Статья: Контрольно-оценочная деятельность педагога как средство развития учебной мотивации младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Т. Л. Егорова

Контрольно-оценочная деятельность педагога как средство развития учебной мотивации младших школьников. В статье рассмотрены особенности учебной мотивации младших школьников. Рассматривается проблема влияния контрольно-оценочной деятельности педагога на мотивацию. Предложены методы контрольно-оценочной деятельности педагога для развития учебной мотивации. Ключевые слова: учебная мотивация, учебная деятельность, оценка. Основные направления изменений современной школы связаны с идеей раскрытия индивидуальности ученика и его личности, его самореализации. Перед изучающими данную проблему стоит задача совершенствования обучения младших школьников, где огромное значение имеет формирование и развитие учебной мотивации. Мотивация - это процессы, определяющие движение к поставленной цели, факторы (внешние и внутренние), влияющие на активность или пассивность поведения. [1] Известно, что положительное или отрицательное отношение школьника к учению может быть причиной его успеваемости или неуспеваемости. Как известно из трудов Е.П. Ильина и М.М. Безруких мотивация учения падает к концу 4 класса. Поэтому оправдан поиск новых подходов к дальнейшему совершенствованию содержания, форм и методов обучения в целях положительного влияния на мотивацию учащихся. Выделяют внешние мотивы, лежащие вне учебной деятельности. Они делятся на престижные и избегания неудач. Последние, если выражены сильно, создают стрессовые ситуации. По данным С. А. Мусатова значение мотивов избегания неудач побуждающих к выполнению учебных заданий, усиливается к 3-му классу.[2] Школьники 3-4-х классов начинают тяготиться своими обязанностями, их старательность уменьшается. У младших школьников «знаемые» мотивы часто не соответствуют реальным, побуждающим их к учебной деятельности. По данным Г.Г. Гусевой, диапазон «знаемых» мотивов у учащихся 2-3-х классов весьма широк и включает как познавательные, так и социальные мотивы. В первую тройку вошли: «хочу больше знать», «интересно узнавать новое, «хочу получать отличные отметки. Последними названы: «все учатся»; «не хочу, чтобы ругали».[3] У посредственно- и слабоуспевающих школьников основным является мотив «избегание неудач». Очевидно, что мотиваторами учебной деятельности младших школьников могут быть социально-психологические факторы: желание хорошо выглядеть в глазах одноклассников, обожание своего учителя, желание доставить ему удовольствие своим ответом на уроке и получить от него похвалу.[4] Существенной особенностью учебной мотивации школьников является то, что мотивы их ситуативны, то есть непостоянны. Поэтому появившийся мотив необходимо сразу реализовывать. В 3 - 4 классах снижается роль учителя в побуждении к учебной деятельности так как снижается его авторитет. Это связано с повышением самостоятельности учащихся и увеличивающейся их ориентацией на мнение одноклассников. Мотивирующая роль оценки результатов учебной деятельности не вызывает сомнения. Отметка в качестве ведущего мотива обучения выступает у более половины младших школьников. У трети преобладает мотив благополучия, а познавательный интерес называется очень редко. Такая ситуация не очень благоприятна для процесса обучения, так как ответственность и трудолюбие школьников слабо связаны с мотивом отметки по сравнению с познавательным интересом.[5] Таким образом необходимо строить контрольно-оценочную деятельность педагога таким образом, чтобы учащиеся ориентировались не на отметку, а на получение знаний. Контроль и оценка должны выступать в роли развития учебно-познавательного мотива. Мы предположили, что формирование учебной мотивации детей младшего школьного возраста будет эффективным при условии построения контрольно-оценочной деятельности педагога с учетом особенностей мотивации учащихся, целенаправленного развития учебной мотивации, с предъявлением «открытых» требований к оцениванию, взаимооценивания учащимися своей деятельности, развитием мотивации во внеурочной деятельности, использованием дифференцированного подхода, предоставлением свободного выбора тем докладов, сочинений и заданий учащимися. Мы разработали методы, целью которых является развитие учебной мотивации через контрольно-оценочную деятельность педагога:

  1. Дифференцированная проверочная работа.
Цель: Развитие учебно-познавательных мотивов. Проведение еженедельных письменных дифференцированных проверочных работ по основным учебным предметам влияет на учебно-познавательную мотивацию учеников. Мы считаем, что «открытые» требования к оцениванию положительно скажутся на мотивации учащихся. Такие работы позволяют детям самостоятельно выбирать отметку, которую они могут получить. Эту работу целесообразно проводить во время закрепления и обобщения пройденного. Учащимся выдается листочек с тремя вариантами заданий различной степени сложности. Оценка "3" соответствует тексту, записанному в самом начале с пометкой «3», оценка "4" - второму блоку заданий с пометкой «4», оценка "5" - третьему блоку задания с пометкой «5». Ученики выполняют задания по выбору каждое на отдельном листочке. Как только задание выполнено, ученик подходит к учителю, который определяет, правильное решение или нет. Если ответ правильный, учитель забирает листочек, а ученик приступает к выполнению более сложного задания. Если ответ неверен, ученик отправляется искать ошибку или выполнять задание более легкого варианта.
  1. Викторина «Своя игра»
Цель: Развитие учебно-познавательных мотивов. В целях формирования учебно - познавательного мотива учащихся также проводится викторина Своя игра». с использованием ИКТ. Эту викторину несложно подготовить по различным учебным предметам и проводить еженедельно или в конце изучения темы, раздела. Вопросы в игре различны по сложности, чем сложнее вопрос, тем больше баллов за него начисляется. Учащиеся сначала выбирают тему вопроса и балл вопроса, по набранным баллам за игру получают итоговую отметку. Снизить мотивацию избегания неудач неуспевающих учащихся, которым трудно на уроках проявить свои знания - мы также предлагаем использовать игру «Своя игра». На классных часах и во внеурочное время в викторине используются несложные вопросы, чтобы создать ситуацию успеха для слабоуспевающих детей. Мотивация избегания неудач у неуспевающих детей снизится, и они успешно будут проявлять себя на уроках.
  1. Групповые домашние задания на различные темы
Цель: развитие мотивов самообразования Для формирования мотивов самообразования - мы предлагаем групповые работы или работы в парах. По теме урока учащимся даются домашние задания для подготовки докладов, рефератов и сообщений. Они также могут приготовить презентацию на заданную тему. Для подготовки учащимся предоставляется время. Каждый участник группы должен выступить со своей частью сообщения. При оценивании такой групповой работы учитываются качество и эстетичность оформления работы, использование рисунков, картинок, фотографий. Большое внимание уделяется изложению материала: правильная речь и темп изложения. Оценивание происходит совместно с учащимися, т.е. дети должны оценить работу по приведенным выше критериям. «Открытые» требования к оцениванию повысят мотивацию школьников. Взаимооценивание по плану:
  1. Оформление доклада (аккуратность, рисунки, титульный лист);
  2. Изложение материала (темп, речь);
  3. Соответствие темы и содержания.
Доклады могут быть на следующие темы: по литературе - биография и творчество писателей и поэтов; по изобразительному искусству - сведения о художниках, история знаменитых полотен и скульптур; по математике - о великих и выдающихся математиках; открытиях в математике, по русскому языку - пословицы и поговорки, загадки; по окружающему миру - сообщения о горах, равнинах, реках, морях, путешественниках.
  1. Сочинения на общесоциальные темы
Цель: развитие широких социальных, познавательных мотивов. Широкие социальные мотивы учащихся повысятся через написание сочинений на общесоциальные темы. Мы считаем, что такие сочинения вызовут познавательный интерес. Сочинения могут быть приурочены к знаменательным датам страны и будут иметь целью через чувство патриотизма и гражданственности учащихся развивать внутреннюю мотивацию, т.е. познавательную мотивацию. Это сочинения ко Дню Победы, Дню защитника Отечества, Дню Конституции, Дню снятия блокады Ленинграда. Сочинения на тему гуманизма также ведут к раскрытию социальных мотивов учащихся. Темами таких сочинений могут быть «Мы и природа», «Мой город», «О милосердии», «Я и мои друзья».
  1. Семинары на различные темы.
Цель: развитие мотивов самообразования. Мы считаем, что для повышения учебной мотивации необходимо развивать мотив самообразования. При ее формировании необходимо учитывать и создавать соответствующие условия. Мы предлагаем во внеурочной деятельности организовать семинары на различные темы, ученики готовят доклады на интересные для них темы не связанные с учебными предметами. На такие темы: «Косметика: из древности в современность», «Талисманы олимпийских игр», «Достойные награды», «Цветочная гадалка (ромашка)», «Необыкновенная феерия (мыльные пузыри)», «Притягивающий аромат (духи)», «Космос», «Имена: судьба или случайность», «История развития анимаций». На таких семинарах планируется в непринужденной обстановке с детьми обсудить доклад, оценить докладчика.

Таблица 1 Виды учебной мотивации и типов контрольно-оценочной деятельности

Группы

Виды мотивов

Тип контроля

Тип оценивания

1

Мотивация избегания неудач

Создание ситуации успеха у неуспевающих детей во внеурочной деятельности (классный час).

За викторину в зависимости от набранных баллов ставится отметка или устная похвала

2

Учебно-познавательные мотивы

Проведение еженедельных письменных дифференцированных проверочных работ по основным учебным предметам, проведение викторины с использованием ИКТ в конце каждой недели по основным предметам

Отметка за проверочную работу ставится в соответствии с выбранной сложностью работы ребенка и правильностью выполнения; отметка за викторину в зависимости от набранных баллов:

«5»-80- 180 б

«4»-40-70 б «3» - менее 30 б

3

Мотивы самообразо

вания

Групповое домашнее задание, подготовка общего доклада, например, несколькими учениками

Проведение семинаров с чтением докладов школьников

Взаимооценивание по плану:

  1. Оформление доклада(аккуратность, рисунки, титульный лист)

  2. Изложение материала(темп, речь)

  3. Соответствие темы и содержания

4

Широкие социаль

ные мотивы, учебно-познавательные мотивы

Написание сочинений на общесоциальные темы: патриотизм, гуманизм и т.д.


Таким образом вышеназванные методы контрольно-оценочной деятельности педагога положительно отразятся на развитии учебной мотивации младших школьников. Библиографический список:

  1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - Спб., 2006
  2. Мусатов С.А. О формировании мотивации учебной деятельности у младших школьников. М.: АКАДЕМIА, 2006.
  3. Гусева Г.Г. О соотношении «знаемых» и реальных мотивов учения у младших школьников. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
  4. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М., Педагогика. 1983, т. 1.
  5. Власова Н.Н. Изучение особенностей доминирования мотивов у детей младшего школьного возраста // Вопросы психологии. - 1977. - №1



© 2010-2022