнование. урок - путешествие), экскурсии.

Содержание

1.Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (7 ч.)

Мир профессий. Профессии близких; профессии, знакомые учащимся; профессии мастеров.

Разнообразные предметы рукотворного мира (быта и декоративно-прикладного искусства).

Роль и место человека в окружающем мире. Созидательная, творческая деятельность человека и природа как источник его вдохновения. Элементарные общие правила создания рукотворного мира; гармония предметов и окружающей среды.

Бережное отношение к природе как к источнику сырьевых ресурсов; природные материалы.

Самообслуживание: организация рабочего места и сохранения порядка на нем во время и после работы: уход и хранение инструментов. Гигиена труда.

Простейший анализ задания (образца), планирование трудового процесса.

Работа с доступной информацией в учебнике, рабочей тетради- рисунки, схемы, инструкционные карты; образцы изделий.

Самоконтроль в ходе работы по инструкционной карте, соотнесение промежуточного и конечного результата ( детали, изделия) с образцом. Самоконтроль качества выполненной работы - соответствие результата (изделия) предложенному образцу.

Выполнение коллективных работ.

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (19ч.)

Знакомство с материалами (бумага, картон, нитки, ткань) и их практическим применением в жизни. Основные свойства материалов: цвет, пластичность, мягкость, твердость, прочность, гладкость, шершавость, влагопроницаемость, коробление ( для бумаги и картона). Сравнение материалов по их свойствам. Виды бумаги: (рисовальная, цветная тонкая, газетная и др.). тонкий картон, пластичные материалы (соленое тесто, пластилин), природные материалы. Свойства этих материалов.

Подготовка материалов к работе. Сбор и сушка природного материала. Экономное расходование материалов.

Инструменты и приспособления для обработки доступных материалов: ножницы, игла, стеки, шаблон, булавки (знание названий используемых инструментов).

Выполнение приемов рационального и безопасного пользования ими.

Знакомство с графическими изображениями: рисунок, схема. Обозначение линии сгиба на рисунках, схемах.

Общее понятие о технологии. Элементарное знакомство с технологическим процессом изготовление, формообразование, сборка. Разметка деталей на глаз, по шаблону. Выделение деталей отрыванием, резанием ножницами. Формообразование деталей сгибанием, складыванием, вытягиванием. Клеевое соединение деталей изделия. Отделка деталей изделия рисованием, аппликацией, прямой строчкой. Сушка изделий под прессом.

Единообразие технологических операций при изготовлении изделий из разных материалов.

Связь и взаимообусловленность свойств используемых учащимися материалов и технологических приемов их обработки.

Приемы выполнения различных видов декоративно-художественных изделий (в технике аппликации, мозаики, лепки, оригами, бумажной пластики).

3. Конструирование и моделирование (7 ч.)

Элементарные представления о конструкции. Изделие, деталь изделия.

Конструирование и моделирование изделий из природных материалов и бумаги складыванием, сгибанием, вытягиванием по образцу и рисунку. Неразборные (однодетальные) и разборные (многодетальные) конструкции (аппликации, изделия из текстиля, комбинированных материалов), общее представление деталей.



Календарно - тематическое планирование



п/п

у/п

Наименование разделов и тем Всего часов

Дата

Э

П/р

УДД


план

факт

Общекультурные и общетрудовые компетенции.

Основы культуры труда, самообслуживание.

7




1.

1

Урок - экскурсия.

Что ты видишь вокруг? Мир природы.

1

1

Л- проявляет учебно- познавательный интерес к учебному процессу.

К- умеет задавать простые вопросы по учебному материалу и отвечать на них.

Р- формулирует совместно с учителем учебную задачу.

Л.- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.


2.

2

Урок - путешествие. Мир рукотворный.

1


3.

3

Урок - экскурсия.

Окружающий мир надо беречь.

1

1


4.

4


Урок -конкурс. Кто где живет? Кто какой построил дом, чтобы поселиться в нем?

1


5.

5

Если захочешь - сделаешь.

1


6.

6

Урок - игра. Готовим праздник».

1


7.

7

Урок - путешествие. Лепим из пластилина. Подари сказку «Колобок

1

Технология ручной обработки материалов.

Элементы графической грамоты.

Азбука мастерства.

19


8.

1

Урок - путешествие. Какие свойства у разных материалов?

1

Л- выполняет требования по соблюдению здорового образа жизни.

К- оказывает взаимопомощь в сотрудничестве (в парах) под руководством учителя.

Р- организовывает рабочее место.

Р- готовит необходимые инструменты для работы.

П- самостоятельно оценивает результаты своих действий, контролирует самого себя, находит и исправляет собственные ошибки, пользуется знаками, символами, моделями, схемами, шаблонами. (приведёнными в учебнике).


9.

2

Как устроены разные изделия? Изделия и его детали.

1


10.

3

Как соединяют детали?

1


11.

4

Одинаков ли порядок изготовления из разных материалов?




12.

5

Поделка из природного материала.

1


13.

6

Нужны ли нам бумага и картон?

1


14.

7

Как аккуратно наклеить детали? Как клей сделать невидимкой?

1


15

8

Зачем человеку нужны помощники?

1


16.

9



Какие бывают аппликации?

1


17.

10

Какие ножницы у мастеров?

1


18.

11

Сначала рисуем.

Какие бывают линии?

1


19.

12

Чем они помогают мастерам?

1


20.

13

Как нарисовать разные фигуры.

1


21.

14

Как точно резать ножницами по линиям?

1


22.

15

Шаблон.

Как разметить круги?

1


23.

16

Шаблон.

Как разметить прямоугольники?

1


24.

17

Шаблон.

Как разметить

треугольники?

1


25.

18

Как правильно сгибать и складывать бумажный лист?

1


26.

19

Как из квадратов и кругов получить новые фигуры?

1

Технология обработка ткани.

7



27.

1

Свойства бумаги и ткани? Иглы и булавки.

1

К- оказывает взаимопомощь в сотрудничестве (в парах) под руководством учителя, принимает правила работы в паре.

Р- определяет последовательность работы выполнения практического действия под руководством учителя.

Р- осуществляет контроль выполненной работы с образцом.

Р- организовывает рабочее место. П- пользуется знаками, символами, моделями, схемами (приведёнными в учебнике).


28.

2

Иглы и булавки. Домики для иголок и булавок.

1


29.

3

Прямая строчка и ее дочки.

1


30.

4

Учимся красиво вышивать.

1


31.

5

Как разметить дорожку для строчки?

1


32.

6

Как закрепить нитку на ткани? 1


33.

7

Ремонт книг. 1

1

УМК

1. Технология: программа:1-4 классы Лутцева Е. А. М: Вентана - Граф 2013.

2. Лутцева Е. А.. Технология: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - 2-е издание. - М: Вентана - Граф 2013.

3. Лутцева Е. А., Зуева Т. П. Технология. Рабочая тетрадь 1 класс. М: Вентана - Граф. 2013.

4. Лутцева Е. А.. Технология: органайзер для учителя: сценарии уроков.

5. Технология: Поурочное планирование. Лутцева Е. А. М: Вентана - Граф 2013.





© 2010-2022