- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Час здоровья 1 класс (с УУД)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Час здоровья 1 класс (с УУД)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ананьева Ю.Б. |
Дата | 14.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
- Пояснительная записка
- Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
- Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
- Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.
- Профилактика вредных привычек.
- Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
- Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
- Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.
- Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
- Общая характеристика курса
III. Место курса в учебном плане Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Час здоровья» предназначена для учащихся 1 классов и рассчитана на 2 часа в неделю (66 часов в год, 33 учебные недели).
IV. Требования к результатам реализации программ внеурочной деятельности: Предполагаемые результаты реализации программы внеурочной деятельности «Час здоровья» включают в себя: личностные, метапредметные, предметные результаты, четко направленные на поэтапное достижение трёх уровней. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о логике и правилах проведения научного исследования; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, к другим людям, к людям иной этнической или культурной принадлежности, к своему собственному здоровью и внутреннему миру. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного ценностно-окрашенного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления по проблемным вопросам; опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей. В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у учащихся формируются следующие познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия: Личностные:
- Определение и высказывание под руководством учителя самых простых и общих для всех людей правил поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- Умение делать выбор как поступить в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, при поддержке других участников группы и педагога.
- определение и формулирование цели деятельности на занятии с помощью учителя;
- проговаривание последовательности действий;
- высказывание своего предположения (версии) на основе работы с иллюстрацией; работа по предложенному учителем плану;
- Умение давать эмоциональную оценку деятельности класса.
- умение делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике;
- добывание новых знаний: нахождение ответов на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках и занятиях;
- перерабатывание полученной информации: умение делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- умение преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- умение слушать и понимать речь других;
- умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- умение выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- формирование базовых представлений о различных средствах информации, о том как средства ИКТ (камера, микрофон, диктофон и т.д.) работают и используются для записи информации;
- умение создавать информационные объекты;
- приобретение навыков работы в редакторе изображений;
- приобретение навыков работы в текстовых и графических редакторах.
- осознание учащимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Описание ценностных ориентиров содержания предмета
Программа «Час здоровья»» придерживается основополагающих принципов валеологии:
- Принцип сохранения здоровья.
- Принцип увеличения (укрепления) здоровья.
- Принцип формирования здоровья. (По Г.К.Зайцеву)
V. Требования к уровню подготовки учащихся В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Час здоровья» учащиеся должны знать:
- основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
- особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
- особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
- основы рационального питания;
- правила оказания первой помощи;
- способы сохранения и укрепление здоровья;
- основы развития познавательной сферы;
- свои права и права других людей;
- соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
- влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
- значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
- знания о "полезных" и "вредных" продуктах, значение режима питания.
- составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
- выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
- различать "полезные" и "вредные" продукты;
- использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;
- определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
- заботиться о своем здоровье;
- находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
- применять коммуникативные и презентационные навыки;
- использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
- оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
- находить выход из стрессовых ситуаций;
- принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
- адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
- отвечать за свои поступки;
- отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
VI. Содержание курса
Весь материал разделён на четыре блока: «Тайны нашего здоровья», «Здоровье в твоих руках» (профилактика вредных привычек), «Со спортом дружить - здоровым быть!», «Маленькие туристы». «Тайны нашего здоровья». Этот блок рассматривает вопросы: что такое здоровье, здоровый образ жизни, что помогает сохранять и укреплять здоровье. Дети знакомятся с особенностями организма человека, причинами возникновения болезней, способами оказания первой медицинской помощи, говорят о правильном питании. «Здоровье в твоих руках». Данный раздел посвящён профилактике вредных привычек. Особое внимание нужно обратить на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным. Главное - это формирование ответственности за своё здоровье, приобщение детей к здоровому образу жизни. «Со спортом дружить - здоровым быть». Знакомство с различными видами спорта, значением спорта в жизни человека. Большое внимание уделяется укреплению здоровья детей через подвижные игры, спортивные состязания, лыжные прогулки, катание на коньках. «Маленькие туристы». Туризм обладает притягательной силой. Это не только средство физического и прикладного воспитания. Велика роль туризма в воспитании нравственных качеств личности школьника. Туризм как форма активного отдыха полезен каждому ребёнку. Возможности школьного туризма ограничены, но каждому обучающемуся независимо от его склонностей, желаний и увлечений школа за годы учёбы должна дать некоторый объём туристических знаний и умений. В этом блоке присутствуют теоретические и практические занятия. Данные блоки взаимосвязаны между собой. Каждая четверть посвящена изучению какого-либо раздела. Порядок блоков в первом классе обусловлен следующими моментами:
- начинать работу по формированию здорового образа жизни необходимо с азов (знакомства с основными понятиями), поэтому первый блок - «Тайны здоровья»;
- большое внимание в 1 классе учитель уделяет правильной осанке обучающихся, сохранению зрения, слуха, поэтому данные темы рассматриваются во втором блоке «Здоровье в твоих руках» с точки зрения привития полезных привычек;
- третья четверть самая длинная, самая привлекательная пора для любителей зимних видов спорта, подвижных игр на воздухе, поэтому третий блок - «Со спортом дружить - здоровым быть»;
- апрель и май - подходящее время для занятий туризмом.
VII. Календарно - тематическое планирование по курсу «Час здоровья» № п/п
Дата Коррек
Тема занятия
УУД 1. 1 неделя
Вводное занятие «Мы школьники» Личностные результаты: - активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; - проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; - проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; - оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы - высокий уровень информированности учащихся о здоровом образе жизни.
Познавательные УУД:
-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
-пользоваться словарями, справочниками;
-осуществлять анализ и синтез;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения.
2.
Азбука здоровья 3. 2 неделя
Я и моё здоровье 4.
Я и моё здоровье 5. 3 неделя
Народные игры. 6.
Игры - эстафеты 7. 4 неделя
Народные игры. 8.
Игры - эстафеты 9. 5 неделя
Игры с прыжками 10.
Играя, подружись с бегом 11.
6 неделя
Игры с прыжками 12.
Играя, подружись с бегом 13. 7 неделя
Лечебная физкультура. Регулятивные УУД: - самостоятельно формулировать тему и цели урока; - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Коммуникативные УУД: -потребность помогать другим; -работать в парах и группах; - уважение к чужому труду и результатам труда; - получат первоначальный опыт трудового самовоспитания: научиться самостоятельно обслуживать себя в школе, дома, элементарно ухаживать за одеждой и обувью, помогать младшим и старшим, оказывать доступную помощь по хозяйству. - владеть монологической и диалогической формами речи.
14.
Лечебная физкультура. 15. 8 неделя
Полезные привычки. Режим дня.
16.
Полезные привычки. Режим дня.
17.
9 неделя
Береги глаз, как алмаз 18.
Береги глаз, как алмаз 19.
10 неделя
Красива осанка 20.
Красивая осанка 21.
11 неделя
Путешествие в страну «Зубной щётки» 22.
Здоровые зубы 23.
12 неделя
Витамины 24.
Витамины 25.
13 неделя
Поговорим о правильном питании. 26.
Поговорим о правильном питании. 27.
14 неделя
Помоги себе сам. 28.
Помоги себе сам. 29.
15 неделя
Правила безопасного поведения зимой 30.
Правила безопасного поведения зимой 31.
16 неделя
Зимние забавы. Коммуникативные УУД: - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; - характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; - находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; - общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; - обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой; - формулировать собственное мнение и позицию; - использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные: - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; - задавать вопросы; - контролировать действия партнёра. 32.
Зимние забавы. 33.
17 неделя
Зимние забавы. 34.
Зимние забавы. 35.
18 неделя
«Зиме - физкульт- УРА!» 36.
«Зиме - физкульт- УРА!» 37.
19 неделя
Проект «Спорт, который я люблю» 38.
Проект «Спорт, который я люблю» 39.
20 неделя
Проект «Спорт, который я люблю» 40.
Проект «Спорт, который я люблю» 41.
21 неделя
Сюжетные игры 42.
Сюжетные игры 43.
22 неделя
«В спорте - сила!» 44.
«В спорте - сила!» 45.
23 неделя
«Необычный поход» 46.
«Необычный поход» 47.
24 неделя
Народные игры. Разучивание русских народных игр 48.
Русские народные игры. 49.
25 неделя
Народные игры. Разучивание украинских народных игр 50.
Украинские народные игры. -организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; - планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения; - анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; - видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека; - оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами; - управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность; - технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
51.
26 неделя
Народные игры. Разучивание белорусских народных игр 52.
Белорусские народные игры. 53.
27 неделя
Игры - эстафеты 54.
Игры - эстафеты 55.
28 неделя
«Режим дня - это серьёзно». Значение режима дня в жизни школьника. 56.
«Режим дня - это серьёзно». Значение режима дня в жизни школьника. 57.
29 неделя
Вредные привычки 58.
Вредные привычки 59.
30 неделя
Оказание первой медицинской помощи. 60.
Оказание первой медицинской помощи. 61.
31 неделя
Травмы 62.
Травмы. 63.
32 неделя
Лесная аптека. 64.
«Весёлые старты» с применением туристического оборудования 65.
33 неделя
«Весёлые старты» с применением туристического оборудования 66.
Итоговое занятие. Чему мы научились и чего достигли. Итоговая диагностика.
VIII. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Класс
ФИО учителя
Наименование курса
Характеристика программы
Учебные пособия
Методическая и дополнительная литература
1 «Б»
Ананьева Ю.Б.
Час здоровья
Рабочая программа разработана на основании: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и СанПиН Лях, В. И. Мой друг физкультура. 1-4 кл. - М.: Просвещение, 2005.
1.Натуральные пособия 2.Спортивный инвентарь 3.Плакаты, изобразительные наглядные пособия. 4.Измерительные приборы. 5.ТСО.
6. Галицкий А.В. Путешествие в страну игр. М., 2001
7. Лях В.И., Мейксон Г.Б. Комплексная программа физического воспитания учащихся. М., 2009
8. Акутина С.П. О направлениях работы классного руководителя с семьёй // Классный руководитель. №1, 2007.
9.Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе : 1-4 классы / В.И. Ковалько. - М. : Вако, 2004. - 124 c.
10. Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. - 134 с.