Конспект урока Части речи. Повторение. 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема: «Части речи»» Продолжительность: 1 урок, 45 минут Класс: 3 Технологии: Компьютер (ноутбук), проекционный экран, проектор, презентация PowerPoint Задачи урока: Обучающие - закрепить первоначальные представления о частях речи. Развивающие - учить анализировать, сравнивать, находить закономерности, развивать познавательные процессы, пополнять словарный запас учащихся, развивать орфографическую зоркость. Воспитательные - воспитывать активность, внимательное отношение к слову, любовь к родному языку.

Ход урока
I. Вводно - мотивационный этап.

Психологический настрой
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
А теперь все повернитесь,
И друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, гостям
И садитесь по местам.
II. Каллиграфическая минутка.

- Отгадайте загадки, эти буквы мы будем писать на минутке чистописания.

Чтобы ездить без проблем,

Знаки надо знать нам всем.

Только не поймём никак,

Где же в знаках... (мягкий знак)

Это трудно объяснять,
Слово надо прочитать.
Мы увидим не пустяк,
Позабыть про........( Твёрдый знак)

- О чём нам рассказали загадки?( О важности при письме твёрдых и мягких знаков)

- А почему их так назвали? В чём их особенность?

- Какие еще знаки русского языка вы знаете?(все буквы, знаки препинания)

- Когда их используют ? А знаете ли вы, что Знак - это...- предмет,рисунок, название предмета, служащий замещению и представлению другого предмета или его свойства и используемый для хранения, переработки и передачи сообщения. Каждый урок русского языка мы используем множество знаков. Например те, которые записаны в теме нашего урока.


III. Сообщение темы и цели урока: Учитель: Прочтём тему нашего урока. (Тема записана на доске.) Дети: «Части речи». - Новая это для вас тема или нет?( нет не новая) - Что вы сразу вспомнили прочитав её?( названия частей речи) Значит это слово тоже является для нас знаком. Предположите, что мы будем делать на уроке? Учитель: Сегодня мы постараемся вспомнить всё, что мы уже знаем о частях речи, эти знания нам потребуются на следующих уроках. А начнём мы наш урок с решения кроссворда.


8.М
Е 1.С У Щ Е С Т В И Т Е Л Ь Н О Е

Т


2.С О Ю З



3.Ч А С Т И Ц А


М

4.П Р Е Д Л О 5.Г

Н
Л
6.П Р И Л А Г А Т Е Л Ь Н О Е
Е
Г
О

л

IV. Актуализация опорных знаний. Задание 1.Работа в парах. Кроссворд «Части речи». (Распечатать 15 шт.) - На парте лежит 1 кроссворд (Приложение 1) на двоих, попробуйте сначала самостоятельно ответить на все вопросы кроссворда. Кроссворд «Части речи». 1.Части речи, обозначающие предмет. 2.Служебная часть речи. 3. НЕ - это какая часть речи? 4. Служебная часть речи, служащая для связи слов в предложении. 5. Часть речи, которая изменяется по временам. 6. Часть речи, начальная форма которой отвечает на вопрос «Какой?» 7.Назовите, какая часть речи спрятана в столбике под номером 7? (Местоимение.) Проверка: на доске дети вписывают в кроссворд ответы маркером. Первичное обобщение: на доске плакаты «Части речи: самостоятельные и служебные»: (Приложение 4. Таблица 1.) Самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение. Служебные части речи: предлог, союз, частица - В кроссворде какая часть речи не была названа? (Имя числительное.) - Попробуйте загадать эту часть речи. (Часть речи, служащая для пересчёта предметов. Часть речи, называющая предметы по порядку.) - На какие две большие группы поделены все части речи?(служеб. и самосто.) V. Закрепление и восстановление ранее полученных знаний. Цель: закрепить знания о начальной форме у разных частей речи, об изменениях разных частей речи; развивать навык графического письма; зрительное восприятие, внимание; научить применять на практике усвоенные знания в стандартных и нестандартных ситуациях; учить работать с текстом, понимать прочитанное; обучение работе в паре. 1. Самостоятельная работа (определение начальной формы, распознавание частей речи).Фронтальная работа. Текст упражнения (Приложение 2). Задание 2. В России, красивая, могучая, зовём, родились, слова, на просторах, ромашки, живём, окружает, русская, в доме, родное, начинается. 1. Фронтальная беседа. - Какая форма является начальной у имени существительного? (кто? что? в ед. числе) Как поставить им. сущ. в нач. форму? - Какая форма является начальной у имени прилагательного? (какой?) - Какая форма является начальной у глагола? Как поставить глагол в нач. форму? (изменить слово по вопросу, что делать? что сделать?) Задание 2.- Распределите слова в три группы, записывая их в столбики в начальной форме. Самостоятельная работа в тетрадях. Дополнительно: найдите однокоренные слова, разберите их по составу. Дополнительно: составьте одно предложение с любым из данных слов (форму слова можно изменять), определите и надпишите над словами в предложении известные вам части речи Взаимопроверка в парах. (На полях дети карандашом ставят отметки.) - Проверка устно с места.Зачитывает слова первого столбика…., второго…., третьего…. Поставьте себе + или -.

Россия красивый звать

слово могучий родиться

простор русский жить

ромашка родной окружать

дом начинаться - Кто нашёл однокоренные слова. Одной части речи эти слова или разных? Как разобрали ? - Может кто-то успел записать предложение. (Россия красивая могучая страна. Я родился в стране - Россия. Я русский. Россия мой дом.) - Запишите то предложение, которое понравилось. Задание 3. - Узнаёте картинки. Что это? Знакомство с народным промыслом России - Гжель. Текст упражнения (Презентация). На доске: Гжелью называют фарфоровую посуду украшенную синей росписью удивительной красоты. - Один ребёнок работает на доске. Решение орфографических задач, определение орфограмм, части слов, подбор проверочных слов. Спишите предложение. Над каждым словом обозначьте часть речи. - В какой форме употреблён глагол называют? - Что нам указывает на форму настоящего времени? (вопрос, значение) - Что нам указывает на форму лица?(окончание, местоимение) - Определи падеж, в котором ты употребил каждое из имён существительных и имён прилагательных. - Какие знакомые нам части речи в этом предложении не встретились? (Им. числ., союз, частица, предлог.) VI.Зрительная гимнастика. Физкультурная минутка «Котенок». Котенок умывается (круговые движения рук вокруг лица). Котенок ловит бантик (взмахи поочередно левой и правой рукой). - Котенок выгибает спинку (потягивания с вытянутыми вперед руками, прогибание назад). - Котенок следит за мышкой (гимнастика для глаз: влево-вправо - 4 раза, вверх-вниз - 4 раза, по кругу 2 в одну сторону, 2 в другую). - Котенок засыпает (ложимся на парту, глазки закрыли, спим). Дети выполняют движения, имитирующие повадки кошки. VII. Закрепление и восстановление ранее полученных знаний, их систематизация. (Если успеваем Упражнение в ПТ 333.) Цель: закрепить сведения о грамматических признаках, по которым отличаются разные части речи; систематизировать знания; научить применять на практике усвоенные знания в стандартных и нестандартных ситуациях; учить работать с текстом, понимать прочитанное и отвечать точно на поставленный вопрос; развивать умение думать, анализировать, обсуждать ответ на заданный вопрос, делать выводы; обучение работе в паре и группе, распределение обязанностей. Задание 4. У детей листок с вопросами - планом сообщения об одной из частей речи (Приложение 3). Работа в группах. Проводится под руководством учителя. Учитель:- Сейчас вы будете работать в группах: 1 человек по очереди читает вопрос, все вместе обсуждаете какой ответ правильный, 1 человек записывает ответ. Пишем крупно, чтобы потом можно было читать издалека. Готовьтесь прочитать сообщение. 1-я группа. Подготовь сообщение о именах существительных, выбрать и подчеркнуть в задании все имена существительные : Могут ли имена существительные изменяться по числам? Изменяются ли имена существительные ещё и по родам или они не могут этого делать? Могут ли имена существительные по вопросам шести падежей? Какая форма является начальной у имени существительного? Имя существительное обычно командует или подчиняется? 2-я группа. Подготовь сообщение о именах прилагательных, выбрать и подчеркнуть в задании все имена прилагательные: Могут ли имена прилагательные изменяться по числам? Изменяются ли имена прилагательные ещё и по родам или они не могут этого делать? Могут ли имена прилагательные изменяться по вопросам шести падежей? Какая форма является начальной у имени прилагательного? Имя прилагательные обычно командует или подчиняется? 3-я группа. Подготовь сообщение глаголах, выбрать и подчеркнуть в задании все глаголы. Какая форма является начальной у глагола? Могут ли глаголы изменяться по числам? Могут ли глаголы изменяться по временам? Какие времена ты знаешь? На какие вопросы отвечают глаголы в форме разных времён? В каком времени глагол может изменяться ещё и по родам, а когда не может этого делать? Могут ли глаголы изменяться по вопросам шести падежей? 4-я группа. Подготовь сообщение об именах числительных выбрать и подчеркнуть в задании все имена числительные. 5 -я группа. Подготовь сообщение об местоимениях, выбрать и подчеркнуть в задании все местоимения. Фронтальная работа. Проверка на доске по ходу вопросов магнитами прикрепляются плакаты по теме части речи (Приложение 4, таблицу 2 увеличить и разрезать). Обобщение на доске, плакаты детей. Выступления детей. Задание 5. - А сейчас я прочитаю вам письмо от имени одной из частей речи, а вам (Приложение 5) надо отгадать, какая часть речи написала это письмо. - Привет! Я - самостоятельная часть речи. У меня есть число, падеж и род. Род у меня постоянный, он не меняется. Я могу обозначать явления природы, растения или животных. А в предложении я часто стою рядом с предлогом, мы дружим. Догадались, кто я? - Добрый день! Я - самостоятельная часть речи. Дети знают, что у меня есть падеж, число и род. Только они у меня непостоянные. Обычно у меня есть слово-командир. Оно командует, в каком числе роде или падеже мне стоять. У меня есть очень хорошие и ласковые слова, как, например, «пушистый», «гладкий». Узнали меня? - Здравствуйте! Я - самостоятельная часть речи. У меня может быть род, время, лицо, число. Род есть только в прошедшем времени, а лицо только в настоящем и будущем. Меня очень легко отличить от других частей речи - по времени. Например, изменяем слово «мастерить»: вчера мастерил, сейчас мастерю и завтра буду мастерить. Узнали меня? - Привет! Я - служебная часть речи. Я не обозначаю ни действия, ни предмета, зато я служу для связи слов в предложении. Мои друзья - имя Существительное, имя Прилагательное и Глагол. Они самостоятельные части речи, а я служебная. Но это не мешает нашей дружбе. Только тексты телеграмм могут без меня обойтись. А в остальных случаях, чтобы речь была красивой и связной, я становлюсь в нужных местах. Это моя работа! Узнали меня? Ответы: 1. Имя существительное. 2. Имя прилагательное. 3. Глагол. 4. Предлог. VIII. Подведение итогов. Рефлексия. Фронтальная беседа. - Что вам сегодня понравилось на уроке? - Что было трудно делать? Какое упражнение понравилось больше всего? - Какое настроение у вас к концу урока? Нарисуйте в тетрадях маленький смайлик, который будет показывать ваше настроение. IХ. Информация о домашнем задании

© 2010-2022