- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект занятия внеурочной деятельности по ОПК Крещение Господне
Конспект занятия внеурочной деятельности по ОПК Крещение Господне
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Герасимова О.Н. |
Дата | 17.08.2015 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Конспект занятия внеурочной деятельности по ОПК Тема урока: Крещение Господне Класс: 2 Предмет: ОПК Тип урока: открытие нового знания
Цели урока: - 1. Познакомить с историей возникновения православного праздника «Крещение Господне», с его религиозными истоками, традициями.
2. Познакомить с жизнью Иоанна Крестителя, его миссией.
3. Обогащать словарный запас детей новыми словами историко-культурологического значения, развивать речь и умение аргументировать свою точку зрения
4. Прививать интерес детей к изучению истории православной культуры; воспитывать уважительное отношение к православным традициям, отечественной культуре, к духовно-нравственным ценностям своего народа Задействованные педагогические технологии: традиционная, компьютерная технология, технология межпредметных связей, проблемные технологии
Межпредметные связи: история, литература, ИЗО
Форма организации деятельности: фронтальная, групповая индивидуальная
Методы : словесные, наглядные, практические
Предполагаемый результат: Учащиеся должны уметь объяснять основные понятия: почему Иоанна Предтечу называют праведником, пророком, Крестителем Господа Иисуса Христа; рассказывать о событии Богоявлении, что означает слово Богоявление; что такое покаяние, таинство; знать когда отмечается праздник Крещение Господне, что такое водосвятие, традиции праздника на Кубани. иметь представление о вечных ценностях: милосердии, сострадании, доблести, доброте.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.
- Как много улыбок засветилось. Спасибо!
- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!
Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.
Самоопределение, смыслообразование (Л)
Целеполагание (П)
Планирование учебного сотрудничества (К) II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
- Какие качества вам хотелось бы взрастить в себе, чтобы чувствовать, живя в обществе людей, лёгкость на сердце и чистоту в душе? Назовите эти качества с опорой на буквы своего имени. (дети приводят примеры)
Словарная работа Давайте полистаем ещё раз наш православный словарик, чтобы повторить некоторую терминологию: Библия, Иерусалим, Евангелие, Спаситель мира, Богородица, обет, Назарет, Иосиф, Архангел, Палестина,4 декабря, 21 сентября, 7 января. А если я добавлю такую дату 19 января-? Действительно, 19 января каждый из вас встретил светлый, красивый и любимый праздник Крещение Господне.
Распределяют слова и осуществляют самопроверку
Дают ответ
Выделяют признак
Составляют схему
Работают в группе по заданию
Рефлексия, вывод
Формулируют тему урока Крещение Господне
Формулируют цель (понять, что такое Крещение , кто такой Иоанн Креститель
Научиться определять взаимосвязь эстетических и нравственных понятий любовь, доброта, красота
Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)
Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
III. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися понятий миссия Иоанна Крестителя, покаяние, Крещение, Предтеча.
- С чего же начать «открытие нового знания»? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вспомнить, что вы знаете о детстве Иисуса Христа. И сегодня на нашем занятии вы узнаете о том, как начал Свое служение Иисус Христос, а также о празднике Крещения. Перед выходом Иисуса Христа на проповедь к людям в стране Иорданской появился пророк Иоанн Предтеча. Что мы о нем знаем?( слайд 1)
Святой пророк Иоанн Предтеча был сыном праведных Захарии и Елизаветы, у которых долгое время не было детей, они состарились, но продолжали молить Господа о даровании им ребёнка. Однажды Захарии, который был священником, в алтаре явился Архангел Гаврииил и предсказал рождение сына Иоанна. Но Захария не поверил словам Архангела. Тогда Архангел сказал ему: « Ты будешь молчать до того дня, как это исполнится». С этой минуты Захария стал нем. Иоанн Предтеча был человеком особенным,( слайд 2) он постоянно молился Богу, жил в пустыне, чтобы ничто не отвлекало его от мыслей о Боге. Он носил самую простую одежду , питался акридами ( род саранчи), диким мёдом
У. Когда пророку Иоанну исполнилось 30 лет,(слайд 3), Господь повелел ему идти к реке Иордан и рассказать всем о скором появлении Спасителя. Иоанну была предназначена особая миссия ( задание), которую он должен был выполнить. Он призывал людей оставить прежнюю греховную жизнь, соблюдать Божие заповеди, быть честными перед Богом и друг перед другом. Вскоре к Иоанну Предтече стали приходить люди. Они его очень любили, считали великим пророком. Иоанн проповедовал покаяние. ,( слайд 4), Это искреннее осуждение собственных грехов, раскаяние в них и намерение исправиться. слайд 5), ,( слайд 6), Опыт показывает, что это не так легко сделать. Гораздо легче видеть и осуждать чужие пороки, чем признать свою вину. А для покаяния необходимо еще и найти грех, который заставил нас совершить дурной поступок. Это может быть гордость, зависть, непослушание, лукавство, леность и другие грехи. ,( слайд 7),
Он говорил: "Покайтесь в грехах своих, приблизилось Царство Небесное, готовьтесь принять Спасителя. Он идет за мной". Тех людей, которые каялись в своих грехах, пророк Иоанн крестил в Иордане. Крестить первоначально означало « омывать», возрождать к новой жизни. Крещение происходило так: человек погружался в воду, а Иоанн Креститель возлагал руки на голову крещаемого. Это крещение означало, что как тело очищается водой, так и душа человека, который покаялся, будет очищена от всех грехов. Иоанна стали называть Крестителем. Люди часто спрашивали его: "Что нам делать? Как жить?" Иоанн Креститель отвечал: "У кого есть две одежды, тот дай одну нищему, и у кого есть пища, делай то же". То есть чему учил Иоанн Креститель? . Многие думали, что Иоанн Креститель и есть Спаситель, но святой Иоанн говорил, что он только готовит людей к приходу Спасителя. Он говорил: "Я крещу вас водой, но вот идет Тот, Кто сильней меня и у Кого я недостоин даже развязать ремень от обуви, и Он будет крестить вас Духом Святым и огнем". ,( слайд 8),
Именно потому что Иоанн Креститель готовил народ к пришествию Спасителя, как бы шел перед Ним, его называют Предтечей.
И вот Иисус Христос пришел на Иордан,( слайд 9),. Увидев Его, Иоанн сказал: "Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира". Иисус просил пророка Иоанна крестить Его. Иоанн Предтеча, зная, что Иисус не имеет грехов, отказывался и говорил: "Я должен креститься у Тебя".,( слайд 10), Но Иисус ответил: "Мы должны исполнить все в законе Божием и показать пример людям". Тогда пророк Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа. И когда совершалось Крещение, небеса вдруг открылись, и Святой Дух в виде голубя спустился на Иисуса,( слайд 11),, а с неба послышался голос Бога Отца: "Он Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение",( слайд 12 ,.Так во время крещения Спасителя совершилось Богоявление то есть Бог явил себя людям в трёх лицах как Дух Святой в виде голубя и Бог отец сказал о нем как о сыне Божиим. ,( слайд 13), ,( слайд 14), ,( слайд 15),
Крещение Господне Это один из главных праздников в Православной Церкви.
Дети в группе по 2 человека работают с православным словариком
Приводят примеры из жизни Иисуса Христа
Проговаривают термины
Объясняют что обозначает слово
Работа в группах по 2 человека
Анализ работ и вывод внутри группы
Индивидуальная работа
Не знаю значение слова…
Обратиться к толковому словарю
Слушают и делают вывод: Он учил заботиться о других людях, быть добрыми.
Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)
IV. Первичное закрепление
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию
Рассказ: Об обычаях наших предков. Крещение в христианском доме. Крещение Господне (Богоявление) 19 января завершает зимние Святки. Отмечался этот праздник на Кубани торжественно и степенно. ,( слайд 16), Крест - главный символ праздника. На реках, в прудах делали прорубь в виде большого креста. Вода в проруби освящалась, и ,( слайд 17), каждый житель старался окунуться и набрать этой «целебной водицы», чтобы напоить ею больных, окропить жилище и животных. Например, казаки одежду больных членов семьи окунали в «Ердани». Это считалось хорошим знаком к выздоровлению. Также проводили обряды с животными. Во дворе дома делали круг, загоняли туда живность, кропили ее освященной водой, ходили вокруг с зажженными свечами и пением духовных стихов. На Кубани после освящения воды выпускали в небо голубей и примечали, куда те полетят. Если в сторону поля - жди хорошего урожая, а если в лес- недород будет ,( слайд 18), Мелком, смоченным в освященной воде, рисовали крестики под окнами домов, на воротах, дверях, «чтобы в хате добро и здоровье жило». Старики знали, что если на Крещение ясная морозная погода, жди летом засуху. Пасмурная и снежная погода предвещала обильный урожай. Ребята, расспросите своих дедушек и бабушек как они отмечали этот праздник. Это будет вашим домашним заданием. И еще Русь славилась сильными морозами именно в это время. Их так и называли - крещенские морозы. Мы представляли себе зимнюю природу этого времени и рисовали крещенский мороз, замерзшие стекла, иней на стеклах, проруби «Ердани»,
Каждый год мы Православные вспоминаем об этом событии в Церкви в день праздника, который так и называется - Крещение Господне. После богослужения священник идет освящать воду,( слайд 19), (и не только в храме, но и на реке, озере), а потом благословляет людей и кропит их святой водой. Воду, освященную в Крещение Господне, хранят дома как великую святыню. Вода эта не портится и имеет большую духовную силу: исцеляет людей от болезней; людей, которые с верой и молитвой ее принимают, укрепляет в добрых делах и т.д. ,( слайд 20-30), Своим крещением Иисус Христос установил таинство Крещения. ,( слайд 31), Самое первое таинство которое вводит человека в Церковь Христову.Через Крещение мы становимся членами Церкви.
Только после совершения крещения человек называется христианином. Чаще крестят маленьких детей, чтобы им было легче вырасти хорошими. Сначала ребенку дают имя какого-нибудь святого, который становиться небесным помощником, защитником и молитвенником за него. Затем священник берет на руки младенца, три раза окунает его в воду - во имя Отца, и Сына, и Святого Духа - и надевает на него крестик. ,( слайд 32-37
Слушают, делятся наблюдениями
Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)
Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
Оценивание усваемого содержания (Л)
Контроль, коррекция, оценка (Р)
V.Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
- Исследование какой темы вели на уроке?
- Какие понятия разобрали?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новые знания?
- Оцените свою работу на уроке. Работу класса
- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?
Кто готовил людей к приходу Спасителя?
Как он их готовил?
Что сказал Иоанн Предтеча, когда Христос пришел к нему креститься?
Что произошло во время Крещения Господня?
Как мы еще называем праздник Крещения? Почему?
Когда празднуют день Крещения?
Что совершается в церкви в этот день?
- ДомаРебята, расспросите своих дедушек и бабушек как они отмечали этот праздник. Это будет вашим домашним заданием
Дают ответы на вопросы
Анализируют работу на уроке через самооценку
Записывают домашнее задание
Читают поздравительныхестихотворения
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)
Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)
Приложение к уроку
-
Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) I этап урока
«Покажи своё лицо»
-
Проблемное объяснение нового знания
-
Презентация 1
Презентация 2
Стихотворения