- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока русского языка по теме: Суффиксы повелительной формы глагола
Конспект урока русского языка по теме: Суффиксы повелительной формы глагола
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Грачева Е.С. |
Дата | 29.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок русского языка во 2 классе по программе «Перспективная начальная школа»
Тема: Образование слов с помощью приставки и суффикса.
Тип урока: Открытие нового знания Цели: 1. Сформировать представление об образовании слов с помощью приставки и суффикса. 2. Закрепить знания шагов учебной деятельности и умение применять УУД для решения учебных задач по русскому языку.
3.Тренировать мыслительные операции: рассуждение, сравнение, обобщение, умение выполнять действия по алгоритму; развивать коммуникативные качества, познавательный интерес. Личностные результаты: Сформирована мотивационная основа учебной деятельности; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; самоанализ и самоконтроль результата; осознание неполноты знаний, проявление интереса к новому содержанию; возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам. Метапредметные результаты обучения: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие с поставленной задачей; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; выделять нужную информацию для решения учебной задачи; работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное Предметные результаты обучения: иметь представление об образовании слов с помощью приставки и суффикса; находить слова, образованные с помощью приставки и суффикса и учиться образовывать новые слова; выполнять действия по предложенному плану; строить логическую цепь рассуждений.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I
Мотивирование к учебной деятельности Учитель открывает на доске поговорку: Работа мастера боится! - Прочитайте предложение на доске. - Что это? - Как вы её понимаете? - Сегодня вы узнаете новое об образовании слов. И пусть пословица помогает вам на сегодняшнем уроке, вселяя в вас уверенность. - Какие шаги вы должны выполнить на уроке при открытии нового? - С чего начнём работу на уроке?
Читают предложение. Пословица. Если хорошо потрудишься, справишься с любым делом.
Постараться самим понять, что мы ещё не знаем, и самим «открыть» новый способ. С повторения необходимых знаний
II
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии Кто жонглирует мячами Мы ж попробуем словами. Я бросаю слово «лью», Вы в ответ мне … (Ответы детей заносятся на доску)
- Как одним словом можно назвать данные слова? - С помощью какой части слова вы образовали новые родственные слова? - Какая ещё часть слова помогает образовывать новые родственные слова? - Для того чтобы образовывать новые слова какими знаниями должны воспользоваться?
- В жизни вам это пригодиться? Для чего образуют новые слова?
- Покажите с помощью какой части слова образовались данные слова. Для этого вы должны разобрать слова по составу, догадаться с помощью какой части слова образовались они и разместить под соответствующей карточкой.
Составляют слова с основой «лью» (разолью, солью, перелью, вылью, долью и т.д.)
Родственные слова С помощью приставки
Суффиксы
Ответы детей: (родственные слова, приставка, суффикс, как образуются слова при помощи приставки и как образуются слова при помощи суффикса) Для того, чтобы речь наша была богатой и т.д.
Работа в группе
Алгоритм
- Разобрать слово по составу
- Посмотреть при помощи чего образовалось слово.
- Разместить под соответствующей карточкой на доске
III
Выявление места и причины затруднения - Какое слово вызвало затруднение? Почему?
Оцените работу. Результат занесите в лист оценивания. - Вы умеете образовывать такие слова? Они вам встречались раньше? - Как вы поняли, какой теме посвятим сегодняшний урок? (Тему урока записываю на доске) - Какую цель поставим перед собой на уроке? Какие новые знания вы хотите получить на уроке? (Под диктовку учащихся записываю цель урока)
Слово отрезок, так как образовано не только приставкой, но и суффиксом. Рефлексия Нет
Называют тему урока: «Образование слов с помощью приставки и суффикса». Ставят цель урока: Находить слова, образованные при помощи приставки и суффикса. Учиться образовывать новые слова с помощью приставки и суффикса.
IV
Построение проекта выхода из затруднения Вместе с детьми составляю проект выхода из затруднений, фиксируя план на доску
- Наблюдение за словами
- Посмотреть при помощи чего образовалось слово.
- Сделать вывод.
- Построить схему слова.
Предлагают этапы проекта выхода из затруднений
Повторяют алгоритм разбора слова по составу (вывешивается на доску)
V
Реализация проекта 1. - Прочитайте стихотворение М. Дружининой (слайд на доске)
- Почему именно так называют первый весенний цветок? - Являются ли выделенные слова родственными? Почему? 2. - Выпишите их столбиком так, чтобы корни были строго один под другим. - Посмотрите, при помощи чего образовалось новое слово? 3. - Сделайте вывод.
4. Постройте схему образования слова подснежник.
- Составим краткий алгоритм образования родственных слов с помощью приставки и суффикса:
Читают на доске стихотворение Марины Дружининой Ждёт подснежник и гадает: - Ну когда же снег растает? Расцвести скорее хочет Первый маленький цветочек!
Да, так как имеют общий корень и общий смысл.
Работают в тетради. Записывают выделенные слова столбиком. Выделяют корень, приставку и суффикс.
Слова образовались с помощью приставки -под и суффикса -ник Записывают схему образования слова подснежник
Составляют совместно алгоритм 1. Первое слово лишается окончания. 2. К оставшейся основе добавляется спереди - приставка, сзади - суффикс. 3. Прикрепляется окончание.
VI
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Каждой группе даётся по одному слову. Необходимо письменно показать, как образовалось данное слово и рассказать классу.
Оцените работу. Результат занесите в лист оценивания.
Работа в группе. Разбирают слова: 1 группа - наплечник 2 группа - неудачник 3 группа - подсвечник 4 группа - докупить Выбирают выступающего. Каждый выступающий представляет работу группы. Рефлексия
VII
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Письменно показать, как образовались слова по вариантам. I вариант: погрузка, забежать. II вариант: разгрузка, убежать.
Оцените работу. Результат занесите в лист оценивания.
Самостоятельная работа.
Проверяют по эталону
Рефлексия
VIII
Включение в систему знаний и повторение
Задание по группам
Оцените работу. Результат занесите в лист оценивания.
Работа в группах
1 группа: Составить слова используя данные части слова (части слов в конвертах)
2 группа: Выполняют электронный тест 3 группа: Задание на карточке. (Слова в русском языке продолжают образовываться. Вот, например, имена литературных героев, которые придумал писатель Николай Носов: Незнайка, Знайка, Винтик, Сиропчик, Пилюлькин, Цветик, Торопыжка, Авоська. - Объясните, какие слова помогли писателю Николаю Носову придумать имена Незнайки и его друзей. Найди слово, образованное при помощи приставки и суффикса.) 4 группа: На интерактивной доске оставляют совершенно новые слова с помощью приставки и суффикса. Рефлексия
IX
Рефлексия учебной деятельности на уроке - Какую цель ставили на уроке? - Какое открытие для себя сделали? - Посчитайте баллы и оцените свою деятельность на уроке Закончите предложение:
-Мне на уроке понравилось…
-Мне показалось трудным…
-Я бы еще хотел…
-Главным своим результатом на уроке считаю… Молодцы! Спасибо за урок!
Самоанализ своей деятельности на уроке
X
Домашнее задание
- Учебник с. 84, упр. 93
- В орфографическом словаре найти пять слов образованных с помощью приставки и суффикса.
Учитель начальных классов Светличная Н.Д.