- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка во 2 классе Тема: Начальная форма слов-названий признаков
Урок русского языка во 2 классе Тема: Начальная форма слов-названий признаков
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Анисина А.Е. |
Дата | 28.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок русского языка во 2 классе
Тема: Начальная форма слов-названий признаков.
Цель:
- показать, что слова-названия признаков изменяются по родам; объяснить как определить начальную форму слов-признаков; учить сравнивать разные формы одного и того же слова; формировать умение определить начальную форму слов-признаков.
Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно определять начальную форму слов-признаков, находить информацию в учебнике и словаре, анализировать ее содержание.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, допускать существование различных точек зрения. Принимать позицию партнера (оппонента); личностные - осознают свои возможности в учении, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Оборудование урока: учебник «Русский язык», автор Н.А.Чуракова, рабочая тетрадь Русский язык», автор Т.А.Байкова, фишки, карточки для групповой работы. Урок открытия нового знания.
Сценарий урока:
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
Ι. Актуализация знаний.
1. Организационный момент.
- Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и не слышно
И скорей начнем урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики!
-Начнем наш урок русского языка.
- Ребята, откройте, пожалуйста, свои тетради, запишите число, классная работа.
2. Найди лишнее слово
- Узнайте, о какой части речи будем говорить.
На доске: Береза, город, красивый, облако.
- Почему это слово лишнее? (Это слово-название признака предмета отвечает на вопрос (какой?), остальные слова - существительные, словарные слова)
-Как иначе мы называем слова-названия предметов?
3.Работа в парах .
-Сейчас, ребята, поработайте в парах, выполним тест.
- Вспомните, что вы знаете об имени существительном, и отметьте в тесте на розовом листе верный ответ галочкой.
Тест.
1. Что такое имя существительное?
-
Часть слова.
-
Член предложения.
-
Часть речи.
2. Что обозначает имя существительное?
-
Признак предмета.
-
Предмет.
-
Действие предмета.
3. На какие вопросы отвечает имя существительное?
-
Как? Откуда? Где?
-
Кто? Что?
-
Что делать? Что сделать?
4. Перечисли несколько признаков имени существительного.
-
Одушевлённое или неодушевлённое.
-
Изменяется по числам.
4. Проверка теста
Сверьте свои ответы с правильным вариантом ответа на фиолетовой карточке, и у каждого из вас на парте лежит лист самооценки, на котором против слова «тест» поставьте «5», если не допустили ошибок, «4», если допустили одну ошибку, «3», если допустили две ошибки.
-Еще раз обратим свое внимание на слова, записанные на доске..
-Для каждого слова-названия предмета назовите и запишите в тетрадь форму множественного числа
Береза-березы, город-города, облако-облака (запись в тетради)
Назови слова-названия предметов в начальной форме
Береза, город, облако
-Как определить начальную форму слов-названий предметов?
-Начальная форма слов-названий предметов (ед.ч., кто? что?)
- Вспомните какое слово было лишнее и попробуй определить тему нашего сегодняшнего урока.
- Какова же цель нашего сегодняшнего урока?
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на схемы в учебнике.
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).
1) Работа с учебником
2)Работа с толковым словарем
3) Чтение правила в рамке и сравнение его
с собственными выводами детей.
4) Физкультминутка
- Какие задачи мы сегодня ставим с вами перед собой?
1. Устанавливать связь слов-названий признаков со словами-названиями предметов.
2. Вспомнить вопросы к словам-названиям признаков.
3.Научиться выделять окончания слов- названий признаков.
4.Научиться определять начальную форму этих слов.
- Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
-Составьте словосочетания из этих слов:
На доске запись:
(Что?) город (какой?) красивый
(что?) береза (какая?) красивая
(Что?) облако (какое?) красивое
- Что обозначают слова: город, береза, облако (названия предметов)
- А что показывают остальные слова? (Какие это предметы.)
- Как они называются? (Слова-названия признаков.)
-Это разные слова или формы одного и того же слова? (формы одного слова)
-Какая часть слова изменяется? (окончание)
-На что указывают окончания этих слов? (на род)
- Изменяются ли слова-названия признака по родам?
-Запишите словосочетания в тетрадь, выделите окончания.
-Откроем учебник на стр.74, выполним упр. 49
- Спишите стихотворение, подчеркните орфограммы (трудные написания слов)
- Какое слово выделено? Что оно называет? (Признак предмета)
- С каким словом оно связано?
- На какой вопрос отвечает?
.
-Сумеешь ли ты найти слово «ужа» в Толковом словаре? Уточним страницу, на которой находится Толковый словарь (98)
-Какую форму этого слова будешь искать?
-Как называется такая форма слова?
-На что указывают окончания этих слов?(на род)
-Выпишите словосочетания в тетрадь, выделите окончания.
Что такое проблема? (Это нерешённая задача)
-Сейчас нам с вами предстоит решить одну очень трудную задачу:
Какая же форма слов-названий признаков является начальной?
-Найдите в Толковом словаре слово тёплым. Удалось? Почему?
-А какая форма этого слова есть?(тёплый)
-А что ещё написано?(-ая,-ое)
-Что это значит?
Вывод: начальная форма слова -тёплый, т.е. ед.ч., м.р.
-Составьте словосочетания этого слова со словами молоко, каша, кофе
-Что вы знаете о слове кофе? (неизменяемое слово)
- Обобщите ваши наблюдения и сделайте вывод: с какими словами связаны слова-названия признаков и на какие вопросы они отвечают?
-Прочитай плакат Мыши.
-Что мы узнали?
Слова-признаки могут меняться по родам в зависимости от слова-предмета.
Начальной формой слов-признаков считают м.р. ед.ч.
- Что мы сейчас делали?
- Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
Игра «Не ошибись!» (Хлопаем в ладоши, если я называю слово-название признака. Будьте внимательны) Голубой, небо, говорить, читала, светлая, машина, дорога, яркое, лес.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1.Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
ΙΙI. Развитие умений - применение знания.
1.Работа по карточкам (Упр.50)
Сейчас возьмите белые карточки и выполните задание самостоятельно.
- Назовите начальную форму слов-названий признака предмета.
-Чем различаются слова- названия признаков в каждом столбике? (окончаниями)
Почему у них разные окончания?
(Слова-признаки принимают разную форму м.р., ж.р., с.р.)
Сверьте свои ответы с правильным вариантом ответа на доске, и в листе самооценки, против слов «работа по карточкам» поставьте «5», если не допустили ошибок, «4», если допустили одну ошибку, «3», если допустили две ошибки.
2.Работа в ТПО - работа в парах.
Упр. 28 в тпо - развивается умение ставить вопросы к словам-названиям признаков.
- Откроем тетради на печатной основе на стр.24 упр. 28, выполните данное упражнение самостоятельно в парах
-Назовите разные формы слов-названий признаков. (пишу на доске)
Назовите начальную форму слова-названия признаков
-Чем отличаются слова-названия признаков? (окончаниями)
(Слова-названия признаков принимают разную форму м.р., ж.р., с.р.)
Проверьте правильность выполнения задания и в листе самооценки, против слов «самостоятельная работа» поставьте «5», если не допустили ошибок, «4», если допустили одну ошибку, «3». Если допустили две ошибки
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
ΙV. Итог урока.
Рефлексия.
- Какие цели и задачи мы ставили сегодня на уроке? Добились ли мы цели?
Что самое главное мы должны запомнить? (Правило стр. 75)
- Посчитайте количество плюсов на своих карточках. Кто набрал 11-9 баллов. Молодец! У тебя всё получилось
8-7 баллов. Хорошо!
6-4 баллов. Старайся работать лучше! У вас обязательно всё получиться в дальнейшем. Остальные пусть не огорчаются.
-У вас на партах лежат звёздочки.
-Если вам понравилось на уроке, было легко и понятно - поднимите жёлтые звёзды, самые яркие.
-Если у вас остались ещё какие-то вопросы - зеленые звёзды.
-Если не поняли материал, то голубые звёзды.