- Преподавателю
- Начальные классы
- Обобщение основных понятий информатики через правила дорожного движения
Обобщение основных понятий информатики через правила дорожного движения
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Петришина Т.В. |
Дата | 11.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок по информатике в 3 классе Тема: «Обобщение основных понятий информатики через правила дорожного движения»
Цель: - показать возможности применения знаний основных понятий курса информатики в практической деятельности через правила дорожного движения. Задачи: -развивать логическое мышление, внимание, память, наблюдательность; -воспитывать нравственные качества учащихся, культуру коллективной деятельности, умение отличать хорошее от плохого. Формируемые УУД: Личностные: - понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач; - быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению; - не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки - обязательная часть решения любой задачи. МетапредметныеУУД: Познавательные: - самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей; - формировать понятия: «закономерность», «аналогия», «алгоритм», «множество», «истинные и ложные высказывания»; - составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием. Коммуникативные: - активно участвовать в обсуждениях, которые возникают на уроке; - не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении; Регулятивные: - принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания; - участвовать в оценке и обсуждении полученного результата. Предметные УУД: Знать: -понятия: «закономерность», «аналогия», «алгоритм», «множество», «истинные и ложные высказывания»; Уметь: -составлять различные алгоритмы; -заполнять таблицу ложных и истинных высказываний; -составлять множества по заданной теме.
Оборудование: Компьютеры, экран, проектор; карточки с заданием по теме «Закономерность и аналогия», карточки для выполнения задания по теме «Алгоритм», тестовые карточки, карточки с оценкой работы на уроке, загадки, рисунки транспорта, учебник - тетрадь «Информатика в играх и задачах» -3 класс Горячева А.В., Гориной К.И., Суворовой Н.И.
Ход урока:
1. Организационный момент. -Правила поведения в компьютерном классе и за компьютером. - Расскажите, какие правила поведения в компьютерном классе и при работе за компьютером вы знаете. - Начинаем предложения со слов: «Нельзя» или «Можно»… 2. Актуализация знаний. -Откройте тетрадь, и мы проверим, как вы справились с домашним заданием. №8 на стр. 34 - что надо было сделать? (Продолжить закономерность цепи.) -Что у вас получилось? Какие буквы вы вставили? -Что такое закономерность? №18 на стр. 38 - что здесь надо было сделать? (Выполнить задание по аналогии) -Что такое Аналогия? -Что у вас получилось? -Могло ли получиться у всех одинаково? (Нет, т.к. каждый придумал свою закономерность) 3. Целеполагание. Работа по аналогии по вариантам. -Сейчас мы тоже будем работать по аналогии, восстанавливая закономерность. У вас на столах лежат карточки красного цвета, на каждой карточке есть номер варианта. Работать вы будете в парах, поэтому будьте взаимно вежливы и работайте сообща, помогая друг другу. Выполнив правильно задание, мы узнаем тему нашего урока. (Дети работают с карточками) Проверка на экране 4. Учебно-познавательная деятельность. 1)Беседа. Рассказ учителя. Люди - существа озабоченные и беспокойные. Они все время куда -то едут, идут, летят - в общем, постоянно спешат, торопятся, бегут. А спешить и торопиться - это небезопасно, особенно в городе, где поток различных транспортных средств на улицах и дорогах страшно велик. Когда - то давно люди ходили просто пешком, но это было медленно и неудобно. Вот они сели на лошадь, а потом в телеги, сани, кареты. Те, кто ехал, торопились, а прохожие мешали им. Кучера покрикивали на прохожих и разгоняли их кнутами. А тот, кто не смог увернуться, попадал под копыта лошадей. Так начались дорожно-транспортные происшествия. Не понравилось это русскому царю Петру Алексеевичу. Решил он издать указ, который потом стали считать первыми правилами дорожного движения. Современную жизнь нельзя представить без быстрого передвижения, особенно в городе. Как же сделать так, чтобы эта жизнь стала более безопасной? Надо просто знать и соблюдать все правила движения. Сейчас существует много различных правил и для водителей транспортных средств, и для пешеходов.
Правил дорожных На свете немало Все бы их выучить Нам не мешало, Но основные из правил движения Знать надо как таблицу умножения.
Сегодня на уроке мы с вами будем повторять не только правила дорожного движения, но попробуем их связать с основными понятиями курса информатики. 2) Повторение понятия «множество». -Что нам помогает при соблюдении ПДД? (Знаки) -Какие знаки вы знаете? (Запрещающие, разрешающие) Например: …… -С помощью каких геометрических фигур они изображаются? (Квадрат, треугольник, прямоугольник, круг).
3)Постановка проблемы: -Сможем ли мы сегодня, используя знания, полученные на уроках информатики, оформить по - новому самое важное для нас правило дорожного движения? Для этого надо выяснить, знаете ли вы сами ПДД и как вы их соблюдаете? Беседа -Кто должен соблюдать ПДД: пешеход или водитель? -Кого мы называем пешеходом, водителем? -Какой транспорт вы знаете? Давайте проверим. Отгадайте загадки.
Работа с рисунками: -Какой рисунок здесь лишний? ( Ковер - самолет) - Почему? -Какие виды транспорта здесь представлены? (Наземный, подземный, водный, воздушный) -Какое понятие из курса информатики можно применить к слову транспорт? (множество). -Что мы называем множеством? Множество - это совокупность элементов, объединенных по какому - нибудь признаку.
-На какие группы можно разделить весь транспорт? (Грузовой, пассажирский, специальный транспорт). -Можно сказать, что специальный транспорт, грузовой и легковой - это множества? (Да, так как все эти машины объединены по определенному признаку). -Приведите пример. Например, специальный транспорт: (Скорая помощь, милиция, МЧС, пожарная машина и другие. Эти машины предназначены для спасения людей)
Загадки о транспорте: (по мере ответа учащихся рисунки проектируются на экран: машина, метро, самолет, корабль, ковер-самолет).
.
Для этого коня еда -
Бензин, и масло, и вода.
На лугу он не пасется,
По дорогам он несется. (Автомобиль - грузовой и легковой)
Я в любое время года
И в любую непогоду,
Очень быстро в час любой
Повезу вас под землей. (Метро)
Не машет крылом, а летает.
Не птица, а птиц обгоняет. (Самолет).
Паровоз без колес.
Вот так чудо - паровоз!
Не с ума ли он сошел?
Прямо по морю пошел! (Пароход)
На чем любил летать Старик - Хоттабыч? (Ковер - самолет)
Наш приятель тут как тут -
Всех домчит он в пять минут.
Эй, садись, не зевай,
Отправляется……… (Трамвай)
Дом по улице идет,
На работу всех везет.
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках. (Автобус)
-Сей час мы с вами продолжим работу над понятием «множество и отношения в множестве». Для этого перейдем к компьютерам. Помните о правилах поведения за компьютером. 5. Работа с компьютерами. -Откройте программу. Порядок открытия для тех, кто забыл, - на экране. -Как мы называем такой порядок? (алгоритм). -Перед вами на мониторе представлено несколько схем множеств и отношений в них, а также условные обозначения множеств определенного цвета. -Давайте рассмотрим, что мы видим? -Какие множества нам даны? (Множество транспорт, грузовой транспорт, пассажирский транспорт) -Чем является множество грузового транспорта по отношению к множеству транспорт и множество легкового транспорта по отношению к множеству транспорт? (Подмножеством) -Что мы называем подмножеством? (Множество, входящее в другое множество) -Вы должны выбрать правильное распределение отношений в множестве. -Что у вас получилось? (пересечение). -Почему? -Выбрав заданный цвет для каждого множества, вы должны закрасить эти фигуры так, что бы было видно это пересечение.
Проверка на экране. Кто выполнил правильно? Молодцы!
-Кто объяснит, почему фигуры закрашены именно этими цветами (цвета светофора) - А вы знаете, что слово светофор в переводе с греческого языка обозначает «несущий свет» 6. Работа с таблицей истинных и ложных высказываний.
Беседа о ПДД.
-Кто мы такие, когда находимся на дороге? (пешеходы) -Давайте проверим, насколько вы внимательны, как хорошо вы усвоили понятия «истина» и »ложь», и как вы соблюдаете ПДД. Работаем с компьютером. -Найдите и откройте таблицу истинных и ложных высказываний. - Какие высказывания мы называем истинными? Ложными? -Как называются высказывания, если в них встречается частица «не»? (отрицание)
Заполните таблицу, вставив где это необходимо, слова «да» или нет»
Да
Нет
1
Вы переходите дорогу на красный свет
Нет
2
Вы катаетесь на самокате во дворе
Да
3
Вы не уступаете место старшим в транспорте
Нет
4
Вы переходите дорогу на зеленый свет
Да
5
Вы играете не на проезжей части
Да
6
Автобус нужно ждать не на автобусной остановке
Нет
7
Дети могут кататься на транспорте, прицепившись к нему
Нет
8
Будет правильно, если знак «Пешеходный переход» будет отменен
нет
9
Нужно всегда соблюдать ПДД
Да
Назовите только истинные высказывания. Проверка на экране -Кто справился с этим заданием без ошибок?
7. Физминутка для глаз
8.Работа с понятием «Алгоритм» (Переход за столы) Беседа В каком понятии курса информатики встречаются слова «ветвления, цикл»? (алгоритм) Что такое алгоритм? Алгоритм - это описание последовательных действий, строгое выполнение которых приведет к результату.
Какие алгоритмы вы знаете? Где мы уже встречались с алгоритмами? Расскажите о построении алгоритма (Начало, последовательные действия и конец) Давайте попробуем применить понятие алгоритм к правилам дорожного движения. Где можно выполнять последовательно действия, чтобы получить результат? (переход через дорогу).
Что нам помогает правильно перейти через дорогу? («Зебра» и «Светофор»). Я предлагаю вам сегодня составить два алгоритма по вариантам. Мы их так и назовем «Зебра» и «Светофор». Возьмите карточки зеленого цвета. Вы должны расставить предложения в правильной последовательности и вписать их в фигуры, из которых состоит ваш алгоритм. А потом мы проверим , как вы умеете составлять алгоритмы и соблюдать ПДД. Вы работаете в парах, поэтому можете совещаться друг с другом. По окончании выполнения задания покажите условным знаком, что вы готовы. Проверка с экраном.
Алгоритм «Зебра».
Какого вида алгоритм у вас получился? (линейный) Почему? (Все действия выполняются одно за другим, не повторяясь). Давайте посмотрим на экран. У всех ли так получилось? Проверка с экраном.
Какого вида алгоритм получился у пар, которые работали с алгоритмом «Светофор»? (циклический) Какой алгоритм мы назовем циклическим? (Тот, в котором действия выполняются несколько раз) Давайте посмотрим на экран. У всех ли так получилось? Я вижу, вы хорошо разбираетесь в правилах дорожного движения.
Закончите строчки:
Выполняй закон простой:
Красный свет зажегся - ….
Дети. Стой!
Желтый вспыхнул- ….
Дети. Подожди!
А зеленый свет - ….
Дети. Иди!
Кому мы можем предложить пользоваться такими знаками
Сегодня мы с вами на практике применяли понятия информатики к ПДД, а всегда ли вы их соблюдаете?
Рефлексия
9. Тест «Задачи для пешеходов»
-
5 девочек играли с мячом на проезжей части. Затем две девочки ушли домой. Сколько человек поступили правильно?
А)2 девочки
Б)3 девочки
В) никто
2) Однажды Федя переходил проезжую часть улицы на зеленый сигнал светофора. И вдруг зеленый огонек заморгал и переключился на желтый. Федя дорогу перейти не успел. Что он должен делать в такой ситуации?
А) идти вперед на противоположную сторону улицы
Б) вернуться назад к тротуару
В) стоять и ждать зеленого сигнала светофора
3) Трое ребят решили поиграть в мяч. Петя предложил играть на мостовой, Витя - на тротуаре, а Гена остался играть во дворе. Кто из ребят поступил правильно?
А) Витя
Б) Петя
В) Гена
10 . Итог урока
Понравилось ли вам сегодня работать на уроке?
-Ребята заполните таблицу и оцените галочкой рисунок, который соответствует вашему настроению на уроке.
-Оцените свою работу на уроке в пятибальной системе, поставив цифру в квадратик.
11. Домашнее задание
Дома по аналогии составьте таблицу истинных и ложных высказываний по теме: «Правила поведения за компьютером»
Доп. задание: стр.45 №29
Приложение 1
«СВЕТОФОР»
1.Начало
2.Остановись перед дорогой 3.Жди сигнал светофора
4. Горит зеленый? 5. Иди
6.Конец
нет
да
Приложение 2
«ЗЕБРА»
-
Остановись перед дорогой
-
посмотри налево
-
машин нет
-
посмотри направо
-
машин нет
-
начало
-
перейди дорогу до конца.
-
конец.
-
остановись
-
дойди до середины дороги