Поделитесь с коллегами:
Программа духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников «Доброе дело»
Пояснительная записка
Программа духовно-нравственного развития и воспитания создана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания, Программы воспитания и социализации обучающихся, где указывается на отсутствие нравственных ориентиров и согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, на недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, недостаточное уважение к родному языку, самобытной культуре своего народа. Правовой основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является Закон Российской Федерации «Об образовании». В отличие от Концепции Программа - это документ максимально практический. Его предназначение - помочь педагогу в реализации воспитательного процесса, т.е. действий, направленных на развитие личности ученика, его внутреннего мира. I. Цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания.
- Цель: развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности.
Соответственно воспитание - это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание - процесс не стихийный, а целенаправленный, осознаваемый и педагогом, и учащимися. Следовательно, воспитательная цель - развитие определённых человеческих качеств личности, отражающих своеобразный нравственный портрет школьника. Портрет идеально воспитанного младшего школьника. Для этого достаточно перевести все основные ценности в форму желаемых качеств личности. Получится следующее: -
Добрый
-
Честный и справедливый
-
Заботливый и умеющий проявлять сочувствие к окружающим
-
Трудолюбивый
-
Оберегающий красоту мира
-
Стремящийся к знаниям и критично мыслящий
- Смелый и решительный
- Свободолюбивый и ответственный
- Самостоятельный и законопослушный
- Чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой
- Бережно относящийся к своему здоровью и здоровью своих близких
- Патриотичный (готовый поступиться своими интересами ради «своих» - класса, школы, города, России)
- Толерантный (уважающий других, не похожих на него)
Надо отдавать себе отчёт, что постоянное и неизменное проявление этих качеств - идеал, то есть недостижимый результат, к которому, однако, надо стремиться. 1.2. Задачи воспитания. Чтобы помочь человеку развить в себе вышеперечисленные качества, необходимо ставить конкретные задачи. Для процесса воспитания задача заключается в том, чтобы помочь человеку принять конкретное правило, идею (ценность) как важное основание при выборе поступка. Для достижения цели определены общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования: В области формирования личностной культуры: * формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметной, социально ориентированной деятельности, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции - «становиться лучше»; * формирование основ нравственного самосознания личности (совести); * формирование нравственного смысла учения; * формирование основ морали; * принятие обучающимися базовых национальных ценностей, традиций; * формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; * формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность; * формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственность за их результаты; * развитие трудолюбия, целеустремлённости; Осознание обучающимися ценности человеческой жизни. В области формирования социальной культуры: * развитие навыков сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; * развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям; * формирование толерантности. В области формирования семейной культуры: * формирование отношения к семье как основе российского общества; * формирование уважительного отношения к родителям; * формирование представлений о семейных ценностях и уважения к ним. Механизм принятия учеником конкретных ценностей обеспечивают определенные средства: осмысление ценностей и практические действия на их основе, то есть дело. Большинство добрых дел, составляющих процесс воспитания, возникает на уроках, переменах, а иногда спонтанно в школьном дворе. В то же время можно спланировать «добрые дела», то есть смоделировать ситуации, требующие нравственного выбора, с обязательной рефлексией ситуации.
II. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания
-
Современные особенности развития и воспитания обучающихся.
Обучающиеся при получении начального общего образования требуют особого педагогического внимания. С поступлением в школу у ребёнка осуществляется переход к учебной деятельности, освоение новой социальной позиции, новой роли ученика. На личность ребёнка влияют самые разные неконтролируемые воздействия: что и каким тоном говорят ему разные люди, что требуют от него, как хвалят или ругают (наказывают), что он смотрит, что читает, во что играет, какие проявления эмоций при этом подкрепляются и т.д. В этом смысле воспитывает человека вся среда, в которой он живёт, - то общество, которое его окружает (семья, школа, город), те люди, с которыми он общается прямо или через посредников (книги, телевизор, компьютер и т.п.). Воспитание для педагога - это процесс не стихийный, а целенаправленный и выстроенный. Осознанная цель (портрет желаемых человеческих качеств) переводится в конкретные задачи (передача системы ценностей), под которые подбираются средства решения, способные развить нужные качества личности, помочь ребёнку принять духовные ценности в свой внутренний мир. - Процесс духовно-нравственного развития и воспитания.
Основой любых средств воспитания является некое действие с участием ребёнка, в котором проявляется та или иная духовная ценность - правило, идея. Ребёнок же либо слушает, «как надо» себя вести, либо наблюдает «правильное» поведение, либо участвует в действии, сам выбирая «добрый, правильный» поступок. Находящийся рядом с ребёнком взрослый помогает ему отрефлексировать ситуацию, т.е. задуматься над происходящим, сделать для себя выводы, что здесь хорошо или плохо, как надо поступать в дальнейшем. Именно это превращает конкретное дело в часть бесконечного процесса воспитания и становления личности. Механизм принятия учеником конкретных ценностей (идей, правил поведения) обеспечивают определённые средства: осмысление ценностей и практические действия на их основе. Осмысление и ощущение духовной ценности - это знакомство с конкретной важной идеей или правилом (ценностью). Оно обязательно должно сопровождаться ярким эмоциональным положительным переживанием. Без этого условия младший школьник не сможет до конца осмыслить ценность в беседах со взрослым, не начнет использовать её для оценки смоделированной ситуации. Ценность должна быть принята внутренним миром ребёнка. Он осмысливает её и пытается использовать в своей речи, НА СЛОВАХ. Действие, направляемое ценностью, - это конкретная ситуация, требующая выбора и осуществления поступка с учётом известных ребёнку идей и правил поведения (ценностей). Ценность должна быть принята внутренним миром ребёнка. Он должен использовать ценность не только на словах, но и НА ДЕЛЕ. - Место воспитания в процессе обучения.
В наше время существует множество факторов воспитания, и они весьма разнообразны. Их можно разделить на целенаправленные и нецеленаправленные, преднамеренные и непреднамеренные. Всё многообразие «добрых дел», которые можно смоделировать в школе, разделим на три вида деятельности. - Просмотр мультфильмов.
Нецеленаправленных факторов становится все больше: это не только природа, общество, друзья, улица, религия, искусство, но и множество медиа-факторов. Ребенок, живущий в век информационных технологий, попадает в активную разнообразную медиа-среду, представленную телевидением, радио, Интернетом, компьютерными играми и другими носителями информации. Одни из первых и важных представителей медиа-пространства - мультипликационные (анимационные) фильмы. Мультфильм как один из факторов медиа-среды в любом случае оказывает на ребенка влияние, но оно не всегда понятно, поскольку просмотр мультфильмов зачастую неконтролируем и нецеленаправлен со стороны взрослых. Родители и педагоги включают ребенку мультфильм, часто не преследуя никаких воспитательных целей и даже предварительно не просматривая его, что может привести к весьма нежелательным последствиям. Современный ребенок проводит перед телевизором до нескольких часов в день. А если учесть, что дети младшего школьного возраста изучают мир постоянно, такое количество времени, проведенное перед экраном, не может пройти бесследно. Между тем мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями: - расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациям; - показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая; - формируют оценочное отношения к миру, развитие мышления, понимание причинно-следственных связей; - развивают эстетический вкус, чувство юмора; -мультфильмы помогают реализовать эмоциональные потребности. Мультфильм - наиболее эффективный воспитатель от искусства и медиа-среды, поскольку сочетает в себе слово и картинку, т.е. включает два органа восприятия: зрение и слух. Если к этому добавить еще и совместный с ребенком анализ увиденного, мультфильм станет мощным воспитательным инструментом и одним из авторитетных и эффективных наглядных материалов. В настоящее время отсутствуют научно обоснованные рекомендации по использованию мультфильмов в целях воспитания и образования, поэтому автором Программы использовалась разработка методики воспитания обучения детей на основе анимации Бурухина А.Ф. аспиранта кафедры естествознания и методики его преподавания в начальных классах УрГПУ, г. Екатеринбурга. При проведенном сравнении воспитательного потенциала мультфильмов советского периода и современных полнометражных отечественных и зарубежных мультфильмов, можно сделать вывод, что советские, в подавляющем большинстве, носят зачастую откровенно морализаторский характер, в то время как современные же не отличаются строгой моралью; - сюжеты советских мультфильмов просты и понятны, проблемы, поднятые в них, знакомы детям. В современных же мультфильмах часто можно увидеть истерики, шантаж, драки, смерть, убийство, похороны, гонки, криминальные разборки, пьяные посиделки, месть, суд над преступником и др. Не обойдена вниманием и любовно-эротическая составляющая;
- эстетическая составляющая современной анимации тоже часто находится на низком уровне: герои зачастую просто отталкивающие (Шрек, смурфики, бакуганы), а героями же практически всех советских мультфильмов являются люди или животные, и все они вполне соответствуют эстетическим нормам;
- современные мультфильмы содержат особо низкий уровень речевой культуры: грубые, жаргонные слова, недопустимые для слуха ребенка. Примеры грубой лексики присутствуют во многих из них: «сопляк», «тупой», «тормоз», «болван», «дебил», «кретин», «полный отпад» дети будут использовать эту лексику, считая ее настоящей, живой, «прикольной». Именно она может лечь в основу культуры речи детей. Кроме того, разные герои многих современных мультфильмов говорят одинаковыми голосами, одинаково смеются, издают одинаковые звуки. В советских же мультфильмах герои говорят на хорошем, красивом языке, у каждого свой неповторимый голос, эмоции, звучит настоящая авторская музыка;
- в советских мультфильмах герои прозрачно делятся на положительных и отрицательных. Ребенок способен определить, кто делает правильно, а кто - нет, и какие последствия могут быть у таких поступков.
Таким образом, крайне важно поставить анимацию на службу воспитанию, а не стать вместе с ребенком рабами мультфильма. Необходимо подходить к этому явлению научно, анализируя педагогические возможности и результаты их воздействия. Проанализировав несколько сотен мультфильмов, были отобраны наиболее ценные с точки зрения нравственного, трудового и эстетического содержания.
- Чтение литературных произведений.
Художественная литература служит могучим действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Книга раскрывает человеческие и духовные ценности. Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни - в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе. Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства - способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. «Чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял, и не узнал ее», - писал В. Г. Белинский. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Таким образом, художественная литература решает не только образовательные, но и воспитательные задачи развития личности учащихся. Чтение художественных произведений способствует формированию нравственных представлений и воспитанию чувств и эмоций у младших школьников. У ребят расширяются конкретные представления об отношении к товарищам. Это помощь друг другу в совместных делах, в учебе, игре, посильном труде, в беде, внимательное отношение к окружающим (родным, товарищам, знакомым и незнакомым людям), проявление честности и доброжелательности. Учащиеся знакомятся с ситуациями, требующими высокой и моральной готовности человека, получают представление о чувстве справедливости, скромности, а также об отрицательных чертах характера - несправедливости, грубости и жадности.
- Слушание литературных произведений посредством аудиоальбомов.
Полезность аудиокниг для детей - это тема вечных споров любящих мам и пап. Кто-то говорит, что лучше голоса родителей для ребенка нет, да и читать вместе сказки гораздо веселее и полезнее. Есть мнение, что аудиопроизведения отучают ребенка от чтения. Данная программная работа, не исключает самостоятельного чтения, а лишь нацелена на дополнение и разнообразие работы воспитательной направленности посредством литературных произведений. Причин, по которым данный вид деятельности включен в программу - множество, но самыми важными являются следующие: Воображение: Аудиопроизведения развивают воображение, ведь когда нет возможности рассматривать картинки, ребенок сам рисует образы героев и их приключений. Память: Хорошо развитая память и восприятие информации на слух пригодятся ребенку, как в школе, так и в течение всей его жизни. Слушая аудиопроизведения, он научится запоминать детали и полностью погружаться в сюжет. Занятно, что прослушав сказку в исполнении мамы, а затем в исполнении другого человека - ребенок запомнит и обратит внимание совсем на разные детали. Хорошо, когда мамины слова подтверждаются и другими людьми, тогда вера в те установки, которые дают сказки, возрастает, и нравоучительные и моральные выводы не становятся в тягость. Словарный запас: Вы можете много раз прочитать ребенку сказку, но, когда он прослушает её в другом исполнении - всегда найдет что-то новое. Новые предметы и явления, красочные описания событий позволят развить речь ребенка и пополнить словарный запас "нужными", красивыми словами. При правильно подобранных художественных произведениях, не только сказках, можно смело говорить и о воспитательной функции прослушанного. Кроме того, ребенок учится слушать, и вполне возможно в будущем станет хорошим собеседником (помните, хороший собеседник тот, кто умеет слушать). Замечено, что дети легко воспроизводят прослушанное несколько раз аудиопроизведение. При этом запоминается не только сюжет, но и множество мелких деталей. Подобранный программный материал аудиопроизведений нацелен на формирование личностной культуры и достижения поставленной Программой цели.
Программа сопровождается перечнями мультфильмов, литературных произведений, аудиопроизведений, рекомендованных к использованию в педагогическом процессе (Приложения).
III. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. В результате реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания должно обеспечиваться достижение обучающимися: - Воспитательных результатов - тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности.
- Эффекта - последствия результата, того, к чему привело достижение результата.
Приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Педагогом поддерживается стремление ребенка к новому социальному знанию, создаются условия для самого воспитанника в формировании его личности, происходит включение его в деятельность по воспитанию. Отслеживать результаты духовно-нравственного развития и воспитания очень сложно. Результат - это принятие человеком конкретных духовных ценностей: идей или правил. Как мы уже говорили, механизм принятия ребёнком конкретных ценностей (идей, правил поведения) обеспечивают определённые средства: осмысление ценности (через слово) и практические действия на их основе (конкретная ситуация). Таким образом, принятие происходит: ---НА СЛОВАХ, то есть, осознание ценностей, оценка поступков, высказывание своей позиции. ---НА ДЕЛЕ, то есть проявляться в действиях, поступках. Только при наличии ДЕЛА можно говорить о душевном качестве личности.
Приложение
Перечень мультфильмов для работы по программе:
-
«Дядя Миша», Союзмультфильм, 1970 г.
-
«Ключ» Союзмультфильм, 1961 г.
-
«В стране невыученных уроков» Союзмультфильм, 1968 г.
-
«Цветик Семицветик» Союзмультфильм, 1948 г.
-
«Остров ошибок» Союзмультфильм, 1955 г.
-
«Наш друг Пишичитай» Вып 13 Союзмультфильм, 1978 г.
-
«Баранкин, будь человеком» Союзмультфильм, 1963 г.
Перечень аудиозаписей для работы по программе:
-
Дж.Харрис "Братец Лис и братец Кролик" ч.1
-
Дж.Харрис "Братец Лис и братец Кролик" ч. 2
-
Дж.Харрис "Братец Лис и братец Кролик" ч. 3
-
Дж.Харрис "Братец Лис и братец Кролик" ч. 4
-
А.Круглов "Испытай сам"
-
А.Круглов "Что подарила Нютя"
-
В.Дубровская "Находка"
-
В.Дубровская "Светлый праздник"
-
В.С. "Ложь без слов"
-
В.С. "Честное слово" ч.1
-
В.С. "Честное слово" ч.2
-
Зиберова "Мамина история" ч.1
-
Зиберова "Мамина история" ч.2
-
Зиберова "Мамина история" ч.3
-
Л.Чарская "Алик"
-
Л.Чиркина "Доброе дело злого Гришки"
-
"Наказание" ч.1
-
"Наказание" ч.2
-
"Наказание" ч.3
-
Рассказы В.Ю. Драгунского «Всё тайное становится явным»
-
Стихи Усачева, Михалкова и других в замечательном исполнении.
Перечень художественной литературы для работы по программе:
-
Л. Толстой «Старый дед и внучек», «Девочка и грибы»
-
Э. Шим «Брат и младшая сестра», «Не смей»
-
Л. Воронкова «Ссора с бабушкой»
-
В. Осеева «Просто старушка», «Почему»
-
Е. Пермяк «Чужая калитка», «Первая рыбка».
-
М. Пришвин «Ребята и утята»
-
К. Паустовский «Кот-варюга»
-
Н. Носов «Живая шляпа», «Огурцы», «Заплатка», «На горке»
-
Н. Сладков «Разноцветная земля»
-
А. Н.Толстой «Как ни в чем ни бывало»
-
К. Ушинский «Играющие собаки»
-
Я. Тайц «По ягоды»
-
Л. Толстой «Косточка», «Котенок», «Два товарища», «Птичка»
-
Ищенко «Максимка- пограничник»
-
Б. Житков «На льдине»
10