План - конспект урока по русскому языку на тему «Произношение и написание слов с сочетаниями ча, ща»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс: 1 класс

Предмет: русский язык

Тема: «Произношение и написание слов с сочетаниями ча, ща» Цель: наблюдение и формулирование вывода учащимся о правописание орфограммы ЧУ-ЩУ, научиться правильно писать слова с этими сочетаниями. Характеристика деятельности учащихся: Ставить учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Анализировать звучащие слова с сочетаниями жи-ши. Выделять в словах только твердые согласные звуки, только мягкие согласные звуки. Сравнивать произношение гласного звука в сочетаниях жи-ши с его обозначением на письме. Формулировать вывод о правописании слов с этими сочетаниями. Сопоставлять вывод, сделанный учащимися, с выводом в учебнике. Использовать правила правописания сочетаний жи-ши в практической деятельности. Оценивать свою деятельность по шкале самооценки. Формируемые УУД: Личностные: - смыслообразование; - нравственно-этическая ориентация. Познавательные: - формулирование проблемной ситуации; - обсуждение представленной проблемы; -создание способов решения проблемы; - анализ; - умение строить речевое высказывание; - построение суждений; - доказательство своего суждения; - поиск информации в толковом словаре; - рефлексия. Регулятивные: - целеполагание, - планирование работы с учителем и детьми; - контроль, - оценка. Коммуникативные: - умение точно выражать свои мысли; - умение сотрудничать с учениками и учителем.

Ход урока Слайд 1 Слайд 2 1. Организационный момент. Здравствуй, класс! Здравствуй, класс! Мы пришли учиться. Обещаем мы друг другу Хорошо трудиться! Слайд 3 - Наш девиз… - Наши правила… Слайд 4 2. Гимнастика для глаз. Слайд 5 3. Повторение. - Сегодня мы продолжаем говорить о звуках и буквах. Но сначала повторим то, что мы знаем. - Что вы знаете о звуках? (Звуки мы слышим и произносим) - На какие две группы делятся все звуки? - Что вы знаете о гласных? - А что вы можете сказать о согласных звуках? - Какие гласные указываю на твёрдость согласных? - А какие гласные указываю на мягкость согласных? - Какие согласные звуки всегда твёрдые? - А какие согласные всегда мягкие, не зависимо от того, какая рядом гласная? - Как звуки обозначаются на письме? - Что вы знаете о буквах? (Буквы мы видим и пишем) Слайд 6 4. Минутка чистописания. - А сейчас послушайте чистоговорку, которая подскажет нам буквы для минутки чистописания. Щетинка - у чушки, чешуйка - у щучки. - Попробуем произнести эту чистоговорку. - Какие звуки повторяются в этой скороговорке? - Дайте характеристику этим звукам. - Какими буквами мы их обозначим? - Написание этих букв мы и повторим на минутке чистописания.  - щелчок левой кнопкой мыши - Но сначала подготовим наши пальчики к работе.

В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Сам мизинчик малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики друзья,
Друг без друга им нельзя. Показать большой палец. Сделать «шаги» указательным и средним пальцами. Сложить ладони «крышей» домика.
Соединять большой палец со всеми остальными.
Сцепить пальцы обеих рук в «замок».
Погрозить указательным пальцем.

Большой палец встал один.
Указательный - за ним.
Средний будет, безымянный.
Тот поднял мизинчик малый.
Встали все - «Ура!»
На работу им пора. Разгибаем пальчики, начиная с большого.

Расставить пальчики пошире и произвольно ими пошевелить.

- Откроем учебники и выполним упражнение для чистописания 59 на с. 95.  Запись слова «упражнение». (Показ учителя написания букв «ч» и «щ») Я тетрадку наклоню, Ручку правильно возьму, Сяду прямо, не согнусь - На отлично потружусь. - Выполните задание. (Дети выполняют задание.) - Обведите букву, которая вам больше всего нравится. 5. Сообщение темы и целей урока. - А теперь внимательно посмотрите на сочетания и слова, которые вы записали и попробуйте определить тему нашего сегодняшнего урока. (Дети называют тему: «Произношение и написание слов с сочетаниями чу, щу) Слайд 7 - А какова цель нашего сегодняшнего урока… «Понаблюдаем и сделаем вывод»… - Каковы ваши предположения? 6. Работа над темой урока. - Начнём наши наблюдения. - А поможет нам снова сказка. - Сказки просят: «А сейчас вы, друзья, узнайте нас!» Слайд 8 По тропе, Шагая бодро, Сами Воду Тащат Вёдра!..  - Правильно. Это русская народная сказка «По щучьему велению». Ребята, начните сказку, а я продолжу… - Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий - дурак Емеля. Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет. - Один раз братья уехали на базар, а бабы, невестки, стали посылать его за водой. Слез Емеля с печки, обулся, оделся, взял вёдра да топор и пошел на речку. - Прорубил лёд, зачерпнул вёдра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку с тал наблюдать за ней. Слайд 9 - Давайте и мы с ним понаблюдаем, выполняя упражнение 60, на с. 95. Запись слова «упражнение». - Прочитайте слова. - Назовите выделенные слова. - Есть ли в выделенных словах только мягкие согласные звуки? - Назовите их.  - Послушайте, а какой гласный звук, какой гласный звук произносится в сочетаниях чу, щу?  - А какая буква пишется в этих сочетаниях?  - В чём же здесь опасность? (После мягких согласных, гласный звук [у] обозначается буквой ю) - Сравним наш вывод с выводом учебника на с. 96. - А сейчас мы будем работать в группах. Прочитаем задание. (Из данных слов составить и записать два предложения. Выделить сочетания чу, щу) - Как оформите предложения на письме? - 1 - тетрадки, 2 - ручки, 3 - спинки, 4 - ножки, 5 - ушки. - Работая группе, составляете 2 предложения, записываете их. Первое предложение с красной строки. Второе рядом. Выделяете сочетания чу, щу. - При работе помните правила: мы слышим друг друга, учимся работать сообща. Ученики составляют и записывают предложения. Выделяют сочетания. - Проверим, какие предложения составили. - Как написали сочетания? - Все группы согласны? - Молодцы! Поблагодарите друг друга за сотрудничество. Слайд 10 - Продолжаем нашу сказку. - Изловчился Емеля и ухватил щуку в руку: Вот уха будет сладка! Вдруг щука говорит ему человечьим голосом: Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни - пожелаешь.  - По щучьему велению, по моему хотению… Хочу быть грамотным! - Могу я тебе помочь, Емеля. Для начала понаблюдай и сделай вывод, как произносятся и пишутся слова с сочетаниями чу, щу. - Давайте поможем Емеле. Слайд 11 - Прочитайте стихотворение. - какие слова учит Емеля? - Какой гласный звук произносится в сочетаниях чу, щу? - А какая буква пишется? - А сейчас мы запишем эти слова и запомним их написание. - 1 - тетрадки, 2 - ручки, 3 - спинки, 4 - ножки, 5 - ушки. Ученики самостоятельно выписывают из стихотворения слова с сочетаниями чу, щу. - А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга и помните о правилах вежливых учеников. - Поблагодарите друг друга за работу. - Кто выполнил работу правильно? - Похвалите себя: «Какой я умница! Какой я молодец!» - Какой вывод можем сделать? Как пишутся сочетания чу-щу? - А теперь давайте выучим правило-запоминалку для этого правила. Слайд 12 7. Физкультминутка. - Устал наш Емеля и решил отдохнуть. - Давайте и мы отдохнём. Слайд 13 Мы проверили осанку И свели лопатки, Мы походим на носках, А потом на пятках. Пойдём мягко, как лисята, И как мишка косолапый, И как заинька-трусишка, И как серый волк-волчишко. Вот свернулся ёж в клубок, Потому что он продрог. Лучик ёжика коснулся, Ёжик сладко потянулся. 8. Работа над темой. Слайд 14 - «Ну а теперь, Емеля», - говорит щука, - «Попробуй выполнить сложное задание: вставь в слова пропущенные буквы» - Поможем Емеле? - Задание для себя вы выбираете сами: вставить пропущенную букву в слова упражнения 61 или списать текст, которые вы видите на экране, вставляя пропущенные буквы. - Посмотрите упражнение и текст на экране и решите, какое задание вы будете выполнять. - 1 - тетрадки, 2 - ручки, 3 - спинки, 4 - ножки, 5 - ушки. (Учитель объясняет задания. Дети выполняют работу) - Теперь проверим. - Прочитайте слова из упражнения. Какая буква заблудилась? - Прочитаем текст, объясняя правописание слов с пропущенными буквами. Слайд 15 - Молодцы! Обрадовался Емеля, что стал грамотным, поблагодарил щуку и отпустил её в речку. 9. Итог урока Слайд 16 - А сам женился на Марье-царевне и стал править царством. - Тут и сказке конец, а кто слушал и работал - молодец.  - Наш урок тоже подходит к концу. - Вернёмся к нашей цели «понаблюдаем и сделаем вывод»… - Какой вывод мы сделали? - Правильны ли были наши предположения? - Давайте повторим стишок-запоминалку Емели.  - стишок  - молодцы! Слайд 17 10. Рефлексия. Зелёный кружок - знаю и умею Синий кружок - сомневаюсь, не уверен. Красный кружок - не знаю, ещё надо учиться. - Поделитесь своим впечатлением об уроке о своей работе. Слайд 18, 19 10. Домашнее задание.

Составить 3 предложения, в которых должны быть слова с сочетаниями ча, ща, чу, щу и записать в тетрадь. Интернет-ресурсы: Слайд 20-21 lenagold.narod.ru/fon/clipart/s/svin/svin67.png - чушка nevsepic.com.ua/uploads/posts/2011-10/1318169081_969008832_nevsepic.com.ua.jpg - Емеля и царевна img-fotki.yandex.ru/get/4400/g-pestowa.c/0_6c16c_9df44f51_XXL.jpg - Емеля у проруби со щукой img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/61/419/61419659_emelya.jpg - Емеля со щукой img7.imageshost.ru/imgs/091216/8d0be3e198/9566a.jpg - обложка книги pareni.files.wordpress.com/2011/04/wuka.jpg - щука kostyor.ru/8-07/images8-07/zelen3.jpg - щука на дне реки i007.radikal.ru/0801/5c/d29a5b58509f.png - лисята lenagold.narod.ru/fon/clipart/m/med/medved255.png - медвежонок lenagold.narod.ru/fon/clipart/z/zay/zajats160.png - зайчик lenagold.ru/fon/clipart/v/volk/volk02.png - волк q.foto.radikal.ru/0702/f7a6fccd256c.png - ёжик i019.radikal.ru/0711/24/d7ff1c2a8152.png - солнце Литература

  • Русский язык. 1 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. - М.: Просвещение, 2011. - 144 с.: ил.
  • Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. - Екатеринбург: Изд-во «АРГО», 2006.
  • Тикунова Л. И., Канакина В. П. Сборник диктантов и творческих работ: Пособие для учителя нач. шк. - М.: Просвещение, 2007.
  • Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов / С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербинина. Художники Г. В. Соколов, В. Н. Куров. - Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг, 2008.


12


© 2010-2022