План-конспект урока русского языка

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Цели урока: Образовательные: совершенствовать навыки правописания родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном и во множественном числе; навыки каллиграфически правильного письма, навыки работы с «Толковым словарем русского языка» С.И. Ожегова. Развивающие: развивать умение правильно и точно употреблять прилагательные в речи; развивать орфографическую зоркость и логическое мышление, навыки самостоятельной работы. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, к родному краю.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: интерактивная доска, «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова на каждом столе; компьютерная презентация, карточки с разноуровневыми заданиями.
Ход урока
I. Организация класса. Мобилизующий этап - 1 мин. Здравствуйте, садитесь. Расскажу я вам рецепт Крепких знаний и побед. Будь серьезен на уроке и старательно вникай, Не спеши, будь аккуратен, наблюдай и подмечай. Приложи ты трудолюбье, просто время не теряй, Сравнивай и обобщай, и почаще отвечай. Что мы будем делать на уроке? (Сравнивать и обобщать)
  1. Актуализация знаний - 2 мин.
Ребята, посмотрите на экран. На нас приближается тучка, из которой «капают» капельки дождя. Посмотрите внимательно, в капельках написаны слова. Нам их нужно быстро прочитать, чтобы капельки не упали и узнать тему нашего урока. (Имя прилагательное.) ( На доске изображена тучка, из которой беспорядочно «капают» капельки дождя, на которых написаны следующие фразы: признак предмета; какой?, какая?, какое?, какие?; изменяется по числам, родам, падежам.)
  1. Постановка темы и цели урока - 1 мин.
Сегодня на уроке мы будем обобщать знания об имени прилагательном, совершенствовать навыки правописания родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе, каллиграфически правильно писать и продолжим работу с «Толковым словарем русского языка» С.И. Ожегова.
  1. Обобщение изучаемого материала на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний - 24 мин.
1. Дети получают карточки с разноуровневыми заданиями. 1 карточка (1 уровень). Замените выделенные существительные выделенными прилагательными, поставив их перед существительными. Выделите их окончания. Образец. Волчье логово. Логово волка, берлога медведя, нора лисы, пение соловья, щебетание птиц 2 карточка (2 уровень). Спишите предложения, вставив пропущенные буквы. Укажите род и падеж прилагательных и существительных.
  1. С…стра р…ботает на кирпичн… заводе.
  2. Деревья покрыты серебрист… инеем.
  3. Ярко св…тило весенн… солнце.
  4. Пчела подл…тела к цв…тущ… ветке.
3 карточка (3 уровень). Прочитайте. Выпишите существительные вместе с прилагательными. Укажите падеж. Выделите окончания имен прилагательных. Кто никогда не видел, как растет клюква, тот может очень долго идти по болоту и не замечать, что он по клюкве идет. Вот взять ягоду чернику - та растет, ее видишь: стебелёчек тоненький тянется вверх, по стебельку, как крылышки в разные стороны зеленые маленькие листики, и у листиков сидят мелким горошком черничинки, черные ягодки с синим пушком. Также брусника: кровяно-красная ягода, листики, темно-зеленые, плотные, не желтеют даже под снегом. (М. Пришвин). 2. Чистописание. (Материал для чистописания отображается на интерактивной доске. Перед детьми находится образец, по которому они определяют высоту и ширину букв, наклон, количество слов на одной строке). Ребята, на доске написаны слова с пропущенными орфограммами. раз - рас: ра…грузить, ра…чистить, ра…задорить, ра…сыпать. - Прочитайте сочетание букв. - Что напоминают вам эти сочетания букв? (Приставки) Объясните правописание слов. (Ученик на доске вставляет пропущенные орфограммы красным маркером). Внимательно посмотрите соединения букв. Спишите. Выделите приставки, подчеркните двойные согласные. Ребята, посмотрите снова на доску. На доске написано: - ик -, - ек -: ореш…к, мост…к, горош…к, шар…к. - Прочитайте сочетание букв. - Что напоминают вам эти сочетания букв? (Суффиксы) Объясните правописание слов. (Ученик на доске вставляет красным маркером пропущенные орфограммы). Спишите. Выделите суффиксы. 3. Словарно-орфографическая работа. (На доске написаны словарные слова с пропущенными орфограммами: в…гон, дв…надцать, …гроном, пут…шествие, издал…ка.) Ребята, вам нужно вставить пропущенные буквы в слова и записать в тетрадь. (Затем ученик выходит к доске и вставляет красным маркером пропущенные буквы, а остальные дети проверяют.) Сейчас мы познакомимся с новыми словарными словами. На доске: изморозь, изморось, свитер, компьютер. - Чем отличается написание слов «изморозь» и «изморось»? - Что означают эти слова? - Обратимся к «Толковому словарю русского языка» С.И. Ожегова. (Учащиеся работают со словарем.) - Как можно проверить согласные в конце слов? (Изморозь - морозить; изморось - моросить.) - Запишите эти слова в тетрадь, запомните их. - Обратите внимание на произношение слов: свитер [тэ] и компьютер [тэ]. Придумайте предложения с этими словами. Запишите эти предложения в тетрадь. (Дети зачитывают предложения).
Пальчиковая гимнастика. Вы много писали, ваши пальчики устали. Выполним гимнастику для рук. Руки подняли и покачали - Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули - Ветер сбивает росу. В стороны руки, Плавно помашем - Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем - Крылья сложили назад.
4. Проверка домашнего задания. Ребята, какое упражнение выполняли дома? (Упражнение № 368) - О чем говорится в тексте? (О родной земле, о ее красоте, о том, что защита родной земли - наш долг.) - И сегодня на уроке мы будем говорить о родной земле, природе, животных, о том, что все это нужно беречь. - Давайте проверим правильность выполненного вами упражнения. Назовите род, падеж и окончания имен прилагательных. 5. Работа с текстом. (Текст с пропущенными словами отображен на интерактивной доске.) - Прочитайте текст Д. Мамина - Сибиряка. В тексте пропущены имена прилагательные. А … солнце продолжало нагревать землю. Дохнул теплом первый … ветерок, прилетевший с … моря. Набухли почки на березах, а … ветви елей покрылись … почками. Через …, почерневший снег пробился своей … головкой … подснежник. (Д. Мамин - Сибиряк) Попробуем восстановить текст, подбирая подходящие по смыслу прилагательные. (Ученики читают первое предложение и подбирают несколько прилагательных. Так продолжают работать над всеми предложениями. Учитель подсказывает слова автора: весеннее, весенний, теплого, мохнатые, мягкими, мокрый, желтой, первый. Ученики по очереди записывают слова красным маркером на доске.) Прочитайте текст вслух. Обратите внимание на то, что при использовании имен прилагательных текст изменился и стал более точным и выразительным. Запишите первое предложение. Ребята, какие чувства в человеке пробуждает весенняя природа? Какие животные пробуждаются весной? (Медведи) Вот мы с вами и выполним физминутку о медвежатах.
Физминутка. Медвежата в чаще жили, Головой своей крутили! Вот так, вот так Головой своей крутили. Медвежата мёд искали, Дружно дерево качали. Вот так, вот так Дружно дерево качали. Вперевалочку ходили. И из речки воду пили. Вот так, вот так И из речки воду пили.

6. Определение рода имен прилагательных. Ребята, как определить род имени прилагательного? Посмотрите на доску. (Учитель показывает слайд с изображением животных, растений, природы: снегирь, кошка, собака, медведь, тигр, незабудка, ландыш, море, солнце.) - Составьте словосочетания прилагательное + существительное и запишите в тетрадь. Ученики первого ряда записывают словосочетания мужского рода. Ученики второго ряда записывают словосочетания женского рода. Ученики третьего ряда записывают словосочетания среднего рода. - Ребята, кто закончит это задание, напишите предложение, используя одно из этих словосочетаний. (Проверка. Ученики каждого ряда зачитывают словосочетания и предложения) - Теперь измените прилагательные единственного числа на множественное число. - Назовите и сравните окончания имен прилагательных единственного и множественного числа.
7. Работа по системе В.Н. Зайцева. (Зрительный диктант.) 1.Девочки испекли вкусный пирог. 2.Дедушка пасет большое стадо. 3.В осеннем саду зацвели георгины. 4.Дети рвали ягоды калины и малины. 5.Недалеко от ручья паслись телята. 6.Щебечут от радости серые воробьи. (Учитель показывает слайд одного предложения. Ученики запоминают в течение четырех секунд предложение и записывают в тетрадь. Так продолжают работать с каждым предложением.) - А теперь, ребята, последнее задание нашего урока. Вам надо найти прилагательные в зрительном диктанте и определить падеж. - 1-й вариант: в первом предложении. - 2-ой вариант: во втором предложении. (Взаимопроверка в парах. Во время выполнения этого задания учитель проверяет индивидуальные карточки).
  1. Рефлексия - 5 мин.
-Ребята, вот мы с вами и закончили изучение большой и интересной темы «Имя прилагательное». Давайте ответим на вопросы и сделаем выводы. - На какие вопросы отвечают имена прилагательные? - Как изменяются имена прилагательные? - Можно ли определить род имен прилагательных во множественном числе? - Как определить падеж имени прилагательного?
Комментированное выставление оценок.
  1. Домашнее задание к следующему уроку - 2 мин.
- Ребята, дома выполните упражнение № 371. Вам надо списать стихотворение, подчеркнуть словосочетания, состоящие из существительного и прилагательного. Составить и написать подобные словосочетания. - Кто желает дополнительно поработать по этой теме, на перемене получите карточки у учителя. - За работу на уроке всем «Спасибо»!

© 2010-2022