Программа духовно-нравственного развития младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников «Доброе дело»

Пояснительная записка
Программа духовно-нравственного развития и воспитания создана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания, Программы воспитания и социализации обучающихся, где указывается на отсутствие нравственных ориентиров и согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, на недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, недостаточное уважение к родному языку, самобытной культуре своего народа. Правовой основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является Закон Российской Федерации «Об образовании». В отличие от Концепции Программа - это документ максимально практический. Его предназначение - помочь педагогу в реализации воспитательного процесса, т.е. действий, направленных на развитие личности ученика, его внутреннего мира. I. Цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания.

  1. Цель: развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности.
Соответственно воспитание - это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание - процесс не стихийный, а целенаправленный, осознаваемый и педагогом, и учащимися. Следовательно, воспитательная цель - развитие определённых человеческих качеств личности, отражающих своеобразный нравственный портрет школьника. Портрет идеально воспитанного младшего школьника. Для этого достаточно перевести все основные ценности в форму желаемых качеств личности. Получится следующее:
  1. Добрый

  2. Честный и справедливый

  3. Заботливый и умеющий проявлять сочувствие к окружающим

  4. Трудолюбивый

  5. Оберегающий красоту мира

  6. Стремящийся к знаниям и критично мыслящий

  7. Смелый и решительный
  8. Свободолюбивый и ответственный
  9. Самостоятельный и законопослушный
  10. Чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой
  11. Бережно относящийся к своему здоровью и здоровью своих близких
  12. Патриотичный (готовый поступиться своими интересами ради «своих» - класса, школы, города, России)
  13. Толерантный (уважающий других, не похожих на него)
Надо отдавать себе отчёт, что постоянное и неизменное проявление этих качеств - идеал, то есть недостижимый результат, к которому, однако, надо стремиться. 1.2. Задачи воспитания. Чтобы помочь человеку развить в себе вышеперечисленные качества, необходимо ставить конкретные задачи. Для процесса воспитания задача заключается в том, чтобы помочь человеку принять конкретное правило, идею (ценность) как важное основание при выборе поступка. Для достижения цели определены общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования: В области формирования личностной культуры: * формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметной, социально ориентированной деятельности, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции - «становиться лучше»; * формирование основ нравственного самосознания личности (совести); * формирование нравственного смысла учения; * формирование основ морали; * принятие обучающимися базовых национальных ценностей, традиций; * формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; * формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность; * формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственность за их результаты; * развитие трудолюбия, целеустремлённости; Осознание обучающимися ценности человеческой жизни. В области формирования социальной культуры: * развитие навыков сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; * развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям; * формирование толерантности. В области формирования семейной культуры: * формирование отношения к семье как основе российского общества; * формирование уважительного отношения к родителям;

* формирование представлений о семейных ценностях и уважения к ним. Механизм принятия учеником конкретных ценностей обеспечивают определенные средства: осмысление ценностей и практические действия на их основе, то есть дело. Большинство добрых дел, составляющих процесс воспитания, возникает на уроках, переменах, а иногда спонтанно в школьном дворе. В то же время можно спланировать «добрые дела», то есть смоделировать ситуации, требующие нравственного выбора, с обязательной рефлексией ситуации.

II. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания


  1. Современные особенности развития и воспитания обучающихся.

Обучающиеся при получении начального общего образования требуют особого педагогического внимания. С поступлением в школу у ребёнка осуществляется переход к учебной деятельности, освоение новой социальной позиции, новой роли ученика. На личность ребёнка влияют самые разные неконтролируемые воздействия: что и каким тоном говорят ему разные люди, что требуют от него, как хвалят или ругают (наказывают), что он смотрит, что читает, во что играет, какие проявления эмоций при этом подкрепляются и т.д. В этом смысле воспитывает человека вся среда, в которой он живёт, - то общество, которое его окружает (семья, школа, город), те люди, с которыми он общается прямо или через посредников (книги, телевизор, компьютер и т.п.). Воспитание для педагога - это процесс не стихийный, а целенаправленный и выстроенный. Осознанная цель (портрет желаемых человеческих качеств) переводится в конкретные задачи (передача системы ценностей), под которые подбираются средства решения, способные развить нужные качества личности, помочь ребёнку принять духовные ценности в свой внутренний мир.
  1. Процесс духовно-нравственного развития и воспитания.
Основой любых средств воспитания является некое действие с участием ребёнка, в котором проявляется та или иная духовная ценность - правило, идея. Ребёнок же либо слушает, «как надо» себя вести, либо наблюдает «правильное» поведение, либо участвует в действии, сам выбирая «добрый, правильный» поступок. Находящийся рядом с ребёнком взрослый помогает ему отрефлексировать ситуацию, т.е. задуматься над происходящим, сделать для себя выводы, что здесь хорошо или плохо, как надо поступать в дальнейшем. Именно это превращает конкретное дело в часть бесконечного процесса воспитания и становления личности. Механизм принятия учеником конкретных ценностей (идей, правил поведения) обеспечивают определённые средства: осмысление ценностей и практические действия на их основе. Осмысление и ощущение духовной ценности - это знакомство с конкретной важной идеей или правилом (ценностью). Оно обязательно должно сопровождаться ярким эмоциональным положительным переживанием. Без этого условия младший школьник не сможет до конца осмыслить ценность в беседах со взрослым, не начнет использовать её для оценки смоделированной ситуации. Ценность должна быть принята внутренним миром ребёнка. Он осмысливает её и пытается использовать в своей речи, НА СЛОВАХ. Действие, направляемое ценностью, - это конкретная ситуация, требующая выбора и осуществления поступка с учётом известных ребёнку идей и правил поведения (ценностей). Ценность должна быть принята внутренним миром ребёнка. Он должен использовать ценность не только на словах, но и НА ДЕЛЕ.
  1. Место воспитания в процессе обучения.
В наше время существует множество факторов воспитания, и они весьма разнообразны. Их можно разделить на целенаправленные и нецеленаправленные, преднамеренные и непреднамеренные. Всё многообразие «добрых дел», которые можно смоделировать в школе, разделим на три вида деятельности.
  1. Просмотр мультфильмов.
Нецеленаправленных факторов становится все больше: это не только природа, общество, друзья, улица, религия, искусство, но и множество медиа-факторов. Ребенок, живущий в век информационных технологий, попадает в активную разнообразную медиа-среду, представленную телевидением, радио, Интернетом, компьютерными играми и другими носителями информации. Одни из первых и важных представителей медиа-пространства - мультипликационные (анимационные) фильмы. Мультфильм как один из факторов медиа-среды в любом случае оказывает на ребенка влияние, но оно не всегда понятно, поскольку просмотр мультфильмов зачастую неконтролируем и нецеленаправлен со стороны взрослых. Родители и педагоги включают ребенку мультфильм, часто не преследуя никаких воспитательных целей и даже предварительно не просматривая его, что может привести к весьма нежелательным последствиям. Современный ребенок проводит перед телевизором до нескольких часов в день. А если учесть, что дети младшего школьного возраста изучают мир постоянно, такое количество времени, проведенное перед экраном, не может пройти бесследно. Между тем мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями: - расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациям; - показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая; - формируют оценочное отношения к миру, развитие мышления, понимание причинно-следственных связей; - развивают эстетический вкус, чувство юмора; -мультфильмы помогают реализовать эмоциональные потребности. Мультфильм - наиболее эффективный воспитатель от искусства и медиа-среды, поскольку сочетает в себе слово и картинку, т.е. включает два органа восприятия: зрение и слух. Если к этому добавить еще и совместный с ребенком анализ увиденного, мультфильм станет мощным воспитательным инструментом и одним из авторитетных и эффективных наглядных материалов. В настоящее время отсутствуют научно обоснованные рекомендации по использованию мультфильмов в целях воспитания и образования, поэтому автором Программы использовалась разработка методики воспитания обучения детей на основе анимации Бурухина А.Ф. аспиранта кафедры естествознания и методики его преподавания в начальных классах УрГПУ, г. Екатеринбурга. При проведенном сравнении воспитательного потенциала мультфильмов советского периода и современных полнометражных отечественных и зарубежных мультфильмов, можно сделать вывод, что советские, в подавляющем большинстве, носят зачастую откровенно морализаторский характер, в то время как современные же не отличаются строгой моралью;
  • сюжеты советских мультфильмов просты и понятны, проблемы, поднятые в них, знакомы детям. В современных же мультфильмах часто можно увидеть истерики, шантаж, драки, смерть, убийство, похороны, гонки, криминальные разборки, пьяные посиделки, месть, суд над преступником и др. Не обойдена вниманием и любовно-эротическая составляющая;
  • эстетическая составляющая современной анимации тоже часто находится на низком уровне: герои зачастую просто отталкивающие (Шрек, смурфики, бакуганы), а героями же практически всех советских мультфильмов являются люди или животные, и все они вполне соответствуют эстетическим нормам;
  • современные мультфильмы содержат особо низкий уровень речевой культуры: грубые, жаргонные слова, недопустимые для слуха ребенка. Примеры грубой лексики присутствуют во многих из них: «сопляк», «тупой», «тормоз», «болван», «дебил», «кретин», «полный отпад» дети будут использовать эту лексику, считая ее настоящей, живой, «прикольной». Именно она может лечь в основу культуры речи детей. Кроме того, разные герои многих современных мультфильмов говорят одинаковыми голосами, одинаково смеются, издают одинаковые звуки. В советских же мультфильмах герои говорят на хорошем, красивом языке, у каждого свой неповторимый голос, эмоции, звучит настоящая авторская музыка;
  • в советских мультфильмах герои прозрачно делятся на положительных и отрицательных. Ребенок способен определить, кто делает правильно, а кто - нет, и какие последствия могут быть у таких поступков.
Таким образом, крайне важно поставить анимацию на службу воспитанию, а не стать вместе с ребенком рабами мультфильма. Необходимо подходить к этому явлению научно, анализируя педагогические возможности и результаты их воздействия. Проанализировав несколько сотен мультфильмов, были отобраны наиболее ценные с точки зрения нравственного, трудового и эстетического содержания.
  1. Чтение литературных произведений.
Художественная литература служит могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Книга раскрывает человеческие и духовные ценности. Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни - в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе. Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства - способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. «Чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял, и не узнал ее», - писал В. Г. Белинский. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Таким образом, художественная литература решает не только образовательные, но и воспитательные задачи развития личности учащихся. Чтение художественных произведений способствует формированию нравственных представлений и воспитанию чувств и эмоций у младших школьников. У ребят расширяются конкретные представления об отношении к товарищам. Это помощь друг другу в совместных делах, в учебе, игре, посильном труде, в беде, внимательное отношение к окружающим (родным, товарищам, знакомым и незнакомым людям), проявление честности и доброжелательности. Учащиеся знакомятся с ситуациями, требующими высокой и моральной готовности человека, получают представление о чувстве справедливости, скромности, а также об отрицательных чертах характера - несправедливости, грубости и жадности.
  1. Слушание литературных произведений посредством аудиоальбомов.
Полезность аудиокниг для детей - это тема вечных споров любящих мам и пап. Кто-то говорит, что лучше голоса родителей для ребенка нет, да и читать вместе сказки гораздо веселее и полезнее. Есть мнение, что аудиопроизведения отучают ребенка от чтения. Данная программная работа, не исключает самостоятельного чтения, а лишь нацелена на дополнение и разнообразие работы воспитательной направленности посредством литературных произведений. Причин, по которым данный вид деятельности включен в программу - множество, но самыми важными являются следующие: Воображение: Аудиопроизведения развивают воображение, ведь когда нет возможности рассматривать картинки, ребенок сам рисует образы героев и их приключений. Память: Хорошо развитая память и восприятие информации на слух пригодятся ребенку, как в школе, так и в течение всей его жизни. Слушая аудиопроизведения, он научится запоминать детали и полностью погружаться в сюжет. Занятно, что прослушав сказку в исполнении мамы, а затем в исполнении другого человека - ребенок запомнит и обратит внимание совсем на разные детали. Хорошо, когда мамины слова подтверждаются и другими людьми, тогда вера в те установки, которые дают сказки, возрастает, и нравоучительные и моральные выводы не становятся в тягость. Словарный запас: Вы можете много раз прочитать ребенку сказку, но, когда он прослушает её в другом исполнении - всегда найдет что-то новое. Новые предметы и явления, красочные описания событий позволят развить речь ребенка и пополнить словарный запас "нужными", красивыми словами. При правильно подобранных художественных произведениях, не только сказках, можно смело говорить и о воспитательной функции прослушанного. Кроме того, ребенок учится слушать, и вполне возможно в будущем станет хорошим собеседником (помните, хороший собеседник тот, кто умеет слушать). Замечено, что дети легко воспроизводят прослушанное несколько раз аудиопроизведение. При этом запоминается не только сюжет, но и множество мелких деталей. Подобранный программный материал аудиопроизведений нацелен на формирование личностной культуры и достижения поставленной Программой цели.
Программа сопровождается перечнями мультфильмов, литературных произведений, аудиопроизведений, рекомендованных к использованию в педагогическом процессе (Приложения).
III. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания должно обеспечиваться достижение обучающимися:
  • Воспитательных результатов - тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности.
  • Эффекта - последствия результата, того, к чему привело достижение результата.
Приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Педагогом поддерживается стремление ребенка к новому социальному знанию, создаются условия для самого воспитанника в формировании его личности, происходит включение его в деятельность по воспитанию. Отслеживать результаты духовно-нравственного развития и воспитания очень сложно. Результат - это принятие человеком конкретных духовных ценностей: идей или правил. Как мы уже говорили, механизм принятия ребёнком конкретных ценностей (идей, правил поведения) обеспечивают определённые средства: осмысление ценности (через слово) и практические действия на их основе (конкретная ситуация). Таким образом, принятие происходит: ---НА СЛОВАХ, то есть, осознание ценностей, оценка поступков, высказывание своей позиции. ---НА ДЕЛЕ, то есть проявляться в действиях, поступках. Только при наличии ДЕЛА можно говорить о душевном качестве личности.




Приложение

Перечень мультфильмов для работы по программе:


  1. «Дядя Миша», Союзмультфильм, 1970 г.

  2. «Ключ» Союзмультфильм, 1961 г.

  3. «В стране невыученных уроков» Союзмультфильм, 1968 г.

  4. «Цветик Семицветик» Союзмультфильм, 1948 г.

  5. «Остров ошибок» Союзмультфильм, 1955 г.

  6. «Наш друг Пишичитай» Вып 13 Союзмультфильм, 1978 г.

  7. «Баранкин, будь человеком» Союзмультфильм, 1963 г.

Перечень аудиозаписей для работы по программе:


  1. Дж.Харрис "Братец Лис и братец Кролик" ч.1

  2. Дж.Харрис "Братец Лис и братец Кролик" ч. 2

  3. Дж.Харрис "Братец Лис и братец Кролик" ч. 3

  4. Дж.Харрис "Братец Лис и братец Кролик" ч. 4

  5. А.Круглов "Испытай сам"

  6. А.Круглов "Что подарила Нютя"

  7. В.Дубровская "Находка"

  8. В.Дубровская "Светлый праздник"

  9. В.С. "Ложь без слов"

  10. В.С. "Честное слово" ч.1

  11. В.С. "Честное слово" ч.2

  12. Зиберова "Мамина история" ч.1

  13. Зиберова "Мамина история" ч.2

  14. Зиберова "Мамина история" ч.3

  15. Л.Чарская "Алик"

  16. Л.Чиркина "Доброе дело злого Гришки"

  17. "Наказание" ч.1

  18. "Наказание" ч.2

  19. "Наказание" ч.3

  20. Рассказы В.Ю. Драгунского «Всё тайное становится явным»

  21. Стихи Усачева, Михалкова и других в замечательном исполнении.

Перечень художественной литературы для работы по программе:


  1. Л. Толстой «Старый дед и внучек», «Девочка и грибы»

  2. Э. Шим «Брат и младшая сестра», «Не смей»

  3. Л. Воронкова «Ссора с бабушкой»

  4. В. Осеева «Просто старушка», «Почему»

  5. Е. Пермяк «Чужая калитка», «Первая рыбка».

  6. М. Пришвин «Ребята и утята»

  7. К. Паустовский «Кот-варюга»

  8. Н. Носов «Живая шляпа», «Огурцы», «Заплатка», «На горке»

  9. Н. Сладков «Разноцветная земля»

  10. А. Н.Толстой «Как ни в чем ни бывало»

  11. К. Ушинский «Играющие собаки»

  12. Я. Тайц «По ягоды»

  13. Л. Толстой «Косточка», «Котенок», «Два товарища», «Птичка»

  14. Ищенко «Максимка- пограничник»

  15. Б. Житков «На льдине»



10

© 2010-2022