Внеклассное мероприятие на тему Наши пернатые друзья

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Устный журнал « Наши пернатые друзья»


Цели: 1. Закрепить и расширить знания учащихся о птицах, их многообразии в природе; научить видеть красоту окружающего мира. 2. Развивать внимание, сообразительность, умение работать в коллективе; 3. Воспитывать у учащихся гуманное отношение к природе, чувство ответственности ко всему живому.
Оборудование: плакаты, детские рисунки птиц, фонограмма «Голоса птиц», выставка книг.

Ход занятия:


  1. Организационное начало занятия (звучит музыка)

  1. Вступительная беседа

Светит солнце ярче, ярче Греет солнце жарче, жарче! Пробуждается природа постепенно ото сна, Наступает утро года, начинается весна!
- Наступает весна, а вместе с ней возвращаются на родину из разных стран наши пернатые друзья птицы. Путь их длителен и нелегок. Много трудностей препятствий встретят они на своем пути, прежде чем доберутся до родных мест. Долетают только самые сильные и выносливые.

(рассказывают дети)

  1. Миллионы лет назад появились первые пернатые. И мир огласился птичьим пением. А еще через миллионы лет зашагал по земле человек, способный оценить это пение. Поднял человек голову вверх, посмотрел в голубое небо, а в небе жаворонок! Поет, заливается, трепещет крылышками!

  1. Поднял человек голову вверх - аиста увидел, который свил гнездо на вершине высокого дуба, как раз над крышей его дома. Стоит аист на одной ноге, клювом щелкает, дробь выбивает, аистихе понравиться хочет!

  1. Птицы прекрасно видят и мы недаром говорим: «Зоркий, как сокол!» Они прекрасно поют! Без них скучно в осеннем саду, и мы радуемся их возвращению весной. Да что говорить: птицы - это птицы!

3. Работа по теме занятия - С 1924 года отмечается в нашей стране День птиц. И сегодня мы вспоминаем о птицах - наших друзьях и помощниках, готовим им новоселье. Сад без птиц не сад, лес без птиц не лес. Миллионы вредных насекомых уничтожают птицы, оберегают наш урожай от мышей и полевок. Сегодня мы говорим им спасибо. Наш праздник в их честь. Сегодня принимают участие в нашем празднике учащиеся вторых классов. И мы проводим устный журнал «Наши пернатые друзья».

1 страница: « Кто они такие?»


(рассказывают дети) 1 . Птицы населяют все уголки нашей планеты. Их можно встретить и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океана. В отличие от млекопитающих, часто ведущих скрытный образ жизни, птицы всегда рядом с нами. Они радуют нас стремительным легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Люди издавна привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их около себя. Поэтому много поговорок, поверий, легенд, примет связано с птицами.
2. Разнообразие птиц на земле велико. Их насчитывается около 9000 видов. Археологи свидетельствуют, что еще в глубокой древности люди понимали хозяйственное и экологическое значение птиц. Не случайно некоторые виды птиц имели культурное значение. В древнем каменном веке неизвестные ваятели изображали гусей, сов, рябчиков, уток, чаек. А в новом веке этот список пополнили беркуты, вороны, глухари, журавли.
3. Птицы очень различаются по внешнему виду. Самая крупная из современных птиц - африканский страус, его рост 2,7 м, а вес-70-90 кг. А самая маленькая птичка, колибри, размером не больше шмеля. Есть птицы, которые и вовсе не могут летать. Одни птицы живут в лесу, другие в степи, третьи в пустыне или в горах. Однако всех птиц объединяет то, что они имеют перьевой покров, за что их и называют пернатыми.
- Пока мы перелистываем 1 страничку нашего журнала вопросы залу:
1. Каких зимующих птиц вы знаете? 2. Почему их так называют? 3. Почему птицы никогда не садятся на опорах, например, на проводах, близко друг другу, а придерживаются некоторого интервала? (чтобы не мешать крыльями друг другу при взлете) 4. А каких перелетных птиц вы знаете? 5. Почему их так называют? - Сейчас мы с вами поиграем. У вас на столах лежат листочки, возьмите их. Игра называется «Кому что». В левом столбике написаны названия птиц, а в правом - то, чем птицы любят питаться. Попробуйте догадаться, чем любит питаться каждая птица. Соедините линиями правый и левый столбики.

Игра: « Кому что»

синица ягоды

чайка рыба

пингвин камешки

свиристель ягоды

цапля палки


- Сверьте правильные ответы, они на экране.


2 страница: « Удивительное рядом»


- Отгадайте загадку и поймете, о какой птице пойдет речь.

(загадка о граче)


  1. Открывают весну грачи. Зиму они провели на юге нашей страны. По дороге к своим гнездам очень спешили, не раз попадали в жестокие метели. Десятки и сотни грачей выбивались из сил, погибали в пути. Первыми долетели самые сильные. Теперь они важно расхаживают по дорогам и ковыряют землю крепкими клювами. Грачи в народе всегда были символом весны. Есть немало поговорок, связанных с этим временем года: « Грач зиму расклевал», «Увидел грача - весну встречай».

На шесте дворец,

во дворце певец,

а зовут его …(скворец)


  1. Вслед за грачами прилетают скворцы. И не только потому, что от скворцов много пользы - весной вместе с грачами ходят они по полям, собирая насекомых и их личинок, зимовавших в земле, летом отыскивает различных гусениц, жуков - листоедов. Выкармливая птенцов, прилетают к гнезду по 200-300 раз в день, и каждый раз приносят по 3-4 крупных насекомых, а мелких гораздо больше. Скворец - это лесная птица. Гнезда свои устраивают в дуплах. Но дупел на всех не хватает. Поэтому, проявляя заботу о скворцах, вывешивая скворечники у домов, в садах, парках, вы делаете полезное для птиц дело!

Прилетает к нам с теплом

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (ласточка)


  1. Ласточки прилетают к нам в последних числах апреля или в начале мая, когда появится много летающих насекомых. Ласточки прекрасные летуньи: значительную часть их жизни они проводят в воздухе. Пища ласточек состоит исключительно из насекомых, добываемых на лету. Насекомые в ясную погоду поднимаются довольно высоко. В это время ласточка занята охотой высоко в небе. Когда перед дождем воздух бывает насыщен водяными парами и намокших насекомых прибивает к земле, ласточки летают низко. Это любимая птица в народе. О ней много сложено стихов, написано пословиц, поговорок. « Ласточка под кровлей к счастью».

(загадка о клесте)


  1. В преддверии праздника Святой Пасхи послушайте одну легенду. Когда Христос был на кресте, эти птицы прилетели и выдернули клювом гвозди. За это Бог пожаловал им перекрещивающиеся клювы и причислил к лику святых. Действительно, погибшие птицы не разлагаются и, сохраняя красоту оперения, могут пролежать в земле долгие годы. А не разлагаются они потому, что очень любят есть хвойные и еловые семена, а там большое количество смолистого вещества. Оно накапливается в организме, и клесты как бы просмаливаются. Птицам это совершенно не вредит, а после смерти они сохраняются довольно долго.

(просмотр 3-х видеофильмов)


- Посмотрите видеофильмы и ответьте на вопросы:


  1. Когда прилетает тундровый лебедь? (когда еще лежит снег)

  2. В течение какого времени лебеди вынашивают птенцов? (месяц)

  3. Кем питаются совы? (грызунами, мелкими птицами)

  4. Чему равен размах крыльев совы? (130-140 см)

  5. Какие органы чувств хорошо развиты у сов? (слух, зрение)

  6. Чем добывает дятел личинок из дерева? (клювом)

  7. Как еще по-другому называют дятла? (лесной доктор)


- Перед тем, как приступить к следующей странице нашего журнала, выполним задание: «Собери картинку и отгадай как называют птичку». Перед вами разрезанные картинки в конвертах. Положите их перед собой. Задание: соберите картинку и отгадайте, что это за птица.

Физкультминутка


-Изобразите походку птиц (павлин, утка, воробей, цапля)

3 страница: «Рекорды птичьего мира»


  1. Самым выдающимся рекордсменом птичьего мира считают африканского страуса. Как минимум пять рекордов установлено этой птицей. Во-первых, это самая крупная птица, ее рост достигает 2,7 м, а масса тела более 130 кг. Во-вторых, это единственная птица, у которой на ногах всего два пальца. В-третьих, при опасности африканские страусы могут развивать скорость до 70 км/ч. В-четвертых, у страуса самые крупные в мире яйца, масса которых может достигать 1,6 кг, а длина - 13,5 см. Чтобы сварить такое яйцо, потребуется кипятить его не менее 40 минут. И, в-пятых, их яйца покрыты самой прочной в мире скорлупой, способной выдержать нагрузку до 115 кг.

  1. Самой маленькой птичкой считается колибри-шмель, обитающий на Кубе. Этот малыш весит всего 1,6 г при длине около 57 см, половина которых приходится на клюв и хвост. Гнездо колибри похоже на половинку скорлупки грецкого ореха, а масса яиц не превышает 0,2 г.


  1. Самой крупной водоплавающей птицей является императорский пингвин. Рост этой красивой птицы порой достигает 122 см, размах крыльев - 1,3 м, а масса - 45 кг. Императорским пингвинам принадлежит рекорд по глубине ныряния (265 м).


  1. Самый быстрый полет у колючехвостого стрижа - до 170 км/ч. Стрижи вообще почти всю жизнь проводят в воздухе: на лету они не только кормятся, но даже и спят. Во время сна птицы поднимаются на большую высоту и снижают скорость до 30-40 км/ч.


  1. Журавли обитают практически везде, кроме Южной Америки и Антарктиды. Большинство видов журавлей относятся к редким и исчезающим и нуждаются в особой заботе и охране. В нашей области обитает стерх, или белый журавль. И именно на наши плечи должна лечь миссия по его охране. Стерх - птица весьма крупная (масса тела - около 6-8 кг, высота 120-140 см, размах крыльев - 230-260 см). Общее число белых журавлей в мире всего около 300 особей. Судьба стерха как и других видов диких растений и животных в руках человеческих!


- Посмотрите, вот еще несколько птиц, занесенных в Красную книгу России. (показ на экране) - А теперь проведем викторину « Наши птицы», а я узнаю насколько хорошо вы знаете птиц:
1. Какую птицу в народе называют воровкой? (сороку) 2. Почему гусь выходит сухим из воды? (перья смазаны жиром) 3. Какая птица самая большая в мире? (африканский страус) 4. Почему у пингвина язык покрыт шипиками? (чтобы удерживать рыбу) 5. В какую страну улетают синицы? (они не улетают) 6. Птица - плохая мать. (кукушка) 7. Как называется лесная птичка, которая способна перемещаться по стволу дерева головой вниз? (поползень) 8. Птица - символ мира, чистоты. (голубь) 9. Птица, ночующая в лесу? (куропатка) 10. Какая птица изображена на гербе России? (орел) 11. Птица с перекрещенными половинками клюва. (клест)
- Вы замечательно справились с заданием, а сейчас проверим, узнаете ли вы птиц на фотографиях.

(Викторина: «Угадай птиц»)


4 страница: « Памятники птицам»

  1. В 1850 году в Америку впервые ввезли птицу, которая там вскоре освоилась. Случилось так, что в пригороде Бостона сильно размножились насекомые. Гусеницы наносили серьезный вред посевам. На помощь пришла птица - воробей и она уничтожила насекомых вредителей. И в знак благодарности жители поставили ей памятник в центральном парке города Бостона.

  1. Во время войны происходила осада немецкого города Монстер. Когда командующий ворвался в этот город и увидел петуха, то его план взять город измором провалился. И он приказал своей армии отступить. Он посчитал, что в городе много зерна, из которого пекут хлеб, но на самом деле в городе не осталось продуктов питания и этот петух был последней пищей. Благодарные жители поставили этой птице памятник.

- А сейчас попробуйте разгадать ребусы, в которых зашифрованы названия птиц:

(стриж, ласточка, сорока, ворона)
- Последняя страница нашего журнала называется:

5 страница: « Птицы и будущее»

  1. Птицы исключительно отзывчивы на всякую помощь. Это и подкормка в суровую зимнюю пору, и устройство искусственных гнездовий, и охрана дуплистых деревьев, так необходимых для птиц. И запомните главное правило: даже если вы не можете ничем помочь птице, в ваших силах не мешать, а это уже не так мало! Очень важно, чтобы птицы, эти прекрасные создания, неустанные труженики, полные притягательных тайн, жили счастливо на нашей Земле! Ведь там, где плохо нашим соседям по планете, плохо и нам самим.
Не разоряйте птичьего гнезда- Так счастлива в своем жилище птица! Она в гнезде спокойна и тогда, Когда над рощей буря злится. Храните дерево от топора; Оно высокое и вековое, Дает нам тень, когда стоит жара, Оно чарует все живое. Не разоряйте птичьего гнезда!
- Весна - это птичьи трели. У каждой птицы своя песня. А каким птицам принадлежат эти голоса, отгадайте, прослушав аудиозапись.

(гуси, петух, воробей, чайка, соловей)
4. Подведение итогов занятия
- А завершить наш праздник хотелось вот такими словами:
Милый, птиц ловить не надо! Будут птицы на свободе - Вредных гусениц не станет Ни в саду, ни в огороде. Сделай гнездышки - домишки На ветвях для птичек малых. Да следи, чтоб коршун хмурый Не ломал, не разорял их.
- Проявите заботу к нашим пернатым друзьям. - Ребята, на этом наш праздник, посвященный дню птиц, окончен. Спасибо всем за внимание!

© 2010-2022