- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья: Контрольно-оценочная деятельность педагога как средство развития учебной мотивации младших школьников
Статья: Контрольно-оценочная деятельность педагога как средство развития учебной мотивации младших школьников
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Егорова Т.Л. |
Дата | 02.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Т. Л. Егорова
Контрольно-оценочная деятельность педагога как средство развития учебной мотивации младших школьников. В статье рассмотрены особенности учебной мотивации младших школьников. Рассматривается проблема влияния контрольно-оценочной деятельности педагога на мотивацию. Предложены методы контрольно-оценочной деятельности педагога для развития учебной мотивации. Ключевые слова: учебная мотивация, учебная деятельность, оценка. Основные направления изменений современной школы связаны с идеей раскрытия индивидуальности ученика и его личности, его самореализации. Перед изучающими данную проблему стоит задача совершенствования обучения младших школьников, где огромное значение имеет формирование и развитие учебной мотивации. Мотивация - это процессы, определяющие движение к поставленной цели, факторы (внешние и внутренние), влияющие на активность или пассивность поведения. [1] Известно, что положительное или отрицательное отношение школьника к учению может быть причиной его успеваемости или неуспеваемости. Как известно из трудов Е.П. Ильина и М.М. Безруких мотивация учения падает к концу 4 класса. Поэтому оправдан поиск новых подходов к дальнейшему совершенствованию содержания, форм и методов обучения в целях положительного влияния на мотивацию учащихся. Выделяют внешние мотивы, лежащие вне учебной деятельности. Они делятся на престижные и избегания неудач. Последние, если выражены сильно, создают стрессовые ситуации. По данным С. А. Мусатова значение мотивов избегания неудач побуждающих к выполнению учебных заданий, усиливается к 3-му классу.[2] Школьники 3-4-х классов начинают тяготиться своими обязанностями, их старательность уменьшается. У младших школьников «знаемые» мотивы часто не соответствуют реальным, побуждающим их к учебной деятельности. По данным Г.Г. Гусевой, диапазон «знаемых» мотивов у учащихся 2-3-х классов весьма широк и включает как познавательные, так и социальные мотивы. В первую тройку вошли: «хочу больше знать», «интересно узнавать новое, «хочу получать отличные отметки. Последними названы: «все учатся»; «не хочу, чтобы ругали».[3] У посредственно- и слабоуспевающих школьников основным является мотив «избегание неудач». Очевидно, что мотиваторами учебной деятельности младших школьников могут быть социально-психологические факторы: желание хорошо выглядеть в глазах одноклассников, обожание своего учителя, желание доставить ему удовольствие своим ответом на уроке и получить от него похвалу.[4] Существенной особенностью учебной мотивации школьников является то, что мотивы их ситуативны, то есть непостоянны. Поэтому появившийся мотив необходимо сразу реализовывать. В 3 - 4 классах снижается роль учителя в побуждении к учебной деятельности так как снижается его авторитет. Это связано с повышением самостоятельности учащихся и увеличивающейся их ориентацией на мнение одноклассников. Мотивирующая роль оценки результатов учебной деятельности не вызывает сомнения. Отметка в качестве ведущего мотива обучения выступает у более половины младших школьников. У трети преобладает мотив благополучия, а познавательный интерес называется очень редко. Такая ситуация не очень благоприятна для процесса обучения, так как ответственность и трудолюбие школьников слабо связаны с мотивом отметки по сравнению с познавательным интересом.[5] Таким образом необходимо строить контрольно-оценочную деятельность педагога таким образом, чтобы учащиеся ориентировались не на отметку, а на получение знаний. Контроль и оценка должны выступать в роли развития учебно-познавательного мотива. Мы предположили, что формирование учебной мотивации детей младшего школьного возраста будет эффективным при условии построения контрольно-оценочной деятельности педагога с учетом особенностей мотивации учащихся, целенаправленного развития учебной мотивации, с предъявлением «открытых» требований к оцениванию, взаимооценивания учащимися своей деятельности, развитием мотивации во внеурочной деятельности, использованием дифференцированного подхода, предоставлением свободного выбора тем докладов, сочинений и заданий учащимися. Мы разработали методы, целью которых является развитие учебной мотивации через контрольно-оценочную деятельность педагога:
- Дифференцированная проверочная работа.
- Викторина «Своя игра»
- Групповые домашние задания на различные темы
- Оформление доклада (аккуратность, рисунки, титульный лист);
- Изложение материала (темп, речь);
- Соответствие темы и содержания.
- Сочинения на общесоциальные темы
- Семинары на различные темы.
Таблица 1 Виды учебной мотивации и типов контрольно-оценочной деятельности
Группы
Виды мотивов
Тип контроля
Тип оценивания
1
Мотивация избегания неудач
Создание ситуации успеха у неуспевающих детей во внеурочной деятельности (классный час).
За викторину в зависимости от набранных баллов ставится отметка или устная похвала
2
Учебно-познавательные мотивы
Проведение еженедельных письменных дифференцированных проверочных работ по основным учебным предметам, проведение викторины с использованием ИКТ в конце каждой недели по основным предметам
Отметка за проверочную работу ставится в соответствии с выбранной сложностью работы ребенка и правильностью выполнения; отметка за викторину в зависимости от набранных баллов:
«5»-80- 180 б
«4»-40-70 б «3» - менее 30 б
3
Мотивы самообразо
вания
Групповое домашнее задание, подготовка общего доклада, например, несколькими учениками
Проведение семинаров с чтением докладов школьников
Взаимооценивание по плану:
-
Оформление доклада(аккуратность, рисунки, титульный лист)
-
Изложение материала(темп, речь)
-
Соответствие темы и содержания
4
Широкие социаль
ные мотивы, учебно-познавательные мотивы
Написание сочинений на общесоциальные темы: патриотизм, гуманизм и т.д.
Таким образом вышеназванные методы контрольно-оценочной деятельности педагога положительно отразятся на развитии учебной мотивации младших школьников. Библиографический список:
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - Спб., 2006
- Мусатов С.А. О формировании мотивации учебной деятельности у младших школьников. М.: АКАДЕМIА, 2006.
- Гусева Г.Г. О соотношении «знаемых» и реальных мотивов учения у младших школьников. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М., Педагогика. 1983, т. 1.
- Власова Н.Н. Изучение особенностей доминирования мотивов у детей младшего школьного возраста // Вопросы психологии. - 1977. - №1