- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения по теме: Творчество И. А. Бунина
Урок литературного чтения по теме: Творчество И. А. Бунина
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Вострикова Н.Е. |
Дата | 26.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок литературного чтения. Тема «Творчество И.А.Бунина»
Цели: продолжить знакомство с жизнью и творчеством И.Бунина, развивать навык выразительного чтения, учить видеть художественные картины, созданные автором, выражать свои чувства по отношению к прочитанному, учить видеть красоту природы, понимать и любить ее.
Ход урока:
2. Орг. момент.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера!
Мне хочется, чтобы доброе настроение не покидало вас на уроке и до самого вечера. ( кадр-урок литературного чтения)
Урок литературного чтения сегодня у вас проведу я. Меня зовут Людмила Михайловна.
2. Биография.
( под тихую музыку)
- Прохладный, хмурый осенний день. В Ясной Поляне моросит дождь, и березы стоят
влажные, матово-белые. Двое гуляют по роще и оживленно беседуют. Одному перевалило за
70. Но он в своем тяжелом драповом пальто живо прыгает через лужи, стряхивает капли
дождя себе на голову, ласково гладит березовые стволы. Говорит молодому собеседнику:
«- Недавно прочитал где-то стихи «Грибы сошли, но крепко пахнет в оврагах сыростью грибной». И восклицает: - Очень хорошо, очень верно!». Это Л.Н.Толстой. Его собеседник А.М.Горький. А стихи, восхитившие Толстого, написал И.А.Бунин. (показать на портрет)
-
Сегодня мы (на экране цель)
-
Вам знакомо это имя? Что вы знаете о И.А.Бунине?
(дети у доски рассказывают, на экране слайды, я добавляю)
Дети - 1. «Имя этого прекрасного поэта тесно связано с Липецким краем. Родился Иван Алексеевич Бунин 22 октября 1870 года в городе Воронеже, (кадр г. Воронеж) Отец Бунина жил широко, беззаботно, и разорившись, семья Буниных переехала в хутор Озерки Елецкого уезда, который достался в наследство матери Бунина, (кадр родители) Жизнь на хуторе, общение с крестьянами, с природой нашли свое отражение в произведениях Ивана Бунина. Иван был человеком впечатлительным, с живым
воображением. Писать он стал «как-то сам по себе рано и незаметно». Первые стихи написал в 8 лет.
2. В 10 лет (кадр Гимназии) его зачислили в Елецкую мужскую гимназию. Учился он
неплохо, память была отличная, он мог запомнить длинное стихотворение в целую страницу,
если оно ему нравилось. Но потом платить за обучение стало нечем и из гимназии пришлось
уйти, (кадр Торговой улицы) Занимался дома со старшим братом.
Первое стихотворение было напечатано, когда Бунину было 17 лет. В 18 лет он стал работать
в газете «Орловский вестник», (кадр Орла)
Когда Ивану был 21 год, вышла первая книга его стихов.
Я говорю - Литературная судьба складывалась удачно, (кадр его книги) Он много писал, и
его произведения сразу же получили высокую оценку в литературных кругах. Не случайно
Академия Наук трижды присуждала Ивану Бунину Пушкинскую премию. Но, кроме
увлечения поэзией и прозой, Иван Алексеевич любил путешествовать и сам себя называл
«бродником». Он объехал не только всю Россию, но и Европу, страны Азии, бывал даже в
Африке.
Но, к сожалению, в 1920 году ему пришлось покинуть Россию навсегда и уехать за границу,
но тоска по Родине осталась на всю жизнь.
В 1933г. он первым из русских писателей был удостоен Нобелевской премии, (кадр
вручения)
Умер он в 1953г. в возрасте 83 лет в Париже, (кадр могила)
В Ельце в 1988г. открыт дом-музей нашего знаменитого земляка И.А.Бунина, (кадр музея) В 1999г. Елецкому университету было присвоено его имя. (кадр университета). Возможно, многие из вас будут учиться в этом высшем учебном заведении.
(кадр пусто)
3. Повторение.
- Какие его стихи знаете? (Родина)
- О чем это стихотворение? Каким оно пронизано чувством? Легко было его читать?
- Сможете прочесть наизусть? Кто желает?
(у доски читают, другой ряд анализирует, за ответ я даю красный кленовый листок)
-
Ребята, почему я дала кленовые листья? О чем они напоминают? Хотелось бы вам вернуться в золотую осень? Почему? Как мы сможем это сделать? (Рассмотреть картины на доске.) - Посмотрите на замечательные картины.
-
Как художники изобразили осень? Какие чувства вызывают?
4. Знакомство с новым произведением.
- Жизнь природы изменчива. Она полна интересных событий и достойна, чтобы о ней было
рассказано красиво. Это смог сделать И.А.Бунин в своей поэме «Листопад», которую
посвятил А.М.Горькому. На уроке мы прочитаем отрывок из этого прекрасного
произведения. ( кадр ИЛ.Бунин. Отрывок из поэмы «Листопад»)
- Не случайно, что в качестве эпиграфа к уроку мы взяли слова Блока.
(я читаю с доски, в это время на экране:
«Так знать и любить природу, как умеет Бунин, мало кто умеет. Благодаря этой любви поэт смотрит зорко и далеко, и красочные и звуковые его впечатления богаты».
Блок)
- Наша задача с вами услышать и увидеть это богатство звуков и красок.
(кадр: Бунин -мастер звуков и красок)
(я читаю стихотворение под музыку)
-
Какие чувства вызвало стихотворение?
-
Какой вы увидели бунинскую осень?
-
Отражает ли «Осенняя песня» Чайковского настроение этого стихотворения?
5. Словарная работа.
-
Хотите сами прочитать? Громко или шепотом?
-
Прочтите сами и найдите непонятные слова. (самостоятельное чтение)
-
Какие слова требуют объяснения?
(на экране: лазурь, листва сквозная, вдова, терем, лиловый, багряный, завороженный)
- Давайте вслух прочитаем это стихотворение и насладимся его красотой.
( чтение вслух по цепочке, я хожу и дотрагиваюсь до плеча ребенка, значит, он дальше читает)
б.Анализ произведения.
-
Почему у Бунина осень праздничная? Докажите словами текста.
-
Мы чувствуем теплоту чувств, с которыми изображает Бунин Осень. Найдите слова, в которых передается нежность.
-
А еще какими чувствами пронизано стихотворение? ( грусть) - Прочтите.
-
В учебнике нет иллюстраций, чтобы вы нарисовали здесь?
-
Бунин говорил, что испытывает «состояние внутренней музыкальности слов». Описания природы настолько живы и точны, что мы не только ясно представляем картины, но и слышим музыку стихотворения. Какие звуки вы услышали? А запахи почувствовали?
7.Физминутка.
8. Работа над литературными терминами.
- Почему так красиво это стихотворение?
(много языковых средств художественной выразительности)
( на экране: языковые средства худ. выразительности
эпитеты сравнения олицетворения)
-
Давайте вспомним, что такое эпитеты, сравнения, олицетворения. ( на экране определения, дети читают)
-
Поработаем в парах, 1 ряд ищет эпитеты, 2ряд - олицетворения, 3 ряд - сравнения.
-
Давайте послушаем, (мои вопросы по ходу)
-
А теперь, внимание, сложный вопрос.
(на экране: Почему поэт не « оживил» лес? Изобразил его теремом?)
- Выскажите свою точку зрения.
9. Выразительное чтение,
- Ребята, есть строки, которые поразили вас своей красотой? Запишите их на листочках.
(работа под музыку)
- Прочтите строки, которые записали.
-
Какая красивая и пестрая картина у нас получилась, но чтобы она стала более привлекательной, добавим выразительного чтения.
-
Выберем темп, громкость, какие чувства передадим при чтении. ( на экране текст, читаем за диктором хором,
читаем строчку - девочки,, строчку - мальчики)
- Кто хочет сам прочитать, вложив в чтение всю душу?
( чтение 3 человек)
8. Обобщение,
- Что вдохновило Бунина написать это стихотворение?
- Иван Алексеевич описывает особый лес? Мы можем видеть такую красоту?
(кадр природа)
-
Что можете сказать о поэте, как о человеке?
-
Удалось ли нам проникнуть в душу поэта, понять его чувства?
- Да, написать такое произведение может человек, который глубоко любит свою Родину,
умеет чувствовать красоту и быть в гармонии с ней.
-
Какая картина больше всего отражает настроение Бунинской осени? Что у них общего?
-
Какие строки взяли бы, чтобы подписать под картиной?
-
Были строки, которые запомнились наизусть?
-
Есть у Бунина любимое слово, которое является своеобразным, хотя и не единственным ключом к его поэзии. Это слово «блеск». Вся его поэзия как будто освещена солнечным блеском.
-
Найдите это слово в этом отрывке.
-
А.М.Горький писал: «Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишиться живого радужного блеска и звездного сияния его души».
-
Мне очень хочется, чтобы бунинский радужный блеск коснулся и ваших душ, чтобы вы жили в гармонии с собой и окружающим миром.
-
И может, мои небольшие подарки помогут вам в этом.
-
Читайте Бунина, любите Бунина, любите литературу!
9, Дом задание.
- Я думаю, что вам не доставит затруднений выучить понравившийся отрывок наизусть, и
нарисовать рисунок. Это и будет ваше домашнее задание.
- Чем запомнится сегодняшний урок?