Урок русского языка во 2 классе Тема: Начальная форма слов-названий признаков

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка во 2 классе

Тема: Начальная форма слов-названий признаков.

Цель:

- показать, что слова-названия признаков изменяются по родам; объяснить как определить начальную форму слов-признаков; учить сравнивать разные формы одного и того же слова; формировать умение определить начальную форму слов-признаков.

Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно определять начальную форму слов-признаков, находить информацию в учебнике и словаре, анализировать ее содержание.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, допускать существование различных точек зрения. Принимать позицию партнера (оппонента); личностные - осознают свои возможности в учении, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.



Оборудование урока: учебник «Русский язык», автор Н.А.Чуракова, рабочая тетрадь Русский язык», автор Т.А.Байкова, фишки, карточки для групповой работы. Урок открытия нового знания.



Сценарий урока:

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

Ι. Актуализация знаний.











1. Организационный момент.

- Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и не слышно

И скорей начнем урок.

Будем мы писать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики!

-Начнем наш урок русского языка.

- Ребята, откройте, пожалуйста, свои тетради, запишите число, классная работа.

2. Найди лишнее слово

- Узнайте, о какой части речи будем говорить.

На доске: Береза, город, красивый, облако.

- Почему это слово лишнее? (Это слово-название признака предмета отвечает на вопрос (какой?), остальные слова - существительные, словарные слова)

-Как иначе мы называем слова-названия предметов?

3.Работа в парах .

-Сейчас, ребята, поработайте в парах, выполним тест.

- Вспомните, что вы знаете об имени существительном, и отметьте в тесте на розовом листе верный ответ галочкой.

Тест.

1. Что такое имя существительное?

  • Часть слова.

  • Член предложения.

  • Часть речи.

2. Что обозначает имя существительное?

  • Признак предмета.

  • Предмет.

  • Действие предмета.

3. На какие вопросы отвечает имя существительное?

  • Как? Откуда? Где?

  • Кто? Что?

  • Что делать? Что сделать?

4. Перечисли несколько признаков имени существительного.

  • Одушевлённое или неодушевлённое.



  • Изменяется по числам.

4. Проверка теста

Сверьте свои ответы с правильным вариантом ответа на фиолетовой карточке, и у каждого из вас на парте лежит лист самооценки, на котором против слова «тест» поставьте «5», если не допустили ошибок, «4», если допустили одну ошибку, «3», если допустили две ошибки.

-Еще раз обратим свое внимание на слова, записанные на доске..

-Для каждого слова-названия предмета назовите и запишите в тетрадь форму множественного числа

Береза-березы, город-города, облако-облака (запись в тетради)

Назови слова-названия предметов в начальной форме

Береза, город, облако

-Как определить начальную форму слов-названий предметов?

-Начальная форма слов-названий предметов (ед.ч., кто? что?)

- Вспомните какое слово было лишнее и попробуй определить тему нашего сегодняшнего урока.

- Какова же цель нашего сегодняшнего урока?

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на схемы в учебнике.

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).








1) Работа с учебником


2)Работа с толковым словарем








3) Чтение правила в рамке и сравнение его

с собственными выводами детей.


4) Физкультминутка

- Какие задачи мы сегодня ставим с вами перед собой?

1. Устанавливать связь слов-названий признаков со словами-названиями предметов.

2. Вспомнить вопросы к словам-названиям признаков.

3.Научиться выделять окончания слов- названий признаков.

4.Научиться определять начальную форму этих слов.

- Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)


-Составьте словосочетания из этих слов:

На доске запись:

(Что?) город (какой?) красивый

(что?) береза (какая?) красивая

(Что?) облако (какое?) красивое

- Что обозначают слова: город, береза, облако (названия предметов)

- А что показывают остальные слова? (Какие это предметы.)

- Как они называются? (Слова-названия признаков.)

-Это разные слова или формы одного и того же слова? (формы одного слова)

-Какая часть слова изменяется? (окончание)

-На что указывают окончания этих слов? (на род)

- Изменяются ли слова-названия признака по родам?

-Запишите словосочетания в тетрадь, выделите окончания.

-Откроем учебник на стр.74, выполним упр. 49

- Спишите стихотворение, подчеркните орфограммы (трудные написания слов)

- Какое слово выделено? Что оно называет? (Признак предмета)

- С каким словом оно связано?

- На какой вопрос отвечает?

.

-Сумеешь ли ты найти слово «ужа» в Толковом словаре? Уточним страницу, на которой находится Толковый словарь (98)

-Какую форму этого слова будешь искать?

-Как называется такая форма слова?


-На что указывают окончания этих слов?(на род)

-Выпишите словосочетания в тетрадь, выделите окончания.

Что такое проблема? (Это нерешённая задача)

-Сейчас нам с вами предстоит решить одну очень трудную задачу:

Какая же форма слов-названий признаков является начальной?

-Найдите в Толковом словаре слово тёплым. Удалось? Почему?

-А какая форма этого слова есть?(тёплый)

-А что ещё написано?(-ая,-ое)

-Что это значит?

Вывод: начальная форма слова -тёплый, т.е. ед.ч., м.р.

-Составьте словосочетания этого слова со словами молоко, каша, кофе

-Что вы знаете о слове кофе? (неизменяемое слово)

- Обобщите ваши наблюдения и сделайте вывод: с какими словами связаны слова-названия признаков и на какие вопросы они отвечают?

-Прочитай плакат Мыши.

-Что мы узнали?

Слова-признаки могут меняться по родам в зависимости от слова-предмета.

Начальной формой слов-признаков считают м.р. ед.ч.

- Что мы сейчас делали?

- Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

Игра «Не ошибись!» (Хлопаем в ладоши, если я называю слово-название признака. Будьте внимательны) Голубой, небо, говорить, читала, светлая, машина, дорога, яркое, лес.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1.Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

ΙΙI. Развитие умений - применение знания.

1.Работа по карточкам (Упр.50)

Сейчас возьмите белые карточки и выполните задание самостоятельно.

- Назовите начальную форму слов-названий признака предмета.

-Чем различаются слова- названия признаков в каждом столбике? (окончаниями)

Почему у них разные окончания?

(Слова-признаки принимают разную форму м.р., ж.р., с.р.)

Сверьте свои ответы с правильным вариантом ответа на доске, и в листе самооценки, против слов «работа по карточкам» поставьте «5», если не допустили ошибок, «4», если допустили одну ошибку, «3», если допустили две ошибки.

2.Работа в ТПО - работа в парах.

Упр. 28 в тпо - развивается умение ставить вопросы к словам-названиям признаков.

- Откроем тетради на печатной основе на стр.24 упр. 28, выполните данное упражнение самостоятельно в парах

-Назовите разные формы слов-названий признаков. (пишу на доске)

Назовите начальную форму слова-названия признаков

-Чем отличаются слова-названия признаков? (окончаниями)

(Слова-названия признаков принимают разную форму м.р., ж.р., с.р.)

Проверьте правильность выполнения задания и в листе самооценки, против слов «самостоятельная работа» поставьте «5», если не допустили ошибок, «4», если допустили одну ошибку, «3». Если допустили две ошибки

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙV. Итог урока.


Рефлексия.

- Какие цели и задачи мы ставили сегодня на уроке? Добились ли мы цели?

Что самое главное мы должны запомнить? (Правило стр. 75)

- Посчитайте количество плюсов на своих карточках. Кто набрал 11-9 баллов. Молодец! У тебя всё получилось

8-7 баллов. Хорошо!

6-4 баллов. Старайся работать лучше! У вас обязательно всё получиться в дальнейшем. Остальные пусть не огорчаются.

-У вас на партах лежат звёздочки.

-Если вам понравилось на уроке, было легко и понятно - поднимите жёлтые звёзды, самые яркие.

-Если у вас остались ещё какие-то вопросы - зеленые звёзды.

-Если не поняли материал, то голубые звёзды.



© 2010-2022